I.Организационный момент Мотивирующий приём: Положительный настрой на урок русского языка Методы: подводящий к теме диалог. | - Долгожданный дан звонок, начинается урок. - Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь. Я вам желаю удачи и успехов на уроке. - Скажите, а что я сейчас произнесла? (пожелание) - А из чего состояла моя речь? (из предложений) - Из чего состоят предложения? (из слов) На слова вы посмотрите, и задание мне скажите. - Придумайте задание к этим словам. | Беседа, диалог: - Пожелание - Ваша речь состояла из предложений - Предложения состоят из слов Учащиеся предложили разделить слова на 2 группы. | Вступительная беседа: - личностные УУД: формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению; - познавательные УУД: понимать заданный вопрос и строить сообщение в устной форме; - коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение. Самостоятельная постановка вопроса к словам: - регулятивные УУД: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале - познавательные УУД: - понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; Проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных фактов языка по заданным основаниям; - коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. |
II.Актуализация знаний Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Мотивирующий приём: диалог ведущих передачи «Радионяня» | - Какие согласные стоят в конце слов? - Как называются такие согласные? - Как произносятся согласные в конце слов? - Вот послушайте радиопередачу о таких неясных согласных. (диалог радиопередачи «Радионяня») - Ведущий хотел посмеяться над героями? - Так почему же у героев получились нелепые слова? | - В один столбик – слова с глухой согласной в конце слова, в другой – со звонкой согласной в конце слова. (выходят дети к доске - распределяют в два столбика слова) - Такие согласные в русском языке называются парными. - Слова со звонкой согласной в конце слова произносятся глухо, неясно. - Нет, обратить внимание на неясные звуки. -Они думали, что слова как произносятся, так и пишутся. | Распределение слов на группы - личностные УУД: интерес к предметно-исследовательской деятельности; - познавательные: - обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку; - анализировать изучаемые объекты, сравнивать, классифицировать; - коммуникативные УУД: -допускать существование различных точек зрения; - формулировать собственное мнение и позицию; Прослушивание диалога: Личностные УУД: - самоопределение - система заданий, ориентирующая младшего школьника определить, какие модели языковых единиц ему уже известны, а какие нет. Предметные: определять звонкие и глухие согласные в словах; |
III. Формулирование темы урока Цель: самостоятельное определение темы урока, цели урока. Продуктивное задание: определить тему урока IV. Работа в группах (открытие новых знаний) Цель: самостоятельно проанализировать пары слов, сделать вывод, сформулировать правило правописания парных согласных в конце слов, выявить проверочные слова. Продуктивное задание: сформулировать правило правописания парных согласных в конце слов по иструкции. Мотивирующий приём: использование правила – песни из радиопередачи «Радионяни» V. Формулирование правила, его запоминание Цель: в игровой форме - песенки радиопередачи, запомнить правописание парных согласных в конце слова Мотивирующий приём: подбор проверочных слов для парных согласных в конце слов (при наведении на слово меняется картинка и слово - ЦОР по рус.яз: файл Flach) VI. Физминутка Цель: здоровьесбережение, активизация внимания. VII. Закрепление изученного Способы: фронтальная работа, обратная связь, индивидуальная работа (применение сигнальных карточек, согласных букв) Средства: комментирование, подводящий к закреплению знания диалог. Мотивирующий приём: если правильно вставили буквы, то появляются буквы – человечки, пары согласных (на доске) | - Как вы думаете, а какая тема урока у нас сегодня будет? - А какие звуки неясные? - А если не знаешь как правильно писать слово, то как узнать о его правописании, где? - А самостоятельно подумать можно? - Вот сейчас вам и предстоит работа, выяснить как же проверить такие неясные согласные звуки. - Сейчас вы поработаете со словами, которые были на доске и выясните с помощью инструкции, как же проверить согласные в конце слов. - Итак, время истекло. - В каких словах хорошо произносится парный согласный? - Так, как же проверить согласный в конце слова? - Вот теперь все правильно! (звучит голос ведущего «Радионяни») - Сейчас споем песенку- правило о неясных согласных (звучит радио – песня) - Самостоятельно сформулируйте правило, приведите свои примеры слов. - Как же вы изменяли слово? - Как вы думаете, а по - другому изменить можно слово, чтобы согласный слышался ясно? - Попробуйте, измените, приведите примеры. (файл Flach) - Посмотрите на картинку, что происходит со словами? - Сколько способов подбора проверочных слов вы теперь знаете? - Мы с вами выучили правило, это новая орфограмма. (Из "Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" от 29 декабря 2010 г. N 189) 1. Упражнение для снятия утомления с мышц туловища. И.п. – стойка ноги врозь, руки за голову. 1-3– круговые движения тазом в одну сторону. 4-6 – то же в другую сторону. 7-8 – руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний. И.п.- стойка ноги врозь. 1-2 – наклон вправо, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3-4 – и.п. 5-8- то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний. 2. Упражнение для мобилизации внимания. И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4 - 6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза - средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный. - Давайте посмотрим, чему же вы научились (файл Flach) - Приготовьте абаки (согласные буквы). - Как подобрать проверочное слово к слову Олег? - Подумайте, как изменить слово, чтобы ясно слышали звук в конце слова. - Теперь сколько способов подбора проверочных слов вы знаете? - Мы с. | - Правописание парных согласных в конце слова - В конце слова неясные звуки – звонкие согласные, они произносятся как глухие согласные. - Из интернета, из словаря, спросить у взрослых, у друга, у учителя, родителей. - Если приложить усилия, то и с трудной работой можно справиться самостоятельно, главное, иметь желание. Работают в 5 группах по инструкции, в группе по 4-5 человек. - Парный согласный хорошо слышится и произносится, если слово стоит во мн.