УМК.
Основы безопасности жизнедеятельности: рабочая программа к линии УМК В. Н. Латчука. 5—9 классы: учебно-методическое пособие / авт.-сост. В. Н. Латчук, С. К. Миронов, С. Н. Вангородский, М. А. Ульянова. — 4-е изд., перераб. — М. : Дрофа, 2017.
Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс учебник для общеобразовательных учреждений/ Вангородский С. Н., Кузнецов М. И., Латчук В. Н., Марков В. В. – 12е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2019.
Раздел 3. Основы здорового образа жизни.
Глава 1. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни.
Параграф 1.2. Здоровый образ жизни - путь к достижению высокого уровня здоровья.
Компьютер, монитор, проектор, планшеты (один на группу), презентация, карточки блюд для меню.
Словесный: рассказ, беседа, обмен мнениями.
Частично-поисковый метод: работа интерактивным заданием, раздаточным материалом, с таблицами. Наглядный (видеоматериал, презентация), наблюдение, анализ, оценка.
Этапы урока | Содержание урока. | Результаты образования по ФГОС |
Рекомендации/ действия учителя | Действия учащегося/ответы |
Организационный момент. Самоопределение к учебной деятельности. | Приветствие учащихся. Организационный момент. Проверка готовности к уроку. Учащиеся распределены по группам(3-5). | Приветствие учителя. Готовность к уроку | Личностные - развитие ответственности. Метапредметные - развитие навыков самоорганизации. |
Закрепление знаний по усвоению изученного материала на прошлых уроках. Работа в группах, фронтальный опрос. | Учащимся предлагается обсудить вопрос «Что такое здоровье?» Следует выяснить, что подростки подразумевают под определением «здоровье» и какие составляющие здоровья выделяют. Каждой группе предоставлена головоломка – филворд по теме «Здоровье человека». Ссылка: https://learningapps.org/display?v=ppcta511t21 Задание: Найти слова на поле филворда. Здоровье Физическое Духовное Социальное Психическое Общественное Дать определения, каждой характеристики здоровья. Учитель обобщает. Вывод: здоровый человек — это человек, у которого не только здоровое тело, но и замечательное настроение и хорошие отношения с окружающими людьми. | Учащиеся выполняют интерактивное упражнение. О ходе выполнения сообщают учителю. Представители от каждой группы дают определения видов здоровья. Ответы представителей групп. Физическое здоровье — это функционирование организма, здоровье всех его систем и двигательная активность, правильное питание, соблюдение правил гигиены и безопасного поведения в повседневной жизни. Духовное здоровье – система мышления человека, отношение к окружающему миру, природе, людям, знаниям. Социальное здоровье — осознание себя личностью, взаимодействие с окружающими, понимание и развитие навыков, помогающих в общении с людьми. Условия жизни, труда, отдыха, уровень культуры, воспитания и образования. Психическое здоровье — умение определять своё место в окружающем мире, понимание своих чувств и умение выражать их, умение прогнозировать различные ситуации, становление и развитие личности, самоопределение и самореализация. Общественное здоровье зависит от политических, социально-экономических и природных факторов. Здоровье – это состояние полного благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков. | Личностные - формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни. Познавательные - умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать. Коммуникативные - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, работать индивидуально и в группе. |
| Вопросы: Какие факторы влияют на здоровье человека? Если все факторы определить как 100%, какой фактор оказывает наибольшее влияние? | Ответы учащихся: Медицины Экологические фактора Наследственность Здоровый образ жизни Образ жизни | Предметные – характеристика важнейших факторов, влияющих на здоровье человека Познавательные – умение систематизировать, классифицировать. |
Мотивация, целеполагание. | Предлагаю вам посмотреть видеоролик, который выполнен по материалам жизни класса. Прошу вас подумать и предложить тему нашего урока. Видеоролик Вы справились с заданием. Сегодня мы будем говорить о правильном питании. Как вы считаете: Зависит ли здоровье человека от того, как он питается? | Просмотр видеоролика Ответы учащихся О еде О питании О правильном питании Ответы учащихся: Да | Познавательные - умение определять понятия, создавать обобщения. |
Погружение в тему урока. | Питание — это процесс усвоения организмом питательных веществ, необходимых для поддержания жизни, здоровья и работоспособности. просмотр видеоматериала https://www.youtube.com/watch?v=-9yyNUVt8W0&t=79s | Просмотр видеоматериала | Коммуникативные - формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. |
