СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме: "Прямая и обратная пропорциональность"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме: "Прямая и обратная пропорциональность"»

 Тема «Прямая и обратная пропорциональность».

Учитель математики: Морсина Елена Евгеньевна

Класс: 6 класс.

Базовый учебник: «Математика 6 класс», С.М.Никольский, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников, А.В.Шевкин.

Необходимое техническое оборудование: компьютер,проектор.

Формы работы учащихсяфронтальная, индивидуальная форма работы, работа в парах.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цели урока: ввести новые понятия прямой и обратной пропорциональных зависимостей; обучить решать задачи, с использованием прямой и обратной пропорциональными зависимостями, применять навыки составления пропорций; способствовать развитию умений решать задачи, закреплять навыки и умения по решению пропорций.

Предметные: решают задачи с использованием прямо пропорциональной зависимости и обратно пропорциональной зависимости.

Личностные: проявляют познавательный интерес к изучению предмета, способам решения учебных задач; объясняют самому себе свои наиболее заметные достижения; дают адекватную самооценку учебной деятельности; понимают причины успеха в учебной деятельности.

Метапредметные:

– регулятивные: устанавливают цель учебной деятельности с содействием учителя и самостоятельно, выполняют поиск средства ее достижения;

– познавательные: передают содержание в сжатом или конспективном виде;

– коммуникативные: умеют оформлять мысли в устной и письменной речи с учетом ситуаций.

Задачи урока:

Образовательные:

обеспечить во время урока овладение понятиями прямой и обратной пропорциональными зависимостями;

сформировать умение распознавать прямую и обратную пропорциональные зависимости;

вырабатывать навыки составления пропорций и краткой записи условия задачи;

обучить решать задачи на прямую и обратную пропорциональные зависимости.

Воспитательные:

воспитывать культуру поведения, обеспечивать свобод­ное развитие личности, сохранения здоровья.

Развивающие:

развивать у учащихся умения выделять главное, важнейшее в изучаемом материале;

развивать независимость и волю учащихся;

развивать познавательную заинтересованность учащихся.

Структура урока:

1. Организационный момент. Самоопределение к учебной деятельности.

2. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.

3. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

4. Целеполагание и мотивация.

5. Изучение новой темы. Строиться проект выхода из затруднения.

6. Организация первичного закрепления.

7. Организация первичного контроля.

8. Подведение итогов урока. Рефлексия учебной деятельности.

9. Информация о домашнем задании.





Технологическая карта урока математики в 6-м классе

по теме «Прямая и обратная пропорциональная зависимость».


Этапы урока

Задания базового уровня

Задания повышенного уровня

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1

Организационный момент.Самоопределение к учебной деятельности.



Добрый день, ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь соседу по парте! Постарайтесь ответить на вопрос: У нее нет ничего:

Нет ни глаз, ни рук, ни носа,

Состоит она всего

Из условия с вопросом.

(Задача) Слайд 2.

У вас на парте находятся листы контроля, которые вы будете заполнять во время урока.


Настраиваются на рабочий ритм урока. Проверяют готовность к работе: учебник, тетрадь.

личностные: действие смыслообразования, осознание учебной цели;

регулятивные: целеполагание;

коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

2

Проверка домашнего задания. Актуализация знаний

.


1)Открываем тетради и проверяем домашнее задание.(проверяет правильность выполнения домашнего задания, отвечает на вопросы учащихся). Давайте вместе обсудим и объясним полученное решение.

2) А теперь давайте вспомним то, что мы изучали на прошлых уроках.


Задают вопросы, возникшие при выполнении домашнего задания.

Проверяют домашнее задание, сверив его с эталоном на экране.



3

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

1)Что такое пропорция?

2)Как называются числа z и m в пропорции z:a=b:m?

3)Как называются числа h и n в пропорции a:h=n:b?

4)Сформулируйте основное свойство пропорции? Приведите свои примеры


Даем полные и точные ответы на поставленные вопросы.

Слайд 3,4.

(Показывает степень знаний. Формирует проблемную ситуацию.)


Выполняют устные задания, которые позволяют подготовить учащихся к основному этапу урока, стимулируют к учебной и мыслительной деятельностям.

Ответ: Равенство двух отношений называют пропорцией.

Ответ: z и m крайние члены пропорции.

Ответ: h и n средние члены пропорции.

Ответ: Произведение крайних членов пропорции равно

произведению средних членов пропорции.

Приводят свои примеры.

познавательные: анализ и систематизирование объектов

регулятивные: целеполагание; установление и осознание того, что уже известно и что нужно изучить

коммуникативные: учебное взаимодействие с учителем и одноклассниками

4

Целеполагание и мотивация.

1)За каждый час велосипедист проезжает 12 км. Какой путь он проедет за 1 ч, за 2 ч, за 3 ч, за 4 ч?

2)На 120 р. необходимо купить несколько одинаковых книг. Сколько книг можно купить, если цена каждой 10 р., 20 р., 30 р., 40 р.?



Слайд 5.

Активизирует знания учащихся.

1)Давайте рассмотрим решение задачи: Слайд 6.

2)Давайте попробуем сформулировать, как одна величина зависит от другой?

3)Рассмотрим решение следующей задачи: Слайд 7.

3) Давайте попробуем сформулировать, как одна величина зависит от другой?

Слайд 8.

Формулируют (уточняют) тему урока и учебную задачу.

1)Решение:

t=1 ч, S=12 км;

t= 2 ч, S=24 км;

t= 3 ч, S= 36 км;

t= 4 ч, S= 48 км.

Формулируют правило.

Две величины называют прямо пропорциональными. если при увеличении (уменьшении) одной из них в несколько раз другая тоже увеличивается (уменьшается) во столько же раз.


2)Решение:

С=10 р., к=12 книг;

С=20 р., к=6 книг;

С=30 р., к=4 книги;

С=40 р., к=3 книги.

Формулируют правило.

Две величины называют обратно пропорциональными, если при увеличении (уменьшении) одной из них в несколько раз другая уменьшается (увеличивается) во столько же раз.


регулятивные: целеполагание

коммуникативные: формулировка вопросов

личностные: умение четко и точно излагать свои размышления

познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели

5

Изучение новой темы. Строиться проект выхода из затруднения.

Учебник: №72














Учебник: №82(а)

Задание на карточках.

Задача 1.

Кусок медного провода длиной 5 м имеет массу 430 г.

Какова масса куска этого провода длинной 380 м; 12 км?


Задача 2.

Две шестеренки сцеплены зубьями. Первая, имеющая 60

зубьев, делает за минуту 50 оборотов. Сколько оборотов

за минуту делает вторая, имеющая 40 зубьев?


Решаем задачи и составляем алгоритм их решения. (Организует учащихся на практическую работу по исследованию проблемной ситуации.)

Слайд 9,10,11.

Алгоритм решения задачи:

1.Записать краткое условие задачи ( одноименные

величины записываются одна под другой).

2.Определить к какому виду относится пропорция.

3.Составить пропорцию.

3а) При прямой пропорциональности, величины записываются не меняя порядка.

3б) При обратной пропорциональности, величины меняют местами. ( у одной величины).

4.Найти неизвестный член пропорции.

5.Ответить на вопрос задачи.

6.Записать ответ.

Слайд 12.


Составляют алгоритм достижения цели и определяют средства (правило).

72

Решение: (прямая пропорциональность)

Время Расстояние 6ч 480 км

2 ч x км

Пусть x км расстояние.

=

x =


x = 160 (км)

Ответ: 160 км.

82(а)

Время Скорость 8ч 60 км/ч

x ч 80 км/ч

Пусть x ч время.


Решение: (обратная пропорциональность)


=


X =


X = 6 (ч) Ответ: 6 ч.

Задача 1.

Ответ: 32680(г)=32 кг 680г.

1032000(г)= 1032 (кг).

Задача 2.

Ответ: 75 оборотов.1

познавательные: выстраивание логической цепи рассуждений

регулятивные:

саморегуляция

коммуникативные: энергичное сотрудничество

6

Организация первичного закрепления.

Учебник: №№63, 62, 65.


Сейчас проделаем устную работу по применению новых знаний. Работаем по учебнику на странице 20.

Слайд 13.

Отвечают устно на вопросы практической направленности.

63.

Ответ: а) Если карандашей стало в 2 раза больше, то заплатим в 2 раза больше - 16 р.

б) Если карандашей стало в 2 раза меньше, то заплатим в 2 раза меньше – 4 р.

62.

Ответ: а) Две величины называют прямо пропорциональными. если при увеличении (уменьшении) одной из них в несколько раз другая тоже увеличивается (уменьшается) во столько же раз.

б) Две величины называют обратно пропорциональными, если при увеличении (уменьшении) одной из них в несколько раз другая уменьшается (увеличивается) во столько же раз.

Приводят свои примеры.

65.

Ответ: а) Если тетрадь дешевле карандаша в 2 раза, то на те же деньги, что купили 30 карандашей, можно купить в 2 раза больше тетрадей- 60 тетрадей.

б) Если ручка дороже карандаша в 10 раз, то на те же деньги, что купили 30 карандашей, можно купить в 10 раз меньше ручек – 3 ручки.


личностные: умение четко и правильно излагать свои размышления

познавательные: умение рассматривать материал

регулятивные: оценка, контроль, коррекция

коммуникативные: активное сотрудничество

7

Организация первичного контроля

№74, №77(а)

№83, №90





№83:

Ответ: 1600 кг



№90:

Ответ: 120 человек.

Организует занятие по применению новых знаний.

Самостоятельная работа и взаимопроверкой в парах.

Слайд 14,15,16.

Алгоритм работы в паре (на листочках.)

1.Прочитайте две задачи.

