Технологическая карта урока русского языка в 3 классе
Тема урока | Творительный падеж имён существительных |
Тип урока | Открытие новых знаний (ОНЗ) |
Цель | Формировать умение определять Творительный падеж существительных по вопросам, предлогам и синтаксической функции. |
Планируемый результат | Предметные умения | Универсальные учебные действия (УУД) |
сформировать умение определять по вопросам Творительный падеж имён существительных; сформировать умение различать существительные в Творительном падеже; подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными; расширить словарный запас учащихся. | Личностные: осознание алгоритма учебного действия; способность к самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности. Метапредметные Регулятивные: освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления; формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение; планировать учебное сотрудничество. Познавательные: освоение умения распознавать существительные в Творительном падеже по вопросам и роли в предложении; формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям. Коммуникативные: формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий; наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их; высказывать свою точку зрения с достаточной полнотой и ясностью. |
Основные понятия | Творительный падеж, вопросы творительного падежа. |
Межпредметные связи | Русский язык – развитие речи – литературное чтение |
Ресурсы: - основные -дополнительные | В.П. Канакина В.Г. Горецкий Русский язык. Учебник для 3 класса. Часть 2 Мультимедийное сопровождение урока русского языка «Творительный падеж имени существительного». |
Организация пространства | Фронтальная работа, работа в парах. |
ХОД УРОКА
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые универсальные учебные действия |
Самоопределение к деятельности Цель: включение учащихся в деятельность на личностном уровне. | Включение в деловой ритм Устное сообщение учителя | Готовятся к работе | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
(Слайд 1 )
-Сегодня у нас необычный урок – к нам пришли гости. А гостям всегда рады. Постараемся, чтобы гостям не было скучно.
Дети рассаживаются.
- Ребята на каждом уроке мы с вами убеждаемся, что русский язык интересен, красив и сложен. Вот и сегодня постараемся помочь друг другу сделать новые интересные открытия.
-Поприветствуйте своего партнёра по плечу.
- Прочитайте эти слова на слайде, они помогут вам на уроке.
(Слайд 2 )
Учащиеся читают на слайде:
- Мы уже многое знаем.
-В своих познаниях продолжаем идти дальше, раскрывая тайны русского языка.
-У нас у каждого свое мнение и его нужно озвучить.
- Мы не боимся ошибаться.
Запись даты в тетради.
Актуализация знаний и выявление индивидуальных затруднений Цель: повторение изученного материала и материала, необходимого для открытия нового знания; выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. | Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. | Выполняют задание, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции (устные и письменные), учебные навыки . | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические – анализ объектов с целью выявления признаков. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, прогнозирование, целеполагание |
(Слайд 3 )
-Ребята, прочитайте слова.
Проблема: создать необходимые условия, которые помогут создать формулу успеха.
- Что по вашему есть «старание»? ( высказывания учеников)
- Старание- усердие в работе над чем- нибудь, при достижении чего- нибудь.(Д.Н.Ушаков «Большой толковый словарь современного русского языка.»)
-Какой частью речи являются данные слова? (- Это имена существительные, т.к. обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? что?)
- Какой это падеж? ( И.падеж)
- Сколько в русском языке падежей? (6)
- Перечислите их.
- Назовите падеж, который является пятым по счёту.( Творительный падеж)
Постановка учебной задачи Цель: обсуждение затруднений; проговаривание цели урока. | Анализирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию. | Ставят цели, выявляют место и причины затруднения. | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение, формулирование цели; логические – формулирование проблемы. |
Фронтальная работа
- Откройте страницу учебника с этой темой. (с. 52)
- Какие виды работ мы будем использовать на уроке? (Высказывать своё мнение, работать в парах, сведения о языке)
Работа по учебнику с.52 у 94
- Прочитайте задания
- На какие орфограммы пропущены буквы? (Безуд. гл., словарные слова, правописание слов с раздел. Ь знаком, жи-ши)
Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) | Организует деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации. | Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.) | Регулятивные: планирование, прогнозирование. Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации. Познавательные: моделирование; логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. |
Работа в тетради и у доски.(Комментированное письмо)
- Рассуждая по плану упражняемся в определении у выделенных сущ-х падеж, окончание
- Какой вывод напрашивается?
-Вывод: 1.Сущ.Т.п. отвечает на вопросы Кем? Чем?
2. Употребляется с предлогами.
3. Окончание –ой,-ом,- ами,-ой,
4. Член предложения : второстепенный.
- В каком предложении к сущ-му в Т.п. можем задать падежный и смысловой вопросы? ( Во 2-м предложении)
- Чтение сведения о языке с 53.
(Слайд 4)
(Слайд 5 )
Физкультминутка
Реализация построенного проекта | Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. | Работают в соответствии с составленным планом | Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, коррекция. Познавательные: общеучебные- самостоятельное создание алгоритма деятельности, осознанное построение речевого высказывания. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. |
Работа по парам
(Слайд 6)
Упр.95 с.53
- Прочитайте. Составьте предложения, выбирая нужные слова из каждой группы.
- Запишите два предложения. Укажите падеж имён существительных. Объясните, по каким признакам вы определили падеж.
- На выполнение работы -3 минуты.
- Какая пара готова?(поднимают руки в парах)
- Кто из вас будет отвечать?(Используют алгоритм распознавания Т.п.)
1. Читаю предложение.
2. Нахожу имя сущ-ое с вопрсом кем? чем?
3. Выделяю окончание.
(Слайд7)
Траву косят косой.
Доску пилят пилой.
Рыбу ловят неводом.
Гвоздь забивают молотком.
Одежду шьют иглой.
Рефлексия деятельности Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса | Организует рефлексию | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия. Личностные: смыслообразование. |
-Какой вывод можно сделать?
- Как вы думаете справились мы сегодня с работой?
-Какие условия помогут создать формулу успеха?
(Слайд 8)
Формула успеха
1.Внимание
2. Старание
3. Сообразительность.
- Наш успех зависит от успехов каждого из вас!
У
каждого ученика лист с двумя шкалами
Интересный урок Моё участие
- Ребята, у вас на столе лежат листочки с двумя шкалами. Оцените, пожалуйста, этот урок: насколько интересным он вам показался. А теперь оцените свою работу на уроке, насколько активно каждый из вас участвовал в обсуждении, выполнял практическую работу.
- Спасибо за работу на уроке!