СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Технологическая карта урока развития речи . Тема - «Многоликая философия» (Путешествие Мысли): создание текста-рассуждения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена Технологическая карта урока развития речи по теме "Многоликая философия" (Путешествие Мысли): создание текста-рассужденя" для учащихся 9 класса.

Просмотр содержимого документа
«"Технологическая карта урока развития речи . Тема - «Многоликая философия» (Путешествие Мысли): создание текста-рассуждения"»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа № 11»

г. Усть-Илимск, Иркутская область



Технологическая карта урока


Учитель русского языка и литературы: Щемелева Ольга Юрьевна

Предмет: русский язык

Класс: 9А

Дата проведения: 16.03.2021г.

Тип урока: Урок развития речи


Тема

«Многоликая философия» (Путешествие Мысли): создание текста-рассуждения

Цели

1.Создать условия для приобщения учащихся к миру философии, «погружения» участников мастерской в процесс поиска, познания и самопознания и самореализации через конструирование собственного знания и осмысления понятий в устной и письменной речи на основе текста-рассуждения.

2. Ввести учащихся в огромный, неординарный мир философии.

Задачи

Образовательные:

  1. Совершенствовать умение высказывать и писать тексты-рассуждения.

  2. Познакомить учащихся с понятием «философия».

Воспитательные:

  1. Актуализировать чувство сопричастности к жизненно важным философским понятиям

  2. Воспитание культуры высказывания устной и письменной мысли

  3. Принятия другого мнения и уважительного отношения к нему

Развивающие:

  1. Развивать умение формулирования устной и письменной речи в форме текста-рассуждения

  2. Развитие творческого воображения через погружение в мир Мысли

Формируемые УУД

Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу;

развивать упорство в достижении поставленных целей.

Регулятивные: формулировать цель деятельности на уроке;

высказывать своё предположение и адекватно воспринимать мнения других;

анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда;

находить возможности и способы совершенствования своего текста-рассуждения.

Познавательные: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке;

осуществлять анализ, сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для

совершенствования своего продукта деятельности.

Коммуникативные: умение слушать, воспринимать информацию и учитывать разные

мнения участников;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме текса-рассуждения;

обосновывать собственную позицию.

Планируемые результаты


Личностные: приобщение к миру философии;

совершенствование умения создания текста-рассуждения;

развитие адекватного восприятия другой мысли

Метапредметные: самостоятельно организовывать деятельность в соответствии ус учебной задачей;

добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах;

Основные понятия

Мудрость, Философия, текст-рассуждение

Формы работы на уроке

И – индивидуальная, П – парная , Г- групповая

Материально-техническое обеспечение:

Видео ролики; музыкальное сопровождение на разных этапах урока; карточки с высказываниями; работы учащихся.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности - Индуктор

Задача:

- создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность

1. Создаёт условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность:

Звучит мелодия, располагающая к раздумью.

Учащиеся слушают мелодию


Л: слушать и воспринимать звуки музыки, разбудить чувство, вызвать первоначальные ассоциации

II. Актуализация знаний -

Слово учителя – самоконструкция

Задачи:

- организовать актуализацию умения слушать и размышлять


1. Организует актуализацию умения слушать: слово учителя:

- В суете, беготне, хлопотах, повседневных заботах, внимании – в чём мы больше всего нуждаемся? Вряд ли в покое, ведь это не достижимо. Вряд ли в усилении беспокойства, потому что… Но вот здесь-то и начинается самое интересное. Любое слово, поставленное в продолжение многоточия, начинает прикасаться к смыслу жизни. И независимо от человеческих пристрастий, само пребывание людей на Земле есть беспрерывное возвращение к вопросу: ЧТО есть наша проблема? Порой мы выражаем себя в вопросах. А обилие ответов? В жизни много загадок. Но парадокс в том, что отними их у нас, и мы начнём их вновь требовать себе. Отчего же так? Просто, сам человек – тоже загадка! И жизнь не только начинается с загадок, она из них состоит. И когда входишь в состояние недоумения, самое лучшее отправиться в путешествие в Мир Мысли

Учитель предлагает подобрать ассоциации к словам:

любовь, мудрость, философия


Учитель предлагает составить афоризм со словами:

мудрость-философия-любовь

Учащиеся следуют за ходом размышления учителя.


Учащиеся подбирают ассоциации к словам;

зачитывают ассоциативные ряды.

Учащиеся составляют афоризмы

Р: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей

П: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного

К: оформлять свои мысли в устной форме; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию



III. Выявление места и причины затруднения-социоконструкция

Задачи:

- выявить место (шаг) затруднения;

- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

Предлагает возможность объединиться в пары и представить свои афоризмы;

Организует процесс представления каждым учащимся своего афоризма или фиксацию индивидуального затруднения.

-Почему возникло затруднение?



Учащиеся объединяются в пары и зачитывают свои афоризмы,

Если не получилось составить афоризм, то фиксируя индивидуальное затруднение (Я не знаю…),проговаривают причину затруднения

П: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью друг друга;

Р: высказывать своё предположение; выявлять свои затруднения, указыва их причину;

К: оформлять свои мысли в письменной и устной форме

Л: формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу

IV.Построение проекта выхода из затруднения- Разрыв

Задачи:

организовать:

- постановку цели урока;

-составление плана действий

- творческую работу в группах


1. Организует постановку цели урока.

