Учитель: | Кнутикова Марина Юрьевна, учитель начальных классов МБОУ «ТСШ № 2» |
Класс | 1 (2 полугодие, урок 58) |
Предмет: | Математика |
Авторы учебника: | В.Н. Рудницкая (УМК «Начальная школа XXI века») |
Тема урока. | Шар. Куб |
Тип урока. | Урок открытия нового знания (ОНЗ) |
Цель: | Формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по изучению геометрических фигур: шара, круга, куба, квадрата. |
Планируемые Результа ты: | Личностные. Осознание ценности изучаемого материала. Осознание практической важности различия изучаемых геометрических фигур. Ценностное отношение к умению выявлять проблему; определять цель урока; выбирать действия по достижению цели; контролировать и оценивать свою работу и полученный результат; работать в парах, группах. Метапредметные. РУУД: Умение выявлять проблему; Умение определять и придерживаться цели. Умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат. ПУУД: Умение работать с информацией; Умение сравнивать, классифицировать, делать выводы, доказывать. КУУД: Умение задавать вопросы и формулировать ответы на них, комментировать высказывания собеседников и давать им критическую оценку; Умение соблюдения позиции «понимающего» Умение работать в парах. Предметные: Умение находить предметы, имеющие форму шара или круга, куба или квадрата. Знать различия между шаром и кругом, кубом и квадратом. Применение новых знаний в жизненных ситуациях; |
Оборудо вание | Учебник Рудницкой В.Н. «Математика» 1 класс, 2011 г. Рабочая тетрадь «Математика» 1 класс В.Н. Рудницкая Набор геометрических фигур (4 разных комплекта для 4 групп) Карточки для каждого учащегося (по вариантам) Фишки (демонстрационные и индивидуальные) Линейки (индивидуально). |
Этапы урока | Действия учителя | Действия обучающихся | Результат |
Организа ционный момент. Мотива ция к учебной деятельности. (1 мин) | Создание успешной ситуации для психологического настроя на урок. - Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас не совсем обычный урок. Я желаю вам хорошего настроения. Повернитесь друг к другу, к гостям, улыбнитесь и пожелайте хорошего настроения на уроке. У Вас всё получится, вместе с другом вы преодолеете встретившиеся на уроке трудности. | Осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. Самоопределе-ние учащихся (оценивают свою готовность и настрой на работу). | -самоопределение (Л); -смыслообразование (Л); -внутренняя позиция школьника(Л); -учебно-познаватель-ная мотивация(Л); - планирование учебного сотрудниче- ства (П). |
Актуализация знаний (3 мин) | Вселить уверенность в детей, проверить знания, связать логически знания между собой, оформить «почву» для введения нового знания. - Ребята, рассмотрите рисунки на доске. Давайте вспомним названия этих геометрических фигур. | «Я пользуюсь знаниями, полу-ченными на предыдущих уроках. Для усвоения нового знания важно быть внимательным, усидчивым,…» - Прямоугольник (четырёху-гольник), овал, квадрат, треу-гольник, круг. | Актуализация знаний, необходимых для по-нимания новой темы. |
Первич ный опыт. Постановка проблемы. (Выявле ние места и причины затрудне ния) (4 мин) | - А как называются эти фигуры? (демонстрация предметов, имеющих форму куба и шара) Побуждающим от проблемной ситуации диалогом подводим к осознанию противоречия: - Всего лишь две геометрические фигуры, а смотрите, сколько названий вы им дали! Сколько разных мнений! Почему так получилось, как вы думаете? - Так чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Кто сможет сформулировать тему? (Название темы закрыто на доске) (Скорее всего, дети не смогут назвать тему) - Сможем мы сразу назвать тему урока? -- Какую цель поставим перед собой? | Варианты ответов: куб, квадрат, круг, шар, мяч, кубик. - Значит, мы чего-то не знаем об этих фигурах. - Нет, так как мы не знаем точное название этих геометрических фигур. - Узнать название данных фигур и их свойства; научиться различать фигуры круга и шара, квадрата и куба. | -волевая саморегуля-ция (Р); - анализ, синтез, срав-нение, аналогия (П); -подведение под понятие (П); -постановка и форму-лирование проблемы (П); -- формулирова ние и аргументация своего мнения; -учёт разных мнений (К). Умение использовать научный метод позна-ния. Самостоятельное опре-деление темы и цели урока «Шар.Куб». |
Исследование. Открытие нового знания (6 мин) | -Давайте рассмотрим рисунки на стр. 9, задания 1. - Какие предметы по форме похожи на шар? - Есть ли в классе другие предметы, которые похожи на шар? - Задание 2. На какую фигуру похожи: циферблат будильника, стёкла очков, пуговица? - Давайте возьмем мячик и круглую фишку. Попробуйте объяснить, чем шар отличается по форме от круга? - А теперь рассмотрите квадрат (из картона) и кубик. Что можно о них сказать? В чем различие между кубом и квадратом? - Какой вывод можно сделать? = (алгоритм) | (Деятельность детей совпада-ет с деятельностью учителя – создать алгоритм) (Ответы детей) - На круг Варианты ответов: - мячик (шар) катится, а круг плоский; - фишка (круг) полностью ле-жит на столе, а мячик (шар) выступает над столом; -круг плоский, а шар объем-ный. - Квадрат плоский, а куб объемный; - куб состоит из 6 квадратов; - Круг и квадрат - плоские фигуры; шар и куб – объемные (пространственные). | Знать различия между шаром и кругом, кубом и квадратом. Осознание практической важности различия изучаемых геомет-рических фигур Коммуникативные умения – умение ставить себя в позиции «слушатель» и «критик». Осознание ценности совместной деятельности. |
