СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Что такое устойчивые выражения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

3 класс "Перспективная начальная школа"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Что такое устойчивые выражения"»

Урок 52. Что такое устойчивые выражения

Тип урока: освоение нового материала

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления учащихся с понятием «устойчивое выражение», с лексическим значением устойчивых выражений; научить подбирать устойчивое выражение, противоположное по смыслу данному, и, таким образом, познакомить их с понятием «устойчивые выражения-антонимы»; способствовать формированию умений находить сложные слова в тексте; знакомить с лексическим значением устойчивых выражений; содействовать развитию умений использовать фразеологизмы в своей речи

Планируемые результаты

Предметные: познакомятся с понятием «фразеологизмы»; научатся работать со словарем устойчивых выражений; находить в тексте фразеологизмы; объяснять устойчивые выражения

Метапредметные:

•  познавательные – целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;

•  регулятивные – выполнять оценку и самооценку, осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения;

•  коммуникативные – разрешать конфликты, выявлять, идентифицировать проблемы, осуществлять поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликта, принимать решение и его реализовывать

Личностные: учитывать чужую точку зрения, оказывать интеллектуальную помощь сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

II. Формулирование темы и целей урока

Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися, постановку учебной задачи. Уточняет понимание учащимися поставленной темы и целей урока.

– Тема нашего урока: «Что такое устойчивые выражения».

– Какова цель урока?

– Определите цели урока, используя опорные
слова

Отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Обсуждают тему урока.





– Сегодня на уроке мы…

Извлекать необходимую информацию из текстов. Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

III. Изучение нового мате-
риала.

Работа по учебнику

Организует лексическую работу, проводит дискуссию по теме. Уточняет и расширяет знания учащихся по теме урока.

– Прочитайте рассуждения Анишит Йокоповны на странице 112–113. Что такое «устойчивое выражение»?

– С каким словарем будем работать?

– Рассмотрите иллюстрацию и объясните значение выражения «как воды в рот набрать».

– Прочитайте важные сведения об устойчивых
выражениях на плакате Летучей Мыши на странице 113

Выполняют упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение и предположения. Учатся обращаться со словарем устойчивых выражений

Выражать свои мысли в соответствии с задачей и условием. Выделять необходимую информацию. Формировать смыслообразование. Выполнять анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию. Проявлять волевую саморегуляцию. Формировать познавательную инициативу. Выдвигать гипотезы и их обосновывать. Выполнять поиск необходимой информации. Использовать знаково-символические средства. Моделировать и преобразовывать модели разных типов (предметы, схемы, знаки и т. д.). Формировать осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Упражнение 103 (с. 113)

– С каким словарем будем работать?

– Прочитайте предложение и найдите в нем устойчивое выражение.

– Как вы понимаете смысл выражения «кот наплакал»?

– Прочитайте рассуждения Анишит Йокоповны о том, почему такие выражения называются устойчивыми

Учащиеся знакомятся со значением выражения по словарю устойчивых выражений.


– Выражение «кот наплакал» следует понимать как «очень мало».

– Это высказывание является устойчивым, потому что мы не можем переделать устойчивое выражение по своему желанию, а пользуемся им в готовом виде

Упражнение 104 (с. 114)

– Найдите в словаре смешное выражение «собачий холод». Что оно означает?

– Придумайте небольшой рассказ, в который вошли бы выражения «кот наплакал» и «собачий холод». Как вы думаете, этот рассказ должен быть обязательно о животных?

Учащиеся обращаются к словарю фразеологизмов, чтобы узнать значение выражения «собачий холод».

– Рассказ не обязательно должен быть о животных, хотя данные фразеологизмы и содержат слова «кот» и «собачий».

Устно составляют рассказ. Слушают выступления одноклассников

Упражнение 105 (с. 114)

– С каким словарем будем работать?

– Найдите в словаре выражение, противоположное по значению выражению «кот наплакал».

– Запишите эти устойчивые выражения-антонимы.

– Устно составьте предложения с этими фразеологизмами


– Устойчивое выражение «кот наплакал» означает «очень мало».

Учащиеся по словарю подбирают фразеологизм с противоположным смыслом: «яблоку негде (некуда) упасть»

IV. Закрепление, первичная проверка и коррекция полученных ранее знаний

Организует первичное закрепление, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания учащихся по теме урока.

– Вам приходилось слышать выражение «проливать крокодиловы слезы». Что оно означает?
В каких ситуациях употребляется?

– Познакомьтесь с шутливой версией Джанни Родари.

Для чего нужны слезы?

Я постараюсь ответить тебе в двух словах. Немножко слез нужно каждому. Слезы промывают наши глаза, унося прочь крохотные пылинки, попадающие в них из воздуха.

Ну а разным плаксам слезы нужны в очень большом количестве, чтобы без конца реветь по пустякам.

Самые же знаменитые слезы на свете – это крокодиловы слезы. Ты, наверное, уже кое-что слышал о них – они ведь как-никак вошли в пословицу.
А если ты о них еще ничего не слышал, то прочти эти стихи. И тогда ты сам поймешь, стоит ли лить слезы или не стоит. И можно им верить или нельзя!

