Тема. Возникновение и распад империи Карла Великого |
Педагогические цели | Создать условия для формирования представлений об образовании, устройстве и распаде империи Карла Великого; Познакомиться с понятиями граф, император, империя |
Тип урока | Урок изучения нового материала |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: усвоят понятия и термины граф, император, империя; знают основные события данного периода и их результат; применяют навыки работы с картой; показывают направления походов франков и завоеванные ими территории; составляют характеристику Карла Великого Метапредметные: Познавательные: умеют осмысленно воспроизводить изученный материал. Осознанно строят речевое высказывание в устной и письменной форме, осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, устанавливают связь между новым материалом и уже пройденным, владеют умением составлять конспект Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, проводят волевую саморегуляцию в ситуации затруднения, составляют план действий для оптимального решения учебной задачи, адекватно оценивают свою деятельность, анализируют свое эмоциональное состояние Коммуникативные: используют критерии для обоснования своего суждения, договариваются и приходят к общему решению совместной деятельности, умеют выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами и условиями коммуникации, слушают мнение других; умеют вести дискуссию Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, понимают причины успеха в учебной деятельности |
Образовательные ресурсы | Карл Великий. Жизнеописание. Электронный ресурс :http://www.vivl.ru/karl/karl.php Карл Великий. Электронный ресурс :http://ru.wikipedia..org/wiki/Карл_Великий Франкское государство при Карле Великом. Электронный ресурс ресурс :http://www.world-history.ru/countries_about/121/148.html Презентация «Возникновение и распад империи Карла Великого» |
Оборудование | Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор |
Основное содержание темы, понятия и термины | Карл Великий. Внешняя политика при Карле Великом. Образование и распад империи. Каролингское Возрождение. Легенда о Роланде. Граф, император, империя. |
|
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Планируемые результаты | Формы контроля |
Предметные | Формируемые умения (универсальные учебные действия) |
I.Организационный момент | | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Фронтальная | | Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности | |
II.Актуализация знаний | Беседа по пройденному материалу, опрос 5 обучающихся по тестам на электронных носителях | | Отвечают на вопросы, приводят примеры | Фронтальная | | Познавательные: умеют осмысленно воспроизводить изученный материал | Ответы на вопросы |
III.Постановка учебных задач | Беседа | Сообщает тему урока. Предлагает сформулировать учебные цели и задачи урока | Формулируют учебные цели и задачи | Фронтальная | | Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи | |
IV.Изучение нового материала | Рассказ учителя. Презентация по теме «Империя Карла Великого» | Роль карла Великого в истории настолько значительна, что от его имени правители европейских государств стали называть себя королями, а династия, основанная еще его отцом, стала Каролингской. По свидетельствам современников, Карл обладал крепким телосложением и высоким ростом. По моде того времени он достаточно коротко стриг волосы, брил бороду и носил длинные усы. У него были светлые волосы и длинный нос. В быту он был непривередлив. Любил заниматься наукой, в совершенстве владел не только родным языком, но также латинским, знал и греческий, правда, его он лучше понимал, чем изъяснялся на нем. | Слушают рассказ учителя, делают записи в тетрадь | Фронтальная | Составляют характеристику Карла Великого | Познавательные: осознанно строят речевое высказывание в письменной форме; составляют конспект, выделяя главное в рассказе учителя Регулятивные: определяют последовательность действий с учетом конечного результата Личностные: осознают свои возможности в учении | |
| Работа с текстом учебника | После просмотра слайдов презентации; прочтения раздела учебника ответить на вопросы: Какие цели ставил перед собой Карл Великий? Перечислите основные направления внешней политики Карла Великого Каких результатов он добился О чем рассказывает «Легенда о Роланде»? | Формулирую ответы, приводят примеры | Фронтальная | Знают основные направления завоевательных походов франков, их цели и результаты | Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий | Устные ответы |
| Работа с картой | Предлагает изучить карту «Образование Франкского королевства. Завоевания Карла Великого» и выполнить следующие задания: Покажите на карте направления основных походов Карла Великого в 768-814г.г. Каким цветом на карте обозначены завоевания франков при Карле Великом? Насколько выросла территория Франкского государства за время правления Карла Великого? (По размерам Франкское государство теперь приближалось к Западной Римской империи) | Изучают карту, отвечают на вопросы | Работа в группах | Читают историческую карту с опорой на легенду | Познавательные: Осуществляют анализ объектов. Коммуникативные: Договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности | Самостоятельная работа |
| Презентация по теме «Империя Карла Великого» | Комментирует информацию презентации, останавливаясь на наиболее существенных моментах ( Карл Великий был коронован в Риме, папа в храме возложил на его голову императорскую корону) (Новый титул Карла делал его равным императору Восточной римской империи. Он хотел, чтобы его государство стало преемником Западной Римской империи) | Слушают рассказ учителя, делают записи в тетрадь | Фронтальная | Раскрывают смысл понятий и терминов герцог, граф, император, империя; знают основные события данного периода и их результат | | Записи в тетради, ответы на вопросы |
| Работа с учебником | Предлагает прочитать о Каролингском Возрождении, после чего ответить на следующие вопросы: (Подъем культуры, который переживало Франкское государство во время правления Карла Великого, историки назвали Каролингским Возрождением) (Приглашал к своему двору образованных людей, приказал строить школы при больших монастырях, при его дворе было создано общество для научных занятий – «Дворцовая академия», велось строительство каменных дворцов и церквей) | Формулируют ответы, приводят примеры | Индивидуальная | Знают, что такое Каролингское Возрождение | Регулятивные: составляют план действий для оптимального решения учебной задачи | Ответы на вопросы |
| Рассказ учителя «Как и почему распалась империя Карла Великого (презентация) | (Империя Карла Великого распалась на три части, позднее на каждой из них образовались королевства – Франция, Германия и Италия. Это произошло потому, что между частями империи не существовало внутренних связей) | Слушают рассказ учителя, формулируют ответы, приводят примеры, составляют конспект | Фронтальная | Знают основные события данного периода и их результат | Коммуникативные: Умеют выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Ответы на вопросы |
V.Первичное осмысление и закрепление знаний | Дискуссия | Задает вопрос: | Формулируют ответы, приводят примеры, аргументируют свою позицию | Фронтальная | Дают оценку исторической личности | Коммуникативные: Слушают мнение других, умеют вести дискуссию | Устный опрос |
VI.Итоги урока. Рефлексия | Обобщающая беседа | Что вы можете рассказать о личности Карла Великого? Какие походы совершал Карл Великий и каких результатов он достиг? Дайте объяснение понятию Каролингское Возрождение Перечислите причины распада империи Карла Великого Что в новом материале вас заинтересовало? Как вы оцениваете свою работу на уроке? | Отвечают на вопросы, оценивают свою работу, эмоциональное состояние | Фронтальная | | Регулятивные: адекватно оценивают свою деятельность, анализируют свое эмоциональное состояние Личностные: понимают причины успеха в учебной деятельности | Оценивание работы учащихся на уроке |
| Домашнее задание | Учебник, п.3; записи в тетрадях, решить тест «Возникновение и распад империи Карла Великого | Записывают домашнее задание | индивидуальная | | Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения | |