обеспечить осознанное усвоение действий с положительными и отрицательными числами; обобщить и систематизировать знания учащихся положительных и отрицательных числах; проконтролировать степень усвоения основных задач на числа в разными знаками; применение рациональных приёмов вычислений.
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, математическую речь, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Этап урока. Развивающие задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Создание мотивации к учебной деятельности. Самоопределение. Развитие познавательных и регулятивных УУД | Учитель: Ребята сегодня мы проведем с вами необычный урок. Сначала давайте вспомним, чем мы занимались на прошлых уроках? Посмотрите, на доске записаны высказывания: Сумма двух имуществ – имущество Сумма двух долгов есть долг. Друг моего друга – мой друг. (+) * (+) =+ Друг моего врага – мой враг. (+) *(-) = - Враг моего друга мой враг. (-) * (+) =- Враг моего врага – мой друг. (-) *(-)=+ Что они обозначают? Можете ли вы сразу объяснить эти высказывания? Надеюсь, что каждый учащийся к концу урока поднимется вверх этой лестницы. | Учащиеся отвечают, что на последних уроках учились складывать и вычитать положительные и отрицательные числа, знакомились с этими понятиями, учились складывать числа с положительными и отрицательными знаками, изучали модуль числа, знакомились с понятиями «долг», «Прибыль» Да сможем объяснить 2 первых: Сумма двух имуществ – имущество (+) + (+) =+. Сумма двух долгов есть долг. (-) + (-) = - |
Целеполагание. Развитие познавательных и регулятивных УУД. | Учитель: Найди ошибки: (все ли сможете решить?) 1) 10 – 25 = – 15; 2) 100 : (– 10) = 10; 3) – 71 + 30 = 41; 4) – 17 + 17 = 0. 5) 0 + (– 12) = – 12; 6) – 24 • 2 = – 48; 7) –12 + (– 19) = 31 Учитель: Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Какова цель нашего урока? Ребус вам поможет ВОСТЕСМЕЫН СЕЙДЯВИТ (Совместные действия) Что значит совместные действия? Давайте запишем тему урока в тетради. | Учащиеся отвечают, что не все 2 и 6 пока решить не могут. Пока точно можно сказать, что ошибки в 3 и 7 Совместные действия- значит все действия: +,-,*,: Цель: научиться умножать и делить положительные и отрицательные числа Тема: Действия с положительными и отрицательными числами |
Актуализация знаний. Пробное учебное действие. Локализация затруднений. Развитие познавательных, личностных, регулятивных и коммуникативных УУД. | Учитель: Какие действия вы выполняли с целыми числами? Сформулировать правила сложения, умножения и деления целых чисел с разными знаками. С какими числами вы еще знакомы? Какое число больше, если одно из них положительное, а другое отрицательное? Какое из чисел больше: отрицательное или ноль? Какое из чисел меньше: положительное или ноль? Вычислите: |5|-|15|= |3,5-2,5|= 43 - -17 | Учитель: Теперь давайте решим следующие примеры: 4,5 – 5,2 = -4,5 – 5,2 = 5,2 - 4,5 = 0 – (-5,2) = -4,5 – 0 = Учитель: Теперь перейдем к новому заданию: -5+(-4)*(-3)+12 Можно ли его сразу решить? Что нужно знать, чтоб его решить? | Все учащиеся | Одаренные дети |
Отвечают на вопросы Решают основное задание: |5|-|15|=5-15= -10 |3,5-2,5|=|1|=1 2. 4,5 – 5,2 = 4,5 – 5,2 = 4,5 + (-5,2) = -(5,2 – 4, 5) =-0,7 -4,5 – 5,2 = -4,5 – 5,2 = -4,5 + (-5,2) = -(4,5 + 5,2) = -9,2 5,2 - 4,5 = 5,2 - 4,5 = 5,2 + (-4,5) = 5,2 – 4,5 = 0,7 0 – (-5,2) = 0 – (-5,2) = 0+ 5,2 = 5,2 -4,5 – 0 = -4,5 – 0 = - 4,5 + 0 = - 4,5 | После выполнении основного задания решают карточки В непрозрачном мешке лежат 5 белых и 2 черных шара. Сколько шаров надо вытащить, чтобы среди них обязательно оказался хотя бы один белый и хотя бы один черный |27,6|-|2,58|=27,6-2,58=25,06 |28.7|*|-5,7|=28.7*-5,7=163,59 |
Нет, можем решить только первое действие Правила умножения положительных и отрицательных чисел |
