Тема: «Обобщение по теме «Глагол»».
Цель: обосновывать правильность выделения изученных признаков глагола.
Материалы для учителя: Учебник «Русский язык» Канакина, Горецкий 4 класс 2 часть, кроссворд.
Материалы для учащихся: Учебник «Русский язык» Канакина, Горецкий 4 класс 2 часть; рабочая тетрадь, карточки с дифференцированным заданием.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | Методы обучения, КРР |
1.Мотивация к учебной деятельности | Приветствие учащихся. Настраивает на деятельность. -Ребята, этот урок мы начнём с небольшой игры. Называется она «В трёх словах». Но мы будем использовать слова - действия. Напомните, как их по-другому называют? -Верно, глаголы. И теперь мы опишем свои цели урока тремя глаголами.
-Расскажу, напомню, помогу. Молодцы, все справились с заданием. И теперь вы знаете, что вам нужно сделать во время урока. Откройте тетрадь, запишите число и классная работа. | Приветствуют учителя, эмоционально настраиваются на урок. Слушают интервью Описывают свои цели тремя глаголами: - Вспомнить, выполнить, повторить. -Буду записывать, узнавать, применять. - Найду, запомню, выучу. Записывают в тетрадь число, классная работа Показывают свою готовность. | Л1: формировать положительное отношение к языковой деятельности; К1: формулировать собственное мнение и аргументировать его; | Формирование готовности восприятия учебного материала Беседа Игровой метод |
2. Актуализация опорных знаний | Минутка чистописания Гг Закрепление пройденного -На доске записаны слова. Вам нужно записать их и запомнить «трудные» места в них. Шо(с, сс)е, а(л, лл)ый, су(м, мм)а, ки(л, лл)огра(м, мм), те(р, рр)а(с, сс)а, су(б, бб)ота, гри(б, бб), лу(ж, жж)а, жу(ж, жж)ит, Ва(н, нн)я, ва(н, нн)а, те(л, лл)егра(м, мм)а, ко(м, мм)и(с, сс)ия, ко(л, лл)о(н, нн)а Фронтальная проверка. | Прописывают в тетради буквы. Записывают в тетради: Работают со словарными словами по цепочке у доски. | Р2: формировать умение высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи Р1: формировать умение принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; П1: осуществлять синтез как составление целого из частей К1: формулировать собственное мнение и аргументировать его; | Беседа Практическая работа Беседа |
3.Организация познавательной деятельности 3.1. Целеполагание | Сегодня у нас урок – обобщение по теме, а тему урока вы узнаете, разгадав кроссворд. Тема зашифрована в ключевом слове кроссворда. -Как называется полоска земли, предназначенная для передвижения. -Учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности для общественного пользования. -Дорога в саду или в парке с рядами деревьев, посаженных по обеим её сторонам. -Крупный населённый пункт, административный, промышленный и культурный центр. -То же, что и экономика. -Группа людей, объединённых общей работой, учёбой, общественными интересами. -Теперь прочитайте ключевое слово. Итак, ребята, мы с вами знаем признаки глаголов, и применяем правила. Что же нам ещё нужно сделать, чтобы закрепить наши знания? Постановка цели и задач |
- дорога. - библиотека. - аллея. - город. -хозяйство. - коллектив. -Глагол -Вспомнить и объединить знания о глаголе. -Цель: обосновывать правильность выделения изученных признаков глагола -Задачи: Определение грамматических признаков глаголов — время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе), лицо (в настоящем и будущем времени; Обоснование правильности выделения изученных признаков глагола; Определение последовательности действий при разборе глагола как части речи по заданному алгоритму. | П2: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; К2:: формировать умение слушать собеседника и понимать речь других; Л2: формировать умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий; Р1: формировать умение принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности | Подводящий диалог |
3.2. Обобщение затруднений во внешней речи Физ.минутка | Упр. 243 (с. 115). — Прочитайте стихотворение выразительно. — Определите его главную мысль. — Какое это предложение по интонации и цели высказывания? — Найдите в тесте глаголы. Поставьте к ним вопросы. — Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка.) — Как вы написали глаголы с частицей не? — Какие ещё орфограммы встретились в глаголах? Упр. 244 (с. 115). (Самостоятельное выполнение. Проверка.) — Какие глаголы вы записали в первую группу? ( — Назовите их. — Что вы можете сказать об этих глаголах? — Объясните, что означают эти слова. — Какие глаголы изменяются по лицам и числам? — Назовите их. — Какие глаголы в единственном числе изменяются по родам? — Назовите их. — Разберите первое предложение по членам. Упр. 245 (с. 116). — Рассмотрите первую схему. — Что вы можете сказать об этом глаголе? Остальные схемы разбираются по аналогии. Проверка, самооценка. Раздаёт карточки с таблицей (Прил.1): -Ребята, перед вами в карточках указаны глаголы. Их нужно распределить в таблице по трём группам – это формы времени. | Читают стихотворение. - Главная мысль заключена в последнем предложении. -Восклицательное по интонации, побудительное по цели высказывания. Выполняют задание -Раздельно. Называют орфограммы. Выполняют задание самостоятельно в тетради. -Глаголы в неопределённой форме. -Почитать и почитать. -Они одинаково пишутся и произносятся, но имеют разное значение. Высказывают свои предположения. -В настоящем и будущем времени. - Получает — настоящее время. - В прошедшем времени. -Привыкла - женский род. Один ученик работает у доски. -Это глагол Спряжения, настоящего или будущего времени, 3-го лица, множественного числа) Далее учащиеся самостоятельно подбирают слова к каждой схеме и записывают их. Выполняют задание. Самопроверка | Л1: формировать положительное отношение к языковой деятельности; | Работа с книгой Беседа Работа с книгой |
3.3.Самостоятельная работа | Дифференцированные задания (Прил. 2) | Выполняют задания на выбор на карточках: -с буквой «А» - обучающиеся с низким уровнем знаний; - с буквой «Б» – со средним уровнем; - с буквой «В» – с высоким уровнем знаний. | Р3: развивать умение понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи; П3: работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно; | Практическая работа |
3.4. Повторение и включение в систему знаний | - Вот мы с вами повторили всё, что узнали о глаголе. - Давайте посмотрим, всё ли запомнили. Я буду читать, а вы покажите на карточках, правильно я говорю или нет.(Прил . 3) Глагол обозначает предмет. Глагол в предложении бывает сказуемым. Глаголы в настоящем времени изменяются по родам. Глаголы в прошедшем времени в третьем лице единственного числа изменяются по родам. Глаголы гнать, держать, слышать, дышать относятся к первому спряжению. В глаголе пишешь окончание -ишь. В глаголах неопределённой формы пишется ь. (Когда ребята показывают карточку с буквой Н, спрашивает, почему неправильно.) - Скажите, зачем нам был нужен этот урок? - Мы смогли решить эту проблему? Как мы её решили? | Учащиеся показывают карточку с буквой П – правильно, с буквой Н – неправильно. -Н -П -Н -П
-Н
-Н -П -Чтобы обобщить всё, что узнали о глаголе. -Да. Высказывают свои предположения. | К1: формулировать собственное мнение и аргументировать его; К2:: формировать умение слушать собеседника и понимать речь других | Самостоятельная работа |
РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Домашнее задание | Проводит рефлексию в форме эстафеты. Д/З: с. 116, упр. 246. | Оценивают свою деятельность Записывают домашнее задание. | Р3: развивать умение понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи; | Беседа |