II .Актуализация знаний и мотивация Словес.: беседа. Практич.: математический диктант. Работа в парах. Фронтальный опрос. | 10 мин | -Ребята, .откройте тетради, от предыдущей работы отступите 2 клетки. Запишите дату (12 апреля) и Классная работа. - Ребята, как связаны числа 12, 4, 1961?- - Как называется праздник? - Кто был первым космонавтом ? - Сегодня у нас необычный урок. Я предлагаю вам космическо - математическое путешествие по Солнечной системе. Мы будем не просто путешествовать, а исследовать, чтобы добыть новую «звезду» знаний. Давайте прочитаем девиз нашего сегодняшнего урока: Чтоб водить корабли, Чтоб в небо взлететь, Надо многое знать, Надо много уметь. И при этом всем нужна МА-ТЕ-МА-ТИ-КА! - Согласны с утверждением? - Предлагаю вам совершить путешествие по этим планетам на космическом корабле. - Поработайте в парах и соберите свой космический корабль. У доски один ученик (нечетное количество обучающихся) -Сколько планет в Солнечной системе? - Кто сможет их назвать? - Чтобы оказаться на корабле нам необходимо получить пропуск. 1. Математический диктант. - Запишите выражения и ответ. Если затрудняетесь ответить, поставьте прочерк. - Что бы узнать сколько земных суток длится на Меркурии, для этого надо найти частное: 792:9. Меркурий вращается 88 раз за земные сутки. - Если мы вычислим частное 840 и 42, то узнаем, во сколько раз по объему Меркурий меньше, чем Земля. - У Юпитера были известны 4 спутника, но как оказалось это лишь ¼ всех обнаруженных спутников. Сколько спутников у Юпитера? - Если наименьшее трёхзначное число уменьшить на 9 сотен, полученный результат разделить на 9, вы узнаете во сколько раз Меркурий больше Земли. - Два лунохода отправились навстречу друг другу и через 3 часа встретились. Первый шел со скоростью 4км/ч, второй - 3км/ч. Какое расстояние было между ними сначала? -Итак, давайте проверим, что у нас получилось. -Посмотрите на доску. -Поставьте себе «!», кто не допустил ни одной ошибки, «+» кто допустил 1-2 ошибки, «-», кто допустил три и более ошибок. В чем были затруднения? -В ходе нашего путешествия мы будем открывать новые знания о других планетах Солнечной системы. | -Записывать число, классная работа. - Дата первого полёта человека в космос. День авиации и космонавтики. (Слайд 3) Юрий Алексеевич Гагарин. (Слайд 4) «Путешествие в космос» (Слайд № 5) (Слайд 6) Отвечают и поясняют ответ. Игра «Танграм». (Один ученик у доски.) Собирают модель корабля из геометрических фигур. Самопроверка. 9 Меркурий. Венера, Земля. Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Плутон. (Слайд 7) -Работают самостоятельно в тетрадях. Записывают выражения, называют ответ. 792 : 9=88 840 : 42= 20 4 х 4=16 (999 - 900) : 9 = 11 (4+3) х 3 = 21 Самопроверка с образцом (Слайд 8) Самооценка | К.: участвовать в учебном диалоге. Р: контроль и самоконтроль учебных действий. |
III. Постановка учебной задачи. Практ.: анализ Слов.: беседа IV. Построение проекта выхода из затруднений (открытие детьми нового знания). Слов.: эвр. беседа Практ. работа по учебнику с заданием у красной черты. Физкультминутка | 3 мин 3 мин. 1мин | - Корабль построили, пропуск получили, чтобы отправиться в полёт необходимо проверить наличие топлива. Запись на доске. 6284 27 - 81 380 218 - 216 24 - Какая ошибка допущена? - Округлите число 27 (20). -Сколько десятков возьмём в частном? (60) - Если 6 разделить на 2, то получится 3. Почему же цифра не подходит? - Сделаем вывод. Бывают такие случаи, когда первая цифра не подходит и её нужно сначала проверить устно и изменить. - Сформулируйте задачи урока. -Откройте учебник на стр.61. Прочитайте текст рядом с красной чертой. 