Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
1) Организационный момент | Приветствие учащихся, проверка готовности учеников к уроку. Проверка посещаемости. Проверка домашнего задания. | Подготовка к уроку, приветствие учителя. Ответы на вопросы учителя. | | | Самоконтроль готовности к уроку(Р) |
2) Мотивация учебной деятельности | Предлагает сформулировать тему урока, прочитав ребус. Посмотрев слайдшоу «О смене дня и ночи и времён года», определить цели урока. | Учащиеся формулируют самостоятельно тему и цели урока, записывают в тетрадь тему урока. | Просмотр слайдшоу. | Формулирование темы и цели урока. Запись темы урока в тетрадь. | Формирование мотивационной основы учебной деятельности.Осознание цели урока (Р) |
3) Изучение нового материала | 1. Предлагает определить (по тексту учебника): -Что такое Земная ось? - Что такое Северный и южный полюс? -Что такое экватор? - Где располагаются Северное и южное полушарие? Подводит к выводу: Земная ось- это воображаемая линия, проходящая через центр Земли и пересекающаяся с земной поверхностью в полюсах. Северный и Южный полюса- это точки, в которых пересекается земная ось с поверхностью Земли. Экватор-это воображаемая линия на поверхности Земли в виде окружности, которая условно делит земной шар на равном расстоянии друг от друга. Северное полушарие располагается выше экватора, а южное полушарие располагается южнее экватора. | Работают с текстом учебника, анализируют предстоящую деятельность. Предлагают свои варианты ответов. Принимают участие в диалоге с учителем. Записывают определения понятий в тетрадь. | Записать в тетради новые понятия. | Получение новых понятий. | Понимание значимости знаний об уникальности Земли для практической жизни людей, поиск нужной информации, сравнение и классификация, установление причинно-следственных связей(П). Выполнение учебных действий в соответствии с заданием (Р). Умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других (К) |
Физкультминутка (здоровьесберегающий компонент) «Игра на внимание» | Говорит утверждения: 1.Юпитер-планета-гигант. 2.Земля - самая большая планета. 3.Во Вселенной существует лишь одна Галактика 4.Луна - естественный спутник Земли. 5.Солнце – это звезда 6.Венера – самая маленькая планета 7.Земля – уникальная планета | Слушают утверждения и, если верное утверждение -руки вперёд, а в случае неверного-руки над головой+хлопок. | | Играют, демонстрируя свои знания по новой теме. | |
| Предлагает прочитать раздел «Как связаны продолжительность светового дня и смена времён года» на стр.31 учебника. Задаёт вопросы: -Какова причина разной продолжительности светового дня в течение года? -Назовите дни летнего и зимнего солнцестояния. -Назовите дни весеннего и осеннего равноденствия. | Работают с текстом учебника, анализируют предстоящую деятельность. Предлагают свои варианты ответов. Принимают участие в диалоге с учителем. | Читают учебник на стр.31. | Понимание о связи светового дня и смене времени года. | Понимание значимости знаний об уникальности Земли для практической жизни людей, поиск нужной информации, сравнение и классификация, установление причинно-следственных связей(П). Выполнение учебных действий в соответствии с заданием (Р). Умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других (К) |
5) Закрепление нового материала: выполнение практической работы | Организует работу в тетради. Предлагает зарисовать схему «Географические следствия вращения Земли», используя текст на стр.31. | Анализируют текст и выбирают необходимые сведения для зарисовки схемы в тетрадь. | Зарисовать схему «Географические следствия вращения Земли». | Использование приобретенных знаний и умений в самостоятельной практической деятельности. | Рассуждение (Л), поиск нужной информации, сравнение и классификация, установление причинно-следственных связей (П). Формулирование ответов, применяя полученные знания (Р) Умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других (К) |
6) Закрепление новых знаний | Задает вопросы для беседы: -Вспомните и скажите определения всех изученных на уроке новых понятий. -Назовите причину смену дня и ночи. -Назовите даты летнего и зимнего солнцестояния и скажите, в каком полушарии лето,а в каком зима. -Назовите даты осеннего и весеннего равноденствия и скажите, в аком полушарии осень,а в каком весна. | Демонстрируют знания. Формулируют ответ, применяя полученные знания. | | Использование приобретенных знаний и /умений. | Устная речь (П). Умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других (К) |
7) Рефлексия | Подводит итоги урока. Продолжите фразу на листочке: 1.На уроке я работал активно / пассивно 2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен 3.Урок для меня показался коротким / длинным 4.За урок я не устал / устал 5.Мое настроение стало лучше / стало хуже 6.Материал урока мне был понятен / не понятен полезен /бесполезен интересен / скучен 7.Какую оценку я ставлю себе за работу на уроке 2 3 4 5 Комментирует и выставляет оценки за урок. | Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения. | | | Оценка достигнутых результатов (Р) |
8) Домашнее задание | Домашнее задание: Параграф 5. Выучить: новые понятия, схему «Географические следствия вращения Земли». Письменно ответить на вопросы 1-4 на стр.34. | Записывают домашнее задание в дневник, проверяют друг у друга запись в дневнике. | | | Самоконтроль и взаимоконтроль (К) |