2. | Актуализация знаний и фиксация затруднений деятельности. | Просмотр фрагмента сказки «Там на неведомых дорожках». Каких знакомых героев вы увидели? Как вы, ребята, думаете, о чем или о ком пойдет речь на сегодняшнем уроке? Какие музыкальные открытия нас ожидают? Конечно, о сказочном герое, изображенном в музыке. Ребята, кто сочиняет сказки, былины? Как мы называем народное творчество? Слайд №1. Сказочные герои бывают как отрицательные, так и положительные, перечислите их. А какие отрицательные герои «очеловечены»? А вы всех назвали? Попробуйте отгадать, а кто это? Это нечистая сила, На вид совсем некрасива, На болоте обитает, Всех вокруг она пугает. | Баба-яга, Кикимора, Ваня О сказке или сказочных героях в музыке Народ. Фольклор. Ответы детей. Баба-Яга, Леший, Кощей-Бессмертный и д.р. Кикимора. | Л. - умение слушать и анализировать Р. - планирование учебной цели, побуждение к активности. К. - формулировать собственное мнение. П - анализ объектов с целью выделения признаков |
5. 6. 7. 8. | Первичное закрепление Знакомство с новым музыкальным материалом. Динамическая пауза. Рефлексия деятельности. Домашнее задание. | Учитель организует работу обучающихся с учебником. Давайте познакомимся с народным сказанием. Читаем текст (стр.19) Слайд №5. Предлагает поработать в группах. (таблица №1 в Приложении) 1 группа находит информацию о внешнем виде и характере кикиморы. А так же о звуках, которые можно услышать в тексте. 2 группа находит в тексте непонятные слова, пытается объяснить их значение. Выделяет признаки, по которым можно понять, что это старинное народное сказание. Диалог с детьми по прочитанному тексту: 1 группа: Как выглядит Кикимора, какова по характеру? Какие звуки вы услышали в тексте? А это какие звуки? 2 группа: Какие слова в тексте вам были непонятны? По каким признакам можно сказать, что это старинное народное сказание? А звучит ли музыка в сказании? Если бы вы были композиторами, то какую музыку вы бы сочинили на этот сюжет? Предлагает поработать в группах. (таблица № 2 в Приложении) 1 группа: предложить варианты средств музыкальной выразительности: темп, ритм, лад, динамика, регистр, 2 группа: музыкальные инструменты симфонического оркестра Много музыки написано композиторами по сказкам, вспомните, какого композитора называют «сказочником»? Композитор А. К. Лядов был учеником Н. А. Римского-Корсакова и его тоже привлекали сказочные персонажи. Слайд№6 Им было создано несколько симфонических миниатюр (небольших инструментальных пьес), на сюжеты русского фольклора. Среди них симфоническая миниатюра «Кикимора». В основу ее легло сказание русского народа, которое мы прочитали в начале урока. Давайте послушаем это произведение и определим, какими средствами музыкальной выразительности нарисована Кикимора. Слушание «Кикиморы» А. Лядов Мы с вами прослушали полностью произведение, музыка сразу рисует Кикимору? Чей 1-й образ рисует музыка? (слушаем фрагмент «У кудесника во каменных горах») Слайд №7. А что напоминает эта часть музыки? Слайд №8. (слушаем фрагмент, где звучит английский рожок). Почему? Докажите. А всегда ли музыка звучит убаюкивающее? (слушаем фрагмент, где звучит челеста). Слайд №9. Какие вы видите инструменты? Какой из них солирует? Знакомим с инструментами челестой и английским рожком. Показ слайда (изображены челеста и английский рожок). Слайд №10. Слушаем вторую часть картины. Слайд №11. Что вы здесь слышите? (Кикиморка встрепенулась) А какие инструменты хорошо слышны? Показ слайда с изображением флейты и гобоя. А как заканчивается произведение? Почему? Скажите, в каком оркестре звучат все изображенные инструменты на слайдах, в карточках? С помощью каких средств музыкальной выразительности композитору удалось раскрыть фольклорный образ Кикиморы? Прослушанное произведение крупное или небольшое? На сколько частей можно его разделить? Обратимся к тексту. Можем ли мы выделить 2 части и найти контраст в тексте? 1 часть в музыке - это маленькая Кикимора и ее сказочное окружение 2 часть — это взрослая злая Кикимора В каком же жанре написал «Кикимору» А. Лядов? Слайд №12. Вспомните, как называется литературная основа инструментального произведения? Так какое это произведение? Слайд №13. На протяжении всего произведения образ кикиморы был озвучен одной яркой, запоминающейся мелодией. Эта мелодия или целая тема, применяемая для характеристики героя называется «лейтмотив». Слайд №13. Давайте исполним полюбившуюся нам песню Г. Гладкова «Спор Маши и Вити о сказках» Сегодня мы с вами узнали много нового о мире музыкальных сказок, давайте проверим, что мы с вами запомнили. Сейчас мы проведем тест-викторину (таблица № 3 в Приложении) Приведите в соответствие высказывания. Оценка работы детей на уроке. Выполните рисунок, понравившегося фрагмента симфонической картинки «Кикимора» Слайд №14. | Читают текст. Выполняют задания в группах. Цитируют текст сказания. Стучит, гремит, свистит, шипит Шумовые. Кудесник, тешит, кудель конопельная, пряжа пеньковая, не спознать. В тексте встречаются слова и части речи вышедшие из употребления. Поет Кот-Баюн и др. Работают в группах по заданиям. Дети проговаривают свои варианты. Н. А. Римского-Корсакова Слушают и анализируют по ходу слушания Нет. Образ пещеры кудесника. Колыбельную. Кот-баюн качает колыбельку. Музыка медленная, спокойная, слышна колыбельная песня, слышен солирующий инструмент. Нет. Один духовой (солирующий), а второй похож на пианино. Кикимора проснулась, ее крики, визги. Духовые. Кикимора исчезает. Музыка становится очень тихой. В симфоническом оркестре. Ответы детей. Небольшое. Дети высказывают свое мнение о форме музыки и выходят на 2-х частную форму. Да. Симфоническая миниатюра. Программа. Это программное произведение. Исполнение песни. Дети работают с карточками. Проверяют свои ответы, смотрят на слайд, оценивают свою работу на уроке. | П. - умение структурировать знания, анализ, сравнение, прогнозирование К. - умение устанавливать рабочие отношения и эффективно сотрудничать, умение договариваться П. - анализ и сравнение, поиск и выделение нужной информации, моделирование, установление причинно-следственных связей К. - умение выражать свои мысли, слушать собеседников П. - умение анализировать. К. - находить аналогии, формулировать собственное мнение. Р. - активизация работы через сравнение. П. - умение анализировать. П.- познавательный интерес к новому П. - умение анализировать. Л. - умение выражать свои мысли. К. - наблюдение за музыкой, эмоциональное восприятие П.- познавательный интерес к новому К. - исполнение песни хором, сотрудничество с классом и учителем Л. - эмоциональное исполнение К. - находить аналогии, формулировать собственное мнение. Р. - активизация работы через сравнение. |