1. Мотивация к учебной деятельности | Приветствие обучающихся, настраивание их на позитивную работу. Проверка готовности к уроку. Организует подводящий к теме урока диалог: - На Руси в конце 18 века появились люди, которые давали деньги в долг, потом должник отдавал не только ту сумму, которую брал, но еще с каждых 100 рублей должен был отдать доп. плату. В современном обществе этих людей заменили банки, которые выдают кредиты, берут деньги на хранение. - О чем пойдет речь на уроке? - Ребята, как Вы думаете, что помогает решать такие задачи? - Сформулируйте е цели и задачи нашего урока? - Проценты проникли почти во все отрасли нашей жизни. - Давайте сегодня на уроке рассмотрим задачи из разных сфер. | Приветствуют учителя, вступают с ним в диалог. | «Гений состоит из 1% вдохновения и 99% потения…» Томас Эдисон (слайд 2) -Перечислите сферы нашей жизни где, мы сталкиваемся с необходимостью решения задач на проценты. (торговля, медицина, статистика, банковское дело, кулинария, на выборах, анализе деятельности, в налогах, в составе тканей, при сдаче ЕГЭ и ОГЭ) (слайд 3) | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своего рабочего места. Личностные: мотивация учения. |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Предлагает решить задания | Участвуют в работе по повторению: диалог с учителем и группами партнерами; систематизируют изученный материал. | Задание №1(слайд 4) - перевести десятичные дроби в проценты 0,63 1,25 0,8 0,41 0,05 - проценты перевести в десятичную дробь 53% 15% 40% 67% 112% Задание №2 - найдите: 5% от 400 20% числа равны 80 10% от 600 50% числа равны 250 20% от 300 40% числа равны 160 | Познавательные: структурирование собственных знаний. Коммуникативные: организация и планирование учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: оценивание усваиваемого материала. |
3. Применение знаний в измененных условиях с целью формирования умений | Организует диалог: - Сейчас мы будем работать в группах. -Каждая группа будет иметь свое название. Перед началом работы, предлагаю разработать правила работы в группе. Организация творческих групп, выделение лидера, распределение обязанностей. Правила работы в группе: (слайд 5) Выбор командира. Активная работа. Умение слушать. Сотрудничество. Дисциплина. Перед тем как начать выполнение задания, что вам нужно сделать? Критерии оценивания: (слайд 6) - Ребята, как Вы думаете, нужны ли нам проценты в повседневной жизни? - Какой мы можем сделать вывод? | Обсуждают и разрабатывают правила работы в группе. Решают в группах задачи практического содержания. Представление решения задач: Групповая защита Вопросы командам-партнерам. Каждая группа выбирает 2-х представителей от группы, которые будут представлять решение задач на доске. Участники других групп оформляют решение задач в рабочих тетрадях. | Задания для группы «Тарифы» Задача 1. В газете сообщается, что с 1 января 2021 года собственники квартир будут платить за горячую воду и отопление – на 5% больше. Газ подорожает на 2%. Какую сумму должна заплатить за горячую воду и отопление пенсионерка Лидия Ивановна, если раньше она платила 2300р. Решение: 5% - 0,05 2300∙0,05=115(р.) подорожание 2300+115=2415 (р.) заплатит пенсионерка. Ответ:2415 р. Задача 2. Квартплата составляла 2000 рублей. Какой стала квартплата после ее увеличения на 120 %. 2000:100=20 (р.) – составляет 1 % 20∙120=2400 (р.) – составляет квартплата. Ответ: 2400 рублей Задания для группы «Распродажа» Задача 1. Бабушка увидела рекламу: пенсионерам скидка на шубу 40%. Шуба, которая понравилась бабушке, стоила 40 000 рублей. За сколько дедушка купит ей шубу? Решение: 40000:100∙40= 16000 (р.) – скидка 40000-16000=24000 (р.) – заплатит дедушка за шубу. Ответ: за 24000р. Задача 2. До распродажи ботинки стоили 2500 рублей, а Саша их купил за 2000. На сколько процентов дешевле стали стоить ботинки? Решение: 2000:2500∙100=80 % – составляет новая цена на ботинки 2) 100-80= на 20 % – снизилась цена на ботинки. Ответ: на 20 %. Задания для группы «Банкиры» Задача 1. Банк выплачивает вкладчикам 11 % от внесенной суммы. Клиент сделал сберегательный вклад в размере 5000р. Какая сумма будет на его счете через год. Решение: 5000:100∙11= 550 (р.) – доход 5000+550=5550 (р.) – сумма на счете через год Ответ: 5550 р. Задача 2. Какие проценты выплачиваются по вкладу, если на счёт была положена сумма 4500 р., а через год она составила 4554 р.? Решение: 4554:4500∙100=101,2% 2) 101,2 -100=1,2% – процент по вкладу Ответ: 1,2 % Задания для группы «Штрафы» Задача 1. Занятия ребенка в музыкальной школе родители оплачивают в Сбербанке, внося ежемесячно 250 р. Оплата должна производиться до 15-го числа каждого месяца, после чего за каждый просроченный день начисляется пеня в размере 4% от суммы оплаты занятий за один месяц. Сколько придется заплатить родителям, если они просрочат оплату на неделю? Решение: 1)250:100∙4=10 (р.) – составляет пеня за 1 день 2) 10∙7=70 (р.) – пеня за 7 дней 3) 250+70=320 (р.) – заплатят родители за неделю просрочки. Ответ: 320 рублей Задача 2 Если водитель не прошел техосмотр машины, то сотрудник ГИБДД должен оштрафовать его на минимальной оплаты труда. Стоимость прохождения техосмотра составляет примерно 200 рублей, а размер минимальной заработной платы 500 руб. На сколько процентов штраф превышает стоимость техосмотра? Решение: 1)500∙ =250(р.) – составляет штраф 2) 250:200∙100=125 % – составляет штраф от суммы техосмотра 3) 125-100= на 25 % штраф превышает стоимость техосмотра Ответ: на 25 % | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач; Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем; определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата. |
Динамическая пауза | Организует смену деятельности обучающихся, используя двигательные элементы при решении простейших задач по геометрии на построения, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. | Выполняют предложенные упражнения, тем самым меняют вид деятельности и восстанавливают силы. | А теперь немного расслабимся. Встали, Потянулись, Повернулись, Друг другу улыбнулись. Сели и опять за работу. | Коммуникативные: дружное выполнение зарядки Регулятивные: самоконтроль своих действий. |
5. Самостоятельная работа в группах | Организует самостоятельную работу по группам. Для каждой группы своя иллюстрация, по которой необходимо составить задачу с применением процентов. | Составить задачи по иллюстрациям, представленным на слайде. Записать текст задачи и оформить решение в рабочих тетрадях и на доске | Группа «Тарифы» (слайд 7) Пример задачи: Сбербанк выплачивает по вкладу «Доверительный» 14,5 % годовых от внесенной суммы. Клиент сделал сберегательный вклад в размере 55000 р. Какая сумма будет на его счете через год. Группа «Распродажа» Пример задачи: Максим на выполнение домашнего задания в среднем тратит 125 минут. На выполнение задания по математике 35 минут. Сколько это процентов? Группа «Банкиры» Пример задачи: До распродажи футболка стоила 800 рублей, а Максим купил ее за 680. На сколько процентов дешевле стала стоить футболка? Группа «Штрафы» Пример задачи: В магазине «Эльдорадо» скидки до 30 %. Телевизор со скидкой 30 % стал стоить 18 000 руб. Какова была стоимость телевизора до распродажи? | Познавательные: анализ, синтез, аналогия, выполнение действий по алгоритму. Регулятивные: Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция Личностные: Умение работать самостоятельно |
6. Рефлексия деятельности | -Ребята наш урок подходит к концу, давайте вспомним, чем занимались на уроке? -Ребята, сможете вы применить полученные сегодня знания в повседневной жизни? | Отвечают на вопросы учителя. Оценивают свою работу. Подводят итог – выполнена ли цель урока или нет. | (слайд 8) На уроке я узнал… я научился… было трудно… было интересно… | Познавательные: Оценивание процесса и результат деятельности. Коммуникативные: Формулирование собственного мнения и позиции. Регулятивные: Выделять и формулировать то, осуществлять пошаговый контроль по результату. Личностные: Формирование адекватной мотивации учебной деятельности, понимание значения знаний для человека. |