Дата: 21.04.2022 г.
Цель: Создание условий для формирования представления о местоимении как части речи, его роли в предложении.
Дидактические: познакомить с новой частью речи местоимением, его значением и употреблением в речи.
Развивающие: способствовать развитию устной и письменной речи обучающихся, фонематического слуха, орфографической зоркости.
Воспитательные: содействовать воспитанию коммуникативной культуры обучающихся.
Этап фрагмента урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации УД (Ф, И, П, Г) | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Планируемые результаты Предметные Метапредметные (П-познавательные, Р-регулятивные, К-коммуникативные) Личностные |
1.Самоопределение к деятельности | Словесный | Приветствие. Проверка готовности к уроку. - Начинается урок. Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь всё понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давайте И на уроке не зевайте! Подарите друг другу улыбку. Я надеюсь, что совместный труд принесёт нам радость общения. - Я желаю вам удачи на уроке. Пожелайте удачи друг другу. - Посмотрите на девиз нашего урока: «Учитесь тайны открывать!» Слайд 1 - А что такое тайна? -А вы готовы открывать тайны? Тогда начнем?! | Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей. Высказывают свои предположения | Ф | Презентация | Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. Личностные: выражение положительного отношения к процессу познания. |
2. Актуализация знаний. Введение в проблему | Словесный Практический | 1.– У нас урок русского языка. Проверьте готовность. Какие части речи вы изучили? Слайд 2 Откройте тетради, положите их правильно с наклоном, запишите число, а внизу с большой буквы классная работа. 3. Чистописание: - Ребята, сегодня на уроке мы откроем ещё одну маленькую тайну русского языка, но чтобы подобрать ключ к этой тайне, надо выполнить несколько заданий. Прежде чем мы их выполним, запишем дату и выполним работу по чистописанию. - А вот какую букву мы будем писать, вы узнаете, отгадав загадку. -Она в начале важных слов: Мир, Москва и мама. Она в начале вкусных слов: Мороженое, мёд. Её увидишь у метро, Ведь там она живёт. ( буква «м») | Ответы обучающихся Выполняют письмо по образцу. Вырабатывают каллиграфический почерк. | Ф, И | Презентация | Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. Личностные: выражение положительного отношения к процессу познания. Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать |
3. Постановка учебной задачи | Словесный Практический | Слайд 3 Выпишите знакомые слоги. Тыамянмывзонксонаионоронитвы (ты я мы он она оно они вы) Запишите их - Проверка Слайд 4 - Что сможете сказать об этих словах? - Что называют местоимением? Определите тему урока Тема: Местоимения Слайд 5 Назовите цель урока: - Почему она так называется? ( Местоимения заменяют существительные, чтобы не было повторов, чтобы текст был более красивым и правильным.) - Такие местоимения называют личные СЛАЙД 6. Это личные местоимения. | Записывают в тетради Это местоимения. Отвечают правило о местоимении. | Ф, И | Презентация | Познавательные: Высказывание собственных предположений, выдвижение гипотез |
4. "Открытие" новых знаний | Словесный Практический | - Мы стремимся к тому, чтобы наша речь была правильной и выразительной, но иногда частое употребление одного и того же слова режет слух. Чтобы избежать повторов, на помощь приходит нам новая для часть речи. А сейчас я попрошу вас выступить в роли редакторов. Кто такой редактор? У вас на парте находится конверт с текстом, который вы сейчас и будете править. Прочитаем его. В солнечный день дети пошли за грибами. Дети взяли с собой плетёные корзины. Дети вышли на поляну. Около берёзы дети увидели подберёзовик с коричневой шляпкой. - Что вы узнали из текста? -На что вам, как редакторам нужно обратить внимание? - Чем вы будете заменять повторяющееся слово -Что такое подберёзовик? Пришло время редактирования текста. Посмотрим, что у вас получилось. Запишите первое и второе предложение в тетрадь. Подчеркните грамматическую основу предложений. Подпишите части речи. -На что вы обратили внимание? К какому выводу пришли? - Как вы думаете, зачем нам нужны местоимения? - Можем ли мы обойтись без них? Я о себе такого мнения: Огромна роль местоимения! Я делу отдаюсь сполна: Я заменяю имена! ФИЗКУЛЬТ МИНУТКА Слайд 7. Светит, яркое, вы, солнце, оно, дует, тёплый, он, ветер, они, бегут, она, кружат, мы. (Глагол- приседают, существительное – шагают, прилагательное- наклоны туловища, местоимения - подпрыгивают) | Редактор – человек, который редактирует (исправляет) текст при подготовке его к печати Работа в парах. В каждом предложении повторяется имя существительное дети. Нужно его заменить. Повторяющиеся имена существительные в рядом стоящих предложениях можно заменить: • местоимением; • синонимами; образным выражением. -Съедобный гриб. В солнечный день дети пошли за грибами. Они взяли с собой плетёные корзины. Ребята вышли на поляну. Около берёзы они увидели подберёзовик с коричневой шляпкой. Работа в тетради. - Во втором предложении подлежащее выражено местоимением. -Вывод: в русском языке подлежащее может быть выражено как существительным, так и местоимением. -Местоимения заменяют существительные, чтобы не было повторов, чтобы текст был более красивым и правильным. | Ф, П | Раздаточный материал Презентация | Предметные: - Распознавать личные местоимения среди других слов в предложении - Различать местоимения и имена существительные |
5. Закрепления новых знаний и способов действий | Практический | Молодцы! Отдохнули, давайте продолжим дальше разгадывать тайну русского языка. Ребята, а давайте немного понаблюдаем за местоимениями и узнаем о них ещё кое-что интересное. Готовы? Слайд 8 На доске картинки: солнце, цветок, девочка, фрукты, ягода, дерево, мальчик, шары. Замените картинки словами, а затем местоимениями. Взаимопроверка. ( Правильные ответы на доске). солнце- оно цветок - он девочка- она фрукты,- они ягода - она дерево – оно мальчик - он шары - они - Какие ещё знаете местоимения? Что называют местоимением? | Слайд с картинками. Устно с комментированием Слайд для проверки Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они- это местоимения. Местоимение – часть речи, которая заменяет в предложениях имя существительное, отвечает на те же вопросы, что и существительное, но не называет предметы, а указывает на них. | Ф, И | Презентация | Р.-Развитие учебно-познавательной мотивации. К- Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений. П.-Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета. |
6.Включение в систему знаний и повторения | Практический | Упр. 175 - Какие местоимения встретились в тексте? Упр. 177 -Рассмотрите рисунок. Что изображено? - Прочитайте предложения. Что вы заметили? Это текст? - Расположите предложения так, чтобы получился текст. - Придумайте заголовок. | В русском языке подлежащее может быть выражено как существительным, так и местоимением. Предложения записаны не по порядку. Это не текст. Самостоятельная работа. | Ф, И | Презентация Учебник | Р.-Развитие учебно-познавательной мотивации. К- Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений. П.-Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета. |
7. Рефлексия деятельности | Словесный | Вспомните девиз нашего урока. -Какую тайну мы сегодня разгадали? - Какую часть речи изучали? - Какое определение вывели? -Что вы можете сказать о роли местоимений в речи? Оцените свою работу на уроке. Сегодня на уроке я … Мне удалось… Я могу похвалить… Я недостаточно… Я старался… Отметьте себя на лестнице успеха и вложите её в рабочую тетрадь. Провести инструктаж по выполнению дом. задания Упр.178 | Отвечают на вопросы | Ф | Раздаточный материал | К.-Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке |