-обучающие: закрепить правило вычисления периметра прямоугольника, знать термины «длина», «ширина», уметь вычислять периметр прямоугольника; вспомнить фигуры симметричные относительно прямой;
- развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание;
- воспитательные: развивать познавательный интерес через игровые моменты взаимоконтроля, взаимопроверки, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного эффекта настойчивости для достижения цели.
Тип урока: закрепление материала по теме прямоугольник.
Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.
Оборудование: Учебник: Математика. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, проектор, компьютер, рабочие тетради, прямоугольники, вырезанные из бумаги, верёвочки.
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Организационный момент | Создать благоприятный психологический настрой на работу | - приветствие - проверка готовности к уроку - воспитательный момент - озвучивание темы и целей урока - диагностика эмоционального состояния учащихся -Мы сегодня будем снова раскрывать тайны…математики. Готовы? А какое открытие сделает каждый из вас сегодня, вы поделитесь в конце урока.
- Возьмите листочки с горкой и отметьте на них, где вы находитесь на этой горе в начале урока. Нарисуйте синий кружок на этом месте. | Включаются в деловой ритм урока.
| Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения. | Актуализация опорных знаний и способов действий. | Выявление подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Чем мы занимались на прошлом уроке?
Для чего нам надо уметь находить периметр? Пригодятся ли эти знания и навыки вам?
Сегодня мы продолжим работу с прямоугольниками 1. Среди данных фигур найдите прямоугольники. Докажите свой выбор.(слайд)
2. Задача на нахождение периметра прямоугольника(слайды)(соседние стороны прямоугольника равны 8 и 10см, вычислить Р) 3. Составление выражения при нахождении периметра. (8+10)*2=36 (см) Запись на доске | Рассматривали четырехугольники, находили периметр прямоугольника, квадрата.
В строительстве, огороде и т.д.
Называют номер фигуры и доказывают свой выбор: прямые углы, противоположные стороны равны.
Решают задачи на нахождение периметра. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков. |
3.Целеполагание и мотивация | Обеспечение мотивации учения детьми, определение ими целей урока. | Задача: на заданном прямоугольнике провести прямую , проходящую через середины двух противолежащих сторон . Проблема: что получиться, если лист бумаги перегнуть по прямой ? -Что заметили?
-Как называются эти части?
Какие фигуры симметричные относительно прямой вы видите (слайд) ? Кто догадался,какова цель нашего урока, как будет называться тема урока?
| Проводят прямую , проходящую через середины двух противолежащих сторон прямоугольника(выполняют на раздаточном материале). Делают вывод: Две части прямоугольника лежащие по разные стороны от прямой, совпадут. Равными; симметричными относительно прямой рассмотрение (слайд)
Цель урока: ось симметрии фигуры. | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы. |
4. Усвоение новых знаний | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы: прямоугольник | Записываем в тетрадь тему урока.
-Начертите в тетради прямоугольник, квадрат. -Сколько осей симметрии имеют эти фигуры? -Почему?
| Тема урока: «Прямоугольник. Ось симметрии фигуры.»
Чертят в тетради прямоугольник, квадрат.Проводят исследование количества осей данных фигур. Вывод: Прямоугольник-2, квадрат -4
| Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство. Регулятивные: планирование, прогнозирование. |
5.Первичное закрепление
| Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления, коррекция пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий. | Задача №364 Сколько осей симметрии имеет многоугольник, изображенный на рисунке136?(ромб, пятиугольник, шестиугольник Задача № 370 из куска веревочки сделайте модель квадрата, прямоугольника, равностороннего треугольника. Какие из моделей перечисленных фигур, длины сторон которых выражаются натуральным числом сантиметров, можно сделать из этого куска проволоки? | Ребята делают предположения и обосновывают свои ответы.
. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
6. Физкультминутка | | Сядьте удобно, расслабьтесь. Дыхание спокойное, ритмичное. Всё, что вам надо сделать- это следить глазами за тем,что начнёт двигаться по экрану.(слайд) | | |
7. Организация первичного контроля | Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков, установление причин выявленных недостатков. | Самостоятельная работа. Вариант I. 1)какие из букв имеют ось симметрии А, Б ,В, Г. 2) Стороны прямоугольника равны 10см и 15см. Вычислите периметр. Вариант II. 1)какие из букв имеют ось симметрии Д, И, Е, Т. 2) Стороны прямоугольника равны 16см и 12см. Вычислите периметр. Самопроверка. | Самостоятельное решение в тетради.
Самопроверка. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: самоопределение. |
7. Подведение итогов урока. | Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся | -Что изучили сегодня на уроке? -Кто желает сформулировать правило нахождения периметра прямоугольника? -ось симметрии фигуры это… -какие вы знаете фигуры, имеющие ось симметрии? -Сколько осей симметрии имеет квадрат, прямоугольник, равносторонний треугольник?
Оценить учащихся. |
| Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль |
8. Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания. | №369(устно) №368, повт.№379. | | |
9. Рефлексия | Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. | А теперь давайте оценим свою работу в конце урока. Возьмите листочки с горкой и отметьте на них, где вы находитесь сейчас в изучении темы. –Поставьте на горке красный кружочек. - Кто хочет поделиться своими достижениями? (несколько листов на доску)
- Что получилось(не получилось) на уроке? -Как вы думаете, над чем еще надо поработать?
- Удалось ли решить поставленную задачу? - Какой вид работы вам больше всего понравился? . Благодарит учеников за работу на уроке. | | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия. |