СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока на тему "Творительный падеж имени существительного"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка поможет подготовиться к уроку русского языка на тему "Творительный падеж имени существительного". Материал объёмный, разнообразный, используюся различные формы, методы и приёмы работы на уроке.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока на тему "Творительный падеж имени существительного"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ПРЕДМЕТ Русский язык

КЛАСС 4

ТЕМА УРОКА Творительный падеж имен существительных

РЕСУРСЫ

Учебник Русский язык. Учебник для 4 класса. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.

Мультимедийная презентация.

Перфокарты

Карточки для работы в группах

Сигнальные карточки

Раздаточный материал для этапа рефлексии (шарики трёх цветов)

Плакат «Ёлочка»


ТИП УРОКА Комбинированный

ЦЕЛЬ УРОКА Дать и конкретизировать представления обучающихся о творительном падеже и его грамматических признаках, закреплять знание орфографических правил и умение выполнять различные виды языкового анализа.

ЗАДАЧИ:

Обучающая: научить выделять творительный падеж имен существительных по его признакам, отрабатывать навык правописания безударных падежных окончания имен существительных, используя алгоритм действий, закреплять навыки орфографического письма и выполнения различных видов языкового анализа.

Развивающая: развивать орфографическую зоркость, связную речь детей, умения исключать лишнее на основе анализа существенных признаков; развивать интерес к русскому языку как учебному предмету.

Воспитывающая: воспитывать у детей чувство ответственности за свою деятельность, чувство взаимопомощи и товарищеской поддержки, стремление к совершенному владению родным языком.

Коммуникативные УУД (КУУД): инициативное сотрудничество с учителем и со сверстниками; умение с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; контроль, коррекция и оценка действий и результатов своих и партнера.

Регулятивные УУД (РУУД): постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.

Личностные УУД (ЛУУД): нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей; установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Познавательные УУД (ПУУД): самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; смысловое чтение; поиск и выделение необходимой информации; выдвижение гипотез и их обоснование; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий; сравнение, классификация объектов по самостоятельно выделяемым признакам, синтез.


ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА


№п/п

Этап урока и его цель.

Примерное время проведения

Деятельность учителя

(Содержание учебного материала)

Деятельность учащихся

(виды деятельности)

Формируемые универсальные учебные действия

1.

Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

Цель: проверка готовности класса к уроку, настрой на плодотворную работу.

Слайд № 1 «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли». Л. Н. Толстой

- Ребята, настроимся на работу! Потрите ладони, почувствуйте тепло. А теперь поделимся теплом друг с другом: потяните ладони соседям! Улыбнёмся, пожелаем друг другу удачи!

- Пусть доброе, внимательное отношение друг к другу сопровождает нас на этом уроке.

- Ребята, мы совершим с вами путешествие в удивительный мир русского языка. Запишите дату нашего отправления.

Слайд № 2 (Правила посадки при письме)

Улыбаются, желают друг другу удачи на уроке. Проверяют готовность к уроку.

Записывают в тетради число.

Л. мотивирование к учебной деятельности, развитие самоорганизации в учебном действии.

Р. контроль и коррекция своих действий


2.

Актуализация знаний

Цель: повторение изученных орфограмм, развитие умения исключать лишнее на основе анализа существенных признаков, умения проанализировать, какие учебные задачи решены в ходе выполнения упражнения.















Самоанализ уровня знаний по пройденному материалу




Отработка навыка правописания безударных падежных окончания имен существительных, используя алгоритм действий.







1.Минутка чистописания

Слайд № 3

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом –

Всё покрылось серебром.

- О ком говорится в загадке?

-Зима – удивительное, волшебное время года. Она предлагает вам красиво, каллиграфически правильно написать букву З, з. Постарайтесь написать буквы красиво и аккуратно, соблюдая ширину и высоту букв.

