Тема | Обобщающий урок по теме: «Имя прилагательное» |
Цель | Создание условий для продуктивной деятельности каждого ученика, в которой он может решить следующие задачи: |
Задачи | 1.Осознать значимость изучаемого материала, уметь выделять главное в познавательном объекте. 2.Осознать ценность совместной деятельности. 3.Развивать монологическую и диалогическую речь. 4.Осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности. 5.Задуматься о красоте родного языка, стимулировать творческую деятельность в его изучении и изучении творчества местных авторов. |
Формируемые УУД | Личностные: учебно- познавательная мотивация, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности. Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия, планирование учебного сотрудничества. Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, структуирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. |
Основные понятия | Морфологические, синтаксические признаки имени прилагательного, морфемы, словообразование. |
Ресурсы | Доска, мультимедиа система ,учебник русского языка, разноуровневые карточки с текстами, лист оценки, таблицы. |
Технологии | игровая, сотрудничестваа, ИКТ, здоровьесберегающая |
Организация пространства | Индивидуальная работа, фронтальная работа, самостоятельная работа, групповая работа, презентация. |
УМК | Учебник Русский язык 6 класс М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова (2012 год) Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А., Стракевич М. М. Русский язык. Дидактические материалы. 6 класс Ларионова Л. Г. Русский язык. Карточки-задания. 6 класс |
Методы | По степени самостоятельности мышления: проблемно – поисковые, исследовательский; словесные: беседа; наглядные: иллюстрация, демонстрация; методы стимулирования: создание ситуации познавательного спора, ситуации успеха; методы контроля: самопроверка, взаимопроверка. |
Планируемые результаты | Для учащихся, имеющих средний и высокий уровень | Для учащейся с низким уровнем (для детей с ОВЗ) |
Метапредметные: -планировать действия в соответствии с поставленной учебной задачей; - высказывать предположения на основе учебного материала; - устно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения; - слушать и понимать речь других; - находить и анализировать информацию; - работать над составлением алгоритма; осуществлять самоконтроль, самооценку. Личностные: -развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости - овладение знаниями и умение их применять в различных жизненных ситуациях. -формирование умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий Предметные: - находить прилагательное среди других частей речи -определять их грамматические категории (разряд, число, род) -называть прилагательные по данным грамматическим признакам -актуализировать знания правил написания суффиксов прилагательных, -не – с прилагательными; дефисное и слитное написание сложных имен прилагательных. Уметь применять знания на письме. - определять роль прилагательных в речи. - формировать орфографическую зоркость, развивать фонематический слух. | Метапредметные: - понимать и принимать учебную задачу; -планировать действия в соответствии с поставленной учебной задачей; - высказывать предположения на основе учебного материала; - устно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения; - слушать и понимать речь других; - находить и анализировать информацию; - работать по алгоритму; осуществлять самоконтроль, самооценку. Личностные: - овладение знаниями и умение их применять в различных жизненных ситуациях. Предметные: - находить прилагательное среди других частей речи. - знать основные их морфологические и синтаксические признаки. - Коррекционно–образовательные задачи: · обеспечить усвоение знаний, умений и навыков по теме; ·способствовать развитию умения применять полученные знания на практике; Коррекционно–воспитательные задачи: прививать интерес к родному языку Коррекционно–развивающие задачи: ·развивать неречевые процессы (мышление, внимание, память); ·развивать словесно-логическое мышление (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями); ·умение работать по словесной и письменной инструкциям. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Общеобразовательная программа (22 ученика) | Адаптированная программа для детей с ОВЗ (3 ученика) |
1 Организационный момент. Мотивация Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне. | Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой. 1.Здравствуйте, ребята! Чтоб урок наш стал светлее, Мы поделимся добром. Вы ладони протяните, В них любовь свою вложите, Ей с друзьями поделитесь И друг другу улыбнитесь Откройте тетради, запишите число, классная работа. | 1.Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.
| 1.Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку под руководством учителя, психологически настраиваются на урок. | Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества. Регулятивные УУД: осуществлять самоконтроль. |
2 Мотивация к учебной деятельности. Цель этапа: определение содержательных рамок урока. | 1.Включает презентацию. Слайд №1 А сейчас внимание на экран. Я предлагаю вам посмотреть отрывок из мультфильма «Цветик-семицветик». Обратите внимание на слова, с помощью которых бабушка описывает цветок. 2.Просит выдвинуть предположение о теме урока, о целях и задачах, которые предстоит решить на уроке. Рассказывает о системе оценки знаний на уроке. - Мы увидели необычный цветок. Назовите слова, которые так ярко описывают его. К какой части речи они относятся? Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? Сегодня на уроке мы повторим изученное об имени прилагательном. Вспомнить все, что знаем об имени прилагательном , чтобы доказать, что это удивительная часть речи. Запишите тему урока. Слайд 2. 3.Предлагает решить проектную задачу «Верно ли, что в высказывании номер 3 слово «знание»- имя прилагательное?». Слайд №3 4. Предлагает зачитать работы двум ученикам, остальным – внимательно слушать и оценить работу. Пример рассуждения - Слайд №4 | 2.Работают с презентацией.
