II. Актуализация изученного. | Предметные: - называть способ проверки безударной гласной в окончании имени существительного УУД: - действовать по алгоритму ( р.) - обстоятельно и точно отвечать на вопросы ( к.) | На интерактивной доске тест. Вставьте нужную букву: Любоваться картин_й. Играть на роял_. Идти с коромысл_м. За берёзовой рощ_й. Дальн_м полем. | - Чем мы занимались на последних уроках русского языка? -Как проверить безударную гласную в окончании имени существительного? - Посмотрим, как вы научились проверять безударную гласную в окончании имени существительного. Взяли пульты в руки. - Поднимите руки, кто выбрал е? - Кто выбрал и? - Почему? | - Проверкой безударных гласных в окончании имени существительного. - Подобрать слово с точно таким же окончанием, но ударным. |
III. Создание мотивации. (Постановка учебной/частной задачи.) | Предметные: - объяснить способ проверки оконччания УУД: - осознавать границу знания/ незнания; стремится к её преодолении (л.); - принимать учебную задачу (р.); участвовать в коллективном обсуждении учебных проблем; точно выражать свои мысли | | Создание ситуации успеха. - Почему возник спор, почему нет однозначного ответа? -Что нового в этом случае? - Какая часть слова вызвала затруднение Какую задачу поставим перед собой? Помощь в осознании и формулировки учебной задачи. - Давайте выпишем это словосочетание и решим эту задачу. | - Это что – то новое и не известное. -Другая часть речи. - Окончание. Осознают и формулируют учебно-познавательную задачу. - Научиться проверять безударную гласную в окончании имени прилагательном. |
IV. Открытие новых знаний. (Решение учебной задачи.) | Предметные: Отличать способ проверки существительного от прилагательного. УУД: - умение сохранять учебную задачу (р.); - выдвигать гипотезы; логически рассуждать; фиксировать в модели способ действия (п.). - доказательно и полно выражать свои мысли в устной форме (к.) | Модели: На доске слова: большим бескрайним дорогим иногородним полем (дорогим) дальним полем (каким?) дальним | Организация учебного исследования - С чего начать решение задачи? Давайте вернёмся к правилу проверки безударной гласной в любой части слова. - Как проверить безударную гласную в приставке, корне, суффиксе и окончании. - Выяснили, что безударная гласная в окончании проверяется таким ударным окончанием. Что теперь будем выяснять? - Какие грамматические категории есть у имени прилагательного. Покажите на модели - Схема прилагательного такая же, как у существительного. А значит можно проверить безударную гласную в окончании прилагательного именем существительным. -Разве у существительного не тот же род, число, падеж? - Для чего нам модели? Почему не могу проверить? - Что значит, такое же окончание? - Значит надо искать такие слова , которые смогут проверить окончание прилагат. Выберите из представленных слов те, которые смогут проверить безударную гласную в окончании. - Ребята, есть слово, которое всегда стоит рядом с прилагательным. Это вопрос. Можем мы им проверить? - Как же проверить безударную гласную в окончании прилагательного? | Анализ фактов языка, построение модели. - Надо подобрать такие же: приставку, корень, суффикс, окончание, но ударное. - Многозначные. - Что значит , такое же окончание. Когда совпадают грамматические категории числа, рода, падежа. - Число, род, падеж. - Нет. - В словаре их значения перечисляются в одной статье. - У прилагательного род не постоянный. - У них окончания разные. Значит существительным не могу проверить окончание прилагательного. - Окончание той же части речи. - Большим, дорогим. - Да. - Подобрать слово с таким же ударным окончанием. |
IV. Отработка способа действия на основе открытого понятия (включая контроль и оценку). | Предметные: - проверять безударную гласную в окончании прилагательного;;пользоваться научным стилем речи. УУД: - контролировать выполнение действий; работать по инструкции учителя (р.); - анализ, сравнение, пользоваться источниками (словарь) информации (п.); - полно и доказательно выражать свои мысли (к.) | Работа с компьютерами. | Задания на контроль и оценку. - Потренируемся проверять безударную гласную в окончании прилагательного. В нов_м костюме. Под ярк_м солнцем. Ясн_е небо. Снежн_ая зима. Топлён_е молоко. | |
V. Подведение итогов урока, домашнее задание. | УУД: - оценивать свои достижения (л) | | Рефлексия изученного: - Ребята, поставьте перед собой ладошки. Я буду дотрагиваться до вашей ладошки, а вы должны продолжить моё высказывание. - Я узнал… - Сегодня на уроке я запомнил… - Я повторю дома ещё… - На уроке мне понравилось… Задание на дом: упражнение 172. | Дети, продолжая высказывание учителя, проводят содержательную, личностную, эмоциональную рефлексию. |