Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока. Предмет: История Класс:10 Тема: «Коллективизация».»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Вторая Сторожевская средняя общеобразовательная школа» Лискинского района Воронежской области
Учитель истории и обществознания:
Киселева Ольга Николаевна.
Технологическая карта урока.
Предмет: История
Класс:10
Тема: «Коллективизация»
УМК: учебник для 10 класса: История России / под редакцией А. В. Торкунова, в 3-х.ч., М: Просвещение,2018г.
Тип урока: комбинированный.
Цель: Сформировать представление о коллективизации, её причинах и последствиях.
Задачи:
выявить причины коллективизации;
усвоить сущность сплошной коллективизации и политики ликвидации кулачества как класса;
проследить экономические, социальные и политические последствия «нового курса в деревне»;
воссоздать объективную картину коллективизации через исторические документы;
вырабатывать умение анализировать, обобщать, делать выводы, составлять таблицы;
формировать у учащихся самостоятельные убеждения как основу их мировоззрения в процессе познания, используя различные источники;
содействовать формированию патриотизма, гуманизма, помнить историю своей страны, своего края.
Формы работы учащихся: коллективная, групповая.
Оборудование:
Учебник под ред. А. В. Торкунова «История Росси. 10 класс. В 3 ч. Ч. 1, Москва, «Просвещение», 2018 год.
Презентация.
Видео «Коллективизация»
Педагогические технологии: ИКТ, технология критического мышления, прием стратегии смыслового чтения, синквейн, кластер.
Планируемые результаты обучения.
Личностные результаты | Предметные результаты | Метапредметные результаты |
Стремление к совершенствованию своих умений | Овладение целостным представлением о сущности сплошной коллективизации и политики ликвидации кулачества как класса, экономических, социальных и политических последствия «нового курса в деревне», использование текста исторического источника при ответе на вопросы, решение различных учебных задач, сравнение свидетельства различных источников, описание исторических событий на основе текста и иллюстративного материала учебника, причины и историческое значение событий. | Планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения. Извлечение необходимой информации из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий. Учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности. |
ХОД УРОКА
Этапы урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Приёмы, УУД |
1. Организационный момент | Активация учащихся. | Приветствует обучающихся. Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку, выполняют задание. | Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2.Актуализация знаний. | Выявить уровень знаний и систематизировать их. | -Почему И.В.Сталин 1929 год назвал годом великого перелома? Проверка домашнего задания на тему «Индустриализация». | Представляют результаты своей работы по теме: «Индустриализация». Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его. | Личностные: осознание своих возможностей. Регулятивные: умение регулировать свои действия. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков. |
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Чтобы создать мощную индустриальную базу необходимы были финансовые источники. Откуда большевики брали средства на индустриализацию? Просмотрите видео (на экране видео о коллективизации) и назовите главный источник финансирования. Сформулируйте тему и цели нашего урока. Существуют разные точки зрения на коллективизацию. (См. презентацию. Слайд 5.) Проблема: О коллективизации и её целях в 30-е годы говорили, что она сделает крестьян-колхозников зажиточными людьми. Определите, насколько это соответствовало действительности и что на практике означали эти слова. В конце урока мы должны будем опровергнуть или доказать правомерность этих слов. | Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их. Формулируют цели урока, определив границы знания и незнания. Составляют план достижения цели и определяют алгоритм действий. | Регулятивные: целеполагание; планирование. Познавательные: общеучебные – логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
4.Первичное усвоение новых знаний. | Организовать осмысленное восприятие новой информации | Советским руководством предлагались разные пути развития советской деревни. Прочитайте п.1 параграф 16 стр. 135. и определите эти пути. - Кому эти идеи принадлежали? - Чей путь был избран? - Попробуйте дать определение Коллективизация. - Назовите причины коллективизации. | Участвуют в беседе; работают с учебником; формулируют выводы, делают записи в тетради. | Познавательные: извлекать необходимую информацию из прочитанного, структурировать знания. Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Предметные: давать определения новым понятиям темы. |
Игровая ситуация | Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме. | Как мы уже выяснили, целью создания колхозов было получение средств на индустриализацию, перекачивание ресурсов из деревни в город. Встает вопрос: Как эти средства получить и как создать колхоз? Рассмотрим ситуацию на селе. Учитель делит класс на группы: кулаки, середняки, бедняки, батраки. -Выясните какими средствами располагали крестьяне в своем частном хозяйстве. Теперь представьте себя этими крестьянами. В село приехал уполномоченный, созвал сельских сход и предложил объединить ваши ресурсы по принципу: земля, инвентарь, скот общие. (Слайд 13) Поднимите руки кто пойдет в колхоз? Почему? А в ком заинтересовано государство? Как заставить остальных пойти в колхоз. | Оглашают перечень ресурсов, выясняют имущественное положение разных групп крестьян. Отвечают на вопросы учителя, делают выводы. |
Работа с видео фрагментом | Организовать осмысленное восприятие новой информации | Просмотрите видео и назовите какие методы использовало советское руководство к кулакам, чтобы заставить их пойти в колхоз. | Смотрят видео о методах раскулачивания, отвечают на вопросы. | |
Работа с документом. | - Каковы причины голода? Прочитайте документ на стр. 138. | Работают с текстом документа и таблицей отвечают на вопрос. | |
Работа с текстом учебника | Прочитайте: 1 группа - стр. 138 п.5; 2 группа - стр.139; 3 группа – стр. 140. Выпишите в тетрадь последствия коллективизации. (Слайд. 17) -Возвращаемся к проблеме нашего урока. Как вы считаете, смогло ли советское руководство сделать крестьян-колхозников зажиточными людьми? | Самостоятельно работают текстом учебника, обсуждают в группах и записывают в тетрадь последствия коллективизации, проверяют, отвечают на вопросы учителя, подводят итоги. |
5. Первичная проверка понимания. | | Выполните задание на выбор: 1.Составить кластер со словом коллективизация 2.Составить синквейн со слово Коллективизация | Выбирают самостоятельно варианты работы | Регулятивные: устанавливать последовательность действий по выполнению задания. Познавательные: применять полученные знания о коллективизации. |
6. Первичное закрепление. | Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний. | Осуществляют учебные действия по намеченному плану Обсуждают в группах, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других. Объясняют, анализируют, формулируют. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие в группе. |
7.Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция. | Определить типичные ошибки и пробелы в знаниях и умениях, путем их устранения и совершенствования. | Проверяет выполненную работу, слушает синквейны и кластеры, корректирует ответы учащихся. | Предъявляют результаты самостоятельной работы, формулируют затруднения и осуществляют коррекцию, самостоятельно адекватно воспринимают предложения учителя и товарищей по исправлению допущенных ошибок. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение. Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Организовать обсуждение и запись домашнего задания | Комментирует домашнее задание: параграф 16, работа с документами с. 141 задания 5-6; написать сочинение-эссе по-выбору: «Коллективизация и раскулачивание – рукотворная трагедия», «Мои мысли о сплошной коллективизации». | Выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей, записывают домашнее задание | Регулятивные: умение выбрать задание по силам. Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем. |
9. Рефлексия деятельности | 1) Организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности. 2) Подвести итог проделанной работы на уроке. | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Рефлексия: Незаконченная фраза Меня удивило… Я узнал… Мне больше всего удалось… Я чувствовал… Я думал… За это я могу себя похвалить… Было трудно… Мои ощущения… Урок заставил задуматься… Урок навел меня на размышление… Над этим мне надо еще поработать… Я недоволен потому, что… | Анализируют свою деятельность на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его. Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: осознавать успешность своей деятельности. |