2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ | Речевая разминка. - Прочитайте на одном выдохе три раза: шепотом, тихо, громко: - Прочитайте скороговорку три раза – медленно, быстрее, очень быстро.
- А давайте вспомним произведения К.И. Чуковского и немножко поиграем.
-Из какого произведения отрывок?
Приходи к нему лечиться И корова, и волчица, И жучок, и червячок, И медведица!
-Из какого произведения этот отрывок?
Я три ночи не спал, Я устал. Мне бы заснуть, Отдохнуть… Но только я лёг – Звонок! -Угадай это произведение.
Вот была потом забота – За луной нырять в болото И гвоздями к небесам Приколачивать! -Продолжи. Вдруг из маминой из спальни, Кривоногий и хромой, Выбегает умывальник И качает головой… -А дальше? Бом! Бом! Бом! Бом! Пляшет Муха с Комаром. А за нею Клоп, Клоп Сапогами топ, топ! Загадки Дедушки Корнея. -Отгадайте. Был белый дом, Чудесный дом, И что-то застучало в нем. И он разбился, и оттуда Живое выбежало чудо. Вот иголки и булавки Выползают из-под лавки. На меня они глядят, Молока они хотят. Паровоз Без колес! Вот так чудо-паровоз! Не с ума ли он сошел – Прямо по морю пошел! | Выполняют речевую разминку. ЛА-ЛЭ-ЛЫ-ЛУ-ЛО АЛ-ЭЛ-ЫЛ-УЛ-ОЛ КЛА-КЛЭ-КЛЫ-КЛУ-КЛО Сшит колпак не по колпаковски Вылит колокол не по колоколовски. «Айболит». «Телефон». «Тараканище».
«Мойдодыр».
«Муха-цокотуха».
(Цыплёнок)
(Ёж)
(Пароход)
| РУУД: Овладение логическими действиями сравнения и анализа художественных произведений. | Повторение |
3.ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3.1. Целеполагание 3.2. Открытие нового знания Физминутка 3.3.Первичное закрепление 3.4. Самостоятельная работа 3.5. Повторение и включение в систему знаний | - Ребята, а сегодня мы с вами познакомимся поближе с творчеством Корнея Ивановича Чуковского. Откройте страницу учебника и обратите внимание. С какими произведениями этого поэта мы сегодня с вами изучим? - Тогда какую мы можем поставить цель на уроке? -Что вы знаете из жизни писателя? Каким он был человеком? - В русской литературе лишь два писателя получили в народе неофициальное, но почетное звание «дедушка»: Иван Андреевич Крылов и Корней Иванович Чуковский. Причем Корнея Ивановича называли «дедушкой Чуковским» ещё при жизни. Однако он не любил, когда его так называли. Его день рождения – 1 апреля 1882г. Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щеточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся глаза и удивительно легкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского. С ранних лет стихи его приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители и бабушки не представляют своего детства без «Айболита», «Тараканища», «Федорина горя», «Бармалея», «Мухи – Цокотухи», «Телефона». Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием. «Всегда, - писал он, - где бы я ни был: в трамвае, в очереди, в приемной зубного врача, - я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей». Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вез его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь его развлечь, отец стал рассказывать ему сказку: Жил да был крокодил, Он по улицам ходил. Мальчик вдруг затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил ее всю, слово в слово. В создании детских стихотворных сказок Чуковскому помогало отличное знание русской поэзии и русского фольклора. К сожалению, жизненный путь Корнея Ивановича Чуковского завершен(1969г). Но книги Дедушки Корнея будут жить очень долго. -Почему, как вы думаете? -Давайте прочитаем, что пишет о Корнее Ивановиче его внук (статья в учебнике, стр. 4) - Ребята, давайте откроем стр учебника Одна из любимейших детских сказок - «Путаница». Организует чтение вслух. -Ребята, я сейчас начну читать произведение, а потом кого-то из вас попрошу продолжить читать. - Понравилось вам стихотворение? - Что необычного в этой сказке? - Какими строчками заканчивается сказка? - Что показалось самым смешным? - Что запомнилось сразу? - Назови персонажей сказки? - Что произошло в «Путанице»? -Почему им надоело говорить своими голосами? -Что им сказал зайка? Прочитайте. О чем он их предупреждал? -К чему привела их шалость? -Как звери восприняли пожар? Испугались ли они? -Смогли бы они потушить море? Почему? -Кто потушил море? Зачитайте. Почему ей удалось затушить? -Как веселились звери? -Как вы думаете, какими словами можно закончить эту сказку? -Прочитайте, как автор передал радость зверей?
Словарная работа. Ковш - округлый сосуд с ручкой для зачерпывания жидкости, сыпучего. Ушат – небольшая кадка с ушами. Кадка – бочка с прямыми боками и одним дном. Организую физминутку. Солнце глянуло в кроватку… Раз, два, три, четыре, пять. Все мы делаем зарядку, Надо нам присесть и встать. Руки вытянуть пошире, Раз, два, три, четыре, пять. Наклониться – три, четыре, И на месте поскакать. На носок, потом на пятку, Все мы делаем зарядку.
- Ребята, у Корнея Ивановича есть еще оно замечательное произведение, которое называется «Радость». Сначала читает учитель, затем читают несколько учеников из класса. Работа над произведением «Радость». Вопросы из учебника с.12. -Чему так радовался автор? -Какое слово в произведении повторяется несколько раз? -Какое настроение оно создает? -Что происходит в природе с деревьями, птицами, от радости? -Может такое случиться на самом деле? А вы хотели бы этого? -Какие созвучия в конце стихотворных строк ты нашел? Придумай сам пары слов с повторяющимися звуками на конце. -Помните ли вы, что такое рифма? Рифма – это созвучие слов, поэтому если дети заменят окончание в одном слове, то его надо изменить и в рифмующемся.
-Что вы узнали о К.И. Чуковском? Что больше всего запомнилось? -Какое у вас после этого урока настроение? -Можете ли вы его выразить в стихотворных строках? | Слушают учителя, рассматривают страницы учебника. - «Путаница», «Радость» - Знать факты из биографии К.И.Чуковского; Читать выразительно произведения «Радость», «Путаница» Возможные ответы детей. Дети рассматривают портрет. Слушают рассказ учителя. Следят за текстом. Следят за текстом. Один ученик заканчивает читать произведение. Ответы детей. - В «Путанице» все поменялись голосами, пережив грозную, хоть и комическую катастрофу – море загорелось, затем все радостно вернулись к норме. Ответы детей. Ответы детей. Придумайте рифмы к словам. плюшка - …(подушка, мушка, кружка…) птичка - …(синичка, спичка…) улитка - …(калитка, нитка…)
Придумайте свою небылицу со словами-рифмами: 1 вариант - лягушка-подушка, 2 вариант - лужок-прыжок. Ответы детей. | РУУД:Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; КУУД: Умение вести диалог ЛУУД:Развитие навыков сотрудничества. КУУД: Умение вести диалог ПУУД:Определять смысл произведения. ЛУУД:Развитие эстетических чувств. ПУУД:Определять смысл произведения. КУУД: Умение вести диалог КУУД: Умение вести диалог | Беседа Вводная беседа, рассказ Работа с книгой, чтение-рассматривание, беседа Сознательное чтение, беседа Объяснительное чтение Словотолковательная беседа Творческое задание Воспитательное чтение, творческое чтение Беседа |