СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по математике в 5 классе

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по математике на  тему "Среднее арифметическое".

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по математике в 5 классе»

Технологическая карта урока по математике в 5 классе по теме: «Среднее арифметическое»


ФИО: Сотникова Ирина Алексеевна

Должность: учитель математики первой квалификационной категории


Автор УМК: АГ. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир

Тип урока: закрепление пройденного материала

Цели урока:

  • формировать умение решать задачи, связанные с нахождением среднего арифметического чисел;

  • отрабатывать навыки действий с десятичными дробями;

  • содействовать развитию у школьников логического мышления, математической речи;

  • способствовать развитию познавательного интереса;

  • развивать умение анализировать, делать выводы на основе полученных результатов;

  • создать условия для развития у учащихся умений осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности;

  • активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся;

  • показать значение математических знаний в жизни, побудить применять эти знания.


Планируемые познавательные результаты:

Предметные: действовать по алгоритму, находить среднее арифметическое чисел в реальной жизни для решения практических задач, закрепить представление о среднем арифметическом.

Личностные: планировать свои действия в соответствии с учебным заданием, осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентироваться на понимание причин успешной учебной деятельности.

Метапредметные:

регулятивные – определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действий на уровне самооценки; планировать свое действие с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение;

коммуникативные – уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

познавательные – уметь извлекать из математических текстов необходимую информацию; строить логические цепочки рассуждений

Оборудование: доска, компьютеры с выходом в Интернет, интерактивная доска и смайлики для учащихся.

Образовательные ресурсы: образовательная платформа Учи.ру







Этап и цель урока

Действия учителя

Действия ученика

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Формы организации деятельности

Предметные результаты

Метапредметные

Личностные результаты

1.

Организационный момент

Мотивация учебной деятельности учащихся.


(1 мин.)

Цель: организация обучающихся, включение в деятельность на личностном уровне, мотивация к учебной деятельности

- Здравствуйте, ребята. 

Древние говорили: «Улыбнись. Улыбка ничего не стоит, но она дает нам много друзей, хорошее настроение. Мир становится добрее». Улыбнемся друг другу.

Поднимите смайлик, который соответствует вашему настрою на урок.

- Нашу с вами совместную работу мне хотелось бы начать со слов М. В. Ломоносова, великого русского ученого, поэта и философа: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». Слайд 1

Желаю, Вам ребята, чтобы в процессе изучения математики у вас развивался не только ум, но и воля, настойчивость, любознательность, внимание.

Ребята приветствуют учителя.






Поднимают смайлик, который соответствует их настрою на урок.


Регулятивные: умение организации на рабочем месте, оперативного включения в урок.

Познавательные: осмысление значимости знаний.

Коммуникативные: умение слушать, включаться во взаимодействие с учителем

Формирование уважительного отношения к учителю. Принятие освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности, адекватная мотивация.

Фронтальная работа













Использование ИКТ (презентация)

2

Актуализация знаний


(5 мин.)

Цель: повторение изученного материала, и выявление имеющегося по данной теме недостатка знаний

Мозговой штурм Слайд №2

Я предлагаю вам продолжить предложения:


-Чтобы перемножить две десятичные дроби, надо…








- Чтобы разделить десятичную дробь на натуральное число, надо…









- Чтобы сложить десятичные дроби, нужно…

















- Чтобы найти среднее арифметическое нескольких чисел, надо…




-Чтобы найти среднюю скорость движения, надо





Слайд №3

Вычислите устно:


1,4:2

2,8:7

0,15:3

0,24:6

4,5:5

0,48:6

0,4:5

0,2:4

0,7:70


- Ребята, вы просто молодцы! Прекрасно работаете. Я вижу, что вы хорошо усвоили материал предыдущих уроков.

Чтобы перемножить 2 десятичные дроби, надо:

  1. умножить их как натуральные числа, не обращая внимания на запятые;

  2. в полученном произведении отделить запятой справа столько цифр, сколько их стоит после запятых в обоих множителях вместе



Чтобы разделить десятичную дробь на натуральное число, надо: разделить дробь на это число, не обращая внимания на запятую, а в частном поставить запятую в тот момент, когда закончится деление целой части делимого.



Чтобы сложить две десятичные дроби надо:

  1. Уравнять в слагаемых количество цифр после запятой;

  2. Записать слагаемые друг под другом так, чтобы каждый разряд второго слагаемого оказался под соответствующим разрядом первого слагаемого;

  3. Сложить полученные числа так, как складывают натуральные числа;

  4. Поставить в полученной сумме запятую под запятыми в слагаемых.

Чтобы найти среднее арифметическое нескольких чисел, надо: сумму этих чисел разделить на количество слагаемых.


Чтобы найти среднюю скорость движения, надо: весь пройденный путь разделить на все время движения.





Ответы учеников:



0,7

0,4

0,05

0,04

0,9

0,08

0,08

0,05

0,01


Повторение и осознание того, что уже усвоено. (Повторение действий с десятичными дробями)

Регулятивные: умение оценить качество и уровень усвоения предыдущих знаний.

Познавательные: осмысление способов и условий действий.

Коммуникативные: умение воспринимать и понимать информацию, вступать в учебный диалог.

Осознание собственного объема знаний, готовность к саморазвитию

Фронтальная работа

Использование ИКТ (презентация)

3.

Формулировка темы и целей урока

(2 мин.)


Цель: сотрудничество с обучающимися в формулировке темы и целей урока

На слайде №4 размещены две группы чисел:

  1. 3,7; 3,5; 4,2

  2. 85; 65; 60.



-Прочитайте числа в группах.


- Как называются числа первой группы?


- Как называются числа второй группы?


- Какое задание можно придумать для этих чисел?





- Молодцы. А как вы думаете, как звучит тема нашего урока?



- А что такое среднее арифметическое?





Слайд №5

- Правильно ребята. Запишите тему урока «Среднее арифметическое» в свои тетради.


- А как вы думаете, какая цель стоит перед нами сегодня на уроке?


- Правильно ребята. Сегодня на уроке мы продолжим учиться находить среднее арифметическое нескольких чисел, покажем практическую значимость среднего арифметического, повторим умножение и деление десятичных дробей.







Ребята читаю числа.


Десятичные дроби


Натуральные числа




Учащиеся предлагают варианты заданий. Среди ответов необходимо выбрать «Найти среднее арифметическое этих чисел»


Ученики определяют тему урока «Среднее арифметическое».


Среднее арифметическое нескольких чисел называют частное от деления суммы этих чисел на количество слагаемых



Записывают тему урока в тетради.




Ученики определяют цель урока:

- продолжим учиться находить среднее арифметическое нескольких чисел,

- покажем практическую значимость среднего арифметического,

- повторим умножение и деление десятичных дробей.

Находить среднее арифметическое нескольких чисел, показать практическую значимость среднего арифметического, повторить умножение и деление десятичных дробей.

Регулятивные: умение производить целеполагание, т.е. постановку учебной задачи.

Коммуникативные: умение участвовать в коллективной постановке темы и целей урока, вступать в диалог.

Развитие навыков целеполагания. Связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Фронтальная работа

Использование ИКТ (презентация)

4.

Закрепление изученного материала

(12 мин)


Цель: Закрепление целостной системы ведущих знаний по теме

Вернемся к нашему заданию.

Поработаем по вариантам.

Учитель распределяет варианты:

Ребята запишите номер варианта в тетради.

Первый вариант посчитает среднее арифметическое первой группы чисел: 3,7; 3,5; 4,2,

а второй вариант – второй группы чисел: 85; 65; 60.


- Как вы будете находить среднее арифметическое трех чисел?


- Давайте проверим результат вашей работы, для этого поменяйтесь тетрадями со своим соседом по парте, если задание выполнено правильно поставьте плюсик на полях.

(на слайде №6 вывожу алгоритм решения для каждой группы чисел).


1 Вариант

(3,7+ 3,5+ 4,2):3=11,4:3=3,8


2 Вариант

(85+ 65+ 60) : 3=210:3=70


- Среднее арифметическое встречается не только в математике, но и в окружающем нас мире и очень часто. Давайте попробуем в этом убедиться.

Откройте учебники на стр. 250 задача № 1044.


Предлагает прочитать задачу ученику.










Разбор задачи (учитель задает вопросы по задаче)


Вызывает ученика к доске для решения задачи.
















- Где в жизни мы встречаемся с средним арифметическим?



- Подключите свои знания, смекалку, сообразительность, чувство юмора и попытайтесь отыскать «среднее арифметическое» не чисел, а предметов, которые нас окружают.

Слайд №7

Итак, среднее арифметическое:

Велосипед мотоцикл.

Апельсин лимон

Холодильник вентилятор

Пианино баян

Молодцы. Вы отлично работаете.

Ребята записывают номер варианта в тетрадь, который выпал им после распределения. И слушают внимательно задание учителя


Дети выполняют задание самостоятельно









Ученики проверяют работы.

























Один из учеников читает задачу:

Автомобиль ехал 3,4 ч по шоссе со скоростью 90 км/ч и 1,6 ч по грунтовой дороге. С какой скоростью ехал автомобиль по грунтовой дороге, если средняя скорость на протяжении всего пути составляла 75,6 км/ч?

Ученики отвечают на вопросы учителя.


Ск. Вр. Рас.

Шоссе 90км/ч 3,4ч ?км/ч

Грунт. д. ?км/ч 1,6ч ?км/ч

Ср. ск. – 75,6км/ч


1)3,4+1,6=5(ч)-общее время

2)75,6·5=378(км)-общее расстояние

3)90·3,4=306(км)-расстояние по шоссе

4)378-306=72(км)-расстояние по грунтовой дороге

5)72:1,6=45(км/ч)-скорость по грунтовой дороге

Ответ: 45км/ч



Средняя температура, средняя скорость, средний балл, средняя зарплата и т.д.



















Ребята отвечают:

Мопед

Грейпфрут

Кондиционер

Аккордеон

Формирование целостной системы ведущих знаний по теме «Среднее арифметическое»

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция.

Коммуникативные: мотивации учебной деятельности, строить монологическое высказывание, формулировать личное отношение к проблеме.

Умение осуществлять учебную деятельность. Готовность к сотрудничеству. Уважительное отношение к чужому мнению.

Работа в парах

Использование ИКТ (презентация)

















Взаимоконтроль


















Работа с учебником










Работа у доски

5.

Релаксация

(1 мин.)


Цель: снятие усталости по средствам методики здоровьесбережения

Слайд №8

- Нам предстоит выполнить еще целый ряд заданий, связанных со средним арифметическим. И перед такой серьезной работой необходимо немного отдохнуть.

- Давайте, встанем, закроем глаза, воспользуемся нашим воображением и представим, что находимся на прогулке в волшебном лесу. Ветер тихонько шелестит в кронах деревьев. Под ногами мягким ковром стелется листва. Свежо. Еле слышно журчит ручеек, пробегающий неподалеку. Щебечут птички.

- Как бы ни прекрасен был волшебный лес, нам пора возвращаться на урок.

Ребята слушают слова учителя под звуки природы (леса, журчание ручейка, пение птиц) и выполняют физкультминутку для снятия утомления



Здоровьесберегающая методика для снятия утомления

Музыкальное сопровождение

Физкультминутка

6.

Контроль и коррекция знаний

(14 мин.)


