Раздел I Органическая химия
Тема 2.2 Циклоалканы
Дисциплина: Химия
Продолжительность: 40 минут
Цели: познакомить с предельными углеводородами циклического ряда, научить называть их, составлять структурные формулы циклоалканов. Познакомить с химическими свойствами, применением и получением циклоалканов.
Планируемые результаты занятия:
Личностные результаты:
- учатся использовать достижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности
Метапредметные результаты:
Познавательные:
- анализируют зависимость свойств циклоалканов от их строения и изомерии,
- умение самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы,
- умение отделять главное от второстепенного, осуществлять анализ объектов с целью выделения признаков.
Коммуникативные:
- планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями,
- слушают друг друга,
- понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей,
- согласовывают действия с партнером,
- умение слышать и слушать друг друга.
Регулятивные:
- удерживают цель деятельности до получения ее результата.
- осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности.
Предметные результаты:
- пользоваться химической терминологией и символикой;
- называть циклоалканы по структурной формуле и строить структурные формулы по названию.
- писать уравнения химических реакций.
Получат возможность научиться анализировать полученную информацию
Межпредметные связи – нет
Тип занятия – комбинированный, с применением методики работы в малых группах (по парам).
Опорные понятия, термины – молекула, вещество, валентность, общая и структурная формулы.
Новые понятия – цтклоалканы, напряжение цикла.
Оснащение:
учебно-наглядные пособия: нет.
технические средства обучения: компьютер, медиапроектор, переносной экран.
учебно-методическое обеспечение: УМК, включая рабочую программу, КТП, технологическая карта урока.
Информационные источники (литература, периодическая печать, интернет) - . Органическая химия 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений [Текст] – М., 2012,
Габриелян О.С., Лыскова Г.Г. Химия: книга для преподавателя: учебно-методическое пособие. [Текст] – М., 2012.
Интернет-источники
www.chem.msu.su [Электронный ресурс]: Режим доступа - http://www.chem.msu.ru/rus/weldept.html?_ga=2.155208061.712049611.1522213668-346891915.1522213667
http://www.xumuk.ru [Электронный ресурс]: Режим доступа - http://www.xumuk.ru/encyklopedia/2040.html, http://www.xumuk.ru/encyklopedia
http://prosto-o-slognom.ru [Электронный ресурс]: Режим доступа - http://prosto-o-slognom.ru/chimia
www.chemistry-chemists.cоm [Электронный ресурс]
Этап урока | Время | Деятельность преподавателя | Деятельность обучаемого | Методы, приемы обучения | Виды учебной деятельности (формируемые УУД) |
1.Организационный момент | 3 мин | учитель приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку и настрой на работу | Обучаемые приветствуют преподавателя, организуют свое рабочее место, демонстрируют готовность к уроку | | Личностные: готовность к взаимодействию с коллегами |
2. Подготовка к изучению нового материала | 5 мин | Графическоий диктант, объясняет, как он проходит и как оформляется. Критерии оценки диктанта: «5» - 10-9 правильных ответов, «4» - 8-7 правильных ответов, «3» - 6-5 правильных ответов. Диктует вопросы диктанта (10 вопросов). После сдачи листочков с ответами преподаватель делает проверку диктанта: диктует вопросы и называет правильные ответы. | Обучающийся достают листочки и отвечают на вопросы диктанта. Сдают листочки. Обучающиеся слушают правильные ответы и оценивают свои работы | Самостоятельная работа, самоконтроль | Личностные: учатся использовать достижения современной химической науки Регулятивные: осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности |
3. Актуализация темы занятия | 3 мин | Преподаватель определяет тему занятия | Обучаемые слушают преподавателя и задают вопросы (если есть) | Фронтальная беседа | Личностные: способность к восприятию информации в области естественных наук. Предметные: пользоваться химической терминологией и символикой. |
4. Целеполагание | 5 мин | Преподаватель с обучающимися ставит цель урока с помощью следующих вопросов: 1. Вспомните классы органических соединений. 2. Какие структуры может образовывать углерод? | Обучающиеся во фронтальном режиме взаимодействуют с преподавателем: слушают вопросы, отвечают на них, формулируют цель урока; контролируют правильность ответов других обучаемых, обсуждают ответы | Фронтальная беседа | Познавательные: умение самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы Коммуникативные: умение слышать и слушать друг друга Личностные: готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе Предметные: пользоваться химической терминологией и символикой. |
5. Усвоение новых знаний и способов действий | 40 мин | Преподаватель рассказывает с использованием презентации основные понятия гомологического ряда, определение циклоалканов, знакомит со строением молекулы метана. Даёт алгоритм названия циклоалканов, принципы составления структурных формул изомеров. Рассказывает о типичных реакциях, в которые вступают циклоалканы (видеодемонстрация реакций). Рассматривает способы получения и применения циклоалеканов. Даёт анализ сходства и различия в свойствах алканов и циклоалканов. | Обучающиеся слушают и записывают основные понятия, представления, схемы формул, реакций. | Фронтальная лекция | Предметные результаты: пользоваться химической терминологией и символикой; называть циклоалканы по структурной формуле и строить структурные формулы по названию. писать уравнения химических реакций Познавательные: анализируют зависимость свойств циклоалканов от их строения и изомерии Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата. Личностные: способность к восприятию информации в области естественных наук |
6. Закрепление пройденного материала | 20 мин | Преподаватель выдаёт карточки с формулами циклоалканов, к которым надо составить по два изомера и назвать их. Задание выполняется в тетрадях. | Обучающиеся в парах выполняют задания карточек. | Работа в малых группах. Обсуждение. Взаимоконтроль | Познавательные: умение самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы. Регулятивные: осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности Коммуникативные: согласовывают действия с партнером, умение слышать и слушать друг друга. Личностные: учатся использовать достижения современной химической науки. |
7.Саморефлексия | 8 мин | Преподаватель просит обучающихся выйти и записать формулы на доске и озвучить названия этих веществ и предлагает им оценить свою работу на занятии по следующим критериям: правильно ответили на все задания – «5», сделали одну - две ошибки – «4», сделали три - четыре ошибки – «3», не выполнил задание совсем – «2». | Обучающиеся представляют свои ответы и оценивают свою работу | Обсуждение | Коммуникативные: умеют слушать и слышать друг друга. Личностные: владение культурой мышления, способность к обобщению. Предметные: называть алканы по структурной формуле и строить структурные формулы по названию |
8. Рефлексия | 5 мин | Преподаватель предлагает соотнести результаты работы с целями урока. | Обучающиеся соотносят результаты с целями и делают выводы, используя подсказки: - Особенно хорошо я усвоил … - Свой результат могу оценить так… | Обсуждение | Личностные: способность к обобщению, анализу Коммуникативные: умеют слушать и слышать друг друга. |
9. Домашнее задание | 2 мин | Проработка конспекта, заучивание терминов. Прочитать параграфы: §§ 21-22 | Фиксируют домашнее задание | Самоконтроль | Регулятивные: осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности |