Технологическая карта урока.
Этап урока (время) | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. Организационный этап Создание благоприятного психологического настроя на работу | Притча. Как-то раз один величайший мастер стрельбы из лука повесил на дерево мишень и спросил каждого из своих учеников, что тот видит. Первый ученик ответил: «Учитель, я вижу дерево и мишень на нём». Другой ученик произнёс: «Я вижу ствол дерева с мишенью, листву, солнце, птиц на небе». Третий сказал: «Я вижу тебя, мой учитель, твоих учеников и дерево, на котором висит мишень». Остальные отвечали примерно тоже самое. Затем мастер обратился с тем же вопросом к своему лучшему ученику. И тот ответил: «Прости, учитель. Наверное, у меня что-то случилось с глазами. Как я ни стараюсь, не вижу ничего кроме центра мишени», -последовал ответ. Тогда мастер повернулся к остальным ученикам и назидательно сказал: «...» Мастер повернулся к ученикам и назидательно сказал: «Знайте, только такой человек может стать попадающим в цель!» -Действительно, попадающим в цель может стать только тот, кто настраивает себя на собранность и организованность своих действий. И я надеюсь, что мы достигнем своей цели, ведь главное на уроке собранность. Слайд 1. | Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Организует внимание учащихся. Как вы думаете, ребята, что мастер мог сказать, и почему его лучший ученик ничего не видел кроме центра мишени? | Включаются в деловой ритм урока. Настраиваются на работу, получают позитивный заряд, концентрируют внимание | Личностные: самоопределение Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2. Актуализация знаний | 17/3, 5/6, 6/5, 9/9, 4/9, 17, 9/4, 15/7, 11/2, 2/11 Слайд 2. Слайд 3. Вычислите: 10/11-4/11, 1/2+1/7, 1/6+3/4 Слайд 4. | Что здесь лишнее? На какие группы можно разделить? В чем отличие неправильных и правильных дробей? Вспомните правило выделения целой части из неправильной дроби. Запишите в тетради число, классная работа. Выпишите неправильные дроби и выделите целую часть. Как называются полученные числа? Почему они так называются? Сформулируйте правило сложения дробей с разными знаменателями | Формулируют определение и основное свойство дроби. Определяют, что число 17 лишнее. Делят дроби на 2 группы: правильные и неправильные. Называют определение правильных и неправильных дробей. Называют правило выделения целой части из неправильной дроби Записывают в тетрадь число, классная работа. Выписывают неправильные дроби, 2-3 учащихся называют полученные числа, остальные проверяют себя. Вспоминают, что полученные числа называются смешанными. Состоят из целой и дробной Выполняют действия устно и находят соответствие – 1 ученик у доски | Личностные: самостоятельное выполнение заданий. Познавательные: анализируя и сравнивая предлагаемые задания, извлекают необходимую информацию для построения математического высказывания. Регулятивные: выполняют тренировочное учебное действие. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, используют чужие высказывания для обоснования своего суждения. |
3. Постановка учебной задачи | Слайд 5. | Составьте по картинке задачу. Какие вопросы можно задать Запишите в тетради решение задачи. Что заметили? Какое правило использовали при вычислении? Сформулируйте его Восстановите алгоритм сложение смешанных чисел (кластер) | 2-3 учащихся составляют задачу по картинкам. Записывают в тетради 4 3/10+1 2/10 = 5 5/10 Замечают, что дробную часть можно сократить 5 ½ кг Учащиеся делают вывод: при решении задачи использовали правило сложения смешанных чисел. Называют ранее уже известный им алгоритм сложения и вычитания смешанных чисел (где знаменатели дробных частей одинаковы) | Познавательные: анализируя и сравнивая приводимые примеры, извлекают необходимую информацию формулируют тему, цель урока. Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют ход мыслей. Коммуникативные: выражают свои мысли, аргументируют свое мнение. |
