Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация знаний. Постановка учебной проблемы Открытие нового знания Первичное усвоение новых знаний. | -Актуализация опорных знаний и способов действий. -Обеспечение мотивации учения учащимися, принятия ими целей урока. Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания учащимися изучаемой темы. | Вопросы для повторения Как сравнить рациональные числа? Чему равен модуль положительного числа? Чему равен модуль отрицательного числа? Как умножить рациональные числа? Как сложить два отрицательных числа? Как сложить два числа с разными знаками? . Сравните значения выражений 16*4,4*0 и-7*3,68 -29-19 и -29*(-19) -18*18 и -18+18 0,3*(7-5) и 0,3*(5-7) На листочке показать Работа в парах (карточки на столах)по вариантам Раздать на парты работы Все ли мы изучили математические действия? Сравните числа: на доске (48-57):(-0,9) (-12*(-50):(-1,2) Какой следующий этап в последовательности изучения чисел? Сформулируйте тему урока. Написать на доске Какие случаи деления возможны? Откройте учебники с.239 Прочитать Вычислите, выполнив проверку и объяснив, что значит разделить одно число на другое, отличное от нуля: Какую цель можно перед собой поставить? Сформулируйте определение деления на число, отличное от нуля. Мы убедились, что при делении чисел получается положительное или отрицательное число или ноль. Из скольких частей должно состоять правило? На какие вопросы оно должно отвечать? Почему? На доске Завершите составление модели: | Ребята рассказывают правила действий с рациональными числами Умножение положительных и отрицательных чисел. Произведение отрицательное Произведение положительное Произведение положительное Первый множитель отрицательный Второй множитель положительный Второй множитель положительный Множители с разными знаками Множители с одинаковыми знаками Вычисли: 1 вариант 2 вариант проверка Ответы учащихся: мы не умеем делить Проблемная задача Деление чисел. Деление положительных и отрицательных чисел. Положительное на положительное; положительное на отрицательное; отрицательное на положительное; отрицательное на отрицательное; ноль на положительное; ноль на отрицательное. Определение действия деления. Получить правило деления чисел. Правило должно состоять из двух частей, отвечающих на вопросы: «Какой поставить знак в частном?», «Как найти модуль частного?», учитывая характеристики чисел. Разделить число a на число b, отличное от нуля, это значит найти такое число, которое при умножении на делитель b даст делимое a. a : b = c, b≠0 ↔c ∙ b=a (+):(-)=(-) (-): (-)= (+) | Повторить характеристики чисел, этапы изучения объектов, умножение положительных и отрицательных чисел. Умение применять правило умножения положительных и отрицательных чисел при решении задач. Применять знания полученные ранее для изучения нового. Знать о существовании двух моделей правила чисел: вербальной и графической. Вставлять пропущенные слова в формулировке правила деления чисел. Раскрывать смысл правила деления чисел своими словами. Выделять последовательность этапов, входящих в правило. | Л: развитие мотивов учебной деятельности. Р: оценивать результаты учебной деятельности, анализировать собственную работу, целеполагание, составление плана и последовательности действий. К: оформлять высказывание, формулировать, аргументировать своё мнение. П: выделять и формулировать познавательную цель; выделять существенную информацию, осуществлять актуализацию личного опыта. Л: смыслообразование, развитие навыков сотрудничества, независимость и критичность мышления. Р: тренировать способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности своих товарищей. К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность. Л: смыслообразование, развитие навыков сотрудничества, независимость и критичность мышления. Р: тренировать способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности своих товарищей. К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность. П: сравнивать и обобщать факты, строить логически обоснованное рассуждение, использовать доказательную математическую речь. |
Первичная проверка понимания | | Правило разместить на доске Получили правило деления положительных и отрицательных чисел? Снова обратимся к определению деления. Получили ли правило деления чисел? Решим проблемную задачу Возврат к проблеме Какие ситуации деления в ходе получения правила выделили? Выполните деление, сопоставляя каждое свое действие с правилом: на доске лист -38:19… 45:(-15)… -4,4:4… -8,6: (-4,3)… 48,1:(-48,1).. -950:9,5… Верно ли выполнено деление ? 34:(-2)=17 -60:1,5=-4 -7,6:(-4)=1,9 2,7:(-2,7)=0 -1:(-5)=0,5 8,5:(-1)=8,5 Самостоятельная работа по вариантам Приложение1 (на листочках) Работа в парах Подготовить на доске ответы Проверить работу соседа по парте и оценить | Алгоритм деления рациональных чисел 1)Определить знак частного 2)Разделить модуль делимого на модуль делителя. Ученики формулируют часть правила деления чисел, используя графическую модель. сравнивают выражения Ноль разделить на число, отличное от нуля – это значит найти такое число, которое при умножении на данное число даст ноль. c ∙ (-□)=0 c ∙ (+□)=0 Работа с учебником №1124 (1, 3, 5, 7, 9); №1126 (2, 4, 6, 8) | | Л: смыслообразование, развитие навыков сотрудничества, независимость и критичность мышления. Р: тренировать способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности своих товарищей. К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность. |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Рефлексия (подведение итогов занятия). | Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий. Инициировать рефлексию учащихся по поводу психоэмоционального состояния, мотивации, их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками. Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Какая цель перед нами стояла? Достигли ли мы её? Какие знания нам помогли «открыть» новое правило? для любознательных Домашнее задание: № 1125(1-5), №1127 (1-5) | Получить правило деления положительных и отрицательных чисел. Да. Определение деления на число, отличное от нуля, характеристики положительных и отрицательных чисел. Находить частное. Находить знак частного. Находить модуль частного. Применять полученное правило в различных ситуациях. | Указывать теоретический базис правила: определение действия деления на число, отличное от нуля, характеристики положительных и отрицательных чисел. Составлять задания на применение правила. Под руководством учителя выполнять деление по правилу. | Л: принятие социальной роли обучающегося, независимость и критичность мышления. Р: адекватно осуществлять самооценку, принимать и сохранять учебную цель и задачу, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, планировать будущую деятельность. П. осуществлять актуализацию полученных знаний в соответствии с уровнем усвоения, анализировать степень усвоения нового материала. К: выслушивать сверстников, аргументировать и отстаивать своё мнение. |