СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока музыки "Музыкальные иллюстрации "Метель" Г.В.Свиридов" (6 кл.)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока музыки "Музыкальные иллюстрации "Метель" Г.В.Свиридов" для 6 класса

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока музыки "Музыкальные иллюстрации "Метель" Г.В.Свиридов" (6 кл.)»

Сопроводительный материал к уроку (конспект урока)


Интегрированный урок музыки и литературы в 6 классе

Предмет - Музыкальное искусство, литература


Программно – методическое обеспечение:

Учебная программа по музыке для 6-го класса на основе примерной программы начального общего образования и программы «Музыка 1-7 классы», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2010.

Использован учебно-методический комплект:

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка.6 класс»: Учебник для учащихся 6 класса,М., Просвещение, 2007.

Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 6 кл.: Пособие для учителя /Составитель Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М., Просвещение, 2004;

Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка.6 класс» - (CD mp3,М.,Просвещение, 2009)

Методика работы с учебниками «Музыка».1-7 классы. Пособие для учителя. - М., Просвещение, 2004.


6. Тема: «Музыкальные иллюстрации Г.В.Свиридова к повести А.С.Пушкина « Метель».

7.Цели урока:

Расширение общего кругозора детей через использование межпредметных связей. Формирование национального самосознания учащихся на примере русской литературы и музыки.

-Расширение культорологических представлений в межпредметном пространстве.

Формирование познания в области наследия нашего народа, создания у школьников начального представления о наиболее значительных произведениях русского искусства.


Задачи:

-Научить методу сравнительного комплексного анализа художественного произведения.

-Сформировать у учащихся интереса к творчеству русских классиков А.С.Пушкина и

Г. В.Свиридова.

1.Обучающие

а) реализовать познавательные и других интересы и потребности учащихся через изучение лучших образцов литературы, музыки, живописи, кино.

б) разработать формы реализации исследовательских, познавательных и творческих интересов учащихся;

2. Развивающие:

а) развивать мыслительную деятельность;

б) развивать творческую, познавательную активность.

3. Воспитательные:

а) воспитывать уважение к русской культуре;

б) беречь духовные ценности нашего народа,

Предполагаемые результаты

- приобретение учащимися знаний по истории литературы, музыки.

8.Оборудование:

Кинофрагменты из фильма В.Басова « Метель»

«Музыкальные иллюстрации» Г.В.Свиридова

Презентация к уроку, выставка рисунков учащихся на тему «Повесть Пушкина « Метель».



Деятельность на уроке


1


Приветствие классу (организационный момент)


Учитель:

Наш сегодняшний урок посвящен одному

из самых интересных произведений,

Георгия Васильевича Свиридова -

« Музыкальные иллюстрации»

к повести А.С.Пушкина « Метель».

Как вы понимаете слово иллюстрация?


2

Повесть «Метель» была написана А. С. Пушкиным в 1830 году,

в золотую пору его творчества, которая вошла в историю

под названием «Болдинская осень» и давшую невиданную

россыпь гениальных произведений, вылившихся из-под пера

поэта как бы в одночасье



3

Пушкинский сюжет вдохновил великого русского композитора

Г.В.Свиридова на создание музыки.

В 1964 году к Свиридову обратился известный

артист и кинорежиссер В. Басов, приступавший

к съемкам кинофильма «Метель» по пушкинской повести.

Композитора привлекла идея воссоздать в музыке образ

современной Пушкину провинциальной России.

Поэтизация простой жизни маленьких городков и усадеб,

а не столичных чиновников и аристократов, жизни,

особенно близкой Свиридову, — вот что стало основным

в его музыкальном решении. Он исходил из интонаций,

бытовавших в начале XIX века: вальсовых, маршевых,

романсовых, перезвона бубенцов, всегда висевших

на дугах ямщицких лошадей. Но эти простые, подчас

наивные интонации одухотворены им, использованы

творчески, с особым, присущим только Свиридову настроением.

Музыка зазвучала как ретроспектива давно ушедшей, но милой,

привлекательной, вызывающей ностальгическое чувство жизни.



4


Эпиграф


«Кони мчатся по буграм

Топчут снег глубокий…

Вот в сторонке божий храм

Виден одинокий.

Вдруг метелица кругом;

Снег валит клоками;

Черный вран, свистя крылом,

Вьется над санями;

Вещий стон гласит печаль!

Кони торопливы.

Чутко смотрят в темну даль,

Воздымая гривы...»


В.А.Жуковский




5.

Учитель:


Так в чем же состоит сюжет повести Пушкина?


Учащиеся:


В основе сюжета лежит курьёзный случай

непредвиденной женитьбы молодого военного

и провинциальной девушки. Однако, если для

первого это всего лишь одно из весёлых

приключений, то для другой —

крах первой любви.

Основной сюжет состоит из двух

сюжетных линий, сходящихся в конце:

первая линия — Марья Гавриловн

и Владимир, вторая — Марья Гавриловна

и Бурмин. Перед вами работы художников Кузина С.С.,

Савченко А.А., Ванециан А.,

Шмаринова Д.А, написанные

как иллюстрации к произведению

Пушкина. Давайте их рассмотрим!

Можем ли с их помощью узнать

сюжет повести? Давайте, переставим слайды

в нужном порядке Задание: составьте слайды

на интерактивной доске в соответствии с сюжетом



6

В поместье Ненарадово живет некий Гаврила Петрович.

У него есть дочка, Марья Гавриловна,

имеющая множество женихов,

но она влюблена в бедного

прапорщика Владимира.

Он также неравнодушен к ней,

и они решают тайно обвенчаться,

чтобы после броситься к ногам родителей.


7

Влюбленные подготавливают план,

по которому в определенный

день Марья Гавриловна должна

будет притвориться после ужина

больной и уйти к себе. В действительности

она же должна была выйти через

заднюю дверь, и отправиться в санях,

приготовленных заранее, в соседнее село

Жадрино, где в церкви бы ожидал ее жених.







8

Наступает назначенный день.

Владимир с трудом уговаривает

священника и свидетелей,

а сам торопится в Жадрино.

Вдруг начинается жуткая метель,

и Владимир сбивается с дороги,

оказывается в другой деревне.

Утром он все-таки добирается

до Жадрина, но там никого уже нет


Вдруг начинается жуткая метель,

и Владимир сбивается с дороги, оказывается

в другой деревне. Утром он все-таки

добирается до Жадрина, но там никого уже нет.

9

А что же происходит с Марьей?

Она возвращается в дом,

родители ничего не замечают.






А у героини начинается горячка,

в которой она шепчет о своей любви.

Родители решают не препятствовать браку,

отправляют прапорщику свое согласие на брак.

От Владимира приходит гневное письмо со словами,

что ноги больше его не будет в их доме.

Вскоре он уезжает в армию и умирает.


10

Марья Гавриловна бережет его память: книги,

подаренные им, стихи, написанные для нее,

и отказывает всем женихам.


11

Начинаются благополучные времена: война с французами закончена, полки вернулись. В поместье появляется милый молодой полковник Бурмин, который очень нравится дамам. Он очень нравится Марье Гавриловне, так же как и она, ему, но предложения не делает.

причину своих терзаний:



12

Однажды в саду Бурмин признается в любви

к Марье Гавриловне и объясняет причину своих терзаний


13

14


(Эпизод читается по ролям)


-Но мне еще остается исполнить тяжелую обязанность,

открыть вам ужасную тайну и положить между нами

непреодолимую преграду...

– «Она всегда существовала, – прервала с живостию

Марья Гавриловна, – я никогда не могла быть вашею женою...»

– «Знаю, – отвечал он ей тихо, – знаю, что некогда вы любили,

но смерть и три года сетований... Добрая, милая

Марья Гавриловна! не старайтесь лишить меня

последнего утешения: мысль, что вы бы согласились

сделать мое счастие, если бы... молчите, ради Бога,

молчите. Вы терзаете меня. Да, я знаю, я чувствую,

что вы были бы моею, но – я несчастнейшее создание... я женат!»



15

Я велел ямщику подъехать. «Помилуй, где ты замешкался

– сказал мне кто-то; – невеста в обмороке;

поп не знает, что делать; мы готовы были ехать назад.

Выходи же скорее». Я молча выпрыгнул из саней

и вошел в церковь, слабо освещенную двумя

или тремя свечами. Девушка сидела на лавочке

в темном углу церкви; другая терла ей виски.

« Слава Богу, – сказала эта, – насилу вы приехали.

Чуть, было, вы барышню не уморили».

Старый священник подошел ко мне с вопросом:

«Прикажете начинать?» – «Начинайте, начинайте, батюшка»,

– отвечал я рассеянно. Девушку подняли.

Она показалась мне не дурна...


16

– Боже мой, боже мой! – сказала Марья Гавриловна,

схватив его руку; – так это были вы! И вы не узнаете меня?



17

Учитель:
Так заканчивается романтическая повесть Метель.

Метель — один из самых излюбленных

образов-символов в творчестве Пушкина.

Разгул стихии, хаос, сопряженный с бурей чувств

и темными, непознаваемыми силами.

“Мчатся тучи, вьются тучи, невидимкою луна

освещает снег летучий, мутно небо, ночь мутна…”

Волшебные строки, задевающие потаенные струны

души, дышащие детством, и личным, и человеческим.

 Какую роль играет стихия в жизни героев?

Что стоит за фразой: «Казалось бы, всё шло,

как задумано, однако разыгралась метель

и Владимир, заблудившись, приехал в церковь только под утро»?




18

Для Марьи Гавриловны «метель» началась

со сна в ночь перед побегом, с дневного смятения

и достигла апогея – в передаче «рассказчика» –

в минуты, когда до решительного шага оставалось

полчаса: «На дворе была метель: ветер выл,

ставни тряслись и стучали…».


19

Для Владимира «метель» началась, как только он выехал

за околицу. До того же в приподнятом настроении он ищет

свидетелей, священника, договаривается с ними.

Хлопоты его радостны, хотя и несколько лихорадочны.

И вот «поднялся ветер, и сделалась такая метель,

что он ничего невзвидел»… Стихия, словно играет

с Владимиром, заставляет столбенеть в минуту

ужасного сообщения: «Владимир схватил себя

за волосы и остался недвижим, как человек,

приговоренный к смерти». Единоборство

с роковой «метелью» Владимир проигрывает.


20

21

Бурмин - был невозмутим во время своей

легкомысленной проделки в церкви.

Метель для него досадна как недоразумение,

нарушающее планы: «Вдруг поднялась ужасная метель»;

«метель не унималась, я не вытерпел

и поехал в самую бурю». Позднее смятение

Бурмина, чувство горькой вины, сжимающее

сердце в минуты, когда должна окончательно

решиться его судьба, так странно сопряженная

с давним событием, – такова для него «метель».


22
















23

Владимир…

Бурмин …

Родители …Владимира

Бурмина простила …

Любя Владимира. Мария Гавриловна…

героиням французских романов

В конце истории теряет к ним интерес


Мария Гавриловна …

перед побегом из дома

О Бурмине Мария Гавриловна рассуждает …

Владимир и Мария Гавриловна

…, их

будущее туманно.

У Бурмина и Марии Гавриловны …

Им мешает прошлое.

  


Выберите недостающее слово в таблице

на интерактивной доске: беден, простили,

Мария Гавриловна, состоятелен, подражает,

подражает, в полном смятении, препятствия

внутренние, преодолевают внешние препятствия,

рассуждает спокойно

.

Правильно выполненное задание.






