Предмет: | Математика |
Класс: | 6 |
Учитель: | Юдина В.А. |
Базовый учебник: | Математика 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/С.М.Никольский, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников, А.В. Шевкин - М.: Просвящение,2016.-256с. |
Тема урока: | Сложение и вычитание десятичных дробей |
Количество часов, отведённое на изучение темы: | 4 |
№ урока: | 1 |
Тип урока: | урок открытия нового знания |
Цель урока: | обеспечить осознанное усвоения алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей и тренировать способность к его практическому использованию; воспитывающие: формировать умение вести диалог, отстаивать сое мнение в рамках деловой беседы, соблюдать языковую эстетику; развивающие: развивать логическое мышление и пространственное воображение, вырабатывать навыки самооценки. |
Задачи урока: | Образовательные | формирование умения сложения и вычитания десятичных дробей и применение их при решении задач. |
Развивающие | развитие математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления, настойчивости, умения действовать самостоятельно. |
Воспитательные | воспитание трудолюбия и аккуратности, любви к родному краю. |
Планируемые результаты: | УУД | Предметные (знания, умения, представления): - подвести учащихся к пониманию того, что сложение и вычитание десятичных дробей выполняется поразрядно; - разработать алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей; - сформировать умение складывать и вычитать десятичные дроби. Метапредметные: Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на урок с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективному составленному плану, оценивать правильность выполнения действий на уровне оценки, планировать свое действие в соответствие с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя), добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке), использовать знаково-символические средства; извлекать из математических текстов необходимую информацию; устанавливать причинно-следственные связи. Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Основные понятия, изучаемые на уроке: | Десятичные дроби, сложение, вычитание. |
Методы: | по источникам знаний: словесный, наглядный; по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа; относительно дидактических задач: подготовка к восприятию; относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый |
Формы работы обучающихся: | Фронтальная, групповая, индивидуальная. |
Необходимое учебное оборудование: | Компьютер (или компьютерный класс), проектор, экран, учебники по математике, раздаточный материал (карточки с заданием), электронная презентация, выполненная в программе Power Point, картины родного края. |
Педагогические технологии: | проблемно-диалоговая. |
Структура урока: | 1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. (2 мин) 2. Актуализация знаний. (5 мин) 3. Постановка темы, цели и задач урока. (2 мин) 4. Построение проекта коррекции выявленных затруднений. (20 мин) 6 Самостоятельная работа с проверкой по эталону. (10 мин) 7. Домашнее задание.(1 мин) 8. Рефлексия учебной деятельности на уроке. (2 мин) |
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1 | Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. Цель: включить обучающихся в учебную деятельность, определить содержательные рамки урока, создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Здравствуйте ребята! Садитесь! Посмотрите, пожалуйста, у нас на уроке сегодня присутствуют гости. Давайте с ними поздороваемся. Надеюсь, что на уроке вы будете работать активно и у вас, обязательно, все получится. Давайте сейчас проанализируем свое настроение и отобразим это с помощью смайлика. Я вижу, что сегодня вы с желание и хорошим настроение шли в школу, чтобы встретиться с гостями, узнать много нового и интересного Итак, мы начинаем. | Включаются в деловой ритм урока, отвечают на вопросы учителя, высказывают свои предположения. | Личностные: самоопределение, смыслообразование. Регулятивные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, целеполагание, волевая саморегуляция. Познавательные: анализ, сравнение, самостоятельное выделение и формулирование познавательной деятельности, цели. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения. |
2 | Введение в тему, актуализация знаний и фиксация затруднений. Проблемная ситуация. Цель: создать проблемную ситуацию, зафиксировать причину затруднений, спрогнозиро-вать предстоящую деятельность.. | - Чем мы занимались на прошлых уроках? - Что мы умеем делать с десятичными дробями? (Составление кластера: в центре – название десятичные числа, а вокруг расположить все действия, которые умеем выполнять с этими числами.) 1) Прочитайте десятичные дроби и ответьте на вопрос: -Какую особенность замечаете в моей записи? Это нам сегодня пригодится Сравните десятичные дроби 54,2 и 5,3 78,12 и 78,21 5,9 и 5,89 13,7 и 12,9 Оцените себя на данном этапе урока. | -Изучали десятичные дроби Выполняют вместе с учителем задание по составлению кластера. Выполняют задания. | Познаватель- ные: активизация опорных знаний и умений Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, оценивание усваиваемого материала, структурирование собственных знаний. Коммуникативные: умение слышать вопросы, давать полный ответ, доказывать свою точку зрения. |
3. | Постановка учебной задачи. Цель: обсуждение затруднений, построение проекта выхода из затруднения, проговарива-ние темы и целей урока. | А сейчас посмотрите на доску и распределите данные выражения на группы по столбикам, ответ обоснуйте. 7,4 + 0,26 6,7 + 2,4 21,23 -15,1 Вы уже знаете, как складывать и вычитать дроби и смешанные числа. Выполните действия. -Какая группа выражений вызывает затруднения? - Кто попробует сформулировать тему сегодняшнего урока? - Что предстоит выяснить? - Какие знания нам понадобятся, чтобы научиться правильно складывать и вычитать десятичные дроби?(Сложение и вычитание обыкновенных дробей) - Предложите план, по которому будем действовать. | Отвечают на вопросы, формулируют цели урока. Под руководством учителя определяют задачи урока: - «Сложение десятичных дробей» - Овладеть умением складывать и вычитать десятичные дроби, отработать правила сложения и вычитания десятичных дробей, развивать навык устного сложения десятичных дробей, повторить знания о десятичных дробях, систематизировать знания о десятичных дробях, продолжить развивать навык самооценки работы на уроке в различных формах работы. | Познавательные (определять тему беседы и обосновывать своё мнение, логические УУД).Личностные (самоопределение к учебной познавательной деятельности). Регулятивные( целеполагание, соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности). Коммуникативные умения(слушать и слышать) |