числе. - Чтобы проверить парный согласный в конце слова, нужно изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный звук. Дети учатся оценивать работу других детей. Обучающиеся поют песню вместе с ведущими «Радионяни», запоминают правило правописания парных согласных в конце слов. 2-3 человека проговаривают правило, приводят примеры слов. - Ставили слова во множественном числе, чтобы согласный слышался ясно. - Наверное можно, главное чтобы после согласного стоял гласный звук. - Пробуют изменять, приходят к выводу, что можно назвать слово ласково. Пруд –прудик, прут – прутик. -Называем слова ласково, четко слышим, какой звук писать в конце слова. - На уроке выучили 2 способа подбора проверочных слов. Коллективно выполняют упражнения, садятся на свои места – девочки, потом –мальчики. Обучающиеся по очереди выходят к доске, смотрят, какие буквы показывают дети, вставляют буквы на интерактивной доске, называют проверочные слова. Пробуют ставить во мн.ч, называют ласково – не получается. Догадываются, поставить вопрос: - Нет кого? - Олега - Теперь узнали третий способ подбора проверочного слова. | - личностные: интерес к предметно-исследовательской деятельности; - познавательные: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков Составление правила по инструкции: - регулятивные : учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; - коммуникативные УУД: - принимать участие в работе группами; -приходить к общему решению (в групповой деятельности под руководством учителя); Рефлексия после выполнения задания: - регулятивные: самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия. Формулирование правила, его запоминание: - регулятивные УУД: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; проговаривать вслух последовательность производимых действий осваиваемой деятельности; Фронтальная работа: - регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; - личностные: - сохранять интерес к учебному материалу; - познавательные: определение звонких и глухих согласных в слове, подбор проверочных слов для определения буквы в слове; |
VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону, взаипроверкой . Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет делать. Методы: самоконтроль, самооценка. Способы: индивидуальная работа | - Давайте докажем себе, что мы многое знаем и умеем. - Откройте учебник на стр.79, выполните самостоятельно № 102. - Прочтите вслух задание, все понятно? Вспомните правила правильной посадки при письме. - Вы остались довольны своей работой? - Если работа была легкой, то на полях зажгите солнышко с лучиками, если работа вызвала затруднение, то пусть будет солнце без лучей, а если было совсем трудно, то оставьте место, солнышко там все равно появится. - Обменяйтесь тетрадями, поработайте учителем, сверьте с текстом на слайде. - Если ваш товарищ не сделал ни одной ошибки, то нарисуйте на полях солнце с лучами, если сделал 1-2 ошибки, то нарисуйте солнце без лучей, но а если сделал много ошибок, то не ставьте в этот раз ничего. | Ручку правильно держу, тетрадь наклонно положу, Сяду ровно, не согнусь, Ни к кому не повернусь. Выполняют самостоятельно в рабочей тетради. Взаимопроверка.Самопроверка. Дети самостоятельно находят слова в тексте, вставляют буквы, а затем сравнивают с эталоном (на слайде) и оценивают работу товарища. | Самостоятельное выполнение задания по учебнику: - регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; анализировать объекты с выделением существенных признаков. Предметные: - применять правила правописания парных согласных в конце слова; Взаимопроверка: - Регулятивные: оценивать результаты деятельности (своей, соседа по парте). - коммуникативные: осуществлять действие взаимоконтроля. - личностные: - нравственно-этическая ориентация (оценивание работы товарища по заданным критериям, умение радоваться успехам товарища). |
X.Работа с деформированными предложениями (разноуровневые задания) Обобщение. Способы: работа в парах. Мотивирующий приём: видеозапись с просьбой мальчика оказать ему помощь Методы: выполнение продуктивных заданий. | - Отдохнули? Готовы помочь еще кому-нибудь? - Тогда, внимание. Текст обращения Мы выучили в детском саду согласные звуки, логопед попросила меня вставить буквы в слова, помогите мне пожалуйста, ведь я правил еще не знаю. - Ну что выполним просьбу мальчика? А кстати, «просьбу» или «прозьбу», от какого слова образовано слово «просьба»? - Сейчас вы работать будете в паре, задание под зеленым кругом – среднего уровня сложности, задание под синим кругом – повышенного уровня. Вы выберите задание по своим силам. - Объясните, какие буквы вставили в слова. - Назовите проверочные слова. - Кто же может быть другом для человека? | Работа в парах (на листочках) 1 . Вставь согласные буквы в пословицу: Книга — твой дру … , без неё как без ру …. 2. Собери пословицу, вставь согласные буквы: Старый, двух, лучше, новых, дру…. - Слово просьба образовано от слова «просить», значит - просьба. Объясняют, рассуждают, называют проверочные слова. - Для нас может быть другом не только человек, но и книга, потому что полезную информацию узнаем из книг, учимся поступать правильно. | Прослушивание видеообращения: - личностные: этические чувства (сочувствие). Выполнение дифференцированных заданий: - личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком; интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в карточке; - регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Работа в парах: - коммуникативные: договариваться, приходить к общему решению; осуществлять действие взаимоконтроля; - познавательные УУД: анализировать изучаемые объекты с учетом существенных признаков; - личностные: (воспитательные) умение ценить дружбу; прививать любовь к книге; |