2.Записывают тему урока в тетрадях. Ученики пытаются вспомнить все, что знают об имени прилагательном как части речи. Формулируют тему урока. Фиксируют возникшее затруднение. Отвечают на вопросы, строят понятные для партнера высказывания; в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод. 3.Записывают в тетради свое мнение (5 мин) 4. Внимательно слушают, дополняют и оценивают работу. | 2.Работают с презентацией. 2. Записывают тему урока в тетрадях, под контроллем учителя. Ученики вспомнают все, что знают об имени прилагательном как части речи. Фиксируют возникшее затруднение. Отвечают на вопросы. ( с помощью учебника). 3. Записывают в тетради «верно» или «неверно», устно обосновывают свой ответ. | Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация; нравственно-этическое оценивание, толерантность Коммуникативные УУД: строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами., инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка. Познавательные УУД: постановка, формулирование и решение проектной задачи, поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные УУД: Организованность во времени, самооценка, определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий. |
Актуализация знаний. Цель этапа: актуализация и углубление изученного, актуализация мыслительных операций: сравнение, анализ, обобщение; зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия | 5. Предлагает найти на слайде имена прилагательные и обозначить их роль в тексте Слайд №5-6 6. Предлагает сравнить их по лексическому значению Слайд №7 | 5. Анализируют текст 6. Сравнивают имена прилагательные по степени проявления признака, делают выводы, чем они отличаются | 5.Выписывают имена прилагательные и определяют род имен прилагательных. | Регулятивные УУД: ориентирование в ситуации, прогнозирование, ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания). Познавательные УУД: выбор критериев для сравнения, критическое оценивание, построение речевого высказывания, остановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, владение монологической и диалогической формами речи. |
Физминутка Цель: снять эмоциональную усталость, предупредить утомление. | «Если слышите имя прилагательное – тянете руки вверх, слышите имя существительное – встаёте на носочки, глагол – приседаете: Лес точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный. Весёлой пёстрою стеной Стоит над светлою поляной. Берёзы жёлтою резьбой Блестят в лазури голубой. | Выполняют упражнение увлечённо и внимательно. | Выполняют упражнение увлечённо и очень внимательно. | |
4. Самостоятельная работа с взаимопроверкой. Цель этапа: тренировать способность к самоконтролю и самооценке. | 7. Организует самостоятельную деятельность учащихся по карточкам с взаимопроверкой; выборочно проверяет несколько тетрадей, предлагает устранить недочеты индивидуально или в паре (с консультантами); организует индивидуальную работу. | 7. Самостоятельное выполнение карточек; взаимопроверка, проверка по образцу под контролем учителя | 7. Выполнение карточек по образцу под контролем учителя. | Личностные УУД: самоопределение, сравнение, умение применять нужные знания Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция; оценка, способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору к преодолению препятствий, отличать верно выполненное задание от неверного. Личностный результат УУД: способность к самооценке своих действий, осуществлять самоконтроль |
5. Обобщение и систематизация знаний по теме. Работа в группах. (разноуровневые задания). Цель: воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция), научить использовать уже имеющиеся знания в других условиях | 8.Организует работу в группах по составлению таблицы. Слайд №8 | 8.Работают в 4-х группах по заполнению таблицы. Пользуются учебником, справочниками. По окончании на интерактивной доске заполняют таблицу, комментируя процесс Выполняют работу в группах, руководствуясь правилами. | 8.Работают в группах по заполнению таблицы по руководством учеников-консультантов. Пользуются учебником, справочниками. Устный ответ. Выполняют работу в группах, руководствуясь правилами. | Личностные результаты: развитие любви и интереса к языку, его богатству и выразительным возможностям; Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы, подведение под понятие, выведение следствий. Коммуникативные УУД: формирование навыков речевой деятельности. Освоение способов совместной деятельности. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. |
6. Рефлексия деятельности. Цель этапа: оценить результаты собственной деятельности |
9. «А сейчас каждый оценит себя сам, всё ли у вас получилось, довольны ли вы своей работой? Урок был … На уроке чувствовал себя…. Я доволен (не доволен) своей работой на уроке… Оцените свою работу на уроке. Работу класса. | 9. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Подводят итоги. Выставляют оценки. | 9.Оценивают свою работу | Личностный результат УУД: способность к самооценке |
7. Домашнее задание | 10.Предлагает дифференцированное задание: 1. Составить кроссворд по теме: «Имя прилагательное» ИЛИ 2. Самостоятельно составить словарный диктант по орфограммам прилагательного (15-20 слов) в форме карточки. | 10.Выбирают и записывают домашнее задание. | 10.Записывают домашнее задание. | Личностный результат УУД: формировать привычку к самоконтролю. Познавательные УУД: применение полученных знаний на практике |