Коровкина Надежда .Михайловна учитель математики высшей категории МОУ Китовская СШ Шуйского района
- овладение алгоритмом составления математической модели задач, решаемых с помощью дробно – рациональных уравнений.
- развивают навыки самостоятельности в работе, самоанализа и самоконтроля при оценке результата и процесса своей деятельности;
Этап урока | Деятельность учителя. Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Деятельность учащихся | Планируемые результаты предметные универсальные учебные действия |
Организационный момент. 2 мин. | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Напоминает, как заполнять лист самооценки на каждом этапе урока | Готовят свое рабочее место. Включаются в деловой ритм урока. Получают листы самооценки. | Регулятивные: организуют свое рабочего место. |
Мотивация | Напоминает о том ,что в начале 8 класса при решении дробно- рациональных уравнений мы рассматривали математические модели задач решаемых с помощью уравнений. Теперь когда мы научились решать квадратные уравнения , попытаемся научиться составлять математические модели задач, решаемых с помощью квадратных уравнений. | Вспоминают изученный ранее материал. Отвечают на вопросы. | Предметные: уметь ориентироваться в своей системе знаний |
Актуализация. | Повторить основные понятия по теме «Рациональные уравнения» и алгоритм решения дробного рационального уравнения. Сначала мы повторим все о дробных рациональных уравнениях. Фронтальный опрос, устная работа с классом. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы: -Какие уравнения называются дробными рациональными? На экране записано несколько уравнений : выбрать среди них те которые относятся к дробно- рациональным (приложение 1) - Что необходимо знать для успешного решения дробных рациональных уравнений? (Общий знаменатель дробей, входящих в уравнения) Предлагает решить несколько уравнений: 1) 1. Решите уравнение: 2) | Формулируют определение дробных рациональных уравнений. Определяют дробные рациональные уравнения среди перечисленных. Рассказывают алгоритм решения дробных рациональных уравнений. 1)Найти общий знаменатель дробей, входящих в уравнение. 2)Умножить обе части уравнения на общий знаменатель. 3)Решить получившееся целое уравнение. 4)Исключить из его корней те, которые обращают в нуль общий знаменатель. 5)Записать ответ. Решают предложенные дробные рациональные уравнения. Решение заданий записываем в тетради. Осуществляют самопроверку и самооценку. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные: Мотивация к учению, определение своего эмоционального состояния. |
Постановка цели урока.. | Определим тему сегодняшнего урока. Ребята , как вы считаете , какой будет цель нашего урока? Какие же будут задачи урока? | формулируют цель урока, задачи. Записывают тему урока. | Личностные: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; Регулятивные: Оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить |
Реализация цели. | Итак, тема нашего урока «Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций». -Где мы используем математические модели? (при решении задач) -Назовите этапы решения задачи. Проблемный вопрос. -Что необходимо сделать перед решением какой-нибудь задачи, например на движение? (Прежде чем приступать к решению задачи необходимо несколько раз внимательно прочитать условие задачи, понять какую величину обозначить за неизвестную, составить краткую запись условия задачи) Проблема: какую величину обозначить за неизвестную. - Определите цель сегодняшнего урока. (Научиться составлять математические модели реальных ситуаций). Сегодня мы будем рассматривать задачи на движение и составлять для них математические модели , с использованием таблицы, для оформления условия задачи Рассмотрим задачу. Из города в село, находящееся от него на расстоянии 120 км, выехали одновременно два автомобиля. Скорость одного была на 20 км/ч больше скорости другого, и поэтому он пришел к месту назначения на 1 ч раньше. Найдите скорость каждого автомобиля. | Называют этапы решения задачи. Формулируют проблему при решении задачи. Определяют цель урока - научиться составлять матем. модели задач. Составляют математическую модель задачи Пусть х км/ч скорость первого автомобиля; (х +20) км/ч – скорость второго автомобиля; 120/х - время первого автомобиля; 120/(х +20) - время второго автомобиля. Составляем уравнение: 120/х -120/(х +20) = 1 (математическая модель); оформляют в в виде таблицы.( приложение2 ) Работают с составленной моделью. Решив полученное уравнение находят корни 40; -60. Но -60 не удовлетворяет условию задачи. 40+20=60 км/ч Ответ на вопрос задачи. 40 и 60 км/ч | Регулятивные: Соотнесение того, что уже известно, и усвоение того, что еще неизвестно |
Первичное закрепление. Работа в парах. | Работа с учебником Решают задачу № 802 При составлении уравнения удобно пользоваться таблицей. Учитель контролирует выполнение задания, отвечает на возникшие вопросы, оказывает помощь слабоуспевающим ученикам. | Формирование умений в использовании опорной схемы для решения задач. Учатся находить информацию в тексте задачи, выделять главное, применять новые знания в другой ситуации | Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации умение устанавливать причинно- - следственные связи Коммуникативные:: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
Физкультминутка. | Математическая зарядка | Выполняют физические упражнения. | |
Закрепление полученных знаний. | Работа по учебнику. № 805 | Самостоятельно решают задачу.. Используют опорную схему для решения задачи | Умение применять знания полученные ранее. Познавательные умение ориентироваться в своей системе знаний Умение логически и творчески мыслить. |
5.Подведение итогов урока. | Что узнали нового на уроке. Подведем итог уроку. Что нового вы узнали на уроке? | Обобщают изученное на уроке. Алгоритм решения задач на движение в одном направлении, если известны расстояние, соотношение между скоростями и время отставания | |
Рефлексия | Организовать оценивание обучающимися собственной деятельности на уроке. | Самооценка работы на уроке Работа с оценочными листами. | Личностные: - готовность оценивать свой учебный труд проведение самооценки учениками работы на уроке, на основе критерия успешности учебной деятельности, оценка процесса и результатов деятельности., |
6.Домашнее задание | Из учебника № 804 № 793 (4) п 24 | Записывают домашнее задание | |
Опорная схема решения задачи на движение.