СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока ОБЖ в 8 классе "Первая помощь при отравлении аварийно химически опасными веществами"

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока ОБЖ в 8 классе "Первая помощь при отравлении аварийно химически опасными веществами"»

Технологическая карта урока ОБЖ в 8 классе



Предмет

Основы безопасности жизнедеятельности

Класс

8

Тема урока

Первая помощь при отравлении аварийно химически

опасными веществами

Тип урока

Освоение новых знаний

Цель урока

Дать представление о химически опасных веществах хлоре и аммиаке, способах оказания первой помощи.

Задачи урока


1. Создать представление о химически опасных веществах хлоре и аммиаке.

2. Изучить, систематизировать, практические навыки (основные приемы) оказания первой помощи;

3.Обобщить знания по определению повреждения, его характерных признаков, форм, степени тяжести и осуществлению безотлагательных мер доврачебной помощи себе и окружающим.

4. Способствовать развитию устойчивых и прочных навыков распознавать и упреждать опасность.

Планируемые результаты

1. Личностные:

-усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

-формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общества.

2. Метапредметные:

-Умение самостоятельно определять цели своего обучения, формулировать и ставить перед собой новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы в этих видах деятельности;

-Умение оценивать собственные возможности при выполнении учебных задач в области безопасности жизнедеятельности и правильность их решения;

-Умение работать индивидуально и в группе, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

-Формирование и развитие мышления безопасной жизнедеятельности, умение применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике;


3. Предметные:

- умения применять полученные теоретические знания на практике - принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

- умения анализировать явления и события техногенного характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.

Оборудование

раздаточный материал, учебник, тетрадь, доска, компьютер, презентация, проектор.

Использование технологий

технология развития критического мышления.

Формы работы обучающихся

Фронтальная, индивидуальная, групповая.



Структура и ход урока

Этап урока

Содержание учебного материала (Деятельность учителя)

ИКТ

Деятельность учащихся

Предполагаемые результаты


1

Мотивация к деятельности.



«Внимание всем! Говорит штаб гражданской обороны с. Среднебелая..

Произошла авария на железной дороге ст. Среднебелая с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ – аммиАка и хлора. Облако зараженного воздуха распространяется в направлении улиц Садовая и Советская. В зону химического заражения попадает Школа. Населению улиц Садовая, Советская следует немедленно покинуть жилые дома и выйти в направление Птицефабрики. В дальнейшем действуйте в соответствии с указаниями штаба гражданской обороны».


Звучит сигнал «Внимание всем!!!»(Сирена)

презента

Смотрят на слайд, прослушивают сообщение.


Личностные УУД: формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к уроку, к школе, к получению знаний.

Коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

2

2


Актуализация знаний


Учитель входит в кабинет в защитном костюме (ОЗК)

Приветствует учащихся

Задает вопросы:

-Как вы думаете, что произошло? Почему я в защитном костюме?


Вопросы на слайде

- Готов ли я к этому?

- Знаю ли я как правильно оказать первую помощь себе и нуждающимся?

Готовы ли вы к таким ситуациям?

- Знаете ли вы как правильно оказать первую помощь себе и нуждающимся в такой ситуации?



Презентация


Высказывают свои предположения.





Высказывают свои предположения.





Высказывают свои предположения.

Метапредметные: умение использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей; владение устной речью.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; высказывать свое мнение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

3

Постановка учебной задачи.

Попробуйте определить тему урока?


Тема нашего сегодняшнего урока «Первая помощь при отравлении аварийно химически опасными веществами».


Какую цель мы должны добиться на сегодняшнем уроке


Презентация









Высказывают свои предположения и определяют тему урока







Высказывают свои предположения.

Дать представление о химически опасных веществах хлоре и аммиаке, способах оказания первой медицинской помощи


Метапредметные: умение самостоятельно определять цель своего обучения, владение устной речью.

Регулятивные УУД: умение самостоятельно

определять цели своего обучения и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.

Познавательные УУД: развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; формирование компетентности в области ОБЖ.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; высказывать свое мнение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

4







































































Изучение нового материала



- Представьте, что мы находимся в зоне заражения химическим опасным веществом ХЛОР.

- Давайте прослушаем информацию о этом веществе какими признаками он обладает по телевизору. Включаем телевизор…

Слайд Хлор.

Хлор – газ зеленовато-желтого цвета с резким удушающим запахом и сладковатым металлическим вкусом. Тяжелее воздуха в 2,5 раза, поэтому при утечке хлора безопаснее находится на верхних этажах зданий. При испарении и соединении с водяными парами в воздухе стелется над землей в виде тумана зеленовато-белого цвета, может проникать в нижние этажи и подвальные помещения зданий. Пары сильно раздражают органы дыхания, глаза и кожу.

Соединения хлора в большом объеме опасны, они оказывают токсическое воздействие на глотку, нос и рот, после чего быстро опускаются ниже и повреждают легкие. Как сильно человек отравился, насколько опасны пары, зависит от количества вещества и продолжительности воздействия яда на организм. Получить отравление можно при аварии на производстве, использующем газ, в бассейне с повышенным содержанием вещества в воде, в быту по причине нарушения правил использования хлорсодержащих средств («Белизна», «Доместос»). Хлор оставляет ожоги на слизистых оболочках и удушает.

Работа со всем классом

-Предположите какие признаки отравления этим газом?



-Обратите внимание на слайд


- Определить признаки отравления хлором?







- Как оказать первую помощь при отравлении хлором?





























- Представьте, что мы находимся в зоне заражения химическим опасным веществом АММИАКА., Давайте прослушаем информацию о этом веществе какими признаками он обладает по телевизору.


Слайд Аммиак.

Аммиак – бесцветный газ с резким характерным запахом, в 1,7 раз легче воздуха, который имеет специфический запах, оказывающий раздражающее воздействие на слизистые организма. Аммиак прекрасно растворяется в воде, а десяти процентный водный раствор аммиака – это спирт нашатырный. Горит при наличии постоянного источника огня. Емкости могут взрываться при нагревании. При попадании в организм человека аммиак вызывает резкое расширение кровеносных сосудов и, как следствие, падение артериального давления, вплоть до развития ухудшения кровоснабжения жизненно важных органов. Кроме того, аммиак обладает выраженным раздражающим действием на кожу, слизистые оболочки дыхательных путей, глаз, контакт с ним вызывает химический ожог.

Работа с всем классом

-Предположите какие признаки отравления этим газом?

-Обратите внимание на слайд

- Определить признаки отравления аммиаком?










- Как оказать первую помощь при отравлении хлором?


















































Работа на доске

Определить соответствующую помощь при отравления хлором, аммиаком, и распределите их по группам.


- Перед вами средства которыми вы можете воспользоваться при отравление аммиака и хлора


(сода, лимонная кислота, уксус, молоко, мин.вода, горчичники, противогаз, шарф, ткань, бинт, вата).


– Что можно сделать для защиты от аммиака и хлора.




Средства индивидуальной защиты при хлоре: гражданские противогазы всех типов, камеры защитные детские, а при их отсутствии – ватно-марлевая повязка, предварительно смоченная водой или 2% раствором питьевой соды. Кроме того, совместно с противогазом необходимо применить патроны ДПГ-1 или ДПГ-3.

Средства индивидуальной защиты при аммиаке: на предприятиях, имеющих аммиак, промышленные противогазы марки КД (с коробкой серого цвета). При их отсутствии – ватно-марлевая повязка, предварительно смоченная водой или 5% раствором лимонной кислоты. С противогазами гражданскими и детскими применяются патроны дополнительные типа ДПГ-1 или ДПГ-3.


- Проведем не большой практикум – ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРЕМЕНЕНИ.

- Вам выданы противогазы, можете потренироваться в надевании (30 сек.)

Слайд Правила надевания противогаза.


- По одному представителю от каждой группы должны продемонстрировать как правильно одевать противогаз, остальные наблюдают за правильность надевания.


- Какие ошибки были при надевании?



- Но также в целях оказания первой помощи другим мы должны уметь надеть противогаз на пострадавшего. (Две пары пробуют одеть противогаз)

- Кто умеет это делать


Слайд Надевание противогаза на пострадавшего



- А если у вас нет противогаза, что тогда будем делать. Здесь нам помогут подручные средства и ватно-марлевые повязки. (Изготовление ВМП)


Слайд Видео изготовление ВМП


- Предлагаю вам из подручных средств изготовить ватно-марлевую повязку, для этого просмотрите небольшой ролик.



Презентация



























































Работа с карточками на доске

































Презентация

























Презентация































































Слайд дубляж правильных ответов

На парте разложены материалы











Презентация





























Презентация

Противогазы





































Просмотр видео изготовление ВМП







Заготовки для ВМП

Читают и прослушивают информацию о хлоре












































Высказывают свои предположения. Признаки отравления


Сравнивают свои ответы с ответим на слайде

резкая боль в груди, сухой кашель, рвота, нарушение координации движений, одышка резь в глазах, слезотечение. Возможен смертельный исход при вдыхании высоких концентраций.

Вы ходят к доске из предложенных выбирают ответы которые подходят к помощи при отравлении хлором.

Первая помощь:

• Покинуть зону заражения

• Строгий постельный режим;

• Промывание глаз, носа, рта 2% раствором питьевой соды;

• Ингаляции теплыми водяными парами с добавлением питьевой соды;

• Закапывание в глаза вазелинового или оливкового масла;

• Обильное питье: молоко, белковая вода (взвесь белка сырого яйца в 250-500 мл воды)













Читают и прослушивают информацию о хлоре





























Высказывают свои предположения.

Признаки отравления: учащенное сердцебиение, нарушение частоты пульса, насморк, кашель, резь в глазах и слезотечение, затрудненное дыхание, а при тяжелом отравлении – тошнота и нарушение координации движений, бредовое состояние.







Высказывают свои предположения.

Первая помощь:

  • Пострадавшего необходимо как можно скорее вывести из помещения, где произошло отравление.

  • Пораженные области кожного покрова следует тщательно промыть чистой водой.

  • Давать пострадавшему пить подогретое молоко или минеральную воду без газа.

  • Самому пострадавшему необходимо молчать во избежание еще более сильного повреждения травмированной слизистой.

  • При отечности гортани необходимо поставить на область грудной клетки горчичники или любые другие согревающие компрессы. Сделать горячую ванну для ног.

  • Успокоить раздраженные слизистые при отравлении аммиаком поможет дыхание над паром кислоты уксусной или лимонной. Полезно также делать ингаляции с маслом или антибиотиками.

Распределяют карточки и сравнивают ответы со слайдом.



Учащиеся выбирают что они могут использовать при отравление аммиаком или хлором







Высказывают свои предположения.

Способы использования СИЗ

Правила использования противогаза ГП-5

Делают вывод о СИЗ

СИЗ очень похожи для защиты от хлора и аммиака, но умеем ли мы правильно ими пользоваться.









































Учащиеся проверяют правильность надевания противогазов. Выявляют ошибки.











Двое учащихся демонстрируют надевания противогаза друг другу. (Надевание противогаза на пострадавшего) Лежа.











Группами изготавливают ватно-марлевую повязку


Познавательные УУД: ориентирование в своей системе знаний и осознание необходимости новых знаний. Умение самостоятельно анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические суждения, делать выводы.

Коммуникативные УУД:

вырабатывать совместные решения при работе в группе; сотрудничать в совместном решении проблемы;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Регулятивные УУД: управление своей деятельностью, инициативность и самостоятельность; умение работать индивидуально и в группе.

5


Первичное закрепление
























































Проверка понимания учащимися нового материала



Слайды с вопросами

ТЕСТ

1. При аварии с утечкой аммиака в качестве индивидуального средства защиты вы решили применить ватно-марлевую повязку. Каким раствором следует ее смочить?

а) 2%-м раствором нашатырного спирта;

б) 2%-м раствором уксусной или лимонной кислоты;

в) 2%-м раствором соды.

2. При отравлении аммиаком пораженные участки кожи и слизистой оболочки глаз большим количеством...

а) воды;

б) раствора марганцовки;

в) раствора соды;

г) растительного масла.

3. При аварии с утечкой хлора в качестве индивидуального средства защиты вы решили применить ватно-марлевую повязку. Каким раствором следует ее смочить?

а) 2%-м раствором нашатырного спирта;

б) 2%-м раствором уксусной или лимонной кислоты;

в) 2%-м раствором соды

4. Резкая грудная боль, резь в глазах, слезотечение, сухой кашель, рвота, нарушение координации движений наблюдаются при поражении:

а) аммиаком.

б) сероводородом.

в) хлором.

5. Металлический привкус во рту – признак поражения

а) хлором;

б) аммиаком;

в) сероводородом

6. При оказании неотложной помощи при отравлении АХОВ в первую очередь необходимо:

а) вывести из организма ядовитые вещества

б) привести в сознание пострадавшего

в) прекратить дальнейшее поступление яда в организм

г) восстановить жизненно важные функции организма



Далее ситуации

Даны конкретные ситуации по теме: работа в группах или парах.

  1. Вы находитесь в школе, услышали предупредительный сигнал «Внимание всем!» и речевую информацию о том, что в результате аварии зараженное облако движется в сторону школы. Ваши действия?


  1. При выходе из зоны заражения вы увидели человека, который охрипшим голосом просил помощи. При осмотре наблюдаете слезотечение, кашель, судороги, поражение глаз. Ваши действия.


О том, что опасность химического заражения миновала, и о порядке дальнейшего поведения вас известят местные органы гражданской обороны.

- Теперь вы можете покинуть школу и вернуться домой, но не забывайте о правилах которые связаны с безопасностью в таких ситуациях.


Презентация




























































Карточки с ситуациями которые дублируются на слайде

























Слайд презентации

Учащиеся отвечают на вопросы теста на слайдах



























































Учащиеся дают алгоритм действий в данной ситуации











\


















Познавательные УУД: умение работать с информацией, строить логические суждения, делать выводы; развитие интересов познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД: общение с учителем и сверстниками; сотрудничество в совместном решении проблемы. Умение слушать и понимать речь других; высказывать свое мнение; владение устной речью.

Регулятивные УУД: управление своей деятельностью, инициативность и самостоятельность; умение работать индивидуально и в группе.

6

Рефлексия

Вспомните и назовите тему нашего урока?

  • Что в этой теме уже было для вас знакомо?


  • Что нового вы узнали?



  • Чему научились?




  • Кто из вас испытывал трудности и чувствовал себя не совсем уверенно?



Учитель раздает листы самооценки.



Называют тему урока


общие сведения об угрозе окружающей среды, полученные из СМИ и т.д.)






Оказывать первую помощь при отравлении химически опасными веществами хлором и аммиаком, полное представление об отравлениях хлором и аммиаком, назвать симптомы и действия при отравлении.






Обучающиеся проводят самооценку своей работы на уроке.


Познавательные УУД: умение работать с информацией, строить логические суждения, делать выводы. Формирование компетентности в области ОБЖ

Коммуникативные УУД: общение с учителем и сверстниками; сотрудничество в совместном решении проблемы. Умение слушать и понимать речь других; высказывать свое мнение; владение устной речью.

Регулятивные УУД: управление своей деятельностью, инициативность и самостоятельность; умение работать индивидуально, осуществлять контроль своей деятельности.


Домашнее задание.


Задание на выбор:


1.Составить план помощи пострадавшим от АХОВ аммиак и хлор.

Наш урок окончен. Всем спасибо.

















Обучающиеся записывают домашнее задание.

Познавательные УУД: умение работать с информацией, выполнение операций анализа, классификации, обощения. Личностные УУД:

мотивация к творческому труду, к работе на результат.

Регулятивные УУД: управление своей деятельностью; умение работать индивидуально, осуществлять контроль своей деятельности.



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!