Цель: обучение объективной оценке результатов своей деятельности

Теперь ребята, вам необходимо выполнить самостоятельную работу на образовательной платформе Учи.ру. Для этого заходим в свои личные кабинеты, находим вкладку «Задание от учителя», самостоятельная работа и приступаем к выполнению.


Пример самостоятельной работы на Учи.ру:

1.Найди среднее арифметическое чисел:

4,5; 6,7; 8,9; 10,1

2.Найди среднее арифметическое значение чисел 6,4 и числа, которое больше его в 6 раз.

3.Путь такси по автомагистрали занял 4,4 ч, а по городу  — 1,6 ч. В результате поездки средняя скорость движения такси оказалась равной 78,6 км/ч. Скорость такси на магистрали была равной 89 км/ч. Найди скорость движения такси по городу.



Учитель выводит на интерактивную доску результаты самостоятельной работы и проводит анализ этой работы.

Ребята выходят в свои личные кабинеты на Учи.ру и выполняют самостоятельную работу.

После окончания работы ученики могут сразу увидеть свои результаты: оценку, количество баллов за работу, какие задания выполнены с первой попытки, какие с нескольких или какие не выполнены.


Регулятивные: уметь самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности своей деятельности.

Познавательные: проводить анализ собственной деятельности.

Коммуникативные: оформление своих мыслей в письменной форме

Личностное самоопределение

Работа на образовательной платформе Учи.ру

7.

Домашнее задание

(1 мин.)


Цель: предоставление права выбора домашнего задания, комментарии к нему

Слайд №9

-Ребята откройте дневники, запишите домашнее задание:

Сегодня предлагаю выбрать домашнее задание:

  1. Стр. 247 §36 № 1045, 1051(а)

  2. Задание от учителя на образовательной платформе Учи.ру

Комментарии по каждому домашнему заданию.

Открывают дневники, записывают домашнее задание: стр. 247 §36 № 1045, 1051(а) или задание от учителя на платформе Учи. ру

Повторение темы урока

Регулятивные: умение осознано делать выбор с учетом своих возможностей

Познавательные: умение осмыслить предложенную информацию

Коммуникативные: умение слушать, понимать информацию.

Самоосмысление и самоопределение в условиях выбора

Образовательная платформа Учи.ру

8.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

(4 мин.)


Цель: оценка достижения цели и результатов деятельности

  1. Расскажу я вам ребята притчу.

Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого он спросил: «Что ты делал целый день?» и он ответил, с ухмылкой, что целый день возил проклятые камни. У 2- го мудрец спросил: А ты, что делал целый день?» и тот ответил: «Я добросовестно выполнял свою работу». И тогда мудрец, спросил у 3-го.: «А ты, что делал целый день?» И лицо 3-го засветилось от счастья, и он ответил с удовольствием, что сегодня он принимал участие в строительстве храма»


Ребята, каждый из вас попробует оценить свою работу на уроке.

Кто работал как 1 человек, таскал проклятые камни? Поднимите руку.

Кто работал, как 2 человек, добросовестно выполнял свою работу? Поднимите руку.

А кто принимал участие в строительстве своего храма, храма знаний, как 3, поднимите руку

Ребята, я очень рада, что большинство сегодня на уроке принимала участие в строительстве своего храма знаний.

Поднимите смайлик, который соответствует вашему настроению в конце урока.

Спасибо Вам, дети, за урок. Я буду рада, если полученные на уроках математики знания помогут Вам в жизни при решении проблем. Вы – молодцы. Особо хочу отметить …

Полные и правильные ответы давали …

- Наш урок окончен. Спасибо за отличную работу. До свидания!














Ребята внимательно слушают притчу.











Оценивают свою работу на уроке.

















Ребята поднимают смайлики, которые соответствуют их настроению в конце урока.

Прощаются с учителем.


Регулятивные: умение соотносить достигнутые результаты с поставленными задачами, оценивать результат своей деятельности.

Познавательные: анализировать достигнутые результаты

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. 

Личностное самоопределение

Фронтальная работа



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!