Тема: «Понятие о дислалии, общая характеристика»
Тип урока: комбинированный
Задачи:
формировать у учащихся знания о дислалии, ее классификации и причинах возникновения;
развивать умение определять формы дислалии в зависимости от нарушенных психофизиологических механизмов, участвующих в осуществлении речевых процессов;
содействовать воспитанию профессионально значимых качеств педагога, вызывать интерес к предметному содержанию темы.
План:
1. Понятие о дислалии.
2. Классификация дислалии. Причины возникновения.
1. Дислалия (от греч. dis – приставка, означающая частичное расстройство, и lalio – говорю) – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
У детей с дислалией избирательные, негрубые, но довольно стойкие
нарушения звукопроизношения, которые связаны либо с анатомическими
дефектами артикуляторного аппарата (челюсти, зубы, губы, язык, мягкое и
твердое небо), либо с неблагоприятными условиями развития речи, либо с
нарушениями фонематического восприятия (восприятие фонем -звуков на слух, их различение). Основные симптомы: нарушение произношения звуков, артикуляции (движений органов артикуляторного аппарата).
2. В зависимости от локализации нарушения и причин, обусловливающих нарушение звукопроизношения, выделяют две основные формы дислалии: функциональную и механическую.
В тех случаях, когда не наблюдается органических нарушений, говорят о функциональной дислалии.
При отклонениях в строении периферического речевого аппарата (зубов, челюстей, языка, нёба) говорят о механической дислалии.
Функциональные дислалии возникают в детском возрасте в процессе усвоения системы произношения, а механические – в любом возрасте вследствие повреждения периферического речевого аппарата.
При функциональных дислалиях может нарушаться воспроизведение одного или нескольких звуков, при механических обычно страдает группа звуков. В ряде случаев встречаются комбинированные функциональные и механические нарушения.
Функциональная дислалия делится на три типа:
моторную -в центральных отделах речедвигательного анализатора;
сенсорную –в центральных отделах речеслухового анализатора;
сенсомоторную – при одновременном наличии и того, и другого варианта.
При моторном типе возникает фонетический дефект (не воспроизводятся артикуляторные признаки звуков), то есть губы и язык движутся неточно, поэтому звуки получаются лишь приблизительными, происходят нарушения артикуляции. При сенсорном типе возникает фонематический эффект (не различаются акустические признаки звуков) - человеку сложно на слух отличить акустически схожие фонемы (твердые/мягкие, шипящие/свистящие и т.д.), поэтому он заменяет и смешивает звуки, что мешает овладению письменной речью, и приводит в будущем к дисграфиям.
В соответствии с вышеперечисленными вариантами возникает 3 группы:
акустико-фонематическая дислалия — плохое произношение связано с недостаточным развитием речевого слуха;
артикуляторно-фонематическая дислалия — возникает в том случае, если ребенок не достаточно усвоил правильные положения органов речевого аппарата, которые необходимы для правильного произношения звуков.
артикуляторно-фонетическая дислалия — звукопроизношение искажается в результате неправильного усвоения артикуляционных позиций.
Фонетическая дислалия делится на несколько узких подтипов в зависимости от фонетических дефектов произношения звуков разных групп:
ротацизм – неправильное произношение согласных [р] и [р'];
сигматизм – проблемы с шипящими [ж], [ш], [щ], [ч] и свистящими [с], [с'], [з], [з']
ламбдацизм – неправильное произношение [л] и [л'];
гаммацизм – трудности в использовании [г] и [г'];
хитизм – недостатки в согласных [х] и [х'];
каппацизм – речевые проблемы со звуками [к] и [к'];
йотацизм – неправильное произношение [й];
дефекты оглушения и озвончения – когда ребенок или взрослый заменяет парные глухие звонкой и наоборот;
дефекты твердости и смягчения – парные твердые звуки меняются на мягкие согласные и наоборот.
Причины возникновения функциональной дислалии
биологические и социальные:
- общая физическая ослабленность ребенка вследствие соматических заболеваний, особенно в период активного формирования речи;
- задержка психического развития (минимальные мозговые дисфункции), запоздалое развитие речи, избирательное нарушение фонематического восприятия;
- неблагоприятное социальное окружение, препятствующее развитию общения ребенка (ограниченность социальных контактов, подражание неправильным образцам речи, а также недостатки воспитания, когда родители культивируют несовершенное детское произношение, задерживая тем самым у него развитие звукопроизношении).
Механическая дислалия
Причиной этой формы заболевания являются органические дефекты самого речевого аппарата – губ, языка, зубов, челюстей. Механическая дислалия возникает из-за врожденных причин или в результате заболеваний и травм.
Наиболее распространенные дефекты периферического артикуляционного аппарата (языка и губ), вызывающие речевые проблемы:
короткая уздечка языка – проблемы с верхнеязычными звуками;
короткая уздечка верхней губы;
массивный язык (макроглоссия) – наблюдается у детей с общим недоразвитием;
маленький и узкий язык (микроглоссия) - наблюдается у детей с общим недоразвитием;
толстые губы – проблемы с губными и губно-зубными звуками.
Причины дислалии в костной части речевого аппарата: высокое узкое или низкое плоское верхнее небо, аномалии зубного ряда (редкие мелкие зубы, диастемы), неправильный прикус (открытый, глубокий, перекрестный и т.д.). Механическая дислалия не ставится при расщелине верхней губы и мягкого/твердого неба, дефекты речи в данном случае относятся к ринолалии.
Симптомы отклонения
Пропуск (эллизия) – звук не опознается, выпадает. Наблюдается полное отсутствие звука.
Замена (субституция) – вместо правильного звука произносится звук, сходный по способу образования или месту артикуляции.
Искажение – вместо правильного звука произносится звук, которого нет в системе родного языка.
Смешение – ребенок, умея произносить звуки, путает их в речи.