СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Технологическая карта урока ОБЖ по ФГОС»

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важность объяснения о правильном питании для обучающихся, является актуальной задачей преподавателя-организатора ОБЖ и учителя физической культуры.

Просмотр содержимого документа
«"Технологическая карта урока ОБЖ по ФГОС»»

»


Методическая разработка

«Технологическая карта урока ОБЖ по ФГОС»


Кизим Данила Николаевича,

преподаватель-организатор ОБЖ

[email protected]

УМК.

Основы безопасности жизнедеятельности: рабочая программа к линии УМК В. Н. Латчука. 5—9 классы: учебно-методическое пособие / авт.-сост. В. Н. Латчук, С. К. Миронов, С. Н. Вангородский, М. А. Ульянова. — 4-е изд., перераб. — М. : Дрофа, 2017.

Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс учебник для общеобразовательных учреждений/ Вангородский С. Н., Кузнецов М. И., Латчук В. Н., Марков В. В. – 12е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2019.

Раздел 3. Основы здорового образа жизни.

Глава 1. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни.

Параграф 1.2. Здоровый образ жизни - путь к достижению высокого уровня здоровья.


Тема урока: Правильное питание и двигательная активность - залог долголетия

Класс: 9

Тип урока: комбинированный урок


Тема урока: Правильное питание и двигательная активность – залог долголетия


Цель: пропаганда здорового питания среди старшеклассников

Задачи урока:

Образовательные:

  • Систематизировать знания старших школьников о здоровье, его составляющих и факторах, влияющих на него, в частности, правильное питание.

  • Углубить знания подростков об основных и правилах здорового питания, направленные на сохранение здоровья.

  • Сформировать навыки составления здорового меню, в соответствии с правилами правильного питания.

  • Раскрыть информацию учащихся об индексе массы тела на основе данных измерения веса и роста.

  • Познакомить подростков цитатами известных людей, поговорками и пословицами о правильном питании.


Развивающие:

  • Расширить представления учащихся о важнейшей ценности для человека – здоровье.

  • Развить коммуникативные навыки, умение работать в группе, формулировать и отстаивать своё мнение; обсуждать.

  • Расширить кругозор и познавательный интерес старшеклассников в области правильного питания.

Воспитательные:

  • Формирование культуры здорового питания.

  • Воспитать сознательное отношение к укреплению своего здоровья.

Средства обучения:

Компьютер, монитор, проектор, планшеты (один на группу), презентация, карточки блюд для меню.

Методы и методические приемы:

Словесный: рассказ, беседа, обмен мнениями.

Частично-поисковый метод: работа интерактивным заданием, раздаточным материалом, с таблицами. Наглядный (видеоматериал, презентация), наблюдение, анализ, оценка.

Практические методы: составление здорового меню одного дня

Работа в группах

Средства обучения

Интерактивная головоломка: Филворд по теме «Здоровье человека», ссылка: https://learningapps.org/display?v=ppcta511t21

Видеоролик 1 видеоролик составлен по материалам сайта www.youtube.com ссылка https://www.youtube.com/watch?v=-9yyNUVt8W0&t=79s (от 1.28 сек до конца)

Пример карточек блюд (один вариант), составлены по материалам сайта https://health-diet.ru/table_calorie/?utm_source=leftMenu&utm_medium=table_calorie


Продолжительность урока: 40 минут


Планируемые результаты урока

Личностные

Учащиеся должны:

проявлять осознанный познавательный интерес в области здорового образа жизни, в частности, правильного питания;

определять значение правильного питания как составной части здорового образа жизни;

определять значение и необходимость соблюдения режима питания, как части здорового образа жизни;

осознавать личную ответственность за своё здоровье.

Метапредметные

Учащиеся должны:

систематизировать и анализировать учебную информацию;

соотносить новую информацию с знаниями полученные на предыдущих уроках и личным опытом;

формировать собственное отношение и личную позицию в сохранении и укреплении здоровья;

уметь отстаивать собственную точку зрения,

уметь принимать правильное решение,

решать личностные и социально значимые проблемы здорового питания.

Предметные

Учащиеся должны:

уметь правильно и рационально использовать учебную информацию для оценки собственного режима и образа питания;

знать правила здорового питания;

уметь анализировать и систематизировать рацион и режим питания с точки зрения правил и принципов здорового питания;

умение составлять здоровое меню;

знать правила расчёта индекса массы тела и характеризовать свои данные;

знать пословицы, поговорки и цитаты известных людей по теме «Правильное питание»


План урока


№ п.п.

Этапы урока

Временной период (мин.)

Организационный момент. Самоопределение к учебной деятельности.

1

Закрепление знаний по усвоению изученного материала на прошлых уроках.

Работа в группах, фронтальный опрос.

10

Мотивация, целеполагание.

2

Погружение в тему урока.

20

Систематизация, рефлексия

3

Подведение итогов.

2

Домашнее задание

2


Ход урока


Этапы урока


Содержание урока.

Результаты образования по ФГОС

Рекомендации/ действия учителя

Действия учащегося/ответы

Организационный момент. Самоопределение к учебной деятельности.

Приветствие учащихся.

Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

Учащиеся распределены по группам(3-5).

Приветствие учителя.

Готовность к уроку

Личностные - развитие ответственности.

Метапредметные - развитие навыков самоорганизации.

Закрепление знаний по усвоению изученного материала на прошлых уроках.





Работа в группах, фронтальный опрос.

Учащимся предлагается обсудить вопрос «Что такое здоровье?»

Следует выяснить, что подростки подразумевают под определением «здоровье» и какие составляющие здоровья выделяют.

Каждой группе предоставлена головоломка – филворд по теме «Здоровье человека». Ссылка: https://learningapps.org/display?v=ppcta511t21

Задание:

Найти слова на поле филворда.

Здоровье

Физическое

Духовное

Социальное

Психическое

Общественное

Дать определения, каждой характеристики здоровья.







Учитель обобщает.

Вывод: здоровый человек — это человек, у которого не только здоровое тело, но и замечательное настроение и хорошие отношения с окружающими людьми.




Учащиеся выполняют интерактивное упражнение. О ходе выполнения сообщают учителю.

Представители от каждой группы дают определения видов здоровья.



Ответы представителей групп.

Физическое здоровье — это функционирование организма, здоровье

всех его систем и двигательная активность, правильное питание, соблюдение правил гигиены и безопасного поведения в повседневной жизни.

Духовное здоровье – система мышления человека, отношение к окружающему миру, природе, людям, знаниям.

Социальное здоровье — осознание себя личностью, взаимодействие с окружающими, понимание и развитие навыков, помогающих в общении с людьми. Условия жизни, труда, отдыха, уровень культуры, воспитания и образования.

Психическое здоровье — умение определять своё место в окружающем

мире, понимание своих чувств и умение выражать их, умение прогнозировать различные ситуации, становление и развитие личности, самоопределение и самореализация.

Общественное здоровье зависит от политических, социально-экономических и природных факторов.

Здоровье – это состояние полного благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.

Личностные - формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни.

Познавательные - умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать.

Коммуникативные - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, работать индивидуально и в группе. 


Вопросы:

Какие факторы влияют на здоровье человека?





Если все факторы определить как 100%, какой фактор оказывает наибольшее влияние?

Ответы учащихся:

Медицины

Экологические фактора

Наследственность

Здоровый образ жизни


Образ жизни


Предметные – характеристика важнейших факторов, влияющих на здоровье человека

Познавательные – умение систематизировать, классифицировать.

Мотивация, целеполагание.


Предлагаю вам посмотреть видеоролик, который выполнен по материалам жизни класса.

Прошу вас подумать и предложить тему нашего урока.

Видеоролик

Вы справились с заданием. Сегодня мы будем говорить о правильном питании.


Как вы считаете: Зависит ли здоровье человека от того, как он питается?

Просмотр видеоролика



Ответы учащихся

О еде

О питании

О правильном питании


Ответы учащихся: Да

Познавательные - умение определять понятия, создавать обобщения.

Погружение в тему урока.

Питание — это процесс усвоения организмом питательных веществ, необходимых для поддержания жизни, здоровья и работоспособности.

просмотр видеоматериала https://www.youtube.com/watch?v=-9yyNUVt8W0&t=79s

Просмотр видеоматериала




Коммуникативные - формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Рекомендации в области питания исходят из потребности человека в пищевой энергии и пищевых веществах продукты разделены на группы. Пирамида питания (пищевая пирамида) очень наглядно поможет вам понять, что можно есть и в каком количестве, каким продуктам отдавать предпочтение и какие оставить в минимальном количестве.

Суточная норма калорий для подростков в возрасте 14-17 лет составляет – 2700 ккал и 3100 ккал для девушек и юношей соответственно.

Работа в группах.

Практическое задание:

составление Здорового меню одного дня, используя карточки блюд, определение потребляемой пищевой энергии.


Изучают карточку «Пирамида питания»


На основании полученной информации о правильном питании учащиеся составляют - Здоровое меню одного дня для школьника.

