СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока окружающего мира "Когда и где?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока окружающего мира "Когда и где?"»

ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»





Шишканова Дарья Дмитриевна

ПНК-4В







Технологическая карта урока окружающего мира



Место проведения: МБОУ «Средняя школа № 32»

Дата проведения: 21.09.2023



Учитель: Орлова П.В._________

Методист: Мизина С.В._________





Дзержинск – 2023

Класс: 4 «А»

Тип урока: открытие новых знаний

Тема урока: когда и где?

Цель: ознакомление учащихся с понятиями «век», «тысячелетие», «летоисчисление», «историческая карта».

Задачи урока:

Образовательные:

  • Формировать умение работать с исторической картой

  • Формировать умение определять в каком веке произошло предложенное событие

  • Формировать знания о римской нумерации

Развивающие:

ПУУД: формулировать выводы и подкреплять их доказательствами

КУУД: развивать умение корректно и аргументированно высказывать свое мнение

РУУД: формулировать задачи урока; планировать действия по решению учебной задачи для получения результата

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к изучению истории

  • Воспитывать уважительное отношение к прошлому

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Называют определения «век», «тысячелетие», «летоисчисление»

  • Определяют по «ленте времени» век, в котором происходит историческое событие

Метапредметные:

  • КУУД: корректно и аргументированно высказывают свое мнение

  • РУУД: формулируют задачи урока; закрепляют действия по решению учебной задачи для получения результата

  • ПУУД: формулируют выводы и подкрепляют их доказательствами

Личностные:

  • Проявляют интерес к изучению истории, окружающего мира

Оборудование: интерактивная доска, рабочая тетрадь учащихся, школьная доска, карточки

План урока:

  • Орг. момент: 2 минуты

  • Актуализация знаний: 3 минуты

  • Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся: 3 минуты

  • Открытие новых знаний: 20 минут

  • Первичное усвоение новых знаний: 13 минут

  • Информация о домашнем задании: 3 минуты

  • Подведение итогов. Рефлексия: 1 минута















Ход урока:

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Методы, приемы, формы и средства работы

Орг. момент

Проверить готовность к уроку

-здравствуйте, ребята, садитесь. Меня зовут Дарья Дмитриевна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира

- у вас на столах должен лежать учебник, тетрадь и пенал

Приветствуют учителя

Речь учителя

Фронтальная форма

Актуализация знаний

Обеспечить воспроизведение опорных знаний

Подготовить учащихся к активному и сознательному усвоению новой информации

Перед тем как мы приступим к изучению нового, давайте поверим, как вы усвоили предыдущую тему. Для этого я предлагаю вам сыграть в одну очень интересную игру «Верно ли…». На слайде будут появляться вопросы, а вам необходимо будет ответить верно или нет. Если вы не согласны с утверждением, то нужно будет объяснить, почему и дать правильный ответ. Отвечаем только по поднятой руке, не выкрикиваем.

- Готовы?

- Тогда начинаем!

История – это наука о природе

- Что изучает история?

- Молодцы, следующее утверждение:

Исторический источник – все то, что свидетельствует о минувших временах

-молодцы, а является ли верным утверждение, что историческим источником являются письма?

-Кто сможет привести примеры других исторических источников?

-Какие вы молодцы! Продолжим

Археология – наука которая изучает зверей

- кто назовет правильное определение?

- Молодцы, вы справились, но кто объяснит мне почему археологию называют помощницей истории?

- отлично!
















Неверно

История изучает прошлое людей


Верно





Да


Летопись, оружие, памятники, здания


Неверно

Археология – наука которая узнает о прошлом, изучая древние предметы, сооружения

Изучая старинные предметы и сооружения можно узнать факты и особенности прошлого

Речь учителя

Игра

Фронтальная форма

Наглядный метод

презентация

Мотивация к учебной деятельности

Постановка цели и задач урока

Создать эмоциональный настрой для восприятия

—  Изучая историю, важно знать, когда произошло то или иное событие, какое событие было раньше, а какое позже. По­смотрите на страницы 38 и 39, вверху перед нами какая-то лента. А вот какая? 

Встретились древние египтянин, римлянин и грек и стали об­суждать одно и то же событие.

 (на доске рисунки с изображением египтянина, римлянина и грека.)

Древний грек говорил: «Это было в первом году 75-й олим­пиады». Римлянин возразил: «Нет, это было в 273 году от основа­ния Рима». А египтянин утверждал: «Это было в 20 году правления нашего фараона».

—  Каждый из них был по-своему прав, потому что у каждо­го народа было свое летосчисление. Как вы думаете, это удобно? 

—  Представляете, какие трудности испытывали люди при подсчете лет! Какова цель урока? 






Ответы детей














Это неудобно: если не знаешь летосчисление других стран, не сможешь определить, какой год, например, в Риме

Выяснить, как правильно определять, когда происходило историческое событие

Речь учителя

Рассказ

Фронтальная форма

Беседа

Открытие новых знаний

Познакомить с новым материалом

Год, когда произошло важное событие, называют историче­ской датой. Сто лет — это столетие, или век. Тысячелетие – это тысяча лет, или 10 веков.

Во многих странах мира летосчисление ведут от Рождества Христова. Время, исчисляемое от Рождества Христова, мы называем «наша эра» (а пишем сокращенно н. э.). Продолжается наша эра две тысячи лет.

Многие исторические события произошли до нашей эры. Представим себе, что какое-нибудь событие — война, основание города - произошло за один год до нашей эры. В этом случае мы говорим, что оно произошло в 1-м году до нашей эры. Если другое событие произошло на один год раньше, т. е. за два года до нашей эры, то мы скажем: «Это событие произошло во 2-м году до нашей эры» и т. д.

-  Прочитайте об этом на с. 37 учебника, начиная с третьего абзаца. Сколько лет длился I век нашей эры? 

-  Когда начинается II век? 

А когда он завершается? 

В каком веке мы с вами живем? 

Почему историки задают вопрос «когда?». Что они хотят знать?

В истории, кроме арабских цифр, которые вам уже известны из математики, используют и римские цифры. Римскими цифра­ми принято отмечать века, арабскими — годы.

-  Рассмотрите таблицу на с. 36 учебника. Какую подсказку можно придумать, чтобы легче запомнить римские цифры

- Молодцы!

Сейчас нам предстоит узнать, почему историки задают во­прос «где?». Предлагаю отгадать загадку.

Дорога есть — ехать нельзя,

Земля есть — пахать нельзя,

Луга есть — косить нельзя,

В реках, морях воды нет.

(На доске запись: карта — помощница.)

—  Почему карта названа помощницей? 

Для историка важно не только знать, когда произошло собы­тие, но и представлять, где оно происходило. Для этого нужны исторические карты.

—  Рассмотрите одну такую историческую карту на с. 39 учеб­ника. Чтобы понять ее, необязательно знать исторические события. Карта сама вам все расскажет.

- Что вам в этом по­может? 

—  На каждой парте лежат карточки с вопросами, обсудите с соседом по парте ответы на вопросы, через 3 минуты я спрошу некоторых учеников

1. Около чего расположена крепость?

2. Как она обороняется изнутри?

3. Сколько ворот в крепость?

4. Что обороняет крепость со стороны реки Дунай?

Опрос учеников



10 слайд






















100 лет

В 101 году

В 200 году

Мы живем в 21 веке


Они хотят знать время, точнее, дату события






(1 — I (одна палочка), 2 — II (две палочки), 5 — V (галочка), 4 = 5 — 1 (значит, IV), 7 = 5 + 2 (значит, V + II), 10 -X, 11 = 10 + 1 (значит, X +1) и т. д.)






карта


Она может расска­зать о звездах и созвездиях, если это карта звездного неба, или о поверхности Земли, если это физическая карта. О го­сударствах расскажет политическая карта и т. д.




Условные обозначения






Около реки Дунай

Её обороняет артиллерия турецких войск

4

Турецкая флотилия

Речь учителя

Учебник

Работа с учебником

Рассказ

Беседа

Наглядный метод

Фронтальная, групповая форма


Первичное усвоение новых знаний

Применять полученные знания на практике

- а теперь вы сами попробуете определить в каком веке произошли события, пользуясь лентой времени.

- на партах у каждого лежат задания, напишите правильный ответ

В каком веке это было?

первое упоминание о Москве в летописи – 1147 год

основание Санкт-Петербурга -1703

год твоего рождение

- на доске правильные ответы:

первое упоминание о Москве в летописи – 1147 год – это 12 век

основание Санкт-Петербурга -1703 – это 18 век

год твоего рождение – это 21 век

-Есть ли те, кто ответил неправильно?

-Молодцы, а наш урок подходит к концу






Выполняют задание

Речь учителя

Карточки

Фронтальная, индивидуальная форма

Презентация

Информация о домашнем задании

Провести инструктаж по выполнению домашнего задания

-ребята, ваше домашнее задание стр. 36-40 читать и на стр. 40 выполнить задание для домашней работы в тетрадях.

-есть ли у кого-то вопросы по домашнему заданию?

Слушают и записывают домашнее задание


Подведение итогов

Рефлексия

Обобщение и оценка знаний, деятельности обучающихся

-итак, ребята, давайте подведем итоги нашего урока

-что вы узнали нового? что означает слово «век»? с помощью какой карты можно узнать об исторических событиях?

- Ребята, у вас на столах лежит карточка, на которой нарисован смайлик. Если вам было всё понятно, и вы узнали много нового, нарисуйте радостную улыбку, а если нет, то грустную. Покажите свои смайлики.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!