2.Что общего и в чем отличия?

3.Опредените, к какому типу относятся задачи.

4.Раскажи своему товарищу правило решения задачи.

5.Как записать условие задачи?

6.Как решить пропорцию?

7.Запишите самостоятельно решение задачи.

8.Если нужна помощь, обратитесь к учителю.

9.Сверте свои решения.

10.Исправьте ошибки.

11.Придите к общему мнению.

12.Если не пришли к единому мнению, зовите на помощь.

13.Сравните ответы задач и их условия.

14.Какой вывод можно сделать?



Выполняют самостоятельную работу в парах. Осуществляют взаимопроверку по образцу на экране, оценивая друг друга, заполняя оценочный лист

74

Решение: Пусть x кг масса вишни

Вишня Сахарный .

песок

6кг 4 кг

X кг 12 кг

=


X =

X = 18 (кг). Ответ: 18 кг.

77(а)

Решение: Пусть x дней работа 10 маляров

Количество Количество .

маляров дней

5 8

10 x

=


X =

X = 4 (дн). Ответ: 4 дня.



личностные: умение чётко и точно излагать свои размышления

познавательные: умение рассматривать материал

регулятивные: оценка, контроль, коррекция

коммуникативные: умение работать в парах, умение слушать и вступать в диалог, защищать свою точку зрения.

7

Подведение итогов урока. Рефлексия учебной деятельности



Заполняем листы контроля, сдаем их.

Слайд 17.

Урок понравился, я работал (ла) активно, отвечал (ла) на все вопросы правильно.

Остались вопросы, я стеснялся (ась) отвечать на уроке, был (а) не уверен (а) в ответе.

Урок не понравился, было много не понятного.




Осуществляют оценку собственной учебной деятельности и деятельности одноклассников, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Заполняют оценочные листы.

9-10 баллов – оценка «5».

8-7 баллов - оценка «4».

6-5 баллов - оценка «3».

Неудовлетворительные оценки не ставят. ( т.к. урок новой темы).

Сдают их.

Личностные: критичность мышления, увлеченность учебным материалом

Регулятивные:

оценка качества и степени усвоения

8

Информация о домашнем задании

1)П.1.5 (правила), №74, №76.

3)Творческое задание:

Найдите в учебнике, справочной литературе

Или Интернете, как решали задачи на прямую и

обратную пропорциональности во времена Л.Ф.Магницкого.

Придумайте задачу и решите её этим способом

2)Дополнительное задание: №79, №80.


Сейчас обсудим творческое домашнее задание.

Слайд 18.



Спасибо за урок! Вы хорошо потрудились.

Осмысливают и записывают задания в дневник.




Лист самооценки

Фамилия Имя ____________________________________

ВИД РАБОТЫ

РЕЗУЛЬТАТ

ИТОГ

1.Домашнее задание



2.Устная работа



3.Работа у доски



4.Работа в парах



5.Самостоятельная работа (п.у.)




Всего




Задание на карточках (повышенный уровень).

Задача 1.

Кусок медного провода длиной 5 м имеет массу 430 г.

Какова масса куска этого провода длинной 380 м; 12 км?


Задача 2.

Две шестеренки сцеплены зубьями. Первая, имеющая 60

зубьев, делает за минуту 50 оборотов. Сколько оборотов

за минуту делает вторая, имеющая 40 зубьев?



Алгоритм работы в паре (на листочках.)

1.Прочитайте две задачи.

2.Что общего и в чем отличия?

3.Опредените, к какому типу относятся задачи.

4.Раскажи своему товарищу правило решения задачи.

5.Как записать условие задачи?

6.Как решить пропорцию?

7.Запишите самостоятельно решение задачи.

8.Если нужна помощь, обратитесь к учителю.

9.Сверте свои решения.

10.Исправьте ошибки.

11.Придите к общему мнению.

12.Если не пришли к единому мнению, зовите на помощь.

13.Сравните ответы задач и их условия.

14.Какой вывод можно сделать?



Используемые ресурсы:

  1. Математика. 6 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ М34 (С.М.Никольский, М.К.Решетников, А.В.Шевкин).-М. :Просвещение, 2012.-256 с.

  2. Математика : дидакт. Материалы для 6 кл. / М.К.Потапов, А.В.Шевкин. – 4-е изд.- М. : Просвещение, 2008.-79 с.

  3. Математика: Учеб.-собеседник для 5-6 кл. сред.шк./ М34 Л.Н.Шеврин, А.Г.Гейн, И.О.Коряков, М.В.Волков.- М.: Просвящение, 1989.-495 с.

  4. nsportal.ru – социальная сеть работников образования

  5. http://www.it-n.ru – сеть творческих учителей

  6. http://открытый урок.рф

  7. http://рус-конкурс.рф

  8. https://infourok.ru

  9. https://botan.cc

  10. https://onlinegdz.ru

  11. http://www.for6cl.uznateshe.ru

  12. http://otvet.mail.ru




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!