Тема | «Многоликая философия» (Путешествие Мысли): создание текста-рассуждения |
Цели | 1.Создать условия для приобщения учащихся к миру философии, «погружения» участников мастерской в процесс поиска, познания и самопознания и самореализации через конструирование собственного знания и осмысления понятий в устной и письменной речи на основе текста-рассуждения. 2. Ввести учащихся в огромный, неординарный мир философии. |
Задачи | Образовательные: Совершенствовать умение высказывать и писать тексты-рассуждения. Познакомить учащихся с понятием «философия». Воспитательные: Актуализировать чувство сопричастности к жизненно важным философским понятиям Воспитание культуры высказывания устной и письменной мысли Принятия другого мнения и уважительного отношения к нему Развивающие: Развивать умение формулирования устной и письменной речи в форме текста-рассуждения Развитие творческого воображения через погружение в мир Мысли |
Формируемые УУД | Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу; развивать упорство в достижении поставленных целей. Регулятивные: формулировать цель деятельности на уроке; высказывать своё предположение и адекватно воспринимать мнения других; анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда; находить возможности и способы совершенствования своего текста-рассуждения. Познавательные: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке; осуществлять анализ, сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для совершенствования своего продукта деятельности. Коммуникативные: умение слушать, воспринимать информацию и учитывать разные мнения участников; оформлять свои мысли в устной и письменной форме текса-рассуждения; обосновывать собственную позицию. |
Планируемые результаты | Личностные: приобщение к миру философии; совершенствование умения создания текста-рассуждения; развитие адекватного восприятия другой мысли Метапредметные: самостоятельно организовывать деятельность в соответствии ус учебной задачей; добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах; |
Основные понятия | Мудрость, Философия, текст-рассуждение |
Формы работы на уроке | И – индивидуальная, П – парная , Г- групповая |
Материально-техническое обеспечение: | Видео ролики; музыкальное сопровождение на разных этапах урока; карточки с высказываниями; работы учащихся. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности - Индуктор Задача: - создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность | 1. Создаёт условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность: Звучит мелодия, располагающая к раздумью. | Учащиеся слушают мелодию | Л: слушать и воспринимать звуки музыки, разбудить чувство, вызвать первоначальные ассоциации |
II. Актуализация знаний - Слово учителя – самоконструкция Задачи: - организовать актуализацию умения слушать и размышлять | 1. Организует актуализацию умения слушать: слово учителя: - В суете, беготне, хлопотах, повседневных заботах, внимании – в чём мы больше всего нуждаемся? Вряд ли в покое, ведь это не достижимо. Вряд ли в усилении беспокойства, потому что… Но вот здесь-то и начинается самое интересное. Любое слово, поставленное в продолжение многоточия, начинает прикасаться к смыслу жизни. И независимо от человеческих пристрастий, само пребывание людей на Земле есть беспрерывное возвращение к вопросу: ЧТО есть наша проблема? Порой мы выражаем себя в вопросах. А обилие ответов? В жизни много загадок. Но парадокс в том, что отними их у нас, и мы начнём их вновь требовать себе. Отчего же так? Просто, сам человек – тоже загадка! И жизнь не только начинается с загадок, она из них состоит. И когда входишь в состояние недоумения, самое лучшее отправиться в путешествие в Мир Мысли Учитель предлагает подобрать ассоциации к словам: любовь, мудрость, философия Учитель предлагает составить афоризм со словами: мудрость-философия-любовь | Учащиеся следуют за ходом размышления учителя. Учащиеся подбирают ассоциации к словам; зачитывают ассоциативные ряды. Учащиеся составляют афоризмы | Р: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей П: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного К: оформлять свои мысли в устной форме; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию |
III. Выявление места и причины затруднения-социоконструкция Задачи: - выявить место (шаг) затруднения; - зафиксировать во внешней речи причину затруднения. | Предлагает возможность объединиться в пары и представить свои афоризмы; Организует процесс представления каждым учащимся своего афоризма или фиксацию индивидуального затруднения. -Почему возникло затруднение? | Учащиеся объединяются в пары и зачитывают свои афоризмы, Если не получилось составить афоризм, то фиксируя индивидуальное затруднение (Я не знаю…),проговаривают причину затруднения | П: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью друг друга; Р: высказывать своё предположение; выявлять свои затруднения, указыва их причину; К: оформлять свои мысли в письменной и устной форме Л: формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу |
IV.Построение проекта выхода из затруднения- Разрыв Задачи: организовать: - постановку цели урока; -составление плана действий - творческую работу в группах | 1. Организует постановку цели урока. - Какую цель перед собой ставим? 2. Организует составление совместного плана действий: Познакомиться с высказываниями известных философов; отметить границы своего знания-незнания; составить текст-размышление; составить общий портрет знаний философии 3. Организует работу в группах Раздаются высказывания известных философов | 1.С помощью друг друга ставят цель урока и проговаривают ее, составляют план действий 2.Работают в группах, выбрав цитаты известных философов: Передают своё понимание мыслей философов, задают вопросы друг другу на прояснения мыслей. | П: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного лично и помощью друг друга; Р: определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий в соответствии с поставленной задачей; К: оформлять свои мысли в устной форме; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию Л: формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу |
V. Социализация Задачи: - реализовать построенный проект в соответствии с планом; - зафиксировать новое знание; - организовать устранение затруднения | 1. Организует выявление границ своего знания-незнания - Проводит ассоциативный процесс: Произнесите несколько раз этот вопрос: какой возникает цвет? если звук, то какой? если пейзаж, то что он представляет собой? если чувство, то какое? если движение, то в чём? если настроение, то какое? Если текст-рассуждение, то о чём? | Проводят поиск информации в собственном внутреннем мире Высказывают своё мнение, выполняют ассоциативную тренировку мысли Проговаривают основные признаки текста-рассуждения | П: осуществлять сравнение и обобщение, находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке; К: оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; Р: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы Л: формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу |
VI. Творческая работа и афиширование Задача:- создать атмосферу творчества . | Предлагает -нарисовать ассоциативный рисунок «Жизнь» Включает тихо музыку - продолжите по данному началу текст-рассуждение «Что такое Жизнь» | Учащиеся выполняют творческую работу: Ассоциативный рисунок, затем вывешивают их на доске. Продолжают текст-рассуждение по данному началу | П: ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную из жизни К: обосновывать собственную позицию |
VII. Афиширование в группах Задача: создать условия взаимодействия в группах для представления личных тексов-рассуждений | Предлагает прослушать написанные тексты-рассуждения в группах | Учащиеся на листе отмечают положительные находки-примеры в текстах в группах. Лучший текст от группы зачитывают | П: выбирать наиболее эффективный способы, примеры раскрытия основной мысли сочинения К: обосновывать собственную точку зрения при выборе работы для представления |
VIII.Самостоятельная творческая работа Задача: создать атмосферу творческой индивидуальной деятельности | Предлагает выбрать одну из предложенных тем и написать своё сочинение-рассуждение Включает тих звучащую музыку | Учащиеся выбирают тему и пишут сочинение-рассуждение | П: развивают умения написания текста-рассуждения Р: соотносят данные ранее образцы и пишут и выстраивают свои тексты |
IХ. Афиширование Задача: Создать психологический настрой на восприятие иного взгляда по теме на основе текста-рассуждения | Предлагает прочитать учащимся своё сочинение-рассуждение и соотнести его с любым рисунком на доске, высказав свою мысль в виде афоризма Составляется общий портрет знания | Учащиеся зачитывают сочинения-рассуждения и соотносят их с рисунками. | Л: представляют свои мысли, оформленные в письменном тексте Р: предлагают свою работу для внимания всем и подводят итог своей и общей деятельности |
Х. Рефлексия учебной деятельности на уроке Задачи: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Предлагает учащимся -вспомнить схему написания синквейна; -высказать своё ощущение, настроение, интересные мысли, -дать самооценку внутреннему процессу во время урока Слово учителя: Философия… Загадочная, интересная, непонятная, чарующая, мудрая, простая, многоликая… Звучит музыка. Мне очень нравятся слова Эпикура: «Пусть никто не откладывает философию в юности и пусть не устаёт от неё в старости… И кто говорит, что час для философии ещё не наступил или уже отлетел, уподобляется говорящему, что час для счастья или ещё не пришёл, или уже не существует. Поэтому философия необходима и старцу и юноше: первому, чтобы на склоне лет он обновлялся благами, радуясь прошлому; второму, чтобы он был юношей и вместе пожилым по бесстрашию перед грядущим» (звучит музыка) | Учащиеся пишут синквейн Высказывают свои мысли, ощущения от работы на уроке | Р: контролировать и оценивать свою работу. |
IХ. Домашнее задание Задача: -предоставить право выбора для выполнения домашнего задания | Учитель обращает внимание учащихся на записанное на доске домашнее задание: 1.Написать текст-размышление «Для меня Жизнь – это…» 2. Написать текст-размышление «Для меня Жизнь – это…», привести 2 примера из литературных произведений, подтверждающих ваши размышления 3. Написать текст-размышление «Для меня Жизнь – это…», привести 2 примера из литературных произведений, подтверждающих ваши размышления и 1 пример из жизни. | Учащиеся выбирают один из предложенных вариантов для написания сочинения-рассуждения | Л: на основе своего жизненного опыта, индивидуальных особенностей учащиеся совершают самоопределение Р: оценивая свои способности, учащиеся делают выбор задания |