Используют магнитные карточки блюд, с характеристиками о составе: белков, углеводов, жиров и калорийности.

Представители групп представляют здоровое меню, информацию размещают на доске или стенде, характеризуют расчет калорий.

Познавательные - умение применять и преобразовывать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

Личностные - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Регулятивные - умение планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач


Важное в питание - это понимание, что пища является источником энергии. Человек будет чувствовать себя хорошо, если потребление пищи будет в балансе с двигательной (физической) активностью. Затраты энергии должны быть больше или равны потреблению энергии.

Индекс массы тела — это показатель, рекомендованный Всемирной организацией здравоохранения. Индекс массы тела позволяет определить, насколько безопасным для нашего здоровья является наш вес.

Рассчитать индекс массы тела можно по формуле:

I – индекса массы тела

m – масса тела в килограммах

h – рост в метрах


индекс массы тела

соответствие между массой тела и ростом человека

менее 18,5

дефицит массы

18,5 -25,0

нормальная масса тела

25,0 и более

избыточная масса тела


Главное! Если вес тела превышает рекомендуемый максимальный, не следует огорчаться и отказываться от еды, а нужно больше времени уделять подвижным играм и занятиям спортом.

Важным является двигательная активность человека.

Малоподвижный образ жизни и пребывание дома в течение длительного периода времени может серьезно осложнить поддержание физической активности. 

Предложите упражнения, которые можно выполнять дома, помогут сохранить спокойствие и положительно влиять на здоровье

Слушают учителя, получают информацию.




















Каждая группа демонстрирует вид одного упражнения.

Примеры упражнений

1) ходьба

2) короткие разминочные упражнения

3) упражнения расслабления, дыхание и т.д.

4) наклоны туловища, рук т.д.

5) вращения


Регулятивные - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.



















Коммуникативные - формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли.

Систематизация, рефлексия

Люди с давних времён всегда заботились о своём здоровье и знали практически всё о пользе правильного питания. Произошли изменения, однако, правила, принципы рационального питания соблюдаются людьми и в наше время. Найти принципы правильного питания можно в поговорках и пословицах, а также в народных сказках и легендах, в рассказах и притчах.


Пословицы и поговорки можно назвать пособиями по правильному питанию. В них заложен смысл, как и чем, питаться, например «Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу».

Можно найти много высказываний выдающихся людей о правильном питании. Например, Пифагор говорил: «"Только живая свежая пища может сделать человека способным воспринимать и понимать истину".

Предложите пословица и поговорки о еде, правильном питании.

Примерные ответы учащихся

Щи да каша пища наша.

  • Когда я ем, то глух и нем.

Овощи – кладовая здоровья

Умеренная пища – отрада уму.

Здоровье наше – овсяная каша.

Аппетит приходит во время еды

Кашу маслом не испортишь Война войной, а обед — по

расписанию

Хлеб всему голова

Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу.

Регулятивные - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности




Подведение итогов.

В заключении урока, прошу вас сформулировать полностью тему нашего урока.

Проанализируйте, какие факторы, которые влияют на наше здоровье мы сегодня обсуждали? Только ли о питании мы сегодня говорили.


Правильное питание, двигательная активность, позволит ли это прожить человеку больше лет?


Тема урока «Правильное питание, двигательная активность – залог долголетия»

Примерные ответы учащихся

Правильное питание


Питание и двигательная активность.

Регулятивные - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи

Домашнее задание

Создать таблицу режима питания в течении 1 учебной недели. Записать её в тетрадь.


Учащиеся записывают домашнее задание.

Личностные - развивать самостоятельность и личную ответственность.









Используемые источники:

  1. Основы безопасности жизнедеятельности: рабочая программа к линии УМК В. Н. Латчука. 5—9 классы: учебно-методическое пособие / авт.-сост. В. Н. Латчук, С. К. Миронов, С. Н. Вангородский, М. А. Ульянова. — 4-е изд., перераб. — М. : Дрофа, 2017.

  2. Вангородский С.Н., Кузнецов М.И., Латчук В.Н., Марков В.В. Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности -9 класс». М.: Дрофа, 2019.

  3. Руководство по подготовке и проведению акции «Здоровое питание – активное долголетие» в рамках движения «Сделаем вместе», 2019 г. https://docplayer.ru/120489179-Rukovodstvo-po-podgotovke-i-provedeniyu-vserossiyskoy-akcii-zdorovoe-pitanie-aktivnoe-dolgoletie-v-ramkah-dvizheniya-sdelaem-vmeste.html






Приложение:

  1. Карточки для составления меню


































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!