Постановка учебной задачи. Развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД. | Учитель: Давайте теперь вспомним высказывания, которые я приводила в начале урока: Друг моего друга – мой друг. Друг моего врага – мой враг. Враг моего друга мой враг. Враг моего врага – мой друг. Как их можно отнести к теме нашего урока? Теперь попробуйте сформулировать правила умножения и деления целых чисел с разными знаками. Запишите схему себе в тетради: + | * | + | = | + | + | * | - | = | - | - | * | + | = | - | - | * | - | = | + | | Друг + Враг – Друг моего друга – мой друг. (+) * (+) =+ Друг моего врага – мой враг. (+) *(-) = - Враг моего друга мой враг. (-) * (+) =- Враг моего врага – мой друг. (-) *(-)=+ Учащиеся отвечают При умножении двух чисел умножаются их абсолютные величины и перед произведением ставится знак плюс, если знаки сомножителей одинаковы, и минус, если они разные. При делении одного числа на другое делят абсолютную величину первого на абсолютную величину второго и перед частным ставится знак плюс, если знаки делимого и делителя одинаковы, и минус, если они разные (схема та же, что для умножения). | Решите задачу: Друг пришел к врагу и спросил врага, может быть, мой враг перестанешь быть ты моим врагом, и пойдем с тобой как друзья мы дальше? И ответил враг, что согласен он. И теперь они больше не враги, теперь они больше не ругаются. (+----+--=+) |
Развитие познавательных, личностных, регулятивных и коммуникативных УУД. | Учитель Теперь попробуйте сами придумать высказывания и перевести их в примеры. (самые удачные разбираются вместе) Учитель Давайте вернемся к нашим примерам, которые не смогли решить и решим их: -5+(-4)*(-3)+12 = 100 : (– 10) = 10 – 24 • 2 = – 48 Верно ли решены последние 2 примера? Можем ли мы сейчас ответить на этот вопрос? | Учащиеся решают пример по действиям (один человек у доски) 1)-5+(-4)= -5-5=-9 2)-9*(-3)=27 3)27+12=39 . Да можем ответить: 1 пример решен не верно (нужен знак минус вначале) 100 : (– 10) = - 10 Второй пример – 24 • 2 = – 48 решен верно |
Первичное закрепление знаний с проговариванием во внешней речи. Развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД. | Учитель: 1)Найдите значения выражения: 2) Выполните действия: а ) 36*(45): (-9) б) -105 * (-16) : 56 3) Вычислите используя рациональный прием: Теперь физминутка Мы славно потрудились, И славно отдохнем, Мы сделаем зарядку, И снова в путь пойдем. Все движения повторяйте за мной. Руки за спину, головки назад, Пусть глаза в потолок поглядят. Глазки опустим, на парту гляди, И снова наверх - где там муха летит? Глазами поводим, поищем ее, И снова решаем, немножко еще. | Решают у доски, проговаривая каждое действие 1) А)100-(-8)*(-20)=100-160=-60 Б)-200:4+20= -50+20=-30 | Решают дополнительно: 1 при условии, что А) а= - 6 в=20 100-(-6)*(20)=100-120=-20 Б) а=200 в=-4 200: ( -4)+20= -50+20= -30 а= -200 в= - 5 -200: ( -5)+20=40+20=60 |
2) 36*(45): (-9) = = -36*5= -180 -105 * (-16) : 56= = =30 |
=15(27-37)=15*( -10)= - 150 | Решают дополнительно: 25*48 – 25* 58= 25( -10)=-250 |
| |
Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Развитие познавательных, личностных, регулятивных и коммуникативных УУД. | Учитель: Теперь вы самостоятельно решите тест 1.Вычислите -14+90 А)-76; Б)76; В)104; Г)104; Вычислите -27+60 А)87; Б)-33; В)33; Г)-87; Вычислите (+20) ∙ (-5) А)100; Б)-4; В)4; Г)-100; Вычислите (-40):(-8) А)-5; Б)320; В)5; Г)-320; 5. Вычислите (+20)+(-20)+(+1) (1) 6. Вычислите (-25)+(-4)+(-6)+4+3+5 (0) 7. Вычислите -5-3+6-8+4 (-6) 8. Вычислите 20∙(-5) ∙6 (-600) | Учащиеся решают тест, затем обмениваются тетрадями и проверяют. 1)б 2)в 3)г 4)в 5)1 6)0 7)-6 8) -600 |
Включение знаний в систему и повторение. Развитие познавательных УУД. | Учитель: Выполнить задания из учебника: № 373,375,377 | Учащиеся выполняют предложенные задания. | Дополнительно № 378,379 |
Рефлексия. Развитие познавательных, и регулятивных УУД. | Учитель: Давайте вспомним, какой вопрос мы хотели решить на уроке. Мы хотели научиться. Разрешили мы эту проблему? Учитель: А теперь попробуем оценить свою деятельность на уроке: Достигли мы цели урока? Что сумели повторить? Какие новые знания получили? Что на ваш взгляд, следует еще раз повторить и закрепить на следующем уроке? Где можно применить новые знания? | Учащиеся отвечают, что мы хотели научиться умножать и делить положительные и отрицательные числа. Да решили эту проблему Учащиеся отвечают. |
Домашнее задание | Для всех: № 372, 385 Для желающих: Подготовить творческую работу по одной из предложенных тем: «Где встречаются положительные и отрицательные числа?» История чисел с разными знаками». Обратите внимание на то, чтобы ваши работы были интересны по содержанию, содержали верную математическую информацию по теме, были красиво оформлены. |
5. Вычислите (+20)+(-20)+(+1) (1)