Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Мотивация к учебной деятельности | Учитель приветствует учащихся. Проверяет готовность учащихся к уроку: Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. | Обучающиеся проверяют свою готовность к уроку под руководством учителя | Личностные: развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; самоопределение, мотивация учения. |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | - Дорогие исследователи. Поздравляю Вас, мы смогли найти ответы на вопросы «Кто?» и «Что?» А теперь мы с Вами приступаем к изучению нового раздела и попробуем найти ответы на вопросы; «Как? Откуда? Куда?» Попробуйте отгадать, о чем идет речь в загадке: Течет, течет – не вытечет Бежит, бежит - не выбежит. - Правильно, это река. Как вы думаете, какой будет тема нашего сегодняшнего урока? - Верно, мы поговорим с вами о реках. Мы узнаем, почему и куда они текут. А чтобы ответить на этот вопрос Муравьишка Вопросик отправится в путешествие. | Это река Тема урока: «Река» | Коммуникативные: формирование умения строить речевое высказывание в устной форме; слушать и слышать учителя, другого ученика; Познавательные: развитие способностей учащихся управлять своей познавательной деятельностью; формирование умений анализировать, сравнивать, выделять необходимую информацию; делать выводы и обобщения. |
3. Выявление места и причины затруднения | – Где же начнёт свой путь Муравьишка? Как вы думаете, с чего начинается река? Рек на свете много и все они разные. Но почти каждая река начинается с родничка, ручейка, озера, болота, ледника. Место, где река берёт своё начало называется исток. Исток Волги у деревни Волговерховье на Валдайской возвышенности. Начинается из небольшого болотца. Вот отсюда, именно отсюда из глубин лесного родника, Выбегает голубое чудо- Русская великая река. Лёгкий дом, как девичья светёлка. Вяз, ольшаник, сумрачная ель. Стойте люди! Здесь родилась Волга, Здесь её и дом, и колыбель. - Отсюда и начнёт свой путь вместе с Волгой Муравьишка. | Отвечают на вопросы учителя | Коммуникативные: формирование умения строить речевое высказывание в устной форме; слушать и слышать учителя, другого ученика; Познавательные: развитие способностей учащихся управлять своей познавательной деятельностью; формирование умений анализировать, сравнивать, выделять необходимую информацию; делать выводы и обобщения. |
4. Построение проекта и выход из затруднения | - Но, чтобы он отправился в путь нам нужно ответить на вопрос: почему реки текут? Опыт: налить каплю воды на стекло. Что с ней происходит? Подумайте, что надо сделать чтобы она полилась. Мы уже с вами знаем, что наша планета не гладкий шар на ней есть горы, возвышенности, плоские места. Как будет течь река в разной местности? В истоках Волга - узкая. Её можно перепрыгнуть. А вспомните, какая Волга у Самары. Как из маленького ручейка она превратилась в полноводную реку? Опыт: в колбе мало воды как ее заполнить? | Обучающиеся проводят опыты с водой Высказывают предположения, делают выводы | Коммуникативные: формирование умения строить речевое высказывание в устной форме; слушать и слышать учителя, другого ученика; Познавательные: развитие способностей учащихся управлять своей познавательной деятельностью; формирование умений анализировать, сравнивать, выделять необходимую информацию; делать выводы и обобщения. |
5. Реализация построенного проекта | А теперь послушайте стихотворение о реке и ответьте на вопрос, как образуются реки? В день весенний и погожий Два шумливых ручейка Лезут под ноги прохожим: «Где река? Где река? Мы бежим издалека». Отвечает им народ: «Дальше, милые, вперёд», Разговаривая звонко, Мчатся дальше вперегонки... Вдруг пред ними водоём, Отразилось солнце в нём. Подбегают к водоёму Два весёлых ручейка, Говорит один другому: «Это вовсе не река. Попадешь сюда на горе. Не увидишь сине море- Здесь стоячая вода, Мне не хочется сюда». Оба в сторону метнулись И... нечаянно столкнулись, И слились в один ручей, Стал он больше и бойчей. И опять бегут вперёд Вправо. Влево, поворот.. Вдруг навстречу выбегает Ручеёк из- под ворот. «Где река? Где река?»- Слышен голос ручейка. «Сами ищем. Сами ищем. Не нашли ещё пока. Слейся с нами - так втроём Мы её быстрей найдём». Вместе наши ручейки Мчатся к берегу реки, Трое все в одном потоке. Словно давние дружки. «Разыскали пострелята», - Улыбается река. И нырнули вглубь куда-то Три весёлых ручейка. И другие мчатся с кручи, Чтобы стать Рекой могучей. - Как, вы, думаете, откуда в реки поступает вода? Сами реки получают воду за счет осадков, а также от тающих снегов и ледников на вершинах гор, из родников или горных озер. Крупные реки имеют множество притоков, то есть более мелких рек, впадающих в них. Реки могут быть короткими и длинными, широкими и узкими, глубокими и мелкими, но, чтобы они не исчезли, в них всё время должна поступать вода. На своём пути река встречает другие речки и ручейки, которые впадают в неё и отдают ей свою воду. - А что же такое приток реки? Как Вы думаете, а куда текут реки? Течет река сотни километров и где-то впадает в море, озеро, другую реку. Это место называется устьем. Куда же попадает вода-путешественница? Давайте попробуем зарисовать путь реки. - Молодцы, но все не совсем так просто. Москва – река не впадает в море, она впадает в другую реку, которая называется Ока, а эта река впадает в реку, которою называют матушкой — рекой, Великой русской рекой. Что же это за река? Зоя Александрова сказала так о ней в своем стихотворении: Вот вьюга сегодня примолкла. Присмирев, улеглась на покой. Просыпается солнце над Волгой, Над великою русской рекой. | Обучающиеся отвечают на вопросы, высказывают предположения | Коммуникативные: формирование умения строить речевое высказывание в устной форме; слушать и слышать учителя, другого ученика; Познавательные: развитие способностей учащихся управлять своей познавательной деятельностью; формирование умений анализировать, сравнивать, выделять необходимую информацию; делать выводы и обобщения. |
Физкультминутка | К речке быстрой мы спустились, Наклонились и умылись. Раз, два, три, четыре, Вот как славно освежились. А теперь поплыли дружно. Делать так руками нужно: Вместе – раз, это – брасс. (Лёгкое покачивание на носках, имитирующие движение – брасс) Одной, другой – это кроль. Качаясь на волне, плывём на спине. Все как один плывём как дельфин. Вышли на берег крутой И отправились домой. | Обучающиеся выполняют движения | |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Давайте добавим на нашем рисунке недостающие реки. – Какие? – В каком месте река самая широкая? – Куда впадает река? – Чем отличается река от моря? – Отгадайте загадку: Кругом вода, а с питьем – беда. – Почему же беда с питьем, ведь в море так много воды? | Обучающиеся отвечают на вопросы учителя Море Воду из моря нельзя пить, она грязная | Коммуникативные: формирование умения строить речевое высказывание в устной форме; слушать и слышать учителя, другого ученика; Познавательные: развитие способностей учащихся управлять своей познавательной деятельностью; формирование умений анализировать, сравнивать, выделять необходимую информацию; делать выводы и обобщения. |
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону | Добавьте на своем рисунке путь воды в дом и из дома. – Какая вода приходит в наш дом? – А всегда ли вода в реке чистая? – А почему? – Что же приходиться делать, чтобы вода приходила к нам чистая? Можно ли очистить воду? Опыт: сравнить каплю грязной воды и каплю воды из крана. – Значит, чего не хватает на нашей схеме? – Добавьте. А какая вода уходит из нашего дома и куда она попадает? – Что же делать? Добавьте на нашей схеме. | Обучающиеся выполняют работу и отвечают на вопросы учителя | Коммуникативные: формирование умения строить речевое высказывание в устной форме; слушать и слышать учителя, другого ученика; Познавательные: развитие способностей учащихся управлять своей познавательной деятельностью; формирование умений анализировать, сравнивать, выделять необходимую информацию; делать выводы и обобщения. |
8. Включение в систему знаний и повторений | Проверка знаний. Работа в паре. Работа в системе PROClass. - Договоритесь, кто возьмет пульт. Сейчас мы с вами поработаем в PROClass, выполним небольшой тест и проверим, кто и как усвоил сегодняшнюю тему. Отвечая на вопросы, договаривайтесь, общайтесь и приходите к единому ответу. Тест. - По отчету проверяем, кто выполнил весь тест и набрал 100%. и т.д. | | Познавательные: развитие способностей учащихся управлять своей познавательной деятельностью; формирование умений анализировать, сравнивать, выделять необходимую информацию; делать выводы и обобщения. |
9. Рефлексия учебной деятельности | – С чем мы сегодня познакомились на уроке? – Что заинтересовало вас больше всего? | Обучающиеся высказывают свое мнение и делятся впечатлениями | Коммуникативные: формирование умения строить речевое высказывание в устной форме; слушать и слышать учителя, другого ученика. |