Тема «Прямая и обратная пропорциональность».
Учитель математики: Морсина Елена Евгеньевна
Класс: 6 класс.
Базовый учебник: «Математика 6 класс», С.М.Никольский, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников, А.В.Шевкин.
Необходимое техническое оборудование: компьютер,проектор.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная форма работы, работа в парах.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цели урока: ввести новые понятия прямой и обратной пропорциональных зависимостей; обучить решать задачи, с использованием прямой и обратной пропорциональными зависимостями, применять навыки составления пропорций; способствовать развитию умений решать задачи, закреплять навыки и умения по решению пропорций.
Предметные: решают задачи с использованием прямо пропорциональной зависимости и обратно пропорциональной зависимости.
Личностные: проявляют познавательный интерес к изучению предмета, способам решения учебных задач; объясняют самому себе свои наиболее заметные достижения; дают адекватную самооценку учебной деятельности; понимают причины успеха в учебной деятельности.
Метапредметные:
– регулятивные: устанавливают цель учебной деятельности с содействием учителя и самостоятельно, выполняют поиск средства ее достижения;
– познавательные: передают содержание в сжатом или конспективном виде;
– коммуникативные: умеют оформлять мысли в устной и письменной речи с учетом ситуаций.
Задачи урока:
Образовательные:
обеспечить во время урока овладение понятиями прямой и обратной пропорциональными зависимостями;
сформировать умение распознавать прямую и обратную пропорциональные зависимости;
вырабатывать навыки составления пропорций и краткой записи условия задачи;
обучить решать задачи на прямую и обратную пропорциональные зависимости.
Воспитательные:
воспитывать культуру поведения, обеспечивать свободное развитие личности, сохранения здоровья.
Развивающие:
развивать у учащихся умения выделять главное, важнейшее в изучаемом материале;
развивать независимость и волю учащихся;
развивать познавательную заинтересованность учащихся.
Структура урока:
1. Организационный момент. Самоопределение к учебной деятельности.
2. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.
3. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
4. Целеполагание и мотивация.
5. Изучение новой темы. Строиться проект выхода из затруднения.
6. Организация первичного закрепления.
7. Организация первичного контроля.
8. Подведение итогов урока. Рефлексия учебной деятельности.
9. Информация о домашнем задании.
Технологическая карта урока математики в 6-м классе
по теме «Прямая и обратная пропорциональная зависимость».
| Этапы урока | Задания базового уровня | Задания повышенного уровня | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1 | Организационный момент.Самоопределение к учебной деятельности. | | | Добрый день, ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь соседу по парте! Постарайтесь ответить на вопрос: У нее нет ничего: Нет ни глаз, ни рук, ни носа, Состоит она всего Из условия с вопросом. (Задача) Слайд 2. У вас на парте находятся листы контроля, которые вы будете заполнять во время урока. | Настраиваются на рабочий ритм урока. Проверяют готовность к работе: учебник, тетрадь. | личностные: действие смыслообразования, осознание учебной цели; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками |
2 | Проверка домашнего задания. Актуализация знаний | . | | 1)Открываем тетради и проверяем домашнее задание.(проверяет правильность выполнения домашнего задания, отвечает на вопросы учащихся). Давайте вместе обсудим и объясним полученное решение. 2) А теперь давайте вспомним то, что мы изучали на прошлых уроках. | Задают вопросы, возникшие при выполнении домашнего задания. Проверяют домашнее задание, сверив его с эталоном на экране. | |
3 | Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. | 1)Что такое пропорция? 2)Как называются числа z и m в пропорции z:a=b:m? 3)Как называются числа h и n в пропорции a:h=n:b? 4)Сформулируйте основное свойство пропорции? Приведите свои примеры | | Даем полные и точные ответы на поставленные вопросы. Слайд 3,4. (Показывает степень знаний. Формирует проблемную ситуацию.) | Выполняют устные задания, которые позволяют подготовить учащихся к основному этапу урока, стимулируют к учебной и мыслительной деятельностям. Ответ: Равенство двух отношений называют пропорцией. Ответ: z и m крайние члены пропорции. Ответ: h и n средние члены пропорции. Ответ: Произведение крайних членов пропорции равно произведению средних членов пропорции. Приводят свои примеры. | познавательные: анализ и систематизирование объектов регулятивные: целеполагание; установление и осознание того, что уже известно и что нужно изучить коммуникативные: учебное взаимодействие с учителем и одноклассниками |
4 | Целеполагание и мотивация. | 1)За каждый час велосипедист проезжает 12 км. Какой путь он проедет за 1 ч, за 2 ч, за 3 ч, за 4 ч? 2)На 120 р. необходимо купить несколько одинаковых книг. Сколько книг можно купить, если цена каждой 10 р., 20 р., 30 р., 40 р.? | | Слайд 5. Активизирует знания учащихся. 1)Давайте рассмотрим решение задачи: Слайд 6. 2)Давайте попробуем сформулировать, как одна величина зависит от другой? 3)Рассмотрим решение следующей задачи: Слайд 7. 3) Давайте попробуем сформулировать, как одна величина зависит от другой? Слайд 8. | Формулируют (уточняют) тему урока и учебную задачу. 1)Решение: t=1 ч, S=12 км; t= 2 ч, S=24 км; t= 3 ч, S= 36 км; t= 4 ч, S= 48 км. Формулируют правило. Две величины называют прямо пропорциональными. если при увеличении (уменьшении) одной из них в несколько раз другая тоже увеличивается (уменьшается) во столько же раз. 2)Решение: С=10 р., к=12 книг; С=20 р., к=6 книг; С=30 р., к=4 книги; С=40 р., к=3 книги. Формулируют правило. Две величины называют обратно пропорциональными, если при увеличении (уменьшении) одной из них в несколько раз другая уменьшается (увеличивается) во столько же раз. | регулятивные: целеполагание коммуникативные: формулировка вопросов личностные: умение четко и точно излагать свои размышления познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели |
5 | Изучение новой темы. Строиться проект выхода из затруднения. | Учебник: №72 Учебник: №82(а) | Задание на карточках. Задача 1. Кусок медного провода длиной 5 м имеет массу 430 г. Какова масса куска этого провода длинной 380 м; 12 км? Задача 2. Две шестеренки сцеплены зубьями. Первая, имеющая 60 зубьев, делает за минуту 50 оборотов. Сколько оборотов за минуту делает вторая, имеющая 40 зубьев? | Решаем задачи и составляем алгоритм их решения. (Организует учащихся на практическую работу по исследованию проблемной ситуации.) Слайд 9,10,11. Алгоритм решения задачи: 1.Записать краткое условие задачи ( одноименные величины записываются одна под другой). 2.Определить к какому виду относится пропорция. 3.Составить пропорцию. 3а) При прямой пропорциональности, величины записываются не меняя порядка. 3б) При обратной пропорциональности, величины меняют местами. ( у одной величины). 4.Найти неизвестный член пропорции. 5.Ответить на вопрос задачи. 6.Записать ответ. Слайд 12. | Составляют алгоритм достижения цели и определяют средства (правило). №72 Решение: (прямая пропорциональность) Время Расстояние 6ч 480 км 2 ч x км Пусть x км расстояние. = x = x = 160 (км) Ответ: 160 км. №82(а) Время Скорость 8ч 60 км/ч x ч 80 км/ч Пусть x ч время. Решение: (обратная пропорциональность) = X = X = 6 (ч) Ответ: 6 ч. Задача 1. Ответ: 32680(г)=32 кг 680г. 1032000(г)= 1032 (кг). Задача 2. Ответ: 75 оборотов.1 | познавательные: выстраивание логической цепи рассуждений регулятивные: саморегуляция коммуникативные: энергичное сотрудничество |
6 | Организация первичного закрепления. | Учебник: №№63, 62, 65. | | Сейчас проделаем устную работу по применению новых знаний. Работаем по учебнику на странице 20. Слайд 13. | Отвечают устно на вопросы практической направленности. №63. Ответ: а) Если карандашей стало в 2 раза больше, то заплатим в 2 раза больше - 16 р. б) Если карандашей стало в 2 раза меньше, то заплатим в 2 раза меньше – 4 р. №62. Ответ: а) Две величины называют прямо пропорциональными. если при увеличении (уменьшении) одной из них в несколько раз другая тоже увеличивается (уменьшается) во столько же раз. б) Две величины называют обратно пропорциональными, если при увеличении (уменьшении) одной из них в несколько раз другая уменьшается (увеличивается) во столько же раз. Приводят свои примеры. №65. Ответ: а) Если тетрадь дешевле карандаша в 2 раза, то на те же деньги, что купили 30 карандашей, можно купить в 2 раза больше тетрадей- 60 тетрадей. б) Если ручка дороже карандаша в 10 раз, то на те же деньги, что купили 30 карандашей, можно купить в 10 раз меньше ручек – 3 ручки. | личностные: умение четко и правильно излагать свои размышления познавательные: умение рассматривать материал регулятивные: оценка, контроль, коррекция коммуникативные: активное сотрудничество |