Слайд № 4

Зима – волшебное время года, которое всегда являлось источником вдохновения для художников-живописцев. Зима в картинах русских художников сказочное время безмятежного великолепия, когда природа спит и отдыхает, спрятавшись под белоснежным одеялом, удивительные по красоте и раскрывающие истинную зимнюю природу пейзажи русской зимы.

Слайды 5, 6, 7

- С какими картинами мы с вами знакомились на уроках русского языка? Писали сочинение?

Слайд № 8

-Холодная и очень красивая картина зимнего леса и одиноко бродячего волка мы видим на картине Исаака Левитана «Зимой в лесу».

Слайд № 9

- Величественное изображение дремучего зимнего леса мы видим на картине Ивана Шишкина «Зима»

Слайд № 10

- Холодное зимнее время, когда на улице трещит мороз, а окошки домов пропускают уютный теплый свет, изображено на картине Николая Крымова «Зимний вечер».

- Пусть это волшебное время года вдохновит сегодня и нас на продуктивную работу!

2.Орфографическая разминка. Работа с перфокартами

Слайд № 11

На экране столбики слов. Учитель задаёт вопрос к каждому столбику.


В каком слове НЕ пишется ь?

В каком слове НЕТ непроизносимой согласной?

В каком слове пишется ь?

В каком слове пишется одна буква н?

Назовите имя существительное

1.ноч…

1.чудес…ный

1.об…яснил

1.длин…а

1.морозный

2.доч…

2.радос…ный

2.под…езд

2.длин…ый

2.холодный

3.мыш…

3.грус…ный

3.п…ет

3.осен…ий

3.заморозит

4.печ…

4.звёз…ный

4.под…езжали

4.утрен…ий

4.подует

5.луч…

5.ненас…ный

5.с…емка

5.медлен…о

5.мороз


Проверка







3. Работа с теоретическим материалам с помощью карточек-вопросов.

- Ребята, давайте освежим наши полученные ранее знания.

- О чём мы говорили, что изучали на предыдущих уроках?

- За одну минуту вам необходимо в парах придумать вопросы для одноклассников по темам «Три склонения имён существительных» и «Правописание безударных падежных окончаний», используя данные вопросительные слова. (Слова на доске: ЧТО? СКОЛЬКО? КАКИЕ? КАК? КАКУЮ?)

Примерные вопросы:

(- Что такое начальная форма имени существительного?

- Сколько падежей в русском языке?

- Какие падежи называются косвенными?

- Как определить склонение имени существительного?

- Какую роль в предложении выполнят существительные?)


4.Устный словарный диктант с самопроверкой с помощью сигнальных карточек.

- Давайте проверим, как вы усвоили падежи. Я называю словосочетание, а Вам надо будет поднять сигнальную карточку с нужным падежом.

Размышлять о жизни (П. п.)

Бегать по травке (Д. п.)

Сварил без моркови (Р. п.)

Лежать под деревом (Т. п.)

Клевал руку (В. п.)

Кружить под потолком (Т.п.)

Вылетел на улицу (В. п.)

Ветка осины (Р. п.)

Вьюга кружила (И. п.)














Ученики называют время года (зима).

Записывают заглавную и строчную букву З, з.



















Ученики называют фамилии художников и названия их картин (Аркадий Пластов «Первый снег», Игорь Грабарь «Февральская лазурь», Константин Юон «Конец зимы. Полдень».Перечисление сопровождается демонстрацией картин на экране)





Учащиеся выбирают правильный ответ (один) и отмечают его номер в перфокарте снежинкой.


Учащиеся поднимают листок с рисунком (получился узор снежинки)

Слайд № 12

. *. * .

. . . . .

. . * . .

. . . . .

*. . . *



Учащиеся отвечают на вопросы (падежи, склонения)

Учащиеся составляют в течение одной минуты вопросы для одноклассников по изученным темам, используя вопросительные слова на доске.

К доске выходят три ученика и отвечают на вопросы одноклассников.