4. | Построение проекта коррекции выявленных затруднений Цель: Формирование навыка применения алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей при решении задач. | Попробуем сложить десятичные дроби. 1. На доске записаны дроби, под ними буквы. 3,5; | 0,375; | 110,67; | 61,981; | 3,6; | 3,705; | 0,8; | 6,19 | а | у | м | а | ч | и | д | в | Прочитайте дроби. Назовите целую часть второй дроби. Назовите дробную часть первой, последней дроби. Назовите наименьшую и наибольшую десятичную дробь. Расположите дроби в порядке возрастания и прочитайте напутствие на сегодняшний урок. ОБЪЯСНЕНИЕ НА ДОСКЕ Пример 1. Найдите сумму 3,12 + 8,26. Запишем десятичные дроби в виде смешанных чисел и найдём их сумму: Ребята, как вы думаете, а есть ли другой способ сложить десятичные дроби? Как вы поступите, если вам надо сложить 312 и 826? Сложение десятичных дробей выполняют аналогично натуральным числам, вычислить «столбиком». Запомни. Правило сложения десятичных дробей. Чтобы найти сумму двух десятичных дробей, нужно: записать дроби друг под другом так, чтобы запятая оказалась под запятой; уровнять количество знаков после запятой, приписывая справа нули; выполнить сложение, не обращая внимания на запятые; в полученной сумме поставить запятую под запятыми, стоящими в слагаемых. Пример 2. Найдите сумму: Обратите внимание: Сложение десятичных дробей, так же, как и сложение натуральных чисел, подчиняется переместительному и сочетательному законам сложения. Карточка - тренажер | 7,4 + 0,26 | 6,7 + 2,42 | 21,23 + 15,1 | Уравнять в дробях количество знаков после запятой: | 7,40 и 0,26 | | | Записать их друг под другом так, чтобы запятая была подписана под запятой: | 7,40 0,26 | | | Выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую: | 7,40 0,26 7 66 | | | Поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях: | 7,40 0,26 7,66 | | | Давайте вернемся к тому столбику, который вызвал затруднения и вычислим значение выражения, проговаривая правило. Для тех, кто работает быстрее, чем мы на доске, на партах есть карточки с дифференцированными заданиями. Вы можете получить дополнительную оценку. | Выполняют задания учителя, учатся применять алгоритм сложения и вычитания дробей. | Личностные: самоопределяются, осознают ответственность за работу пары Познавательные: самостоятельно планируют свою деятельность, применяют способы решения, прогнозируют результат, выстраивают логическую цепь рассуждений Регулятивные: проявляют познавательную инициативу Коммуникативные: планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем, учитывают мнение в паре, координируют свои действия |
5 | Физкультминутка. Цель: Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. | Учитель. Молодцы, а теперь давайте отдохнем. Мы устали чуточку, Отдохнем минуточку. Поворот, наклон, прыжок, Улыбнись давай, дружок. Еще попрыгай: раз, два, три! На соседа посмотри, Руки вверх и тут же вниз И за парту вновь садись. | Деятельность учащихся: повторяют движения за учителем. | |
6. | Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Цель : организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий. | Учитель. РАБОТА В ГРУППАХ Работа с историческим материалом Работа с книгой 1 вариант №759 (а,г) , 760 Б 2 вариант № 759(б,в) №760(а,) | Деятельность учащихся: учащиеся выполняют самостоятельную работу на индивидуальных карточках, затем проверяют по эталону. Проверяют свои ответы, отмечают правильно решенные примеры, исправляют допущенные ошибки. Осуществляют самооценку. - Последнее. - Оно решалось сложением нескольких одинаковых десятичных дробей. - Умножением. Формулируют тему следующего урока. («Умножение десятичных дробей») | Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий после внесения необходимых корректив. Познавательные: анализ, синтез, аналогия, выполнение действий по алгоритму |
7 | Домашнее задание. Цель : обсудить и записать домашнее задание. | Домашнее задание я выдала вам Домашнее задание. Дифференцированные задания. Уровень 1. Два ящика с яблоками весили 44,8 кг. В одном ящике было 22,3 кг яблок. Сколько килограммов яблок было в другом ящике? Вычисли: 3,45+2,07-4,89. Реши уравнение: 48,54+х=54,64. Уровень 2. Металлическую балку длиной 6,85 м разрезали на две части. Длина одной части 2,96 м. На сколько меторов вторая часть оказалась длиннее первой? Вычисли: 4,2 – (0,98 + 1,75) Реши уравнение: 137-х=42,56. Уровень 3. Одна сторона треугольной площадки 98,4 м, а вторая короче ее на 18,9 м. Вычислите третью сторону площадки, если ее периметр 342 м. Вычисли: (34∙38-927,57)-(16200:40+28,4). Реши уравнение: х-27,5=38,1. Дифференцированное. Оно рассчитано на три уровня сложности. Каждый из вас выбирает тот уровень, с которым он может справиться и выполняет его. | Деятельность учащихся: записывают домашнее задание. | |
8 | Итог урока. Рефлексия. Цель: зафиксировать содержание, которое повторили на уроке, оценить собственную деятельность. | - Удалось ли вам решить поставленную цель урока? - Какие возникли трудности? - Какие знания, полученные ранее, позволили справиться с заданиями? Ребята! Спасибо за урок. Впереди у нас еще много новых интересных открытий. Я желаю вам успехов в дальнейших познаниях. До свидания. | Деятельность ученика: называют основные позиции нового материала и как они их усвоили. | Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: аргументация своего мнения. Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке. |