Проект (Реализ ация построен ного проекта.) Первичное закрепле ние (12 мин) | Отслеживание результатов деятельности детей при работе по алгоритму. Работа в группах. Каждой группе раздать набор предметов: 1 группа. Набор предметов: вчетверо сложенный лист, при развороте имеет форму круга; кольцо из конструктора; мяч; овал из картона; шестиугольник. Задание: найти, назвать и показать предметы, имеющие форму круга. Доказать. 2 группа. Набор предметов: тот же. Задание: найти, назвать и показать предметы, имеющие форму шара. Доказать. 3 группа. Набор предметов: вчетверо сложенный лист, при развороте имеет форму квадрата; кубик; спичечный коробок; шестиугольник. Задание: найти и назвать\показать предметы, имеющие форму квадрата. Доказать. 4 группа. Набор предметов: тот же. Задание: найти, назвать и показать предметы, имеющие форму куба. Доказать. (дается 5 минут для выполнения задания) - А теперь посмотрим, как вы смогли определить нужный предмет. Покажите этот предмет, назовите: какую форму он имеет. Докажите, что это именно шар, а не круг (куб, а не квадрат), т.е. расскажите о его свойствах. | Работа в группах по алгоритму, действуя по схеме «я научилась и могу проверить себя». Знакомятся с набором предметов, с заданием. Группы выполняют задание, опираясь на новые знания. Каждая группа учеников выходит к доске со своим набором предметов. Учащиеся определяют фигуру предмета, доказывают свое мнение. При ошибочном ответе, учащиеся других групп помогают выбрать нужный предмет из набора, назвать данную фигуру, рассказать её свойства. | - умение определять и придерживаться цели (Р); - умение сравнивать, классифицировать, делать выводы, доказывать (П). - умение работать в парах (К). Подтвержде ние своего открытия. Положитель ная мотивация. |
Физминутка (1 мин) | ФМ для улучшения мозгового кровообращения: И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 5 раз. Темп медленный. ФМ для снятия утомления с туловища: И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - 5 - круговые движения тазом в одну сторону. 4 - 6 - то же в другую сторону. 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Темп средний. | | |
Самостоя тельная работа (5 мин) | Работа в рабочей тетради. - Стр.7 № 1. Отметить «галочкой»: какой предмет не похож на шар? - Стр. 7 № 2. Найти и раскрасить куб. - Итак. Как вы справились? В первом задании, какой предмет не похож на шар, какой он по счету? - А во втором задании надо было раскрасить куб. Куб стоит на каком по счету месте? - Какими знаниями вы пользовались при определении фигур шара, куба? | Самостоятель но выполняют задание. (Ответы детей) - Плоский предмет (круг, квадрат); объемный предмет (шар, куб). | Успешно выполненные задания. Сформированные пред-метные УУД |
Включение нового знания в систему знаний. Повторе ние. (10 мин) | Работа по карточкам: Послушайте внимательно задачу: У Димы 4 кубика, у Тани 5 шариков. Сколько всего предметов у детей? - Назовите условие задачи. Что значит условие? -Назовите вопрос задачи. Что значит вопрос задачи? - Мы можем сразу ответить на вопрос задачи? Почему? - Запишите решение задачи. С использованием шкалы линейки решить примеры: Вариант 1 | Вариант 2 | 2 +7= 4 +6= 9 -5= | 2 +6= 4 +5= 1 0-4= | - Поменяйтесь карточками и проверьте работу друг друга. | -Условие, это то, что известно в задаче: у Димы 4 кубика, у Тани 5 шариков. - Вопрос задачи: то, что неизвестно, и надо найти - Сколько всего предметов у детей? - Можем, потому что известны все данные для решения зада-чи. 4+5=9 | Успешно выполненные задания. Сформированные мета-предметные и предметные УУД, |
Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) | Н аблюдает, старается услышать об усвоении алгоритма и получить вывод о новом знании. - Какие новые фигуры мы сегодня изучили? - Теперь мы можем сказать, какая была тема урока? (после названия учащимися темы урока, учитель открывает её на доске) - Какую задачу ставили на урок? - Удалось решить поставленную задачу? - Какие знания вам помогут теперь определить куб и шар? - Оцените свою работу на уроке по шкале на карточке, по параметрам: быстро, пра-вильно, красиво. Б П К - На этом урок окончен. Спасибо за урок! | Доказать при помощи чего у них сформирова- лись новые знания (видел, слышал, наблюдал, был спокойным, узнал что-то новое для себя…) - Шар, куб. - Тема урока: «Шар.Куб» Высказывания учащихся. | Осознание результатов каждого этапа урока. Осознание ценности полученных знаний. |
1. Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. – Журнал «Начальная школа» №1, 2008
2 . Беседы с учителем. Методика обучения: Первый класс четырёх летней начальной школы./ Под ред. Л.Е. Журовой. – 2-е изд., перераб. и доп.- М. Вентана – Графф, 2002.
3. Игры - обучение, тренинг, досуг. /Под ред. В.В. Петрусинского. - М.: Издательский центр "Академия", 2004.
4. Истомина Н.Б., учебное пособие, «Методика обучения математике в начальной школе», 2000г.
5. Лавриненко Т.А. Как научить детей решать задачи: Методические рекомендации для учителей начальных классов. - Саратов: Лицей, 2000.