Учащиеся определяют падеж существительного в словосочетании и поднимают соответствующую карточку с падежом.



К. инициативное сотрудничество с учителем и со сверстниками




П.

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;



Р. оценивание качества и уровня усвоения материала.






П. выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Цель: смена статической позы, увеличение двигательной активности, расслабление (отдых);


повторение и обобщение знаний по теме «Имя существительное».

Игра «Верю – не верю» (физкультминутка)


1

Верите ли вы, что имя существительное – это самостоятельная часть речи?

2

Верите ли вы, что в

е имена существительные всегда стоят в форме единственного числа? 

3

Верите ли вы, что существительные изменяются по родам?

4

Верите ли вы, что в русском языке пять падежей? 

5

Верите ли вы, что дательный падеж имеет два предлога? 

6

Верите ли вы, что

предложный падеж без предлога не употребляется? 

7

Верите ли вы, что в русском языке есть три типа склонения? 

8

Верите ли вы, что к третьему склонению относятся имена существительные среднего рода?

9

Верите ли вы, что склонением имён существительных -

это изменение по числам и падежам?

10

Верите ли вы, что подлежащее всегда стоит в винительном падеже?


Стоя между рядами отвечают на вопросы движениями и жестами

Если верю – кивнуть головой, хлопнуть в ладоши и сказать «Да-да-да!», если не верю – помахать головой отрицательно, погрозить пальцем и сказать «Нет-нет-нет!»


К. инициативное сотрудничество с учителем и со сверстниками


Р. оценивание качества и уровня усвоения материала.

3.

Изучение нового материала.

Цель:

Определить значение, употребляемые предлоги, окончания и роль в предложении имён существительных в Т. п.

привитие интереса к русскому языку как к учебному предмету; постановка учебной задачи;

самоопределение к действию.


Формирование представлений о значении существительных в творительном падеже.


Воспитание уважения к творческим людям; побуждение к творческому отношению к делу


Поиск и выделение необходимой информации


Развитие монологической речи













Слайд № 13

- Что там долго говорить,

Вот решился я творить!

Карандаш, бумагу взял

И пейзаж нарисовал.

Я – художник, я – творец!

Ух, какой я молодей!

Перед замком куст цветёт,

Под корягой змей живёт,

Над дорогой реет сокол,

За оградой лошадь ржёт.

Я творю карандашом

На листе своём большом.

Вид украсил я с трудом

Лесом, тучкой над прудом.

Ну-ка, лист переверну

И опять творить начну.


- О каком падеже идёт речь?

Слайд № 14

Творительный падеж в русской грамматике назвали так потому, что одним из его значений было такое: орудие, которым что-нибудь делают. У нас в старину его иногда называли «орудийным». Творительный падеж – это падеж-трудяга.

-С тем, - заявил Творительный,

Я только лишь в ладу,

Кто очень уважительно относится к труду.

Труд учеников – учёба в школе и дома. Орудия учеников – ручка, карандаш, линейка, кисточка. В Т. п. – пишем (чем?)ручкой, чертим (чем?) карандашом.

1.Запись предложения под диктовку на доске и в тетрадях.

Журавли покружились над родным болотом и потянулись к югу.

Какое слово употреблено в Т. п.? Докажите.


2.Приём РКМ (развития критического мышления) таблица З-У-Х

- По ходу изучения сегодняшней темы «Творительный падеж» мы с вами составим таблицу и зафиксируем, что знаем и что хотим узнать, а к концу урока допишем, что мы узнали новое.


З – что мы знаем

Х – хотим узнать

У – что мы узнали

Вопросы кем? чем?

Вспомогательные слова творить, доволен

Основное значение

Предлоги

Окончания

Роль в предложении



3.Работа в группах.

Задание для 1 группы

Определите по тексту стихотворения, что могут обозначать слова, стоящие в Т. п.

