СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока развития функциональной грамотности по математике в 5 классе по теме «Практико-ориентированные задачи на проценты в повседневной жизни»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок систематизации и обобщения знаний и умений.Практика - ориентированные задачи на проценты в повседневной жизни

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока развития функциональной грамотности по математике в 5 классе по теме «Практико-ориентированные задачи на проценты в повседневной жизни»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11 ГОРОДА НЕВИННОМЫССКА

ИМЕНИ КАВАЛЕРА ОРДЕНА МУЖЕСТВА Э.В. СКРИПНИКА

Технологическая карта

урока развития функциональной грамотности

по математике в 5 классе по теме «Практико-ориентированные задачи на проценты в повседневной жизни»


Технологическая карта учебного занятия

Фамилия, имя, отчество учителя

Проскурякова Василиса Владимировна

Учебное заведение

Ставропольский край, г. Невинномысск, МБОУ СОШ №11

Тип урока

Урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Тема урока

Практика - ориентированные задачи на проценты в повседневной жизни

Цель урока

совершенствование практических навыков решения основных задач на проценты и умение применять их в повседневной жизни.

Задачи урока

- образовательные (формирование познавательных УУД): знакомство с широтой применения процентных вычислений; закрепить у обучающихся навыки умения решать задачи на проценты, отработать навыки их решения.

- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): воспитание отношения к математике как к части общечеловеческой культуре;

-воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе;

- развивающие (формирование регулятивных УУД)

научить определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке; формировать умения фиксировать собственные затруднения; проводить рефлексию собственной деятельности; осуществлять контроль правильности действий; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий.

Планируемые 
образовательные 
результаты

Предметные:

– обобщить изученный материал по теме «Проценты»;

– научиться применять приобретенные знания, умения, навыки для решения практических задач;

– расширить представления о практическом применении математики;

формирование и развитие функциональной грамотности обучающихся на основе практико-ориентированных задач. 

 Метапредметные:

  Познавательные УУД

- отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке).

  Личностные УУД

-уметь применять полученные знания в     практической деятельности.

Из школьной программы воспитания:повышать уровень сформированности коммуникативных качеств обучающихся, уровень эмпатии к одноклассникам в преодолении учебных затруднений (в ходе парной работы).

 Регулятивные УУДопределять целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательности необходимых операций (алгоритм действий);

– корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения.

 Коммуникативные УУДвоспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения задачи.

Методы и формы 
обучения, образовательные технологии

Формы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Технология практико-ориентированного решения задач

Образовательные 
ресурсы, в том числе электронные

- Математика 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф.

Дидактические материалы по математике. А.Г. Мерзляк. В.Б. Полонский и др., М.: Вентана-Граф

- Презентация

- для организации дополнительной самообразовательной работы и опережающего обучения (методика перевёрнутого класса)


Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор, экран.





















Технология проведения

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

предметные

универсальные учебные действия (УУД)

1

2

3

4

5

6

1.Организационный этап.

Цели: создать деловой настрой для занятия; информировать о подготовке к уроку.

Создаёт благоприятный психологический настрой на работу.





Концентрация внимания на необходимых действиях.


- У каждого из вас на столах лежат карточки самооценивания. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу в процентах:

Я с заданием справился / не справился.

2. Задание выполнено без ошибок /есть такие-то недочёты …

3. Задание выполнено самостоятельно /с помощью (кого)…

4. Моя работа мной оценена так…

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию.



Обучающиеся слушают учителя, подписывают карточки самооценивания

Уметь сосредоточится на определенном вопросе по математике.

Познавательные:

ставят перед собой цель: «что я хочу получить сегодня от урока».

Регулятивные: организация своей учебной деятельности.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.Мотивация к учебной деятельности.

Цель: обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока

Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы.

Тема нашего урока: «Практико - ориентированные задачи на проценты в повседневной жизни»

Наша цель на уроке - обобщить знания по теме "Проценты" и суметь применить их при решении реальных жизненных задач.














-В нашей жизни человек очень часто сталкивается с понятием проценты. Где мы встречаемся с этим понятием?



Какую информацию мы получаем при виде таких изображений?

Степень загрузки аккумулятора, процесс скачивания фильма, программы, файлов…Сколько еще осталось до завершения?Наличие скидок в магазине. Где и когда выгоднее делать покупки?И как вы догадались, все эти явления связаны общим словом «процент», с обозначением ℅.

Формулируют тему и цель урока, записывают в тетради дату и тему урока








Отвечают на поставленный вопрос (в магазине, в банке)


Умение извлекать информацию из текста и уметь применять знания к конкретному условию реальной жизненной ситуации.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

3.Закрепление и применение новых знаний и способов действий.

Цель:

применение усвоенного знания в новых условиях, на практике.































































4.Самостоятельная работа и проверка по эталону.

Цель:контроль полученных знаний и корректировка допущенных ошибок

Организует и контролирует процесс решения задач, оказывает помощь по запросу обучающихся.


Задача №1

(ученик решает у доски)


В магазине куртки продавались по цене 8 000 руб. за одну куртку. Летом на эту цену стала действовать скидка в 20%. Сколько рублей составляет скидка?


Задача №2

(ученик решает у доски)

В июне за водоснабжение заплатили 1500 руб., а в июле – на 40% меньше. На сколько рублей меньше заплатили в июле, чем в июне?