Рекомендации в области питания исходят из потребности человека в пищевой энергии и пищевых веществах продукты разделены на группы. Пирамида питания (пищевая пирамида) очень наглядно поможет вам понять, что можно есть и в каком количестве, каким продуктам отдавать предпочтение и какие оставить в минимальном количестве. Суточная норма калорий для подростков в возрасте 14-17 лет составляет – 2700 ккал и 3100 ккал для девушек и юношей соответственно. Работа в группах. Практическое задание: составление Здорового меню одного дня, используя карточки блюд, определение потребляемой пищевой энергии. | Изучают карточку «Пирамида питания» На основании полученной информации о правильном питании учащиеся составляют - Здоровое меню одного дня для школьника. Используют магнитные карточки блюд, с характеристиками о составе: белков, углеводов, жиров и калорийности. Представители групп представляют здоровое меню, информацию размещают на доске или стенде, характеризуют расчет калорий. | Познавательные - умение применять и преобразовывать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; Личностные - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками. Регулятивные - умение планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач |
| Важное в питание - это понимание, что пища является источником энергии. Человек будет чувствовать себя хорошо, если потребление пищи будет в балансе с двигательной (физической) активностью. Затраты энергии должны быть больше или равны потреблению энергии. Индекс массы тела — это показатель, рекомендованный Всемирной организацией здравоохранения. Индекс массы тела позволяет определить, насколько безопасным для нашего здоровья является наш вес. Рассчитать индекс массы тела можно по формуле: I – индекса массы тела m – масса тела в килограммах h – рост в метрах индекс массы тела | соответствие между массой тела и ростом человека | менее 18,5 | дефицит массы | 18,5 -25,0 | нормальная масса тела | 25,0 и более | избыточная масса тела | Главное! Если вес тела превышает рекомендуемый максимальный, не следует огорчаться и отказываться от еды, а нужно больше времени уделять подвижным играм и занятиям спортом. Важным является двигательная активность человека. Малоподвижный образ жизни и пребывание дома в течение длительного периода времени может серьезно осложнить поддержание физической активности. Предложите упражнения, которые можно выполнять дома, помогут сохранить спокойствие и положительно влиять на здоровье | Слушают учителя, получают информацию. Каждая группа демонстрирует вид одного упражнения. Примеры упражнений 1) ходьба 2) короткие разминочные упражнения 3) упражнения расслабления, дыхание и т.д. 4) наклоны туловища, рук т.д. 5) вращения | Регулятивные - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи. Коммуникативные - формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли. |
Систематизация, рефлексия | Люди с давних времён всегда заботились о своём здоровье и знали практически всё о пользе правильного питания. Произошли изменения, однако, правила, принципы рационального питания соблюдаются людьми и в наше время. Найти принципы правильного питания можно в поговорках и пословицах, а также в народных сказках и легендах, в рассказах и притчах. Пословицы и поговорки можно назвать пособиями по правильному питанию. В них заложен смысл, как и чем, питаться, например «Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу». Можно найти много высказываний выдающихся людей о правильном питании. Например, Пифагор говорил: «"Только живая свежая пища может сделать человека способным воспринимать и понимать истину". Предложите пословица и поговорки о еде, правильном питании. | Примерные ответы учащихся Щи да каша пища наша. Когда я ем, то глух и нем. Овощи – кладовая здоровья Умеренная пища – отрада уму. Здоровье наше – овсяная каша. Аппетит приходит во время еды Кашу маслом не испортишь Война войной, а обед — по расписанию Хлеб всему голова Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу. | Регулятивные - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности |
| | |
Подведение итогов. | В заключении урока, прошу вас сформулировать полностью тему нашего урока. Проанализируйте, какие факторы, которые влияют на наше здоровье мы сегодня обсуждали? Только ли о питании мы сегодня говорили. Правильное питание, двигательная активность, позволит ли это прожить человеку больше лет? Тема урока «Правильное питание, двигательная активность – залог долголетия» | Примерные ответы учащихся Правильное питание Питание и двигательная активность. | Регулятивные - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи |
Домашнее задание | Создать таблицу режима питания в течении 1 учебной недели. Записать её в тетрадь. | Учащиеся записывают домашнее задание. | Личностные - развивать самостоятельность и личную ответственность. |