СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока математики по теме «Разложение многочлена на множители способом группировки»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта - это один из инструментов работать по-новому, в рамках ФГОС.

Потребность в составлении технологической карты возникла в связи с тем, что изменились требования  к современному уроку.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока математики по теме «Разложение многочлена на множители способом группировки»»

Государственное образовательное учреждение Тульской области «Первомайская кадетская школа»

Технологическая карта урока математики

по теме «Разложение многочлена на множители способом группировки»

Дата проведения 12.02.2018г.

Учитель: Балакина Татьяна Николаевна

Урок 1/3

Предмет: алгебра. Класс: 7. Учебник (УМК): Макарычев Ю.Н. и др. Алгебра 7 класс.

Тема урока: «Разложение многочлена на множители способом группировки».

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Оборудование: доска, задания для выполнения на уроке, интерактивная доска, проектор, задания для домашней работы, презентация.

Цели и задачи урока:

  • - Создать условия для актуализации опорных знаний.

  • - Организовать формулировку темы урока.

  • - Организовать постановку учебной цели и учебных задач учащимися.

  • - Способствовать деятельности учащихся по самостоятельному выводу алгоритма разложения многочлена на множители способом группировки.

  • - Продолжить работу по формированию у каждого учащегося личной потребности в последовательной деятельности, связанной с “открытием” нового правила, развитию творческих способностей учащихся; ответственности учащихся за свою деятельность на уроке, умений самостоятельно добывать знания, овладению способами и критериями самоконтроля и самооценки.

Планируемые результаты:

  • Личностные:

  • Метапредметные: Умение понимать и использовать математические правила, умение работать в группах и парах.

  • Предметные: Умение в процессе реальной ситуации применять свойства разложение многочлена на множители способом группировки. Овладение математическим языком, развитие вычислительных навыков и умений. Умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию).

УУД

Личностные:  Формируют способность к эмоциональному восприятию математических объектов, умение слушать, ясно и точно излагать свои мысли, развитие инициативы и активности при решении математических задач.

Познавательные:  Выбирают и формулируют познавательную цель, выражают смысл ситуации с помощью различных примеров.

Регулятивные:

  1. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят свои действия в соответствии с ней.

  2. Планируют собственную деятельность, определяют средства для её осуществления.

Коммуникативные: Регулируют собственную деятельность посредством речевых действий, умение слушать и вступать в диалог, воспитывать чувство взаимопомощи. Уважительное отношение к чужому умению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.


Используемые методы:

По источникам знаний: словесные, наглядные;

По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа; интерактивный метод.

Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;

Относительно характера познавательной деятельности: активный метод, проблемный, репродуктивный, частично-поисковый.

Форма организации учебной деятельности: групповая, фронтальная, индивидуальная.







Основные этапы урока

Задачи этапа



Деятельность учителя

Деятельность

учеников

Формируемые УУД

Время

1.Организационный этап

Психолог. подготовка к общению

Обеспечивает благоприятный настрой. «Здравствуйте, ребята, здравствуйте, уважаемые гости. Садитесь, ребята».

Девиз урока: «Покоряет вершины тот, кто к ним стремится.

Еще в древности одним из важнейших достоинств человека считали владение математическими знаниями».


Включаются в деловой ритм урока, настраиваются на работу


Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные:

организация своей учебной деятельности.

Личностные: мотивация учения.


1 мин

2. Проверка домашнего задания

Проверить уровень усвоения учащимися изучаемого материала

Контролирует правильность выполнения заданий, организует устранение пробелов в знаниях учащихся

«Давай те вспомним что мы изучали на последних уроках? Давайте проверим как вы справились с домашним заданием».

Проверяют домашнее задание

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные:

организация своей учебной деятельности.

Личностные: мотивация учения.

2 мин

3. Актулизация опорных знаний

Создать ситуацию, успеха, путем проверки владения материала прошлых уроков

Организует работу по актуализации опорных знаний


«Какие действия мы можем выполнять, работая с многочленами?»


