познакомить с гипотезами о происхождении Земли.
интерес к науке.
- могут создавать алгоритм деятельности.
- умеют работать в паре/группе.
- определяют и понимают учебные задачи.
3. Личностные:
- имеют познавательную мотивацию.
- умеют оценивать себя (рефлексивная самооценка) и других.
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. - Я рад вновь видеть вас. Доброго утра вам и успехов в предстоящей работе, ребята! Давайте настроимся на работу и начнём урок. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку: наличие всех необходимых принадлежностей. |
2.Этап проверки домашнего задания и создания ситуации успеха. Постановка цели и задач урока. | - На сегодняшний урок несколько учеников класса заранее получили творческое домашнее задание: подготовить 1-2 слайда презентации о представлении древними людьми нашей планеты Земля. - Как вы думаете, о чём должен быть наш сегодняшний разговор на уроке, его тема и какова цель нашей совместной работы? После просмотра слайдов предлагает ученикам ответить на вопрос: А такие ли сейчас у нас представления о планете Земля? Слушает ответы с места. Комментирует вопрос, который ученики предложили оформить как тему урока, и уточняет цель: как Земля из плоской превратилась в шар. | Древние индийцы представляли Землю в виде полусферы, опирающейся на слонов. 4 слона стоят на огромной черепахе, а черепаха на змее, которая, свернувшись кольцом, замыкает околоземное пространство. Мир в представлении древних египтян: внизу - Земля, над ней - богиня неба; слева и справа - корабль бога Солнца, показывающий путь Солнца по небу от восхода до заката. Греки говорили о Земле как о слегка выпуклом диске, напоминающем щит воина. Сушу со всех сторон омывает река Океан. Над Землей раскинулся медный небосвод, по которому движется Солнце, поднимаясь ежедневно из вод Океана на востоке и погружаясь в них на западе. Ученики слушают выступающих, рассматривают представленные на доске слайды и отвечают на вопросы учителя: - Наша Земля – это планета Солнечной системы, у неё есть спутник – Луна. Она круглая и вертится, поэтому сменяются времена года. - Мы в 4 классе уже знали, что глобус – это макет Земли, а он круглый! - Тема нашего урока и будет вопрос о том, как раньше представляли люди нашу Землю и как изменились эти представления в течение очень многих лет, даже веков. |
3. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению нового материала | Обобщает ответы обучающихся: -Действительно, вы говорите правильно, дети, но не совсем точно. Если земля вращается вокруг своей оси, то меняется время суток, а если движется вокруг Солнца, меняются времена года. Мы вместе с вами совершим ещё одно путешествие. Вы готовы ещё побывать в прошлом и узнать, как развивались знания о Земле, услышать гипотезы, то есть предположения о том, какая она наша Земля? | Ученики заинтересованы тем, как вдруг или не вдруг было установлено, что Земля – это шар, как именно появилась под Солнцем новая планета Земля, какие процессы происходили в далёкие времена: ведь древние люди долгое время не могли ответить на эти вопросы. |
4.Этап усвоения новых знаний | 1.Предлагает ученикам разделиться на три группы, прочитать в учебнике материал о Пифагоре (1 гр.), Аристотеле (2 гр.), который сумел собрать много доказательств о шарообразности Земли, и Эратосфене (3 гр.), который первым и с большой точностью замерил окружность Земли (стр. 17-18). 2.Демонстрирует на интерактивной доске портреты Пифагора и Аристотеля: VI в. до н.э. Пифагор признал Землю шаром. IV в. до н.э. Аристотель доказал, что Земля – это шар. III-II вв. до н.э. Эратосфен Киренский произвёл первые измерения размеров Земли, составил одну из первых карт мира | Прочитав текст статьи учебника, выделяют главную информацию из текста, смотрят на экране портреты древних мыслителей, обращая внимание на время жизни мыслителей древности. Решают проблемные задачи: «Почему в определенный момент истории, человек начал сомневаться в том, что Земля плоская?» «Как можно доказать, что Земля имеет форму шара?» Представители групп выступают с короткими сообщениями для класса. |
