СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему: "Куда текут реки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему: "Куда текут реки"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по окружающему миру на тему: "Куда текут реки"»

Тема раздела: Как, откуда и куда?

Учебный предмет, класс: Окружающий мир, 1 класс

Тема урока: Куда текут реки?

Тип урока: комбинированный

Цель: познакомить с природными источниками воды, используемыми в быту;

Задачи деятельности учителя:

  • образовательная: расширить знания детей о реках и морях;

  • развивающая: развивать коммуникативные способности учащихся, их информационную грамотность и способность к самооценке;

  • воспитательная: воспитывать уважительное отношение к предмету; способствовать бережному отношению к воде и водоемам.

Планируемые результаты образования:

Предметные: умение проявлять понимание, что реальная ситуация может быть представлена схемой; умение находить и сопоставлять предметы и их назначение; умение ориентироваться в сферах труда.

Познавательные: развитие способностей учащихся управлять своей познавательной деятельностью; формирование умений анализировать, сравнивать, выделять необходимую информацию; делать выводы и обобщения.

Регулятивные: формирование   умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; планировать свою деятельность на уроке; контролировать, оценивать процесс и результат своей деятельности.

Коммуникативные: формирование умения строить речевое высказывание в устной форме; слушать и слышать учителя, другого ученика; доносить до собеседника свою точку зрения; формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; адекватно оценивать работу в группе.

Личностные: развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; самоопределение, мотивация учения.

Оборудование урока: колбы с водой, интерактивная доска, компьютер, презентация, электронный микроскоп, система мониторинга и контроля PROClass.



Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Мотивация к учебной деятельности

Учитель приветствует учащихся. Проверяет готовность учащихся к уроку:

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Обучающиеся проверяют свою готовность к уроку под руководством учителя

Личностные: развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; самоопределение, мотивация учения.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

- Дорогие исследователи. Поздравляю Вас, мы смогли найти ответы на вопросы «Кто?» и «Что?» А теперь мы с Вами приступаем к изучению нового раздела и попробуем найти ответы на вопросы; «Как? Откуда? Куда?» Попробуйте отгадать, о чем идет речь в загадке:

Течет, течет – не вытечет

Бежит, бежит - не выбежит.

- Правильно, это река. Как вы думаете, какой будет тема нашего сегодняшнего урока?

- Верно, мы поговорим с вами о реках. Мы узнаем, почему и куда они текут. А чтобы ответить на этот вопрос Муравьишка Вопросик отправится в путешествие.









Это река


Тема урока: «Река»

Коммуникативные: формирование умения строить речевое высказывание в устной форме; слушать и слышать учителя, другого ученика;

Познавательные: развитие способностей учащихся управлять своей познавательной деятельностью; формирование умений анализировать, сравнивать, выделять необходимую информацию; делать выводы и обобщения.

3. Выявление места и причины затруднения

– Где же начнёт свой путь Муравьишка? Как вы думаете, с чего начинается река?  Рек на свете много и все они разные. Но почти каждая река начинается с родничка, ручейка, озера, болота, ледника. Место, где река берёт своё начало называется исток. Исток Волги у деревни Волговерховье на Валдайской возвышенности. Начинается из небольшого болотца.  

Вот отсюда, именно отсюда из глубин лесного родника,
Выбегает голубое чудо- 
Русская великая река. 
Лёгкий дом, как девичья светёлка.
Вяз, ольшаник, сумрачная ель.
Стойте люди!
Здесь родилась Волга,
Здесь её и дом, и колыбель.

- Отсюда и начнёт свой путь вместе с Волгой Муравьишка.


Отвечают на вопросы учителя

Коммуникативные: формирование умения строить речевое высказывание в устной форме; слушать и слышать учителя, другого ученика;

Познавательные: развитие способностей учащихся управлять своей познавательной деятельностью; формирование умений анализировать, сравнивать, выделять необходимую информацию; делать выводы и обобщения.

4. Построение проекта и выход из затруднения

- Но, чтобы он отправился в путь нам нужно ответить на вопрос: почему реки текут?

Опыт: налить каплю воды на стекло.

Что с ней происходит? Подумайте, что надо сделать чтобы она полилась. Мы уже с вами знаем, что наша планета не гладкий шар на ней есть горы, возвышенности, плоские места. Как будет течь река в разной местности?

В истоках Волга - узкая. Её можно перепрыгнуть. А вспомните, какая Волга у Самары. Как из маленького ручейка она превратилась в полноводную реку?

Опыт: в колбе мало воды как ее заполнить?

Обучающиеся проводят опыты с водой

Высказывают предположения, делают выводы


Коммуникативные: формирование умения строить речевое высказывание в устной форме; слушать и слышать учителя, другого ученика;

Познавательные: развитие способностей учащихся управлять своей познавательной деятельностью; формирование умений анализировать, сравнивать, выделять необходимую информацию; делать выводы и обобщения.

5. Реализация построенного проекта

А теперь послушайте стихотворение о реке и ответьте на вопрос, как образуются реки?

В день весенний и погожий        Два шумливых ручейка 
Лезут под ноги прохожим:
«Где река? Где река?
Мы бежим издалека».
Отвечает им народ:
«Дальше, милые, вперёд»,
Разговаривая звонко,
Мчатся дальше вперегонки...
Вдруг пред ними водоём,
Отразилось солнце в нём.
Подбегают к водоёму
Два весёлых ручейка,
Говорит один другому:
«Это вовсе не река.
Попадешь сюда на горе.
Не увидишь сине море-
Здесь стоячая вода,
Мне не хочется сюда».
Оба в сторону метнулись
И... нечаянно столкнулись,
И слились в один ручей,
Стал он больше и бойчей.
И опять бегут вперёд
Вправо. Влево, поворот..
Вдруг навстречу выбегает
Ручеёк из- под ворот.
«Где река? Где река?»-
Слышен голос ручейка.
«Сами ищем. Сами ищем.
Не нашли ещё пока.
Слейся с нами - так втроём
Мы её быстрей найдём».
Вместе наши ручейки
Мчатся к берегу реки,
Трое все в одном потоке.
Словно давние дружки.
«Разыскали пострелята», -
Улыбается река.
И нырнули вглубь куда-то
Три весёлых ручейка.
И другие мчатся с кручи,
Чтобы стать Рекой могучей.

- Как, вы, думаете, откуда в реки поступает вода?  
 Сами реки получают воду за счет осадков, а также от тающих снегов и ледников на вершинах гор, из родников или горных озер.

Крупные реки имеют множество притоков, то есть более мелких рек, впадающих в них. Реки могут быть короткими и длинными, широкими и узкими, глубокими и мелкими, но, чтобы они не исчезли, в них всё время должна поступать вода. На своём пути река встречает другие речки и ручейки, которые впадают в неё и отдают ей свою воду.

- А что же такое приток реки? Как Вы думаете, а куда текут реки? Течет река сотни километров и где-то впадает в море, озеро, другую реку. Это место называется устьем. Куда же попадает вода-путешественница? Давайте попробуем зарисовать путь реки.

- Молодцы, но все не совсем так просто. Москва – река не впадает в море, она впадает в другую реку, которая называется Ока, а эта река впадает в реку, которою называют матушкой — рекой, Великой русской рекой. Что же это за река? Зоя Александрова сказала так о ней в своем стихотворении:

Вот вьюга сегодня примолкла. 
Присмирев, улеглась на покой. 
Просыпается солнце над Волгой,
Над великою русской рекой.

Обучающиеся отвечают на вопросы, высказывают предположения

Коммуникативные: формирование умения строить речевое высказывание в устной форме; слушать и слышать учителя, другого ученика;

Познавательные: развитие способностей учащихся управлять своей познавательной деятельностью; формирование умений анализировать, сравнивать, выделять необходимую информацию; делать выводы и обобщения.

Физкультминутка

К речке быстрой мы спустились, 
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились. 
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это – брасс. (Лёгкое покачивание на носках, имитирующие движение – брасс)
Одной, другой – это кроль.
Качаясь на волне, плывём на спине.
Все как один плывём как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.

Обучающиеся выполняют движения


6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Давайте добавим на нашем рисунке недостающие реки.

– Какие?

– В каком месте река самая широкая?

– Куда впадает река?

– Чем отличается река от моря?

– Отгадайте загадку:

Кругом вода, а с питьем – беда.

– Почему же беда с питьем, ведь в море так много воды?

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя






Море


Воду из моря нельзя пить, она грязная

Коммуникативные: формирование умения строить речевое высказывание в устной форме; слушать и слышать учителя, другого ученика;

Познавательные: развитие способностей учащихся управлять своей познавательной деятельностью; формирование умений анализировать, сравнивать, выделять необходимую информацию; делать выводы и обобщения.

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Добавьте на своем рисунке путь воды в дом и из дома.

– Какая вода приходит в наш дом?

– А всегда ли вода в реке чистая?

– А почему?

– Что же приходиться делать, чтобы вода приходила к нам чистая? Можно ли очистить воду?

Опыт: сравнить каплю грязной воды и каплю воды из крана.

– Значит, чего не хватает на нашей схеме?

– Добавьте. А какая вода уходит из нашего дома и куда она попадает?

– Что же делать? Добавьте на нашей схеме.


Обучающиеся выполняют работу и отвечают на вопросы учителя

Коммуникативные: формирование умения строить речевое высказывание в устной форме; слушать и слышать учителя, другого ученика;

Познавательные: развитие способностей учащихся управлять своей познавательной деятельностью; формирование умений анализировать, сравнивать, выделять необходимую информацию; делать выводы и обобщения.

8. Включение в систему знаний и повторений

Проверка знаний. Работа в паре. Работа в системе PROClass.

 - Договоритесь, кто возьмет пульт. Сейчас мы с вами поработаем в PROClass, выполним небольшой тест и проверим, кто и как усвоил сегодняшнюю тему. Отвечая на вопросы, договаривайтесь, общайтесь и приходите к единому ответу.

Тест.

- По отчету проверяем, кто выполнил весь тест и набрал 100%. и т.д.


Познавательные: развитие способностей учащихся управлять своей познавательной деятельностью; формирование умений анализировать, сравнивать, выделять необходимую информацию; делать выводы и обобщения.

9. Рефлексия учебной деятельности

– С чем мы сегодня познакомились на уроке?

– Что заинтересовало вас больше всего?

Обучающиеся высказывают свое мнение и делятся впечатлениями

Коммуникативные: формирование умения строить речевое высказывание в устной форме; слушать и слышать учителя, другого ученика.






Скачать

© 2019, 624 8

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!