24



Учитель литературы:

Достаточно ли средств одного вида искусства,

чтобы передать и картину природы, и чувства героев?

Учитель музыки:

Свиридов назвал свое произведение иллюстрациями.

Самая главная способность музыкального искусства –

это способность рассказывать о явлениях природы,

о событиях окружающей жизни, и внутренней

жизни человеческой души в их развитии, движении.

В 1973 году из отдельных музыкальных эпизодов,

созданных для кинофильма, композитор решил

составить сюиту. Ее девять номеров создали

последовательный ряд своего рода иллюстраций

к пушкинской повести. Так и было решено

назвать новый опус: музыкальные иллюстрации

к повести Пушкина «Метель». Однако по жанру

это именно сюита с присущими ей образными

контрастами между соседними частями.

Мы остановимся на нескольких номерах.

Послушайте их и попробуйте ответить,

каким героям и моментам действия они

соответствуют





25

1 Эпизод

Музыка Свиридова рисует образ тройки,

летящей через зимнюю мглу под неумолчный

звон дорожных колокольчиков,

под меланхоличную нескончаемую песнь, похожую

на напевы ямщиков.


26

2 Эпизод

В Вальсе Свиридова звучит непритязательная мелодия

с характерным для этого танца аккомпанементом

(бас на первой доле и аккорды на второй и третьей).

В нем нет пышности и великолепия бального танца.

Кажется, он звучит в обстановке домашнего праздника,

в небогатой усадьбе или в саду провинциального городка.

Мелодия, длительно разворачивающаяся то у скрипок,

то расцвечивающаяся тембрами деревянных инструментов,

бесхитростна и обаятельна



27

3 Эпизод

Этот романс исполняется без слов, но содержание музыки понятно:

в музыке словно сошлись вместе чувства трех героев

повести. Вступительные аккорды у оркестра сменяет

привычный для бытового исполнения отыгрыш рояля.

Скрипка соло запевает мелодию романса, основанную

на интонациях, типичных для романсовой музыки

середины XIX века, и она разворачивается все шире,

привольнее. Солирующий альт «подпевает»,

словно второй голос в дуэте, затем их сменяют

флейта и гобой, потом к пению присоединяется

английский рожок. А рояль продолжает меланхолично

исполнять свою партию. Музыка становится более

взволнованной, достигается кульминация, в которой

роль солиста берет на себя труба, а подпевать ей

начинают валторны. В заключении все утихает,

кларнет и солирующая виолончель завершают дуэт.





28

Учитель музыки:


Как вы думаете, что можно узнать о повести Пушкина,

прослушав « Музыкальные иллюстрации» Г. В.Свиридова?

Учащиеся:

-Композитор конца XX века так представил себе начало XIX.

-Можно многое узнать о пушкинской эпохе.

О том, какая тогда звучала музыка, какие были танцы,

что любили петь.

-Романтический характер героев, их душевные порывы

рисует музыка Свиридова.

-Музыка рисует русский пейзаж, передает

картину зимней метели.

-Представить чувства героев.




29

Учитель музыки:

К нашему уроку ваши одноклассники приготовили маленький

концерт. «Романс» Свиридова исполнит на скрипке

Даяна Бастрыкина .Настя Лизнева споет романс

графа Шереметьева на слова Пушкина « Я вас любил»

И в завершении урока мы вместе исполним песню

Булата Окуджавы « На фоне Пушкина снимается семейство»










30

Б. Окуджава

На фоне Пушкина снимается семейство

Фотограф щелкает, и птичка вылетает

Фотограф щелкает.

Но вот что интересно:

На фоне Пушкина!

И птичка вылетает



31















32

Заключение

Учитель литературы:

Какой главные выводы вы сделаете после сегодняшнего урока?

Ученики:

Нужно бережно относиться друг к другу.

Внимательнее и чаще обращаться

к произведениям Пушкина и классической литературы.







Звучит романс « Я вас любил» в исполнении

группы « Кватро»







Выход из класса









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!