Текла река с названьем – Нил,

И в ней плескался крокодил,

А крокодил был тот

престранный,

Он был и хищный, и гуманный.

Любого друга и соседа

Он не чинясь тащил к обеду.

Бывало, кончится обед,

А гостя почему-то нет.

Хозяин ел кого попало –

Гиену, волка и шакала,

Зато, когда обед кончался,

Хозяин в слезы ударялся.

Его слезам почти поверя,

Издалека кричали звери:

– Эй, дядя, полно убиваться!

Ты камышом начни питаться!

Обжора отвечал уныло:

– Ох, доброта меня сгубила!

Я всех позвал бы на обед,

Но аппетита больше нет…

Я ваши семьи разлучил! –

И разрыдался крокодил.

(Перевод Ю. Ильина)

– Какое толкование выражения «крокодиловы слезы» следует из стихотворения?

Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.

– Выражение «проливать крокодиловы слезы» употребляется по отношению к человеку неискреннему, который лицемерно сокрушается и сочувствует нам по какому-либо поводу, причиной которого часто бывает сам. Говорят, человек льет крокодиловы слезы тогда, когда фальшиво сопереживает нам, в душе ухмыляясь
и радуясь неудачам, выпавшим на нашу долю. Очень точно и емко этот фразеологизм характеризует неискреннего и лживого человека, прекрасно передавая суть его души. Но откуда в русском языке появилось это крылатое выражение, ведь крокодилами наша земля не славится?

Примечание. Данный фразеологизм пришел к нам из глубины веков, а основывался он на уверенности, что крокодилы, поедая свою добычу, плачут, притворно сожалея о жертве. Данное крылатое выражение использовалось еще в Древнем Риме – упоминания о нем находили в константинопольской библиотеке патриарха Фотия (810–895 гг.). В русском языке фразеологизм «крокодиловые слезы» появился
в результате дословного перевода немецкого слова Krokodilstränen. В книге Вейсмана «Немецко-латинский и русский лексикон» 1731 г. впервые этот фразеологизм был напечатан и дана его характеристика. В русских древних «Азбуковниках» есть толкование этого выражения, где прямо указано на притворные слезы крокодила и его повадки

Осуществлять актуализацию сведений из личного жизненного опыта информационной деятельности. Проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения и осуществлять их экспериментальную проверку. Выстраивать логическую цепь рассуждений – анализ объектов с целью выделения признаков. Контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками.

Осуществлять самоконтроль по эталону. Оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления. Осуществлять само- и взаимоконтроль

Работа в тетради для самостоятельной работы № 1. Упражнение 78

Организует самостоятельную работу в печатной тетради, обеспечивает контроль над выполнением задания.

– В словаре устойчивых выражений найдите устойчивые выражения с заданными значениями

Выполняют задание в тетради для самостоятельной работы.

В словаре устойчивых выражений учащиеся находят устойчивые выражения с заданными значениями и выписывают их.

1. Держать себя в руках.

2. Диву даваться.

3. Заморить червячка.

4. Как воды в рот набрать.

5. Попасть впросак.

6. Спустя рукава

Анализировать объекты с целью выделения признаков. Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач

V. Итоги урока, рефлексия

Организация подведения итогов урока учащимися. Проводит беседу по вопросам:

– Какие выражения называют устойчивыми?

– Какое затруднение у вас возникло?

– В чем была причина затруднения?

– Какую цель перед собой поставили?

– Каким способом действовали?

– Достигли ли поставленной цели? Обоснуйте свою позицию.

– Кто нам больше всех помог на уроке, кого мы можем поблагодарить?

– Оцените свою собственную работу. Обоснуйте свой вывод.

– Какие затруднения остались? Над чем надо еще поработать?

– Как вы думаете, каким будет наш следующий шаг?

Вспоминают и проговаривают цель урока. Отвечают на вопросы учителя. Высказываются о значимости изученного материала в дальнейшем обучении. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят само-
оценку, рефлексию. Оценивают свою работу по предложенным критериям, комментируют свой выбор.

Узнал

Выполнил

Открыл


Отслеживать цель учебной деятельности. Выполнять рефлексию способов и условий действия. Демонстрировать адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Использовать критерии для обоснования своего суждения. Следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям

Домашнее
задание

Организует обсуждение домашнего задания.

Тетрадь для самостоятельной работы № 1, упражнение 79.

– Найдите сложное слово и подчеркните его.

– Объясните значение выражения мутит он воду

Записывают домашнее задание.

Рассуждение ученика: Нахожу сложное слово и подчеркиваю его. Это слово водонос. Нахожу в тексте слова, объясняющие значение этого слова. Водонос – это человек, который воду носит. Подчеркиваю: Воду носит.

Выражение мутит он воду в стихотворении означает: умышленно вносит раздор. Обвожу цифру 2. Синим карандашом обвожу слово донос. Значение этого слова: несправедливое обвинение. Устойчивое выражение, значение которого является синонимом слову загрустил, повесил нос. Закрашиваю это устойчивое выражение желтым карандашом

Формировать навыки самоорганизации



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!