1. Организационный момент (1 минуты) На доске записано небольшое стихотворение. Стихотворный текст задаёт общее настроение. Я сегодня быстро встал, В школу рано прибежал Очень я хочу учиться, Не лениться, а трудиться. – Ребята, я рада вас снова видеть на уроке математики, прочитайте стихотворение на доске. Кто из вас пришёл в школу с таким же настроением? Покажите своё настроение с помощью сигнальных карточек. – Я вижу у вас у всех хорошее настроение, поэтому улыбнитесь друг другу и начнём наш урок. Сегодня на уроке вас ждёт интересная работа, я думаю, что у вас всё получится, для этого необходимо собрать всю силу ума и внимания! Вы готовы? Тогда в путь! Для начала вы хотите узнать тему урока? Её вы узнаете в процессе устного счёта. Актуализация опорных знаний с выходом на тему урока (7- 10 мин) – Ребята, на доске зашифровано слово, которое имеет прямое отношение к теме нашего урока, разгадайте его. В тетради записывайте только ответы. 1)120-204 2)215-(115+97) 3)(549+298)-249 4)15+420:4 5)(296+157)-146 6)11+23+27+39+29. 129 | 40 | 197 | 120 | 3 | 400 | 307 | 7 | 598 | 48 | ь | к | у | е | о | м | н | ш | р | в | – Какое слово получили? (КОРЕНЬ) – Какое же отношение корень имеет к нашему сегодняшнему уроку? – У чего есть корни? – Нам это не подходит, а еще? говорят «мои корни от сюда», что это значит? Что предки человека с этого края. Но и это к нашей теме не очень подходит. В математике понятие корень неразрывно связан с понятием уравнения. Давайте вспомним с начальной школы что же называют уравнением? – Да, действительно уравнение содержит букву, которая обозначает неизвестное, но данное определение неполное. Давайте выполним следующее задание и дадим определение уравнения. – Какое из выражений является уравнением: 1) а-3=45 2) 458-236=222 3) х-34=х-34 4) у-45+7 5) 0у=9 6) х(х+2)=15 – Почему выражения по № 2 и 4 не являются уравнениями? (во 2 нет буквы, а в 4 нет знака «=») – Давайте сформулируем, что такое уравнение КОРНЕМ УРАВНЕНИЯ НАЗЫВАЮТ ЗНАЧЕНИЕ НЕИЗВЕСТНОГО, ПРИ КОТОРОМ УРАВНЕНИЕ ОБРАЩАЕТСЯ В ВЕРНОЕ РАВЕНСТВО. – Что с уравнениями мы делаем? – Что значит решить уравнение? – А всегда ли у уравнения есть корни? – Вернемся к уравнениям №2. – 1 уравнение имеет корень?; – 3 уравнение? – 5 уравнение? – 6 уравнение? Обратите внимание на уравнение 2 имеет много корней, а уравнение 5 не имеет корней вовсе. Поэтому решить уравнение-это найти все его корни или показать, что корней нет. В математике существует раздел, который изучает способы решения уравнений. Он называется алгебра. Слово алгебра произошло от узбекского слова, входившего в название книги «китаб аль-джабр валь мукабала» узбекского математика Мухамеда аль Хорезми. 3. Изучение нового материала (7 мин) Найдите корень уравнения (4 человека решают у доски): А) 34+х=1056 х=1056-34 х =1022 Ответ:1022 | Б) 567-у=178 у=567-178 у=389 Ответ: 389 | В) с – 195=236 с=236+195 с=431 Ответ: 431 | Г) а+764=764 а=764-764 а=0 Ответ: 0 | – А теперь попробуйте решить это уравнение (x – 12)8 = 56 – Такие уравнения называю двушаговые. Как вы думаете: почему? – Как вы думаете как решают двушаговые уравнения? Закрепление изученного материала(5 мин) а) ( y +25): 8 = 16 б) 44 : с + 9 = 20 в) 5х – 28 = 17 При работе с уравнениями дети используют опорные схемы. Физкультминутка (3 мин) Поднимает руки класс – это «раз», Повернулась голова – это «два», Руки вниз, вперёд смотри – это «три», Руки в стороны пошире развернули на «четыре», С силой их к плечам прижать – это «пять», Всем ребятам надо сесть – это «шесть». Работа над новой темой в группах 7мин. (115+х) – 34=200 – Как называются такие уравнения? Попробуйте решить это уравнение двумя способами: используя свойства рационального счета, и правилами нахождения неизвестного компонента. –Как называются такие уравнения? 1 способ ( применение свойств сложения и вычитания) (115+х) – 34=200 (115-34)+х=200 81+х=200 х=200-81 х=119 Ответ: 119 | 2 способ (применение правил нахождения неизвестного компонента в сумме или разности) (115+х) – 34=200 115+х=200+34 115+х=234 х=234-115 х=119 Ответ: 119 | – Как выдумаете, какой из способов применять можно всегда? – А почему 1 способ «применения» можно применить не всегда? 7. Самостоятельная работа. 5 минут Вариант 1 25а + 49 = 149 (а = 4) Вариант 2 9у – 54 = 162 (у = 24) 8.Подведение итогов урока. Выставление оценок. Рефлексия. Домашнее задание (2 мин). – Что такое уравнение? – Что называется корнем уравнения? – Что значит решить уравнение? – У вас на партах квадраты разного цвета. Я прошу вас с помощью этих квадратов показать, как вы усвоили алгоритм решения уравнения в два действия. Зелёные квадраты – да, я понял (а) решение уравнения в два действия. Красные – нет, я не усвоил (а) алгоритм решения уравнения. Жёлтые – недостаточно усвоил (а). – Запишите домашнее задание: № 273, № 275. Спасибо за внимание! Урок окончен! | Дети читают стихотворение. На краю парты находятся три смайлика, приём «Мордашка» изображающие настроение отличное, равнодушное, плохое. Дети берут одну из карточек и показывают ее. Отвечают на вопросы: (возможные ответы) Слово корень Корень есть у растений, деревьев и т.д. уравнение – это выражение с буквой 1,3,5,6 во 2 нет буквы, а в 4 нет знака «=» Уравнение называют равенство, содержащее неизвестное, обозначенное буквой решаем решить уравнение, значит, найти корень да, нет да, 48 да, разные числа нет да, 3 4 человека работают у доски, остальные работают в тетрадях, комментируют полученные ответы. Если дети затрудняются в решении этого уравнения работа строится по опорным схемам: - Где находится неизвестное число? - Как найти неизвестный множитель? - Что теперь неизвестно в уравнении? - Как найти неизвестное уменьшаемое? решаются в 2 шага. Приводят к простому уравнению Для профилактики утомления органов зрения проводится гимнастика для глаз. На экране появляются разноцветные геометрические фигуры, школьники глазами обводят контуры этих фигур. Двушаговыми. способ применение правил нахождения неизвестного компонента не всегда в уравнении есть свойства сложения и вычитания. Работа выполняется индивидуально по вариантам с дальнейшей взаимопроверкой и фронтальным обсуждением характера допущенных ошибок. Отвечают на вопросы учителя, записывают домашнее задание. |