II. Формулирование темы и целей урока | Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися, постановку учебной задачи. Уточняет понимание учащимися поставленной темы и целей урока. – Тема нашего урока: «Что такое устойчивые выражения». – Какова цель урока? – Определите цели урока, используя опорные слова | Отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Обсуждают тему урока. – Сегодня на уроке мы… | Извлекать необходимую информацию из текстов. Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью |
III. Изучение нового мате- риала. Работа по учебнику | Организует лексическую работу, проводит дискуссию по теме. Уточняет и расширяет знания учащихся по теме урока. – Прочитайте рассуждения Анишит Йокоповны на странице 112–113. Что такое «устойчивое выражение»? – С каким словарем будем работать? – Рассмотрите иллюстрацию и объясните значение выражения «как воды в рот набрать». – Прочитайте важные сведения об устойчивых выражениях на плакате Летучей Мыши на странице 113 | Выполняют упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение и предположения. Учатся обращаться со словарем устойчивых выражений | Выражать свои мысли в соответствии с задачей и условием. Выделять необходимую информацию. Формировать смыслообразование. Выполнять анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию. Проявлять волевую саморегуляцию. Формировать познавательную инициативу. Выдвигать гипотезы и их обосновывать. Выполнять поиск необходимой информации. Использовать знаково-символические средства. Моделировать и преобразовывать модели разных типов (предметы, схемы, знаки и т. д.). Формировать осознанное и произвольное построение речевого высказывания |
Упражнение 103 (с. 113) | – С каким словарем будем работать? – Прочитайте предложение и найдите в нем устойчивое выражение. – Как вы понимаете смысл выражения «кот наплакал»? – Прочитайте рассуждения Анишит Йокоповны о том, почему такие выражения называются устойчивыми | Учащиеся знакомятся со значением выражения по словарю устойчивых выражений. – Выражение «кот наплакал» следует понимать как «очень мало». – Это высказывание является устойчивым, потому что мы не можем переделать устойчивое выражение по своему желанию, а пользуемся им в готовом виде |
IV. Закрепление, первичная проверка и коррекция полученных ранее знаний | Организует первичное закрепление, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания учащихся по теме урока. – Вам приходилось слышать выражение «проливать крокодиловы слезы». Что оно означает? В каких ситуациях употребляется? – Познакомьтесь с шутливой версией Джанни Родари. Для чего нужны слезы? Я постараюсь ответить тебе в двух словах. Немножко слез нужно каждому. Слезы промывают наши глаза, унося прочь крохотные пылинки, попадающие в них из воздуха. Ну а разным плаксам слезы нужны в очень большом количестве, чтобы без конца реветь по пустякам. Самые же знаменитые слезы на свете – это крокодиловы слезы. Ты, наверное, уже кое-что слышал о них – они ведь как-никак вошли в пословицу. А если ты о них еще ничего не слышал, то прочти эти стихи. И тогда ты сам поймешь, стоит ли лить слезы или не стоит. И можно им верить или нельзя! Текла река с названьем – Нил, И в ней плескался крокодил, А крокодил был тот престранный, Он был и хищный, и гуманный. Любого друга и соседа Он не чинясь тащил к обеду. Бывало, кончится обед, А гостя почему-то нет. Хозяин ел кого попало – Гиену, волка и шакала, Зато, когда обед кончался, Хозяин в слезы ударялся. Его слезам почти поверя, Издалека кричали звери: – Эй, дядя, полно убиваться! Ты камышом начни питаться! Обжора отвечал уныло: – Ох, доброта меня сгубила! Я всех позвал бы на обед, Но аппетита больше нет… Я ваши семьи разлучил! – И разрыдался крокодил. (Перевод Ю. Ильина) – Какое толкование выражения «крокодиловы слезы» следует из стихотворения? | Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. – Выражение «проливать крокодиловы слезы» употребляется по отношению к человеку неискреннему, который лицемерно сокрушается и сочувствует нам по какому-либо поводу, причиной которого часто бывает сам. Говорят, человек льет крокодиловы слезы тогда, когда