1. Мотивация к учебной деятельности | Приветствует детей. Психологически готовлю к общению. - Я рада видеть вас. И думаю, что сегодняшняя встреча принесет нам всем радость общения друг с другом. - Обратите внимание на слайд, что вы видите? - Верно, это перепутанное предложение, давайте вместе его соберем, для того, чтобы понять смысл нашей работы на уроке. Приём «Перепутанные логические цепочки» В ПАРАХ («начинается» «С» «успех!» «удачи» « малой») - Это высказывание и является нашим путеводителем на сегодняшнем уроке. Эпиграф к уроку: С МАЛЕНЬКОЙ УДАЧИ НАЧИНАЕТСЯ БОЛЬШОЙ УСПЕХ! - Как вы понимаете это высказывание? - Верно, все получится, если мы будем творить и работать весь урок, тогда к на обязательно придет успех. | Приветствуют учителя. Собирают высказывание в паре. Слушают учителя. Отвечают на вопросы. | ЛУУД: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе | Самоопределение к деятельности, формирование готовности восприятия учебного материала, работа в парах. |
2.Актуализация опорных знаний | - Вы знаете без чего не может обойтись любой урок риторики. Конечно же без речевой разминки… Давайте вспомним для чего она нам нужна? Речевая разминка: 1) Набери воздух! Произнеси потешку на выдохе. Хватило тебе воздуха? Ваня, Ваня-простота Купил лошадь без хвоста. Сел задом наперёд И поехал в огород. 2) Произноси правильно! - Начать - начал Начали Но: начала - Конечно мы не можем начать наш урок, если не вспомним материал прошлого урока. Представьте себя великими риториками и ответьте мне на вопросы. - Что такое риторика? Кто такой ритор? («Риторика есть наука…красно говорить и писать…Кто в сей науке искусен, тот называется ритор») | Отвечают на вопросы учителя. Выполняют речевую разминку. Повторение изученного материала. | РУУД: принимать и сохранять учебную задачу РУУД: принимать и сохранять учебную задачу КУУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Речевая разминка Повторение Беседа |
3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3.1. Целеполагание | Мотивационный прием. - Сегодня у нас необычный урок, он пройдет в форме журнала. Какие виды журналов вы знаете? - Такого журнала, который мы с вами сегодня составим самостоятельно, вы нигде не увидите. - Ребята, а с чего начинается любой журнал? - Верно, но чтобы нам составить содержание нашего журнала, нам нужно узнать тему нашего урока. Для того, чтобы отгадать тему нашего урока вам нужно отгадать аннограмму. ЫТНЕНОПМОК ЙОВЕЧЕР ИИЦАУТИС «Компоненты речевой ситуации» - Значит, тема нашего журнала…? - Какая цель нашего урока? - Итак, скажу вам по секрету, 2 страницы журнала мы уже заполнили. Мы выполнили речевую разминку и повторили правило. Но у нас остались еще 2 пункта в содержании. | Отвечают на вопросы учителя. - Журнал начинается с содержания. - Компоненты речевой ситуации. - Компоненты речевой ситуации. Слушают учителя. | ЛУУД 2: учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи РУУД: принимать и сохранять учебную задачу | Готовность к восприятию учебного материала Прием «анаграмма» Постановка системы перспектив |
3.2. Открытие нового знания | - Приступим к 3 пункту нашего журнала. Что нам необходимо, чтобы заполнить 3 страничку нашего журнала? - Верно, это мы сейчас и узнаем. - Вспомните «Сказку о рыбаке и рыбке». С какого момента начинается общение между рыбкой и стариком? - Откройте учебник на с. 11. Упр 13. Давайте прочтем текст по ролям. И точно вспомним этот фрагмент. - Кто начинает разговор? Почему? - Чего хочет рыбка? Почему она говорит человечьим голосом? - А теперь рассмотри схему. Подумай, что она обозначает. - Переведите схему общения «рыбак - рыбка» Кто? Что? Кому? _____ _____ _____ - Выполнил ли старик просьбу рыбки? Можно ли сказать, что старик и рыбка поняли друг друга? Как вы догадались? Что способствовало их пониманию? - Чему нас учит эта ситуация? - А сейчас прочтем известную басню «ворона и Лисица» по ролям. - Хорошим ли ритором была Лисица? Почему? - Расскажи по схеме об общении Лисицы и Вороны. - Это и есть компоненты речевой ситуации. Кто? (это тот человек, который начинает разговор) Что? (это содержание (о чем о говорит) Кому? (тот человек, которому говорят) Почему? (намерение) Зачем? (цель говорящего) Кто? Что? Кому? ГОВОРИТ Почему? Зачем? - Чему нас учит эта ситуация? Если мы эту историю перенесем в настоящую жизнь. Была ли такая ситуация с вами или может вы были наблюдателем? Микроитог. - А сейчас попробуем разыграть эту ситуацию, но уже с продолжением этой истории. Будет 2 участника, остальные зрителя, которые будут оценивать достижение цели лисы и продолжение этой ситуации. ИНСЦЕНИРОВАНИЕ - Получилось ли ребятам разыграть эту сцену? Что поспособствовало правильному разыгрыванию? Микроитог. - Ребята, на этом содержание нашего журнала не заканчивается. Есть еще не менее значимая информация, которую нельзя упустить для нашего журнала. - А вы знаете кто такой адресат и адресант? - Вот это мы сейчас и узнаем, слова очень похожи, но обозначают разное. - Прочтем правило на стр. 14. - Так кто же такой адресат и адресант? - МИКРОИТОГ | Отвечают на вопросы учителя. Выполняют упражнение. Проводят анализ ситуации. Ведут беседу с учителем. Рассматривают и анализируют схему. Слушают учителя. Учитель опирается на опыт учащихся. Дети разыгрывают ситуацию. Ведут беседу, анализируют. Слушают учителя. Слушают учителя. Выполняют упражнение по цепочке. | ЛУУД 2: учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи РУУД: принимать и сохранять учебную задачу КУУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. КУУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. КУУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. РУУД: принимать и сохранять учебную задачу | Упражнение Риторический анализ Риторический анализ Беседа по содержанию Импровизационное задание Анализ Проблемная ситуация Упражнение |
3.3. Первичное закрепление | - А сейчас вам предстоит поработать в парах. Ваше задание: прочитать текст на с. 15 (В.Беспалов), ответить на вопрос «кто настоящий адресат путника?», после чего открыть конверт и выполнить задание, которое там указано. (Какие пословицы ты бы выбрал для заголовка текста В. Беспалова). Проверка задания. | Работают в парах. Отвечают на вопросы учителя. | ЛУУД 2: учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; ПУУД: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве | Работа в парах, беседа |
3.4. Самостоятельная работа | Организую самостоятельную работу Взаимопроверка. | Выполняют самостоятельную работу. | ЛУУД 2: учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи РУУД: принимать и сохранять учебную задачу ПУУД: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве | Самостоятельная работа, взаимопроверка |
3.5. Повторение и включение в систему знаний | - Вы очень потрудились, а теперь пришло время вспомнить все, что мы с вами изучили, для того, чтобы наша страничка наконец была готова. Прием «опросник» - На каждой парте лежит карточка с вопросами, на которые дети должны дать ответы в парах (отвечать друг другу). - Что такое компоненты речевой ситуации? - Какие компоненты речевой ситуации ты знаешь? - Кто такой адресат? - Кто такой адресант? - Что на уроке у тебя не получилось? Что бы ты хотел еще узнать? Поверка: учащиеся отвечают друг другу на вопросы. МИКРОИТОГ | Отвечают на вопросы учителя. | КУУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Повторение |