III. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии. | Мы с вами продолжаем изучение такого раздела науки о языке как морфология. Давайте вспомним, что она изучает? (Морфология – раздел науки о языке, изучающий слова как части речи.) III. Сообщение цели и темы урока Сегодня мы должны познакомиться с новой частью речи. Но как она называется, мы узнаем, когда разгадаем кроссворд. Но для этого нам нужно вспомнить названия и определения уже известных частей речи. Я буду задавать вопрос, я вы поднимаете руку. С места не выкрикиваем. 1. Самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяющая в себе свойства прилагательного и глагола. 2. Самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой? или чей? 3. Служебная часть речи, которая связывает как члены предложения, так и простые предложения в составе сложного. 4. Самостоятельная часть речи, которая обозначает число, количество предметов, порядок их при счете и отвечает на вопросы сколько? который? (какой?) 5. Самостоятельная часть речи, которая обозначает признаки действий или признаков и отвечает на вопросы как? куда? когда? где? почему? 6. Самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать? КРОССВОРД Теперь мы уже может назвать загаданное слово, но не известна еще одна буква. Ее отсутствие, думаю, не вызовет у вас затруднений. Ответьте на вопрос, с какой частью речи мы начинаем знакомиться? (Частица.) Итак, тема нашего урока «Частица как часть речи». Запишем ее в тетради. Мы должны будем выявить особенности частицы как служебной части речи, научиться отличать частицы от других частей речи. Как прекрасно запечатлел художник на полотне предчувствие весны! (повествовательное, восклицательное, простое, двусоставное, распространенное) – Можно ли назвать это слово как самостоятельной частью речи? Почему? ( Kак – частица, служебная часть речи, т.к. не называет ни предмета, ни признака, ни действия, ни количества, не имеет конкретного лексического значения. Они, не изменяются. Нельзя поставить вопрос – не является членом предложения.) 1ый вывод. Частица – служебная часть речи. – А для чего же служит? – Прочитаем предложение без частицы и сравним. – Изменился ли основной смысл предложения? – Какое значение вносит частица в предложение? (Частица как вносит дополнительный оттенок – усиливает значение слово – сочетания прекрасно запечатлел.) (слайд 2,3) Обилие частиц в разговорной речи объясняется тем, что в условиях общения нужно не просто передать определенную информацию, а выразить свое отношение к ней и собеседнику сжато и эмоционально. Эту роль хорошо исполняют частицы. 2) Значения частиц Частицы могут «путешествовать» по предложению, но их место все-таки строго закреплено: каждая частица употребляется говорящим или пишущим перед тем словом или словосочетанием, которое важно для автора. | Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать вопрос (проблему) урока. Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности. 2. Создавать модели объектов в знаково-символической форме, преобразовывать структуры и модели. Коммуникативные УУД 1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. 4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль. Регулятивные УУД 1. Искать пути решения проблемы. 2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
IV. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи. | Закрепление материала. Задание 1. Включите в предложение Я был чемпионом. частицы, принадлежащие к различным разрядам. (Чемпион (франц.) – учащиеся приводят толкование слова.) Варианты, предложенные учащимися: Я не чемпион. Именно я чемпион. Неужели я чемпион?! Даже я чемпион. Я все-таки чемпион. Какие значения придают частицы словам и предложению? На доску спроецирован текст, на котором есть пропуски-карманчики. Задание 2. Прочитайте выразительно текст Н.И. Сладкова. (Текст показан без частиц, которые заранее написаны или на доске, или на полосках бумаги для заполнения карманчиков учащимися у доски, остальные учащиеся работают самостоятельно.) ... у птиц забавные встречаются имена ... поверишь, что водится птица-поганка. Поганка ... рога и птичка-завирушка есть. Или ... юла. ... Совсем милые имена: овсянка, просянка, коноплянка и ... чечевица. А ... плохое название чиж или чечетка. ... непонятными будут для нас имена: зеленушка, синехвостка, белолобик? ... Названия-прозвища лучше всего! | Познавательные УУД 1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. 2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать. |
V. Этап включения изученного в систему знаний. | Задание 3. Дополните текст необходимыми частицами (именно, все-таки, ведь, разве, а вот, даже, неужели, да еще и, едва ли, просто). Сделайте вывод о роли частиц в тексте. Слайд 6,7,8 Роль частиц в художественном произведении чрезвычайно велика. Они придают тексту экспрессивность, емкость, выразительность. В книге С.Н. Приходько «Хоровод цветов» повествуется об истории цветка гладиолуса, благородного чужестранца, имя которого с латинского переводится как меч, а его русское название – шпажник (показать рисунок, обратить внимание на форму цветка). Учитель читает легенду («тихий фон» – музыку): Жестокий римский полководец, взяв в плен воинов-фракийцев, сделал их гладиаторами (показать рисунок). Двум же из них – Севту и Тересу – красавцам юношам, друзьям – он приказал биться друг с другом насмерть, обещая победителю свободу и руку своей дочери. Но кровавая битва все-таки не состоялась. Разве могли юноши предать дружбу? И они воткнули свои мечи в землю. Тогда разъяренные римляне убили их. И вот на месте воткнутых гладиаторами в землю мечей расцвели прекрасные гладиолусы. Именно с тех пор этот цветок считается символом дружбы, верности и памяти. Задание. При повторном прослушивании учащиеся записывают в тетрадь только частицы, объясняют их роль в тексте. Делаем вывод Многие русские писатели и поэты употребляли в своем творчестве частицы. Например, А.С. Пушкин использовал частицу вот около 1000 раз. А частица даже прозвучала у поэта более 300 раз. Например, (запись в тетради): «Но куклы даже в эти годы Татьяна в руки не брала». А кто не знает знаменитого «Уж небо осенью дышало...»? Вывод: частицы выделяют, усиливают те слова, которые необходимы автору для более точного выражения идейно-художественного содержания. | Коммуникативные УУД 1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. 4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль. |