фальшиво сопереживает нам, в душе ухмыляясь и радуясь неудачам, выпавшим на нашу долю. Очень точно и емко этот фразеологизм характеризует неискреннего и лживого человека, прекрасно передавая суть его души. Но откуда в русском языке появилось это крылатое выражение, ведь крокодилами наша земля не славится? Примечание. Данный фразеологизм пришел к нам из глубины веков, а основывался он на уверенности, что крокодилы, поедая свою добычу, плачут, притворно сожалея о жертве. Данное крылатое выражение использовалось еще в Древнем Риме – упоминания о нем находили в константинопольской библиотеке патриарха Фотия (810–895 гг.). В русском языке фразеологизм «крокодиловые слезы» появился в результате дословного перевода немецкого слова Krokodilstränen. В книге Вейсмана «Немецко-латинский и русский лексикон» 1731 г. впервые этот фразеологизм был напечатан и дана его характеристика. В русских древних «Азбуковниках» есть толкование этого выражения, где прямо указано на притворные слезы крокодила и его повадки | Осуществлять актуализацию сведений из личного жизненного опыта информационной деятельности. Проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения и осуществлять их экспериментальную проверку. Выстраивать логическую цепь рассуждений – анализ объектов с целью выделения признаков. Контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками. Осуществлять самоконтроль по эталону. Оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления. Осуществлять само- и взаимоконтроль |
Работа в тетради для самостоятельной работы № 1. Упражнение 78 | Организует самостоятельную работу в печатной тетради, обеспечивает контроль над выполнением задания. – В словаре устойчивых выражений найдите устойчивые выражения с заданными значениями | Выполняют задание в тетради для самостоятельной работы. В словаре устойчивых выражений учащиеся находят устойчивые выражения с заданными значениями и выписывают их. 1. Держать себя в руках. 2. Диву даваться. 3. Заморить червячка. 4. Как воды в рот набрать. 5. Попасть впросак. 6. Спустя рукава | Анализировать объекты с целью выделения признаков. Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач |
V. Итоги урока, рефлексия | Организация подведения итогов урока учащимися. Проводит беседу по вопросам: – Какие выражения называют устойчивыми? – Какое затруднение у вас возникло? – В чем была причина затруднения? – Какую цель перед собой поставили? – Каким способом действовали? – Достигли ли поставленной цели? Обоснуйте свою позицию. – Кто нам больше всех помог на уроке, кого мы можем поблагодарить? – Оцените свою собственную работу. Обоснуйте свой вывод. – Какие затруднения остались? Над чем надо еще поработать? – Как вы думаете, каким будет наш следующий шаг? | Вспоминают и проговаривают цель урока. Отвечают на вопросы учителя. Высказываются о значимости изученного материала в дальнейшем обучении. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят само- оценку, рефлексию. Оценивают свою работу по предложенным критериям, комментируют свой выбор. | Узнал | Выполнил | Открыл | | Отслеживать цель учебной деятельности. Выполнять рефлексию способов и условий действия. Демонстрировать адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Использовать критерии для обоснования своего суждения. Следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям |
Домашнее задание | Организует обсуждение домашнего задания. Тетрадь для самостоятельной работы № 1, упражнение 79. – Найдите сложное слово и подчеркните его. – Объясните значение выражения мутит он воду | Записывают домашнее задание. Рассуждение ученика: Нахожу сложное слово и подчеркиваю его. Это слово водонос. Нахожу в тексте слова, объясняющие значение этого слова. Водонос – это человек, который воду носит. Подчеркиваю: Воду носит. Выражение мутит он воду в стихотворении означает: умышленно вносит раздор. Обвожу цифру 2. Синим карандашом обвожу слово донос. Значение этого слова: несправедливое обвинение. Устойчивое выражение, значение которого является синонимом слову загрустил, – повесил нос. Закрашиваю это устойчивое выражение желтым карандашом | Формировать навыки самоорганизации |