«Я предлагаю выполнить следующие задания по вариантам (два ученика на доске)

1 вариант – приводит многочлен к стандартному виду

2 вариант- раскладывает многочлен на множители»

1 вариант

(приводит многочлен к стандартному виду)

3m(2n+3m)

-a(x-y)

a(a-b)

4mn(m-n)

y(a+b)-x(a+b)

2 вариант

(раскладывает многочлен на множители)

6m+9y

-ax+ay

a2-ab

8m2 n – 4mn2

y(a+b)-x(a+b)




Участвуют в работе по повторению

«Приводить к стандартному виду, разложение на множители».



Запись решения выражений по вариантам

Познавательные:

структурирование собственных знаний.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: оценивание усваиваемого материала

3мин

4. Определение совместной цели деятельности

Обеспечить деятельность по определению целей урока

Создает проблемную ситуацию, объясняет учебную задачу, наблюдает и консультирует.

Мотивирование необходимости разложения многочлена на множители:

«Посмотрите внимательно на доску. Каким способом вы раскладывали многочлены на множители?»


Создается проблемная ситуация!

«А в последнем выражение этот способ можно применять?

Есть ли общий множитель у всех слагаемых?

Значит, этот способ разложения на множители не подходит.»

Постановка учебной задачинаучиться раскладывать многочлен на множители другим способом.



Отвечают на вопросы учителя, определяют тему и формулируют цель урока

«Вынесение общего множителя за скобки».

«Нет.»

«Нет.»



Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

2 мин

5. Изучение нового материала

Способствовать деятельности учащихся по самостоятельному выводу алгоритма разложения многочлена на множители способом группировки

Организует работу учащихся по выводу алгоритма разложения многочлена на множители в группах

Операционно-исполнительная часть

1) Эвристическая беседа.

«Рассмотрим многочлен 5x +5y +m x +my.

Есть ли общий множитель у всех слагаемых?

Применим “метод пристального взгляда”.

- Что вы увидели?


Давайте объединим их в группы?

(5x +5y) + (mx +my)









Что можно сделать с общим множителем в каждой группе?


5 (x +y) +m (x +y)


Сколько сейчас получилось слагаемых?

Что интересного заметили в получившемся выражении?

Вынесем его за скобки.

(x +y) (5 +m)


Что мы получили?

Значит, многочлен представили в виде произведения. Каким способом?



Поэтому этот способ называется способом группировки.»


2) «А сейчас ребята садитесь по группам, и запишите алгоритм разложения на множители способом группировки в таблицу».


3) На доску вывешиваем алгоритм разложения многочлена на множители способом группировки.

Окончательный вариант звучит так:

а) выполнить группировку слагаемых, имеющих общий множитель;

в) отдельно в каждой группе найти общий множитель и вынести его за скобки;

с) в получившемся выражении найти общий множитель и вынести его за скобки.


Этот алгоритм поможет вам в дальнейшей работе на этом и последующих уроках.

Отвечают на вопросы, записывают алгоритм разложения в таблицу

«Нет.

Есть общий множитель 5 у первого и второго слагаемых и общий множитель m у третьего и четвертого слагаемых»

Вынести его за скобки.

5(x+y) +m(x+y)

Два.

Есть один общий множитель(х+у).


(x +y) (5 +m)


Произведение.

Объединяя слагаемые в группы.»

Заслушиваются составленные варианты алгоритмов. (Эта часть урока сопровождается материалами презентации). Дискуссия, коррекция. Тем самым создается модель алгоритма, ее анализ, уточнение.



Личностные: формирование готовности к самообразованию.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

15 мин

6.Физкультминутка



Смена деятельности

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Давайте немного отдохнём.

Поднимает руки класс — это «раз».

Повернулась голова – это «два».

Руки вниз, вперёд смотри – это «три».

Руки в стороны пошире развернули на «четыре»,

С силой их к рукам прижать –это «пять».

Всем ребятам надо сесть –это «шесть».

Учащиеся поднимаются с мест и повторяют действия за учителем



Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу

2 мин

7. Применение знаний и умений в новой ситуации

Установить правильность составленного алгоритма и осознанность изученного

4) Отработка правила. (Эта часть урока сопровождается материалами презентации.) Предлагает выполнить задания:

а) Фронтальная работа с пооперационным контролем. Разложить на множители ах+ ау - х - у

ав-8а-бх+8х

x 2 m- x2n + y2 m- y2n

б) Дифференцированные задания по уровням. (Раздаточный материал из презентации распечатывается и ученикам кладется на парту.)

Ситуация выбора в процессе выполнения самостоятельной работы.

А. Задания нормативного уровня.

1) 7а-7в+ аn – b n

2) x y+ 2y+2x+4

3) y2a-y2b+x2 a- x2b

Б. Задания компетентного уровня

1) x y+ 2y-2x-4

2) 2сх – су – 6х + 3у

3) х2 +x y+ xy2+y3

С. Задания творческого уровня

1) x4 +x3y- xy3-y4

2) ху2 – ву2 – ах + ав + у2 - а

3) х2 – 5х + 6

Выполняют задания, выражают в слух свои затруднения и обсуждают правильность решения.

Работая с алгоритмом, учащиеся действуют поэтапно, отдавая себе отчет, что надо сделать и почему. Происходит осознание нового правила, его осмысление и запоминание.



Учащиеся могут выбрать один из предложенных вариантов, который кажется им соответствующим их уровню знаний, то есть вырабатывается навык самооценки.













Каждый ученик выполняет самостоятельно выбранные задания, а затем подвергает пооперационному контролю.

Личностные: формирование позитивной самооценки, учатся принимать причины успеха (неуспеха).

Коммуникативные:

планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений.

Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

12 мин

8. Контроль и самопроверка знаний

Выявить качество усвоения материала

Предлагает проверить задания

Контроль и оценка

На второй стороне карточки приведены решения. Каждый ученик выполняет самостоятельно данные задания, а затем подвергает пооперационному контролю.


Отметки по итогам самостоятельной работы на первом уроке выставляются по желанию.

На первом уроке – “открытие” правила.


Отработка будет в дальнейшем.



Проверяют

задания

Личностные: формирование позитивной самооценки, учатся принимать причины успеха (неуспеха).

Коммуникативные:

планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений.

Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

5 мин

9. Рефлексия

Дать количественную оценку работы учащихся

Подводит итоги урока, ставит задачи на следующий урок

«— Какая задача состояла перед нами в начале урока? Можно ли считать, что мы ее решили?

Изобразите в тетрадях лестницу успеха.»

Учащиеся подводят итоги своей работы, заполняют листы самоконтроля

(см. приложение)



Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке

2 мин

10. Информация о домашнем задании

Обеспечить понимания учащимися содержания и способов выполнения домашнего задания

Поясняет домашнее задание

Домашнее задание: 1) П. 11, п. 30 – учить алгоритм;

2) письменно № 769 (а, б). 791 (а, в, д), (доп. 792 (а)).


Учащиеся записывают в дневник домашнее задание



1 мин

Конец формы



Приложение: Лист самоконтроля ученика _______________________________________

по теме «Разложение многочлена на множители способом группировки»


Вопрос

Да /Нет

Домашнее задание

1.Я могу отличить:



Какое выражение раскладывается способом группировки



2.Я знаю:



Алгоритм разложения многочлена на множители способом группировки



3.Я могу



Выполнить группировку слагаемых, имеющих общий множитель



Отдельно в каждой группе найти общий множитель вынести его за скобки



В получившемся выражении найти общий множитель и вынести его за скобки



Я умею









Я самостоятельно



Могу разложить многочлен на множители способом группировки несколькими способами






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!