Задача№3(работа в парах)

В первом магазине цену товара снизили сначала на 10%, а затем ещё на 10%. Во втором магазине цену аналогичного товара сразу снизили на 20%. В каком из этих двух магазинов данный товар стал дешевле?

Задача№4.

(работа в парах)

Заполните пропуски в решении задачи.

В таблице представлены цены на некоторые товары в трёх магазинах.

Ирина Викторовна хочет купить 0,5 кг орехов, 10 плиток шоколада и 2 кг зефира. В каком магазине стоимость покупки будет наименьшей, если в магазине Б проводится акция — скидка 20% на развесные продукты, а в магазине В скидка 10% на весь ассортимент?

Магазины

Цена товара, руб.

орехи (1 кг)

шоколад (шт.)

зефир

(1кг)

А

600

45

144

Б

584

65

116

В

660

53

225


Решение.

Покупка в магазине А стоит ... р.

Покупка в магазине Б стоит ... р.

Покупка в магазине В стоит ... р.

Ответ: в магазине ... стоимость покупки будет наименьшей.

Задача:

Представьте, что в вашей семье на содержание квартиры уходит 8 тыс. руб.; на продукты питания – 20тыс. руб.; на бытовую химию и предметы личной гигиены (зубная паста, шампунь и др.) – 3 тыс. руб.; на проезд – 2,5 тыс. руб.; на оплату обедов в школе – 1,5 тыс. руб.; на развлечения (кино, кафе и др.) – 3 тыс. руб; на дополнительные занятия (спорт, иностранный язык) – 6 тыс. руб.; на одежду, обувь – 10 тыс. руб.; на непредвиденные расходы – 6 тыс. руб. Сколько процентов составляют обязательные расходы в семье?

Вспомним ребята. Что такое 1 %.?
















































































Расходы людей делятся на обязательные, желательные и неразумные. Обязательные расходы – это те, без которых обойтись просто невозможно (например, расходы на питание, оплата коммунальных услуг). Желательные расходы – это расходы на те товары и услуги, без которых прожить вообще-то можно (например, сотовая связь, Интернет, украшения). Неразумные расходы - это расходы на те товары и услуги, без которых можно легко обойтись, но их активно призывают купить различные рекламные объявления. И устоять перед рекламой многие не могут.

Вспоминают определение процента.





Решают задачи.


Задача №1

Решение

8000:100*20=1600(руб)

Ответ: скидка составила 1600 рублей.


Задача №2

Решение. Посчитаем, сколько рублей составляет 40% от 1500.

40: 100 ∙ 1500 = 40 ∙ 15 = 15 ∙ 4 ∙ 10 = 600 (р.). Ответ: 600 р.


Задача №3

Первый магазин

1200 : 100 * (100 – 10) = 1080 (руб) – стоимость куртки после снижения цены на 10% первый раз в 1 магазине;

1080 : 100 * (100 – 10) = 972 (руб) – стоимость куртки после снижения цены на 10% второй раз в 1 магазине;

Второй магазин

1200 : 100 *(100 – 20) = 960 (руб) – стоимость куртки после снижения цены на 20% первый раз в 2 магазине;

Вывод:

Во втором магазине данный товар стал дешевле!!!

Задача №4

Магазин А: 600 * 0,5 +45 * 10 + 144 * 2 = 1038 (руб);

Магазин Б: (584 * 0,5 + 116 * 2) : 100 * (100 -20) +65 * 10 = 1069,2 (руб);

Магазин В: (66 0 * 0,5 + 53 * 10 + 225 * 2) : 100 * (100 – 10) = 1179 (руб).


Покупка в магазине А стоит 1038 рублей,

Покупка в магазине Б стоит 1069,2 рублей;

Покупка в магазине В стоит 1179 рублей.


Ответ: в магазине А стоимость покупки будет наименьшей.





Решают самостоятельно задачу и проверяют по эталону.


















Умение решать задачи при реальных жизненных ситуациях

(функциональная грамотность)










Познавательные: формирование интереса к данной теме.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

Личностные: формирование готовности к самообразованию.

5.Физминутка.











- Теперь давайте немного отдохнём и проведём физкультминутку

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.





Снять утомление и напряжение.

6.Рефлексия.

Подводит итоги работы класса. Предлагает определить свой уровень познаний в математике.



Обводят человечка на той ступеньке, на которой, по их мнению, онинаходятся или хотят находиться.


Описывают свою работу и работу одноклассников.

Понимание, адекватное употребление в речи, воспроизведение.

Уметь в процессе реальной ситуации использовать понятие процента

Регулятивные: оценивание своей деятельности на уроке.








7.Подведение итогов урока.

Оценивает работу класса и отдельных учащихся.

Собираются карточки самооценивания. Выставляются оценки за работу на уроке.


Отвечают на вопросы

Обучающиеся сдают карточки самооценивания.

.

Регулятивные:

- оценивать правильность выполнения действий.

Личностные:

- осуществлять самооценку

Коммуникативные: - уметь делать выводы, общаться, слушать мнение одноклассников.

8.Домашнее задание

Дает комментарий к домашней работе.

Задание: собратьинформацию о доходах своей семьи и посчитать семейный бюджет.

Обучающиеся должны собрать информацию, с учетом того, что все расходы людей делятся на обязательные, желательные и неразумные.


Обучающиеся записывают в дневники домашнее задание и высказывают свое мнение.


Повторяют алгоритм решения задач на проценты








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!