282 : 47. - Как выполнено деление? - Почему цифра 7 не подошла? - Какой сделали вывод? - Мы в немного засиделись. Нам размяться захотелось. Чтобы в космос полететь, надо многое уметь. Быть здоровым не лениться, в школе хорошо учиться. И зарядку каждый день будем делать – нам не лень! Влево, вправо повернуться и опять назад вернуться, Приседать, поскакать и бежать, бежать, бежать. А потом все тише, тише походить – и сесть опять. | -Неправильно подобрана первая цифра частного, так как произведение получилось больше первого неполного делимого. Ответы детей. Продолжим учиться делить многозначное число на двузначное, подбирать первую цифру частного. - 28 разделили на 4. Пробная цифра 7. Проверили умножением, не подходит, т.к. произведение больше делимого. -Нужно попробовать взять меньше и проверить. Выполняют упражнение. | П: применять базовые знания для решения конкретной проблемы. Р.: принимать и сохранять учебную задачу. Л.:самостоятельно определять тему, круг задач, отвечать на вопросы К.: участвовать в учебном диалоге К: высказывать свое мнение при обсуждении задания. |
V. Первичное закрепление во внешней речи. Практ.:работа с заданием Словес.: ответы на вопросы. Работа в парах. | 1 мин | - Для успешного выполнения деления, нужно помнить определённый порядок. - Как он называется? 1.Выделяем первое неполное делимое. 2.Определяем число цифр в частном. 3.Находим первую цифру частного. 4.Умножаем. 5.Проверяем (если больше, пробуем другую). 6.Вычитаем. 7.Образуем второе неполное делимое. 8.Находим вторую цифру частного. | Алгоритм. Повторяют алгоритм. (Слайд 9) | К.: участвовать в учебном диалоге. П: применять базовые знания для решения конкретной проблемы. |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой Практ.: самодеятельное выполнение задания Слов.: беседа Работа в парах. | 15 мин | - Продолжим работу. У нас все готово для взлёта. 5,4.3.2.1 – «Пуск!» Ребята, у вас на столе конверты с примерами. Ответ примера это код к новой информации о планетах. У доски по цепочке работают по желанию. 162 : 27 = 6 ( Конверт с цифрой 6 - Меркурий) 184 : 23 =8 ( Венера) 910 : 26 = 35 (Земля) 876 : 12 = 73 (Марс) 236 : 59 = 4 (Юпитер) 663: 13 = 51 (Сатурн) 855 : 19 = 45 (Уран) 329 : 47 = 7 (Нептун) 3480 – х = 2190 : 3 Х = 2750 (Плутон) Все 8 планет в пространстве плывут И в свой хоровод Плутон не берут. -У кого возникли затруднения? Покажите цветом карандаша. (Зелёный, желтый, красный.) Разбираем возникшие трудности. - Ребята, пора возвращаться на Землю. - 5,4,3.2,1. Приехали! - Поступило сообщение. Нужно оказать помощь работникам сельского хозяйства. Мы уже знаем о Российском движении детей и молодёжи. Одно из направлений – волонтёрство. - Поможем? | - Решают примеры на карточках. Работают в своём темпе. Самопроверка. Взаимопроверка. Договариваются кто будет читать сведения из конверта. (Слайд 10) Эта планета находится ближе всех к Солнцу. Меркурий похож на нашу Луну. Днём на Меркурии жара, а ночью – холод. Поверхность планеты каменистая и пустынная. Эта планета получила свое название в честь древнеримского бога торговли – Меркурия. (Слайд 11) По своим размерам Венера похожа на Землю. После Солнца и Луны Венера – самый яркий объект на звездном небе. Густые облака скрывают эту планету, поэтому её даже в телескоп трудно рассмотреть. Эта планета получила своё название в честь римской богини красоты – Венеры. - Температура достигает 450 градусов. Воздух там, в десятки раз гуще нашего и совсем другой по составу. (Слайд 12) Земля – единственная известная нам планета, на которой есть жизнь. Наша планета выглядит из космоса как голубой шар потому, что большая её часть