- Какую цель перед собой ставим?

2. Организует составление совместного плана действий:

  • Познакомиться с высказываниями известных философов; отметить границы своего знания-незнания; составить текст-размышление;

  • составить общий портрет знаний философии

  • 3. Организует работу в группах

Раздаются высказывания известных философов

1.С помощью друг друга ставят цель урока и проговаривают ее,

составляют план действий

2.Работают в группах, выбрав цитаты известных философов:

Передают своё понимание мыслей философов, задают вопросы друг другу на прояснения мыслей.

П: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного лично и помощью друг друга;

Р: определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий в соответствии с поставленной задачей;

К: оформлять свои мысли в устной форме; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию

Л: формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу

V. Социализация

Задачи:

- реализовать построенный проект в соответствии с планом;

- зафиксировать новое знание;

- организовать устранение затруднения

1. Организует выявление границ своего знания-незнания

  • - Предлагает записать слова Мишеля Монтеня: «А что я знаю?»

- Проводит ассоциативный процесс:

Произнесите несколько раз этот вопрос:

какой возникает цвет?

если звук, то какой?

если пейзаж, то что он представляет собой?

если чувство, то какое?

если движение, то в чём?

если настроение, то какое?

Если текст-рассуждение, то о чём?

Проводят поиск информации в собственном внутреннем мире

Высказывают своё мнение, выполняют ассоциативную тренировку мысли

Проговаривают основные признаки текста-рассуждения

П: осуществлять сравнение и обобщение, находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке;

К: оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

Р: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы

Л: формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу

VI. Творческая работа и афиширование

Задача:- создать атмосферу творчества

.


Предлагает

-нарисовать ассоциативный рисунок «Жизнь»

Включает тихо музыку

- продолжите по данному началу текст-рассуждение «Что такое Жизнь»


Учащиеся выполняют творческую работу:

Ассоциативный рисунок, затем вывешивают их на доске.

Продолжают текст-рассуждение

по данному началу



П: ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную из жизни

К: обосновывать собственную позицию


VII. Афиширование в группах

Задача:

создать условия взаимодействия в группах для представления личных тексов-рассуждений

Предлагает прослушать написанные тексты-рассуждения в группах

Учащиеся на листе отмечают положительные находки-примеры в текстах в группах. Лучший текст от группы зачитывают

П: выбирать наиболее эффективный способы, примеры раскрытия основной мысли сочинения

К: обосновывать собственную точку зрения при выборе работы для представления

VIII.Самостоятельная творческая работа

Задача:

создать атмосферу творческой индивидуальной деятельности

Предлагает выбрать одну из предложенных тем и написать своё сочинение-рассуждение


Включает тих звучащую музыку

Учащиеся выбирают тему и пишут сочинение-рассуждение

П: развивают умения написания текста-рассуждения

Р: соотносят данные ранее образцы и пишут и выстраивают свои тексты

IХ. Афиширование

Задача:

Создать психологический настрой на восприятие иного взгляда по теме на основе текста-рассуждения

Предлагает прочитать учащимся своё сочинение-рассуждение и соотнести его с любым рисунком на доске, высказав свою мысль в виде афоризма

Составляется общий портрет знания

Учащиеся зачитывают сочинения-рассуждения и соотносят их с рисунками.

Л: представляют свои мысли, оформленные в письменном тексте

Р: предлагают свою работу для внимания всем и подводят итог своей и общей деятельности

Х. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Задачи:

организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Предлагает учащимся

-вспомнить схему написания синквейна;

-высказать своё ощущение, настроение, интересные мысли,

-дать самооценку внутреннему процессу во время урока


Слово учителя: Философия…

Загадочная, интересная, непонятная, чарующая, мудрая, простая, многоликая…

Звучит музыка.

Мне очень нравятся слова Эпикура: «Пусть никто не откладывает философию в юности и пусть не устаёт от неё в старости… И кто говорит, что час для философии ещё не наступил или уже отлетел, уподобляется говорящему, что час для счастья или ещё не пришёл, или уже не существует. Поэтому философия необходима и старцу и юноше: первому, чтобы на склоне лет он обновлялся благами, радуясь прошлому; второму, чтобы он был юношей и вместе пожилым по бесстрашию перед грядущим»

(звучит музыка)

Учащиеся пишут синквейн


Высказывают свои мысли, ощущения от работы на уроке

Р: контролировать и оценивать свою работу.

IХ. Домашнее задание

Задача:

-предоставить право выбора для выполнения домашнего задания


Учитель обращает внимание учащихся на записанное на доске домашнее задание:

1.Написать текст-размышление «Для меня Жизнь – это…»

2. Написать текст-размышление «Для меня Жизнь – это…», привести 2 примера из литературных произведений, подтверждающих ваши размышления

3. Написать текст-размышление «Для меня Жизнь – это…», привести 2 примера из литературных произведений, подтверждающих ваши размышления и 1 пример из жизни.

Учащиеся выбирают один из предложенных вариантов для написания сочинения-рассуждения

Л: на основе своего жизненного опыта, индивидуальных особенностей учащиеся совершают самоопределение

Р: оценивая свои способности, учащиеся делают выбор задания



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!