4. Открытие новых знаний | Вывод нового правила: Морковь – 4 2/15 кг Свёкла – 2 3/10 кг 42/15+23/10=4+2/15+2+3/10=(4+2)+(2/15+3/10)=6+(4/30+9/30)=6 13/30 кг Заполняется кластер сложения смешанных чисел, в которых дробные части имеют разный знаменатель | Решите эту же задачу с изменёнными числовыми данными Что заметили? Попытайтесь сформулировать тему нашего урока. Цели (центр мишени) Как найдем значение суммы 4 2/15+2 3/10 Какой вывод можно сделать? Дополним алгоритм сложения смешанных чисел, чтобы он стал универсальным. Чего не хватает в нашей схеме? На стр.60 учебника прочитаем правило сложения смешанных чисел, сравним с нашими выводами | Формулируют тему урока, цель урока. Замечают, что дробные части имеют разные знаменатели. Представим в виде суммы целой и дробной части, дробные части приведем к общему знаменателю. Формулируют правило сложения смешанных чисел. Заполняют кластер Ученик читает правило вслух Убеждаются в правильности формулировки | Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование; поиск необходимой информации; самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера; самоорганизация; построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений. Регулятивные: познавательная инициатива; Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учёт разных мнений; формулирование и аргументация своего мнения. |
5. Первичное закрепление | Решить примеры: а) ; б) ;в) ; г) Слайд 6. | Учитель на доске показывает правило записи вычислений. Следит за правильностью выполнения | Записывают в тетрадь. Один ученик решает примеры у доски с комментированием | Личностные: решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи. Познавательные: самостоятельно планируют свою деятельность, применяют способы решения, прогнозируют результат, выстраивают логическую цепь рассуждений. Регулятивные: проявляют познавательную инициативу Коммуникативные: планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем, координируют свои действия. |
6. Физкультминутка | Игра: «Правильно, неправильно» | Называет утверждения, которые могут быть верными и неверными, следит за правильностью выполнения | Выполняют зарядку: если учитель называет верное утверждение хлопают в ладоши, если не верное –топают ногами. | Формирование навыков организации с учётом принципов ЗОЖ |
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция | Работа в парах 1вариант стр.61, № 376 а, в, д 2вариант стр.61, № 376 б,г,ж. Слайд 7. Слайд 8. Сильные ученики решают задачу: Найдите периметр треугольника, если одна его сторона 3 1/7 см, что на 2 2/3 см меньше другой стороны, а третья на 4 5/42 см больше первой. 3 1/7+2 2/3=3 3/21+2 14/21=5 17/21 см – вторая сторона 3 1/7+4 5/42=3 6/42+4 5/42=7 11/42 см – третья сторона Р=3 1/7+5 17/21+7 11/42=3 6/42+5 34/42+7 11/42=15 51/42=16 9/42=16 3/14см Ответ: Р=16 3/14 см | Организует работу в парах Выступает в роли ведущего. Контролирует правильность решения задачи, помогает в оформлении | Выполняют самостоятельную работу. После выполнения задания выполняют взаимную проверку по эталону( проверка в парах) | Личностные: стараются следовать в поведении моральным нормам, самостоятельно выполняют задания, осуществляют их самопроверку Познавательные: самостоятельно выполняют действия по алгоритму Регулятивные: проявляют познавательную инициативу, контролирую свои действия Коммуникативные: осознают применяемый алгоритм с достаточной полнотой |
8. Применение полученных знаний в изменённой ситуации | 2,4 + 1 2/3 = 4 1/15 1 7/9+2 5/12+5 2/9+7/12+4 3/4 | Контролирует правильность выполнения заданий, при необходимости направляет учащихся. | Обсуждают в парах план решения. Предлагают привести числа к одному виду, использовать свойства сложения. Выполняют проверку по решению на доске | Анализ, синтез, сравнение, аналогия, обобщение. Саморегуляция в ситуации затруднения |
9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Домашнее задание Стр. 59 п.12 А: Б: В П.12, П.12 № 414 П.12 № 414 № 421 № 414 № 421 № 426(а) Составить задачу на сложение или вычитание смешанных чисел. (на отдельном листе) Слайд 9. | Дает инструктаж по выполнению разноуровневого домашнего задания | Записывают домашнее задание в дневник | Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем |
10. Рефлексия (подведение итогов занятия) | Ответьте на вопросы Я повторил… Я научился… Я узнал… Мне было интересно… Мне было трудно… У меня хорошо получалось… Оцените свой уровень к концу урока: Красный квадрат- не понял ничего, Желтый – понял, но ещё нужно поработать, Зеленый – отлично понял. Слайд 10. | Подводит итог занятия, организует рефлексию учащихся. | Отвечают на вопросы, оценивают уровень полученных знаний. | Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |