Государственное образовательное учреждение Тульской области «Первомайская кадетская школа»
По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа; интерактивный метод.
Относительно характера познавательной деятельности: активный метод, проблемный, репродуктивный, частично-поисковый.
Основные этапы урока | Задачи этапа |
Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД | Время |
1.Организационный этап | Психолог. подготовка к общению | Обеспечивает благоприятный настрой. «Здравствуйте, ребята, здравствуйте, уважаемые гости. Садитесь, ребята». Девиз урока: «Покоряет вершины тот, кто к ним стремится. Еще в древности одним из важнейших достоинств человека считали владение математическими знаниями». | Включаются в деловой ритм урока, настраиваются на работу | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности. Личностные: мотивация учения. | 1 мин |
2. Проверка домашнего задания | Проверить уровень усвоения учащимися изучаемого материала | Контролирует правильность выполнения заданий, организует устранение пробелов в знаниях учащихся «Давай те вспомним что мы изучали на последних уроках? Давайте проверим как вы справились с домашним заданием». | Проверяют домашнее задание | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности. Личностные: мотивация учения. | 2 мин |
3. Актулизация опорных знаний | Создать ситуацию, успеха, путем проверки владения материала прошлых уроков | Организует работу по актуализации опорных знаний «Какие действия мы можем выполнять, работая с многочленами?» «Я предлагаю выполнить следующие задания по вариантам (два ученика на доске) 1 вариант – приводит многочлен к стандартному виду 2 вариант- раскладывает многочлен на множители» 1 вариант (приводит многочлен к стандартному виду) 3m(2n+3m) -a(x-y) a(a-b) 4mn(m-n) y(a+b)-x(a+b) | 2 вариант (раскладывает многочлен на множители) 6m+9y -ax+ay a2-ab 8m2 n – 4mn2 y(a+b)-x(a+b) |
| Участвуют в работе по повторению «Приводить к стандартному виду, разложение на множители».
Запись решения выражений по вариантам | Познавательные: структурирование собственных знаний. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: оценивание усваиваемого материала | 3мин |
4. Определение совместной цели деятельности | Обеспечить деятельность по определению целей урока | Создает проблемную ситуацию, объясняет учебную задачу, наблюдает и консультирует. Мотивирование необходимости разложения многочлена на множители: «Посмотрите внимательно на доску. Каким способом вы раскладывали многочлены на множители?» Создается проблемная ситуация! «А в последнем выражение этот способ можно применять? — Есть ли общий множитель у всех слагаемых? — Значит, этот способ разложения на множители не подходит.» Постановка учебной задачи: научиться раскладывать многочлен на множители другим способом.
| Отвечают на вопросы учителя, определяют тему и формулируют цель урока «Вынесение общего множителя за скобки». «Нет.» «Нет.»
| Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. | 2 мин |
5. Изучение нового материала | Способствовать деятельности учащихся по самостоятельному выводу алгоритма разложения многочлена на множители способом группировки | Организует работу учащихся по выводу алгоритма разложения многочлена на множители в группах Операционно-исполнительная часть 1) Эвристическая беседа. «Рассмотрим многочлен 5x +5y +m x +my. — Есть ли общий множитель у всех слагаемых? Применим “метод пристального взгляда”. - Что вы увидели? — Давайте объединим их в группы? (5x +5y) + (mx +my) — Что можно сделать с общим множителем в каждой группе? 5 (x +y) +m (x +y) — Сколько сейчас получилось слагаемых? — Что интересного заметили в получившемся выражении? — Вынесем его за скобки. (x +y) (5 +m) — Что мы получили? — Значит, многочлен представили в виде произведения. Каким способом? — Поэтому этот способ называется способом группировки.» 2) «А сейчас ребята садитесь по группам, и запишите алгоритм разложения на множители способом группировки в таблицу». 3) На доску вывешиваем алгоритм разложения многочлена на множители способом группировки. Окончательный вариант звучит так: а) выполнить группировку слагаемых, имеющих общий множитель; в) отдельно в каждой группе найти общий множитель и вынести его за скобки; с) в получившемся выражении найти общий множитель и вынести его за скобки. Этот алгоритм поможет вам в дальнейшей работе на этом и последующих уроках. | Отвечают на вопросы, записывают алгоритм разложения в таблицу «Нет. Есть общий множитель 5 у первого и второго слагаемых и общий множитель m у третьего и четвертого слагаемых» Вынести его за скобки. 5(x+y) +m(x+y) Два. Есть один общий множитель(х+у). (x +y) (5 +m) Произведение. Объединяя слагаемые в группы.» Заслушиваются составленные варианты алгоритмов. (Эта часть урока сопровождается материалами презентации). Дискуссия, коррекция. Тем самым создается модель алгоритма, ее анализ, уточнение.
| Личностные: формирование готовности к самообразованию. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. | 15 мин |
6.Физкультминутка
| Смена деятельности | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. Давайте немного отдохнём. Поднимает руки класс — это «раз». Повернулась голова – это «два». Руки вниз, вперёд смотри – это «три». Руки в стороны пошире развернули на «четыре», С силой их к рукам прижать –это «пять». Всем ребятам надо сесть –это «шесть». | Учащиеся поднимаются с мест и повторяют действия за учителем
| Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу | 2 мин |
7. Применение знаний и умений в новой ситуации | Установить правильность составленного алгоритма и осознанность изученного | 4) Отработка правила. (Эта часть урока сопровождается материалами презентации.) Предлагает выполнить задания: а) Фронтальная работа с пооперационным контролем. Разложить на множители ах+ ау - х - у ав-8а-бх+8х x 2 m- x2n + y2 m- y2n б) Дифференцированные задания по уровням. (Раздаточный материал из презентации распечатывается и ученикам кладется на парту.) Ситуация выбора в процессе выполнения самостоятельной работы. А. Задания нормативного уровня. 1) 7а-7в+ аn – b n 2) x y+ 2y+2x+4 3) y2a-y2b+x2 a- x2b Б. Задания компетентного уровня 1) x y+ 2y-2x-4 2) 2сх – су – 6х + 3у 3) х2 +x y+ xy2+y3 С. Задания творческого уровня 1) x4 +x3y- xy3-y4 2) ху2 – ву2 – ах + ав + у2 - а 3) х2 – 5х + 6 | Выполняют задания, выражают в слух свои затруднения и обсуждают правильность решения. Работая с алгоритмом, учащиеся действуют поэтапно, отдавая себе отчет, что надо сделать и почему. Происходит осознание нового правила, его осмысление и запоминание.
Учащиеся могут выбрать один из предложенных вариантов, который кажется им соответствующим их уровню знаний, то есть вырабатывается навык самооценки.
Каждый ученик выполняет самостоятельно выбранные задания, а затем подвергает пооперационному контролю. | Личностные: формирование позитивной самооценки, учатся принимать причины успеха (неуспеха). Коммуникативные: планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений. Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. | 12 мин |
8. Контроль и самопроверка знаний | Выявить качество усвоения материала | Предлагает проверить задания Контроль и оценка На второй стороне карточки приведены решения. Каждый ученик выполняет самостоятельно данные задания, а затем подвергает пооперационному контролю. Отметки по итогам самостоятельной работы на первом уроке выставляются по желанию. На первом уроке – “открытие” правила. Отработка будет в дальнейшем.
| Проверяют задания | Личностные: формирование позитивной самооценки, учатся принимать причины успеха (неуспеха). Коммуникативные: планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений. Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. | 5 мин |
9. Рефлексия | Дать количественную оценку работы учащихся | Подводит итоги урока, ставит задачи на следующий урок «— Какая задача состояла перед нами в начале урока? Можно ли считать, что мы ее решили? Изобразите в тетрадях лестницу успеха.» | Учащиеся подводят итоги своей работы, заполняют листы самоконтроля (см. приложение)
| Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке | 2 мин |
10. Информация о домашнем задании | Обеспечить понимания учащимися содержания и способов выполнения домашнего задания | Поясняет домашнее задание Домашнее задание: 1) П. 11, п. 30 – учить алгоритм; 2) письменно № 769 (а, б). 791 (а, в, д), (доп. 792 (а)). | Учащиеся записывают в дневник домашнее задание |
| 1 мин |