Я – творительный падеж,

Исполнен всяческих надежд.

Творите – Чем?

Творите – с кем?

Я подскажу вам – без проблем!

- С тем, - заявил Творительный,

Я только лишь в ладу,

Кто очень уважительно относится к труду.

Задание для 2 группы.

- Определите падежные и смысловые вопросы существительных в Т. п.

Мы делали подвесную кормушку для птиц. Из фанеры (…..?) пилкой вырезали детали. Дощечки зачистили (…..?) напильником. Оля с (…..?) Надей повесили кормушку под окнами. Вечером над (….?) кормушкой закружились синицы.

Задание для 3 группы

Определите склонение выделенных существительных, выделите окончания и заполните таблицу.

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит,

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, -

Не мертвец и не живой –

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой –

В нём ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой. (Ф. И. Тютчев)

Задание для 4 группы

Составьте и запишите словосочетание глаг. + сущ. в Т. п. Подчеркните предлоги.


Предполагают тему урока и его задачи


Извлекают информацию из слов учителя.


















Записывают предложение, находят существительное в Т. п., задают вопрос, делают обозначения

Называют грамматические признаки творительного падежа



Во время фронтальной работы учащиеся вносят уже изученную информация в таблицу и формулируют с помощью опорных слов вопросы, на которые нужно найти ответ.




Выполняют задание, работая в группах.

Обсуждают, договариваются, строят высказывание.
































По итогам работы в группах учащиеся заполняют таблицу З-У-Х (что мы узнали)


П.

смысловое чтение



П. выдвижение гипотез и их обоснование






Л.установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом



Самостоятель-

ное извлечение необходимой информации, составление монологичес-

кого высказывания.


К. Работа в группах



П. смысловое чтение


Р. работа с таблицей, составление плана при помощи опорных слов

4.

Закрепление изученного материала.

Цель: закрепление знаний о грамматических признаках имен существительных в творительном падеже; установление зависимости между типом склонения и падежными окончаниями имен существительных, объяснение правил постановки запятой в сложном предложении;

Повторение алгоритма правописания орфограммы «Безударные падежные окончания имен существительных»



Отработка практических навыков правописания безударных падежных окончаний имен существительных.










Работа с учебником с. 120 упр. 224

- Как определить безударное окончание имени существительного в Т. п.?

- Как определить склонение имени существительного?


Коллективная проверка на интерактивной доске.


Записывают упражнение в тетрадь (один ученик работает у доски, проговаривая все действия, остальные в тетради)


Определяют склонение выделенных существительных, выделяют окончания имён существительных в Т. п., подчёркивают предлоги.



Повторяют алгоритм написания безударных падежных окончаний

существительных.



П. смысловое чтение


П.выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;


Р. оценивание качества и уровня усвоения материала.









П. выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;


К. инициативное сотрудничество с учителем и со сверстниками.


5.

Подведение итогов урока.

Цель: контроль, коррекция и оценка действий и результатов своих и партнера; оценивание качества и уровня усвоения материала.



- Что вы нового узнали на уроке?

- За что бы вам хотелось себя похвалить?

- Вспомните девиз нашего урока.


Самоанализ деятельности на уроке














Записывают в дневник домашнее задание

Л. нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей;

6.

Рефлексия.

Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса; определение впечатлений детей о прошедшем уроке

- Ребята, поскольку сегодня мы говорили о падеже творительном, и совсем скоро наступит всеми любимый волшебный праздник Новый год, то предлагаю вам оценить свою работу творчески. Выбрать шарик нужного цвета и повесить на ёлочку.

Золотой цвет – обогатились знаниями, урок для вас был интересным и познавательным;

Синий цвет – на уроке не всё было понятно, возникали трудности;

Красный шарик – многие задания были непонятными, вызывали сложности.



Определяют свое впечатление от урока, оценивают результаты своей деятельности на уроке


Р. оценка своих действий и результатов





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!