5.Физкультми-нутка. | - А теперь – физкультминутка! | Выполняют упражнения, смотрят на таблицу «Восьмёрка» для снятия напряжения с глаз. |
6.Этап закрепления знаний | 1.Словарная работа: миф, гипотеза, Вселенная, планета, глобус, модель Земли, шарообразность – уточнение и формулировки терминов. | Делают выводы: -Человеку потребовалось очень много времени, чтобы понять: Земля круглая, она имеет форму шара. -Пифагор как математик считал, что шар – это самая правильная и самая красивая фигура, поэтому он утверждал, что земля шар. Он не считал нужным доказывать очевидное – красоту Земли! -Первым доказал шарообразность Земли Аристотель. -Эратосфен первым измерил окружность Земли с большой точностью: разница составила только 385 км! (Эратосфен – 39 690 км, современные измерения – 40 075 км). |
7.Рефлексия. | - Итак, ребята, сегодня вы хорошо потрудились и сделали большой шаг к новым знаниям. (Учитель просит возвратиться к цели и задачам сегодняшнего урока). - Какую цель мы ставили в начале урока? - Как вы считаете, достигли мы этой цели? - Как вы сами оцените свою работу на уроке? Отметьте, пожалуйста, свою активность, догадливость, новые знания на оценочной шкале. После самооценки называет учеников и их отметки за урок. | Дети проговаривают цели и задачи анализируют успешность достижения каждой цели. Чертят в тетради знакомую по начальной школе оценочную шкалу (на 10 клеточек), отмечают середину и делают на шкале риску: ДО середины шкалы – оценка «удовлетворительно», ПОСЛЕ середины полоски – «хорошо», В КОНЦЕ линеечки «отлично». Сверяют собственную оценку с отметкой учителя. |
8.Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению | 1.Вселенная полна загадок и тайн. А вопрос, как образовалась планета Земля, так и оставался без ответа ещё долгие годы. Этот вопрос будет домашним заданием для тех, кому интересно об этом узнать. Дерзайте, ребята! Обратитесь к Интернету, возьмите в библиотеке энциклопедию и подготовьте сообщение или презентацию на 6-8 слайдов. 2. Изучить параграф 3 по учебнику и ответить на вопросы на стр.19: «Проверим знания», «Более сложные вопросы» или «от теории к практике» (письменно по выбору учащихся). Показывает обучающимся на интерактивной доске предварительно сделанную запись домашнего задания в электронном журнале. Прощается с учениками. | Смотрят на названные страницы, предварительно определяются с домашним заданием, задают вопросы. Читают на доске задание на дом, записанное учителем в электронном журнале. |
Банников С.В., Молодцов Д.В. Методические рекомендации к учебнику к учебнику Домогацких Е.М., Введенского Э.Л., Плешакова А.А. География. Введение в географию. М.: ООО Русское слово-учебник М.: Русское слово 2013 г.
Домогацких Е.М., Введенский Э.Л., Плешаков А.А. География. Введение в географию. 5 класс. Учебник. Русское слово. Инновационная школа. ФГОС. М.: Русское слово 2022 г.
Домогацких Е.М., Домогацких Е.Е. Рабочая тетрадь к учебнику Домогацких Е.М., Введенского Э.Л., Плешакова А.А. География. Введение в географию. М.: Русское слово 2022 г.
Дополнительная литература: электронный учебник : https://rosuchebnik.ru/material/zemlya-sredi-drugih-planet-solnechnoy-sistemy-geografiya-5-klass/
Интернет ресурсы: видео «9 представлений о Земле древними народами», фотография планеты Земля: https://yandex.ru/images/search?&img_url=https%3A//ds02.infourok.ru/uploads/ex/08f7/0008bb86-fbe203a3/img2.jpg&cbir_id=985011/2CpR5tv0bqYVYA2X-MIvBw&cbird=5&rpt=imagelike) .
Интернет ресурсы. Демонстрация фото: https://yandex.ru/images/search?&img_url=https%3A//ds02.infourok.ru/uploads/ex/08f7/0008bb86-fbe203a3/img2.jpg&cbir_id=985011/2CpR5tv0bqYVYA2X-MIvBw&cbird=5&rpt=imagelike
Интернет ресурсы. Загадки: http://загадки.su/%D0%B7%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%B4%D0%BA%D0%B8 %D0%BF%D1%80%D0%BE-%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%BB%D1%8E/