покрыта водой. (Слайд 13) - Следующая планета похожа на таинственный красный глаз…это Марс. Она получила свое название в честь древнеримского бога войны. - Марс укутан легкой прозрачной атмосферой. Облаков нет. Цвет – песчано-красный. Планета холодная (до -100 градусов), постоянно дуют холодные ветры. (Слайд 14) Юпитер. Это планета гигант. Юпитер - самая большая планета Солнечной системы. Это газовая планета, твердой поверхности у него нет. Эта планета названа в честь древнегреческого бога войны Юпитера. (Слайд 15) Сатурн - огромный облачный шар, окруженный кольцом, состоящим из мелких осколков. Через каждые 15 лет кольцо исчезает. И Сатурн кажется самой обычной планетой. Потом кольцо снова появляется в виде тонкой ниточки, увеличивается и через 7-8 лет принимает наибольший размер. Слайд (16) Уран очень похож на Юпитер. Уран удален от Солнца, поэтому на планете всегда холодно. Это тоже планета- гигант, она в 60 раз больше Земли. Уран назван в честь греческого бога неба. Слайд (17) Нептун газовая планета, она не имеет твердой поверхности. Эта планета мало изучена, так как она находится очень далеко. Она носит имя римского бога морей – Нептуна. Совершает оборот вокруг солнца за 164 года. Сутки длятся 16 часов. Имеет 1 спутник. Слайд (18) Плутон совершает оборот вокруг солнца за 248 лет. Сутки длиннее наших в 6 раз. Имеет 1 спутник. Плутон – самая маленькая и самая лёгкая планета Солнечной системы. По размеру Плутон меньше Луны. Это самая холодная планета. Планета носит имя древнегреческого бога Плутона- властелина сумрачного подземного царства, куда не проникают солнечные лучи. | К.: учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество со сверстниками Р: контроль и самоконтроль учебных действий. П.: выполнение действий по алгоритму П.: анализируют свою деятельность. Р: контроль и самоконтроль учебных действий. |
VII. Включение в систему знаний Практ.: работа с задачами Слов.: учебный диалог | 5 мин | Задача № 233. - Прочитаем задачу. -Что известно по условию задачи? -Что надо найти? - Как удобнее оформить краткую запись? - Сколько выделим множеств? - Как будет называться первая колонка, вторая, третья. - Что обозначает число 17066 ц? - Что обозначает число 10176 ц? - Что обозначают числа 23 и 12? - Занесите данные в таблицу. - Можем сразу ответить на главный вопрос задачи? Почему? - Что можем узнать сначала? Потом? - Тогда ответим на главный вопрос задачи? -Кто желает поработать у доски? -У кого возникли затруднения? Покажите цветом карандаша. (Зелёный, желтый, красный.) Разбираем возникшие трудности. | Отвечают на вопросы. Один ученик у доски оформляет таблицу и решает задачу. Самопроверка. Взаимопроверка. | П: применять базовые знания для решения конкретной проблемы. П.: строить логическую цепь рассуждений. К.: аргументация своего мнения и позиции. Р.: способность оценивать свои действия. |
VIII. Итог урока Рефлексия деятельности Словес.: слово учителя Словес.: подведение итога | 3 мин | - Давайте с вами вспомним тему урока? - Как вы считаете, мы достигли поставленной цели? - Какое задание вам показалось трудным? -Какое задание было самым интересным? Покажите смайлик – настроение. Улыбается – все понятно. Прямая улыбка – есть трудности. Грустный – нужна помощь. -Откройте дневники, запишите домашнее задание. Стр. 61 № 234, № 236. -Давайте посмотрим, что вам нужно будет сделать дома. Дополнительные задания: на полях. - Спасибо всем большое за урок! Молодцы! | -Отвечать на вопрос -Анализировать свою работу на уроке Записывают домашнее задание. Слайд (19) | Р.: анализировать собственную работу. Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |