1.Мо тивация. Создание ситуации незнания. 3мин. Актуализация знаний. 5 мин. | Учитель открывает газету: «Так, что тут у нас: свинья под дубом, Щука, рак и лебедь. Названия статей сплошь из басен. А что это такое? (краткий нравоучительный стихотворный или прозаический рассказ, в котором есть аллегория, иносказание) Чьему перу принадлежат они? (Крылова) Что мы знаем об авторе? (И.А.Крылов родился в Москве, в семье бедного дворянина, а после смерти отца, который оставил ему в наследство сундучок с книгами, жил со своей матерью в глубокой нищете. ему не пришлось даже учиться в школе. Но стремление к образованию у него было настолько сильным, что он самоучкой овладел языками(французским и итальянским), математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком. Начиная с 1805 года Крылов входит в большую литературу как создатель русской классической басни). Из какого века И.С. Крылов? А был ли в Удмуртии баснописец, кого м. сравнить с Крыловым? Учитель показывает фото А.Лужанина. С помощью кроссворда на фамилию писателя. | - ощущают личностную заинтересованность; -выдвигают гипотезы, кто мог бы быть баснописцем. Учащиеся отвечают на вопросы учителя, рассказывают о Крылове Решают кроссворд: Первые 4 буквы напоминают грязное море после дождя (лужа) Этот поэт закончил в детстве Дебесскую (начальную) школу. А жил он в районе, который начинается с буквы И - Игринский. Мы называем Крылова русским писателем, а Этого автора - русским и НАЦИОНАЛЬНЫМ писателем. Появляется фамилия Лужанин. -Что можно узнать о нем, чтобы иметь представление о его творчестве? (составление кластера: -место рождения, семья, воспитание и образование, основные произведения Л, значение творчества) Формулируют познавательную цель; -записывают в тетради дату, тему, кластер. Представление автора А.В. ЛУЖАНИНА (презентация) Лужанин (Корепанов) Афанасий Васильевич – удмуртский поэт. Родился 12 января 1912 года в деревне ЛужанИгринского района Удмуртии в крестьянской семье. В этом году будем отмечать столетие со дня рождения. Окончил Дебёсскую неполную среднюю школу. Отец, будучи грамотным, по вечерам устраивал громкие читки (обычно это была газета "Гудыри"), и поэтому о свежих новостях семья узнавала первой в деревне. Учился в Глазовскомпедтехникуме, но вскоре умер отец, и будущий поэт вынужден был бросить учёбу. В дальнейшем учился на краткосрочных курсах по подготовке учителей для начальных классов в селе Якшур-Бодья, где начал писать первые заметки и статьи для газет. С 1931 года работал в редакциях газет «Удмурт коммуна» («Удмуртская коммуна») и «Трактор» (Дебесский район). С 1933 года продолжал журналистскую работу в газетах «Егит большевик» («Молодой большевик»), «Ижевская правда», «Удмурт коммуна» и «Дасьлу!» («Будь готов!»). Все свое свободное время А.В. Лужанин уделял творчеству. Работал во всех жанрах поэзии. Поэт прославлял родной край, жизнь, труд, писал о партии, Ленине, многие стихи посвятил любви. Первый сборник стихов «Тулысзор» («Весенний дождь») выпустил в 1939 году. Последующие книги: «Салют» (1944), «Зырдасьсюлэм» («Пламенное сердце», 1946), «Кылбуръёс но басняос» («Стихотворения и басни», 1948), «Зускиос» («Гроздья», 1958) и «Бадяр но кыйбоды» («Клен и чертополох», 1962). В 1944 году написал поэму-сказку «Тырмостэмкион» («Жадный волк»), которую отдельной книгой выпустил в 1950 году. А. В. Лужанин вошел в историю удмуртской литературы как основоположник национальной басни. В переводе на русский язык стихи А. В. Лужанина вышли в 1954 году в Ижевске под названием «Весенний дождь». За 35 лет творческой деятельности А. Лужанин опубликовал 9 сборников стихов на родном языке и два - на русском. В истории удмуртской литературы А. Лужанин - один из первых поэтов-сатириков. | -совместно с учителем определяют цели, способы взаимодействия; -проявляют коммуникативные качества: оценивают возможности товарищей, речевую ситуацию; | -развивают способность к эффективному включению в процесс сотворчества; -постановки учебных задач – определения последовательности действий. | Смыслообразующее: какое значение имеют для меня басни Лужанина; -оценивание содержания басен с точки зрения социальных и личностных ценностей, обеспечивающих выбор ученика. |
