МБОУ СОШ г. Зернограда
г. Зерноград
- овладение умениями выделять опорные слова в тексте, моделировать текст по записанным ранее опорным словам;
- развитие внимания, памяти, любознательности, мышления, коммуникативных умений.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | Методы |
1.Мотивация к учебной деятельности | Приветствует детей. Психологически готовлю к общению. - Я рада видеть вас. И думаю, что сегодняшняя встреча принесет нам всем радость общения друг с другом. Возьмите за руку своего соседа по парте, улыбнитесь, посмотрите ему в глаза и скажите: «Желаю тебе сегодня на уроке …» - Сегодня нам на уроке как никогда необходимо быть очень внимательными, сообразительными и смышлёными. | Приветствуют учителя. Приветствуют друг друга. | ЛУУД: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе | Самоопределение к деятельности, формирование готовности восприятия учебного материала |
2. Актуализация опорных знаний | Артикуляционная гимнастика: - Ребята, ни один наш урок риторики не начинается, если что? Конечно, если мы не разогреем свой речевой аппарат. - Сейчас вы видите на экране скороговорку: Живут у меня кукушки – Варят галушки, Пекут пампушки, Поют частушки. Хорошие подружки – Пёстрые кукушки! - Нам вместе сейчас необходимо произнести скороговорку медленно. - Все ли понятно в этой скороговорке? - О ком эта скороговорка? - Какие звуки повторяются в этой скороговорке? - Сейчас мы произнесем эту скороговорку, намерено выделяя голосом повторяющиеся звуки. - А сейчас повторим эту скороговорку в быстром темпе. А еще быстрее… - А сейчас закроем глаза и произнесем эту скороговорку по памяти. - У нас получилось! Теперь на уроке мы точно будем четко произносить все слова. - Для начала нам необходимо вспомнить, о чем мы говорили на прошлом уроке? - Какие понятия выучили? Игра «Дай определение». На доске лепестки, на которых даны задания - ответить на вопросы: - Текст - несколько предложений, связанных между собой. - Тема - Основная мысль - Структура текста - Заголовок - Абзац - Какой признак должен быть обязательно в тексте? - Что значит понять основную мысль текста? - Опорные слова | Выполняют артикуляционную гимнастику. Ответы детей. Произносят скороговорку по памяти. Слушают учителя. - М ы говорили о тексте и изучили такие понятия: текст, тема, основная мысль, структура текста, заголовок, абзац, обязательные признаки текста и тд. - – это то, о чем говорится в тексте. – это самое важное, самое главное, о чем говорит нам текст. - Начало Основная часть Концовка – заглавие, название текста. – минимальная смысловая часть текста, которая пишется с красной строки, в которой содержится новая мысль. - Тема, основная мысль - Понять основную мысль текста – это как бы найти волшебный ключик к тексту, и текст откроется нам, поделится с нами своими мыслями, чувствами. - Мы не знаем что такое опорные слова. | РУУД: принимать и сохранять учебную задачу РУУД: принимать и сохранять учебную задачу КУУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Речевая разминка Игра, повторение Проблемная ситуация |
3.ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3.1. Целеполагание | Мотивационный прием. - А как вы думаете, почему один лепесток остался без ответа? Это один из признаков текста. - Вы часто на уроке слышите – перескажите текст, расскажи правило. Это нелёгкий труд. - Вот сегодня на уроке я и открою секрет, который поможет вам легко рассказать любой текст, выучить любое правило. - Я раздала вам задания, которые помогут вам догадаться - что это за признак текста. Игра «Угадай сказку» 1. Коза, козлята, волк, кузнец, съел. 2. Дед, баба, курочка, мышка, яичко. 3. Муха, денежка, базар, самовар, паук, комар. - Как вы угадывали сказки? - Эти слова называются опорными. - Значит, тема нашего урока….? - Какая цель нашего урока? | - Потому что мы еще не изучали эту тему. Слушают учителя. - Русская народная сказка «Волк и 7 козлят» - Русская народная сказка «Курочка Ряба» - К.И.Чуковский «Муха-Цокотуха» - Помогали главные слова из сказок. - Тема урока «Опорные слова» - Знать, что такое опорные слова и научиться определять их в тексте. | ЛУУД 2: учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи РУУД: принимать и сохранять учебную задачу ПУУД: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков КУУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Игра, формирование готовности восприятия учебного материала Подводящий диалог Постановка системы перспектив |
3.2. Открытие нового знания | Организую работу над упражнением 11. - Ребята, откройте учебник на странице 12, найдите 11 упражнение. - Прочитайте текст. Определите тему текста. Назовите основную мысль текста. - Закройте учебники. Прочитайте на доске слова, которые были выделены в тексте. Двадцать пять Оловянных солдатиков Сыновья Оловянной ложки Очень красивы Ружье Грудь колесом Мундир Красный с синим - Вспомните по этим словам содержание текста. - Как называются такие слова? - Почему? - Попробуйте сами сказать, для чего нам нужны опорные слова? - Откройте учебники и сравните свои выводы со сведениями на с. 12. - Почему опорные слова еще можно назвать ключевыми? - Подходят ли оба названия – опорные и ключевые - для этих слов? - Ребята, какую работу мы сейчас выполняли? - А если опорных слов нет, что нужно сделать? | - Читают текст, определяют тему текста, называют основную мысль текста. Закрывают учебники, и читают слова, которые даны на доске. Вспоминают содержание текста, опираясь на эти слова. - Опорные слова. - Мы как бы опираемся на них в своем пересказе. - Чтобы правильно пересказать текст, вспомнить сказку… Открывают учебник и сравнивают свой вывод с определением, которое дает автор учебника. Ответы детей. Индивидуальные ответы детей. | РУУД: принимать и сохранять учебную задачу ПУУД: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков КУУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Упражнение Беседа по содержанию |
3.3.Первичное закрепление | №1 Дед баба курочка яичко мышка | №2 Коза козлята волк кузнец съел | №3 Муха денежка базар самовар гости паук | – Прочитать слова. Знакомы ли вам эти сказки? Кто их автор? Как они называются? - Как же вам удалось отгадать что это за сказки? - Такие слова есть в каждом тексте, по ним можно определить тему текста. - Какие опорные слова больше всего помогли вам понять, что речь идет именно о сказке “Курочка ряба”? - Почему именно эти слова? Верно, во многих русских народных сказках есть дед и баба, и мышка, но только в сказке “Курочка ряба” есть еще и курочка, и яичко. Именно эти слова помогли нам узнать сказку “Курочка ряба”. - Давайте поиграем. Представьте, что вы артисты театра и показываете спектакль “Курочка ряба”. Посмотрите на опорные слова и скажите, кто нам нужен и что нам нужно, чтобы сыграть эту сказку. - А кто еще нам нужен, чтобы разыграть сказку. Разыгрываем сказку - А теперь задание по сложнее. - А сможете ли вы из сказки, самостоятельно выделять опорные слова, учитывая основную мысль. - Прочитайте задание, которое дается в упр 12. - Прочитайте внимательно текст. - Какова тема сказки и основная мысль? - В тексте найти опорные слова не более 10. - Итак, какой мы вывод можем сделать? | - Читают слова в карточках. Отвечают на вопросы учителя. - Слова на карточках самые главные. В текстах сказок они помогают вспомнить героев, события - слова – курочка, яичко Слушают учителя. - деду дадим бороду, кепку, бабе – платок - Сказочник Разыгрывают сказку. Читают упражнение 12. Отвечают на вопросы учителя. Ищут 10 опорных слов. Делают вывод по всем заданиям. | РУУД: принимать и сохранять учебную задачу ПУУД: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков КУУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. ЛУУД 2: учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи КУУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Упражнение Импровизационное задание, инсценирование |
Физминутка | - А теперь нам необходимо немного отдохнуть. Физмин. | Выполняют физминутку. | | |
3.4. Самостоятельная работа | Организую самостоятельную работу - Ребята, каждый ряд должен задумать сказку, записать на листочек не более 10 опорных слов. Название сказки не писать. Затем каждый ряд прочитает опорные слова, и мы попробуем отгадать название сказки. - Итак, приступаем к выполнению задания. | Самостоятельно задумывают сказку и записывают 10 опорных слов к ней. Потом представляет каждый. | ЛУУД 2: учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи РУУД: принимать и сохранять учебную задачу | Самостоятельная работа, взаимопроверка |
3.5. Повторение и включение в систему знаний | Опрос по теме - Что такое опорные слова? - Для чего они нам нужны? - Можно ли понять основную мысль текста? - Будете пользоваться теперь этим и на других уроках? | Отвечают на вопросы учителя. | КУУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Повторение |
| Д/з: упр. 16 |
4. Рефлексия учебной деятельности | Организую рефлексию. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось… | Рефлексируют. | ЛУУД: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе | Самооценка |