7 | Организация первичного контроля | №74, №77(а) | №83, №90 №83: Ответ: 1600 кг №90: Ответ: 120 человек. | Организует занятие по применению новых знаний. Самостоятельная работа и взаимопроверкой в парах. Слайд 14,15,16. Алгоритм работы в паре (на листочках.) 1.Прочитайте две задачи. 2.Что общего и в чем отличия? 3.Опредените, к какому типу относятся задачи. 4.Раскажи своему товарищу правило решения задачи. 5.Как записать условие задачи? 6.Как решить пропорцию? 7.Запишите самостоятельно решение задачи. 8.Если нужна помощь, обратитесь к учителю. 9.Сверте свои решения. 10.Исправьте ошибки. 11.Придите к общему мнению. 12.Если не пришли к единому мнению, зовите на помощь. 13.Сравните ответы задач и их условия. 14.Какой вывод можно сделать? | Выполняют самостоятельную работу в парах. Осуществляют взаимопроверку по образцу на экране, оценивая друг друга, заполняя оценочный лист №74 Решение: Пусть x кг масса вишни Вишня Сахарный . песок 6кг 4 кг X кг 12 кг = X = X = 18 (кг). Ответ: 18 кг. №77(а) Решение: Пусть x дней работа 10 маляров Количество Количество . маляров дней 5 8 10 x = X = X = 4 (дн). Ответ: 4 дня. | личностные: умение чётко и точно излагать свои размышления познавательные: умение рассматривать материал регулятивные: оценка, контроль, коррекция коммуникативные: умение работать в парах, умение слушать и вступать в диалог, защищать свою точку зрения. |
7 | Подведение итогов урока. Рефлексия учебной деятельности | | | Заполняем листы контроля, сдаем их. Слайд 17. Урок понравился, я работал (ла) активно, отвечал (ла) на все вопросы правильно. Остались вопросы, я стеснялся (ась) отвечать на уроке, был (а) не уверен (а) в ответе. Урок не понравился, было много не понятного. | Осуществляют оценку собственной учебной деятельности и деятельности одноклассников, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Заполняют оценочные листы. 9-10 баллов – оценка «5». 8-7 баллов - оценка «4». 6-5 баллов - оценка «3». Неудовлетворительные оценки не ставят. ( т.к. урок новой темы). Сдают их. | Личностные: критичность мышления, увлеченность учебным материалом Регулятивные: оценка качества и степени усвоения |
8 | Информация о домашнем задании | 1)П.1.5 (правила), №74, №76. 3)Творческое задание: Найдите в учебнике, справочной литературе Или Интернете, как решали задачи на прямую и обратную пропорциональности во времена Л.Ф.Магницкого. Придумайте задачу и решите её этим способом | 2)Дополнительное задание: №79, №80. | Сейчас обсудим творческое домашнее задание. Слайд 18. Спасибо за урок! Вы хорошо потрудились. | Осмысливают и записывают задания в дневник. | |
Лист самооценки
Фамилия Имя ____________________________________
ВИД РАБОТЫ | РЕЗУЛЬТАТ | ИТОГ |
1.Домашнее задание | | |
2.Устная работа | | |
3.Работа у доски | | |
4.Работа в парах | | |
5.Самостоятельная работа (п.у.) | | |
| Всего | |
Задание на карточках (повышенный уровень).
Задача 1.
Кусок медного провода длиной 5 м имеет массу 430 г.
Какова масса куска этого провода длинной 380 м; 12 км?
Задача 2.
Две шестеренки сцеплены зубьями. Первая, имеющая 60
зубьев, делает за минуту 50 оборотов. Сколько оборотов
за минуту делает вторая, имеющая 40 зубьев?
Алгоритм работы в паре (на листочках.)
1.Прочитайте две задачи.
2.Что общего и в чем отличия?
3.Опредените, к какому типу относятся задачи.
4.Раскажи своему товарищу правило решения задачи.
5.Как записать условие задачи?
6.Как решить пропорцию?
7.Запишите самостоятельно решение задачи.
8.Если нужна помощь, обратитесь к учителю.
9.Сверте свои решения.
10.Исправьте ошибки.
11.Придите к общему мнению.
12.Если не пришли к единому мнению, зовите на помощь.
13.Сравните ответы задач и их условия.
14.Какой вывод можно сделать?
Используемые ресурсы:
Математика. 6 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ М34 (С.М.Никольский, М.К.Решетников, А.В.Шевкин).-М. :Просвещение, 2012.-256 с.
Математика : дидакт. Материалы для 6 кл. / М.К.Потапов, А.В.Шевкин. – 4-е изд.- М. : Просвещение, 2008.-79 с.
Математика: Учеб.-собеседник для 5-6 кл. сред.шк./ М34 Л.Н.Шеврин, А.Г.Гейн, И.О.Коряков, М.В.Волков.- М.: Просвящение, 1989.-495 с.
nsportal.ru – социальная сеть работников образования
http://www.it-n.ru – сеть творческих учителей
http://открытый урок.рф
http://рус-конкурс.рф
https://infourok.ru
https://botan.cc
https://onlinegdz.ru
http://www.for6cl.uznateshe.ru
http://otvet.mail.ru