2.Целеполагание. 3мин. | Помощь учащимся в определении цели и плана. - По каким пунктам будем анализировать произведения? | Общеклассная форма работы. Коллективное целеполагание, учащиеся: -называют пункты анализа басни с целью выделения существенных аспектов: 1. Какова тема басни. О чем она повествует?. 2. Какова мораль басни (авторская позиция)? 3.Назвать героев, дать им краткую характеристику. 4. Словарная работа. 5. Актерское чтение. Найти общее в баснях Крылова и Лужанина. Найти отличия в баснях Крылова и Лужанина. | -аргументированно, по правилам этикета, общаются с другими участниками обсуждения; | -Выделяют и осознают то, что необходимо найти в басне; | -осознают практическую значимость действий для каждого ученика; |
| Итак, в процессе подготовки каждая пара должна записать ответ по своему заданию (интерпретирует). - после совместного обсуждения ее с учениками, выдать) | -На отдельных листах учитель раздает каждому ученику рефлексийную анкету самооценки на уроке: Что я узнал, увидел, услышал, чему научился на уроке? | -создают монологическое высказывание; | -осуществляют планирование: определяют последовательность выступлений: 1. Какова тема басни. О чем она повествует? 2. Какова мораль басни (авторская позиция)? 3.Назвать героев, дать им краткую характеристику. 4. Словарная работа. 5. Актерское чтение. | -Самоопределение: мотивация учения, формирование основ этнокультурной идентичности личности; |
3. Основная часть. | 3.Учитель только консультирует учащихся, работают они самостоятельно. | 3.Парная форма работы. Изучают басни, находят образы, мораль, анализируют, записывают ответы в тетради. | -учатся извлекать из текста необходимую информацию; соединять разрозненную информацию, классифицировать, делать выводы; -работать со справочной литературой; -систематизировать и структурировать выступление; | -ученики оценивают выступление товарищей; | -воспитывают в себе национальное самосознание через приобщение к творчеству А. Лужанина; |
4. Анализ басен. Работа по парам. 8 мин. | 11. Учитель выслушивает ответы учащихся, устно комментирует оценку. | Парная форма работы. -Сопоставляют определенных героев, портреты, поведение, их характеристики, дают толкование трудным словам. | -стараются точно выразить свои мысли; -выявляют и идентифицируют проблемы; | -ученики оценивают выступление товарищей; | Ставят учебную задачу, соотносят изученный материал и реальную жизнь, осознают проблемы. |
5. Представление результатов. 10м. Заполнение сравнительной таблицы. Итоги. 7мин | 5. Учитель комментирует устно ответы. | Фронтальная форма работы. Составление таблицы. № | Общее | 1 | Проблема связана с человеческими качествами: глупость-невежество, неблагодарность. | 2 | Героями басен являются животные и деревья (Дуб). | 3 | Под видом животных они изображали людей, человеческие характеры | 4. | Оба героя не понимают своих пороков. | | Различное | | «Свинья под дубом» | «Нарост и Листья» | 1 | Герои - Свинья, Дуб, Ворон | Герои - Нарост, Листья | 2 | Позиция автора в обобщенной морали | Присутствует авторская Я-позиция | 3 | Невежество Свиньи связано с ее ленью и нежеланием учиться «наукам». | Неблагодарность и глупость Нароста связана с бесполезностью существования. | | -формируют умения интерпретировать текст басни; -умение отстаивать свою точку зрения; -учатся извлекать из текста необходимую информацию; соединять разрозненную информацию, классифицировать, делать выводы; -работать с критической литературой; -систематизировать и структурировать выступление; | - Формулируют собственное мнение и позицию, аргументируют её; Оформляют свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; высказывают и обосновывают свою точку зрения. | -определяют последовательность действий, выдвигают гипотезы, совместно комментируют, защищают, распределяют функций, составляют проект иллюстрации к басне; формируют эмоционально-оценочное отношение к прочитанному; |
7. Дом. Задание 3м | 16. Предлагает на выбор задание: сочинить свою басню или выучить наизусть басню, составление иллюстрации к басне А.Лужанина. | Либо сочиняют басню, либо учат, либо рисуют иллюстрацию. | -создадут индивидуальный творческий продукта, научатся представлять его и защищать. | -Выделят и осознают то, что уже изучено и еще подлежит усвоению, осознают качество и глубину понимания басен; | Научатся самостоятельно вырабатывать и применять критерии и способы дифференцированной оценки собственной учебной деятельности; -контролировать себя в организации учебной и внеучебной деятельности; |