СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка по теме "Изменение имён прилагательных по падежам" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка по теме "Изменение имён прилагательных по падежам" 4 класс»


Учебный предмет

русский язык (УМК «Школа России»)

Класс

3

Тип урока

урок открытия новых знаний

Тема урока

«Изменение имен прилагательных по падежам»

Цель урока

Способствовать формированию умений у обучающихся определять падеж имён прилагательных, опираясь на согласование имён прилагательных с именами существительными в роде, числе и падеже.

Задачи урока

  1. Образовательные:

  • формировать умение изменять имена прилагательные по падежам;

  • совершенствовать знания об имени прилагательном;

  • формировать умение правильно писать падежные окончания имен прилагательных.

  1. Развивающие:

•развивать устную и письменную речь учащихся, через письменные задания, вопросы учителя.

•развивать познавательную активность учащихся.

• развивать умения формулировать учебную задачу урока и отвечать на поставленные вопросы;

• совершенствовать мыслительные операции анализа и синтеза, сопоставления, обобщения.

  1. Воспитательные:

• воспитывать активность, усидчивость, любознательность, заинтересованность и пытливость в процессе учения;

  • воспитывать любовь к русскому языку.

Основные термины и понятия

Прилагательное, существительное, падеж, склонение









Планируемые результаты

Предметные умения

- уметь согласовать имя прилагательное с именем существительным;

- уметь изменять прилагательные по родам, числам и падежам.

- уметь определять род, число, падеж, имён прилагательных и находить имя прилагательное в тексте;

- знать словарные слова;

- уметь каллиграфически писать;

- знать взаимосвязь имени прилагательного и имени существительного;

- уметь правильно писать падежные окончания имен прилагательных.

- Личностные УУД:

1. Толерантно относится к окружающим.

2. Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

3. Определять общие для всех правила поведения.

4. Оценивать усваиваемое содержание учебного материала .

Метапредметные

-Регулятивные:

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Учиться высказывать своё предположение (версию).

3. Работать по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, раздаточный материал и т.д.).

4. Контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы.

5. Оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.

-Познавательные:

1. Ориентироваться в своей системе знаний по русскому языку: отличать новые знания о правописании имён прилагательных от уже известного с помощью учителя.

2. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

3. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

4. Анализ, построение логической цепочки рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование.

- Коммуникативные

1. Слушать и понимать речь других.

2. Вступать в беседу на уроке.

3. Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

4. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

5. Способность брать на себя инициативу в организации совместного действия, а также осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения работы.


Организация пространства


Формы работы

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Методы работы

  1. Метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации (беседа).

  2. Метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (демонстрация презентации)

  3. Проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).

Педагогические технологии

ИКТ технология, технология здоровьесбережения, технология развивающего обучения, технология сотрудничества.

Оборудование

Компьютер, проектор, экран, учебник русского языка 3 кл. II часть, авт. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, презентация, электронное приложение к учебнику, карточки с заданиями для парной, индивидуальной и групповой работы.

ХОД УРОКА.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Самоопределение к деятельности. Орг. Момент

1 мин

Цель: способствовать психологическому настрою учащихся на урок.

Включение в деловой ритм. Устное сообщение

Урок начинается со следующих стихотворных строк:

Вот и прозвенел звонок –

Сигнал позвал нас на урок.

Настроение у нас – отличное,

А улыбки – дело привычное.

Пожелаем друг другу – добра.

С гостями тоже поздороваться пора.

Скажем: «Добрый день!» гостям

И все сядем по местам.

- Посмотрите, какое солнышко к нам зашло в гости.

Надеюсь, оно засияет ещё ярче от нашей дружной и успешной работы на уроке.




Обучающиеся произносят хором выделенные слова






Настраиваться эмоционально;

Подготовка к работе

Р: нацеливание на успешную деятельность, целеустремленность,

К: формировать положительное отношение к урокам русского языка;


Л: проявляют доброжелательность, готовность к сотрудничеству.

2. Чистописание.

2 мин.

Цель: Способствовать развитию

каллиграфических навыков,

внимания, речи.









3. Словарная работа

10 мин

Цель: закреплять умения работать со словарём, активизировать словарный запас учащихся











4. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

6 мин

Цель: Проверить знания детей по пройденному материалу.

Откройте свои тетрадочки и запишите сегодняшнее число, классная работа.

На минутке чистописания мы будем писать букву, в которой нет угла, оттого она кругла. До того она кругла, покатиться бы могла.

- Что это за буква? (о)

- Как ведём записи в тетради?




- Давайте пропишем дорожку с буквой О в соединениях с другими буквами в своих тетрадях. Как вы думаете какое соединение будет следующим?

Ооа Ооб Оов (Оог)

- Пропишите эту дорожку и до конца строки повторите ещё раз.

Послушайте загадки, запишите на следующей строке отгадки. (СЛАЙД 2-7)

Взаимопроверка. Оценивание.

- Каким общим словом можно назвать эти словарные слова?

- Запишем слово ЖИВОТНОЕ. Выделим опасные места. Кто такие животные?

Посмотрим, как об этом говориться в словаре.

- Разберём слово по составу. А сначала послушайте о происхождении этого слова.

Животное – заимствовано из старославянского языка. Производное от животъ = «жизнь». Животное буквально - «то, что живёт».

- Подберите синоним и антоним к этому слову.

- Составьте предложение с этим словом, чтобы оно подходило к одной из данных схем.(СЛАЙД 8)


Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.


  1. Повторение знаний об изменении имён прилагательных по родам.

На столах у вас конверты. Откройте их. Предположите, какое будет задание.


Работать будем в парах, 1 ученик у доски выполняет задание на наборном полотне.


Тёмный лес, полевая мышь, железная дверь, огромный кит, белое облако, медвежья берлога, большой город, низкое крыльцо, деревенский дом, послушная дочь, душистое сено, тяжёлое ведро.


-Сделайте вывод: как определить род имён прилагательных?

-Какие окончания имеют имена прилагательные в мужском роде, женском роде, среднем роде?

-У какой пары нет ошибок?

- Молодцы!

2. Повторение знаний об изменении имён прилагательных по числам.

Работа с электронным приложением.

- Укажите число имён прилагательных. Рассуждайте вслух, как определить число имён прилагательных.


-Сделайте вывод: как узнать число имён прилагательных?

-Какие окончания имеют имена прилагательные во множественном числе?

-Что ещё можете сказать о прилагательных во множественном числе?


- Молодцы!

Ведут записи в тетради.






- (Хором) На уроке не спешу,

Аккуратно я пишу,

Чтоб учитель мне в тетрадь

За урок поставил «5».


Отрабатывают навыки каллиграфического письма.






Выставляют оценки на полях.

Высказывают предположения, работают со словарём.



Ое – окончание, живот- корень, н – суффикс.




Животное – зверь, животное – растение.




Выполнение заданий, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.


Высказывают предположения (определить род прилагательных, разделить слова на группы по родам, распределить слова в три столбика)

Работают в парах и индивидуально.




Отвечают на вопросы.








Определяют число имён прилагательных.



Отвечают на вопросы.




(По родам прилагательные во множественном числе не изменяются.)


П: анализ объектов с целью выделения существенных признаков.

Р: действовать с учётом выделенных учителем ориентиров.









Р: оценивать правильность выполнения действия партнёром.

К: уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.













Р: умение принимать и сохранять учебную задачу;

оценивание результатов своей деятельности и работы в паре, контроль, самооценка.

П: выявляют признаки имён прилагательных, классифицируют имена прилагательные по родам

К: взаимодействуют в ходе парной работы, участвуют в учебном диалоге, формулируют ответы и выводы.

Л: адекватно понимают причины успешности или неуспешности в учебной деятельности;



5. Постановка учебной задачи.

5 мин.

Цель: Способствовать

формированию мотивации к поиску решения поставленной задачи (проблемы).

Активизирует знания учащихся. Задаёт вопросы, побуждает к высказыванию собственного мнения, проводит параллель с ранее изученным материалом, подводит обучающихся к выдвижению проблемы. Создает проблемную ситуацию.

- Посмотрите на таблицу.(СЛАЙД 9)


Сделайте вывод

-Чтобы ответить на этот вопрос попробуем выполнить задание.

- Откройте учебник на стр. 84. Найдём упр.145

-Прочитайте предложения.

Волнуется синее море. Старик жил у синего моря. Корабль плыл по синему морю. Мы увидели синее море. Лебеди летели над синим морем. Дельфины плавали в синем море.)

-Что общего у выделенных существительных? (Средний род и единственное число.)

-Что можно сказать о прилагательных, связанных с этими существительными?

-Какие окончания имеют прилагательные в среднем роде единственном числе? (-ое, -ее)

-Какие окончания имеют прилагательные в наших предложениях? (-ее, -его, -ему, -им, -ем)

-Почему же такое несовпадение? (Варианты ответов детей.) Постарайтесь сформулировать задачи урока, используя слова: (СЛАЙД 10)

Разобраться, понять……

Познакомиться …..

Научиться…

-Итак, каковы же учебные задачи сегодняшнего урока?





















О чём же мы с вами будем говорить? Какова же тема урока? (СЛАЙД 11)






















Анализируют таблицу, делают вывод (возможно прилагательные ещё как-то изменяются)



Работают с учебником. Читают предложения, находят словосочетания: прилагательное + существительное.


Отвечают на вопросы









Высказывают предположения.


Ставят цели, формируют (уточняют) тему урока. (Разобраться, понять, что такое падежные формы имен прилагательных; Узнать, почему разные окончания у прилагательных в одном роде и

числе или изменяются ли имена прилагательные по падежам.)

Познакомиться с правилом, постараться его запомнить.

Научиться определять падеж имен прилагательных

(изменение имён прилагательных по падежам или склонение)

Р: уметь определять тему и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

К:уметь оформлять свои мысли в устной форме, аргументировать свою точку зрения, уметь предвидеть разные возможные мнения своих одноклассников

П: анализ объектов с целью выделения существенных признаков, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

6. Построение проекта выхода из затруднения.

10 мин.

Цель: Познакомить

учащихся с изменением имён прилагательных по падежам (склонением).












1 мин.

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

- Мы знаем, что имена существительные согласуются с именами прилагательными в роде и числе. Мы предположили, что имена прилагательные тоже изменяются по падежам (склоняются). Где проверим свои предположения? Откройте учебник на странице 82 и прочитаем правило.

(СЛАЙД 12)

-Давайте поработаем с таблицей «Склонение имён прилагательных» на стр.83.

-На какие вопросы отвечают прилагательные мужского рода (женского, среднего) в разных падежах?

-Какая часть в слове указывает, что имена прилагательные изменяются по падежам?

-Давайте вернёмся к упражнению 145 на странице 84.

Прочитайте внимательно задание. Приготовьтесь составить план действий по выполнению упражнения.

Физкультминутка.

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова. (Вращение головой.)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.)







(в учебнике).






















Работа с таблицей.



Отвечают на вопросы.




Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм)

Р: способность сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свои действия.

П: уметь выделять существенную информацию, делать выводы, умозаключения.

К: взаимодействуют в ходе фронтальной работы.
































Р: саморегуляция, как способность мобилизации сил и энергии


7. Первичное закрепление.

4 мин.

Цель: Способствовать закреплению полученных знаний о склонении имён прилагательных.

Устанавливает осознанность ситуации

Итак, что же надо сделать, чтобы правильно определить падеж у имени прилагательного? Давайте составим алгоритм наших действий:

(СЛАЙД 13)


  1. Определение падежей у прилагательных.

Давайте воспользуемся нашим алгоритмом и поучимся определять падеж у имени прилагательного.

Игра «Лото»


Работа в группах

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

Р: составление плана и последовательности действий, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него.


П: выбор способов решения задач в зависимости от конкретных заданий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

К: определение способов взаимодействия в группах,

-разрешение конфликтов, принятие решения и его реализация;

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами.


8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

3 мин

Цель: В ходе самостоятельной работы выявить уровень умений детей склонять имена прилагательные.

Организует деятельность по применению новых знаний.

В упражнении 144 на странице 83 даны словосочетания, предлагаем вам просклонять их по вариантам в тетрадях:

I парта. – лесной дом

II парта. – лесная ягода

III парта. – лесное озеро

-У какой парты были даны для склонения существительные и прилагательные мужского рода? Проверим по образцу (Детям раздаются карточки для проверки.)


-Кто не допустил ошибок, поднимите руку. Молодцы!


Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Р: умение принимать и сохранять учебную задачу.

П: самостоятельное выполнение деятельности;

оценка процесса и результатов деятельности.

Л: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.


9. Рефлексия деятельности (итог )

2 мин.

Способствовать выработке у учащихся способности к самоанализу.

Организует рефлексию.


Итак, какую цель мы поставили перед собой в начале урока?

-Достигли ли мы данной цели?

-Предлагаю оценить работу на уроке по следующим критериям:

Красный лучик – я разобрался, что такое падежные формы имён прилагательных.

Оранжевый лучик – я понял, что такое падежные формы имен прилагательных, но мне надо повторить правило.

Жёлтый лучик – к сожалению, я не понял, что такое падежные формы имен прилагательных.

- Возьмите лучик и прикрепите их к нашему солнцу. Ребята, мы работали с вами плодотворно, слажено и поэтому солнышко наше засияло ярче.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.


Р: понимание причин успеха и неуспеха в учёбе;

Л: формирование адекватной самооценки.

11. Домашнее задание.

1 мин.

Цель: Благодаря личностному выбору детей создать ситуацию «успеха» при выполнении домашнего задания.

Дифференцированное домашнее задание:

  1. Составить текст о домашнем животном, употребив в тексте имена прилагательные.

  2. Составить текст о домашнем животном, употребив в тексте имена прилагательные, указать падеж имён прилагательных.

  3. Составить текст о домашнем животном, употребив в тексте имена прилагательные, указать род, число и падеж имён прилагательных.

Делают самостоятельный выбор по своим возможностям. Записывают в дневник.

Л: формирование адекватной самооценки.



Скачать

© 2023, 205 5

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!