1. | Организационный момент | Проверка подготовленности учащихся к работе. Организация внимания обучающихся. | Регулятивные: контроль за состоянием рабочего места. Личностны: настрой на работу, уважение к окружающим. | -Здравствуйте, ребята! Начинаем урок. Проверьте пожалуйста, всё ли у вас готово к уроку (пенал, дневник, учебник, рабочая тетрадь). Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Давайте поприветствуем их. Я желаю вам, чтобы вы были старательными, активными и внимательными. | Приветствуют учителей и гостей, настраиваются на работу. Отвечают на вопрос учителя: «Здравствуйте!» | Внутренняя и внешняя готовность | Словесное поощрение учителя |
2. | Актуализаця знаний и умений | Актуализация опорных знаний и способов действий | Регулятивные: Проговаривание последовательности действий на уроке Познавательные: Преобразовывание информации из одной формы в другую Личностные:Планирование учебного сотрудничества с одноклассниками. Коммуникативные:Оформление своих мыслей в устной форме | -Ребята, сначала повторим всё то, что изучали на прошлых уроках. Работаем в парах. На столе у вас лежат карточки с заданием. (Карточка 1) Обведите натуральные числа Подчеркните одной чертой обыкновенные правильные дроби. 3. Подчеркните двойной чертой обыкновенные неправильные дроби. 4. Зачеркните смешанные дроби. Какие числа остались?Какое можно дать им название? Найти ответ на этот вопрос вы сможете разгадав ребус ( Карточка 2) | В тетрадях выполняют задания с заданной очередностью. (Работа в парах) Сверяют свои ответы с ответом на слайде. Интересуются , как могут называться такие дроби Разгадывают ребус | Осознание значимости в получении новых знаний. | Словесная оценка учителя работы учащихся. |
3 | Целеполагание и мотивация | Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока | Познавательные: Ориентирование в своей системе знаний: различение нового от уже известного с помощью учителя . Личностные: Установление связи между целью деятельности и ее мотивом Коммуникативные: оформлениесвоих мыслей в устной форме | Проблемная ситуация -Подумайте , как можно назвать дроби, знаменатели которых состоят из десятков? А как их можно записать ? Запишем тему урока: «Понятие десятичной дроби. Чтение и запись десятичной дроби»» -Как думаете, какая же цель нашего урока? (1. Ввести понятие десятичной дроби; 2. Сформировать умение читать и записывать десятичные дроби | Отвечают на вопросы учителя, формулируют тему урока, подходят к выводу что им необходимо знать. | Осознание значимости новых знаний. | Словесная оценка учителя работы учащихся. |
4 | Изучение нового материала | Создание условия для выполнения учащимися пробного учебного действия; Организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения; Выявить место затруднения. | Регулятивные: Развитие самостоятельности, умения слушать и слышать. Познавательные:Познавательная активность. Личностные:Формирование умения выделять и сравнивать стратегии решения задач. Коммуникативные:Развитие навыка участия в коллективном обсуждении тем.
| Организует фиксирование индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения во внешней речи. - Прочитайте числа, записанные в таблице разрядов их. Проанализируйте полученные результаты. Запишите себе полученные числа в тетрадь.(Слайд 5) -Как изменяется значимость цифры при сдвиге её на один разряд влево? (увеличивается на 1 разряд) -Как изменяется при этом величина числа? (увеличивается в 10 раз) -Какому арифметическому действию соответствует увеличение числа в 10 раз? Вывод: При сдвиге всех цифр числа на один разряд влево число увеличивается в 10 раз -Прочитайте числа, записанные в таблице разрядов . (слайд 7) -Как меняется положение единицы в каждой следующей строке по сравнению с предыдущей? -Как при этом меняется её значимость? (увеличивается) - Как меняется величина соответствующего числа? (уменьшается в 10 раз) -Какое арифметическое действие соответствует этому изменению? -А можно ли и единицу уменьшить в 10 раз?. (Можно, 1/10) -Уменьшите единицу в 100 раз в 1000 раз? (1/100, 1/1000) Проблема: Но вот места для этого числа в нашей таблиц разрядов пока нет. Подумайте, как надо изменить таблицу разрядов, чтобы в ней можно записать число 1/10 . Вывод: перемещая единицу на один разряд вправо, мы каждый раз уменьшали соответствующее число в 10 раз и делали это, пока не дошли до последнего разряда– разряда единиц. -Укажите младший разряд числа и прочитайте его. (слайд 8) -Как же записать такие числа? (Историческая справка: При выполнении задания (слайд 9) помогает справиться с проблемой : Как записать десятичную дробь? Из истории: Уже несколько тысячелетий человечество пользуется дробными числами, а вот записывать их удобными десятичными знаками оно додумалось значительно позже. В Древнем мире дробь вида ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/12/18/s_5c191652b0bc1/1030850_1.png) выглядела так: 2 чи, 1 цунь, 3 доли, 5 порядковых, 2 шерстинки, 4 тончайших, 6 паутинок. Додумались о необходимости отделять каким-либо знаком целую часть числа от дробной. Были такие варианты: писали как 3(0)7 или 3\ 7 или разными чернилами целую и дробную части. 1571 г. – Иоган Кеплер предложил современную запись десятичных дробей, т.е. отделение целой части запятой. В странах, где говорят по-английски (Англия, США, Канада и др.), и сейчас вместо запятой пишут точку, например: 3.7) (слайды 10, 11, 12) Подведем итоги: 1.Десятичные дроби читают так же, как и обыкновенные, но с обязательным указанием целых единиц. 2. Целая часть отделяется от дробной части запятой. В десятичной дроби после запятой стоит столько же цифр, сколько нулей в знаменателе соответствующей ей обыкновенной дроби:
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/12/18/s_5c191652b0bc1/1030850_3.png) Как быть в случае, если в числителе дроби цифр меньше чем нулей в знаменателе? Знаки, стоящие в десятичной дроби после запятой, называют десятичными знаками.
| Выполняют задания (слайд 5, 7) - Фиксируют выделенные связи и отношения. -Отвечают на поставленные вопросы. - Конструируют новое понятие (понятие десятичной дроби), правило чтения десятичных дробей. -Знакомятся с исторической справкой
-Решают данную проблему. С помощью учителя приходят к выводу: ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/12/18/s_5c191652b0bc1/1030850_5.png) Составляют алгоритм десятичной записи 1. Уравнять, если необходимо, число цифр в числителе с числом нулей в знаменателе. 2. Записать целую часть (она может быть равной нулю). 3. Поставить запятую, определяющую целую часть от дробной. 4. Записать числитель дробной части. | Вывод алгоритма записи обыкновенной дроби в виде десятичной. | Словесная оценка учителя работы учащихся. |
5 | Закрепление изученного материала | Первоначальное закрепление способа чтения и записи десятичных дробей, коррекция и отработка способа. | Познавательные: проверка результатов усвоения пройденного теоретического материала | Учащиеся выполняют задания на листах (3 минуты), затем учитель выводит на экран правильные ответы и ребята проверяют правильность выполнения, оценивают себя, выявляют, что усвоено, что не усвоено. (Карточка 3, 4) | Учащиеся отвечают на задания на листках, затем меняются с соседом по парте и проводят взаимопроверку | Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний | |
7 | Подведение итогов уроков 2 минуты | Подвести итог проделанной работы на уроке | Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли. Познавательные: анализ объектов, обобщение, построение логической цепочки рассуждений | Благодарит ребят за успешное сотрудничество на уроке | Учащиеся вспоминают, что нового они узнали на данной уроке. Они рассказывают | Результат взаимодействия: осознание пользы от урока | |
8 | Рефлексия | Организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности | Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его. Личностные: осознавать успешность своей деятельности | Для того чтобы оценить свою деятельность, ответьте на следующие вопросы: 1.Сегодня на уроке я узнал… 2.Мне было интересно… 3.Мне было трудно… 4.Я выполнял задания… . Учитель выставляет оценки за работу на уроке. - Ребята, в завершении хотелось бы сказать, что и на следующем уроке мы с вами продолжим изучать десятичные дроби. | Оценивают уровень усвоенного материала, производят самооценку. Подача дневников учителю для выставления оценок | | Заполнение листа самооценки. Оценка учителя |