СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока в 6 классе «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Урок обобщения по теме: Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел»

Базовый учебник: Математика: учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений/ Н.Я.Виленкин.

Цели урока: Систематизировать ЗУН учащихся по теме – сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел ; развить навык применения их в нестандартных заданиях; воспитание уверенности в своих знаниях и умениях.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока в 6 классе «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Пригорская средняя школа

Смоленского района Смоленской области













Технологическая карта урока в 6 классе

«Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел»











Учитель:

Веремьева Елена Николаевна,

высшая квалификационная категория













2016г.



ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учитель математики МБОУ Пригорская СШ: Веремьева Елена Николаевна

Предмет : математика

Класс: 6

Урок № _____ в теме: Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.

Тема урока: «Урок обобщения по теме: Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел»

Базовый учебник: Математика: учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений/ Н.Я.Виленкин.

Цели урока: Систематизировать ЗУН учащихся по теме – сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел ; развить навык применения их в нестандартных заданиях; воспитание уверенности в своих знаниях и умениях.

Планируемые результаты обучения:

Личностные : Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию. Креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.

Метапредметные : Понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом. Умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем.

Предметные: Умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования. Развитие представлений о числе; овладение навыками устных и письменных вычислений.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий

Коммуникативные УУД

Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации Умеют слушать и слышать друг друга. Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Планируют общие способы работы.

Регулятивные УУД

Осознают качество и уровень усвоения. Оценивают достигнутый результат. Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона

Личностные УУД

Устойчивый познавательный интерес. Доброжелательное отношение к окружающим. Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения


Тип урока: Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов.

Основные понятия , применяемые на уроке: положительные и отрицательные числа, модуль числа.

Межпредметные связи:

Ресурсы: компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал, доска.


Технологическая карта урока математики в 6 классе по учебнику Н.Я.Виленкина.

Этапы урока

Приемы обучения и учения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный момент

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.


-Хочу начать наш урок с пословицы «Повторение – мать учения».

Как эти слова можно связать с нашим уроком?

А что мы можем повторить?


Предлагает оценить свои знания и умения по последним темам (по 5-тибальной шкале)

Включаются в деловой ритм урока.



Высказывают свое мнение





Оценивают свои знания и результат заносят в лист самооценки (Приложение №1)

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: осознают уровень своих знаний.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем


2.Постановка цели урока, мотивация учебной деятельности

Вызов

Кто догадался какая тема урока? Чем же мы сегодня должны заняться на уроке? И зачем?

Сейчас я предлагаю вам поработать волонтерами – это человек, добровольно занимающийся какой-то деятельностью.

Предлагает детям собрать «чемодан знаний» для детей, имеющих пробелы по последним темам (например: по болезни).

Что нужно положить в этот чемодан?


Формулируют тему урока и цели.


Записывают тему урока на рабочий лист. И каждый для себя формулирует цель работы на уроке.


Перечисляют основные понятия и правила, которые помогут им успешно справиться с контрольной работой. Формулируют тему урока.


Личностные: Доброжелательное отношение к окружающим

Регулятивные: Умение самостоятельно ставить цели

Коммуникативные: Адекватно используют речевые средства

Познавательные: структурирование знаний

3. Актуализация знаний

Интеллектуальная разминка

(устное обсуждение в парах)

1.Вы собрали хороший «чемодан знаний». Проверим, а что из этого чемодана вы положили себе, а что забыли. (Графический диктант)

Зачеркни неверные высказывания.

1. Сумма двух отрицательных чисел всегда равна нулю.

2. Разность двух отрицательных чисел не может быть положительным числом.

3. Сумма двух отрицательных чисел не может быть положительным числом.

4. У противоположных чисел всегда одинаковые модули.

5. Сумма двух любых чисел с разными знаками может быть положительным числом.

6. Сумма двух положительных чисел всегда больше нуля.

7. Сумма противоположных чисел всегда равна нулю.


2.Устный счет

а) -15 + (-12)

+ (-3)

+ (-19)

?

+10 +22 + (-25)




Выполняют графический диктант (рабочий лист)


Результаты заносят в оценочный лист




Выполняют самостоятельно с последующей проверкой.


Результаты заносят в оценочный лист.

Личностные: активность при решении математических задач

Регулятивные: Сличают результат своих действий

Коммуникативные: Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

Познавательные: овладение навыками устных и письменных вычислений.

Презентация слайд 2 (работа в парах и в группе)

Вставьте пропущенное число. Одинаковые задания получают 2 группы.


Задание 1 и 3 группы

Задание 2 и 4 группы



Подбирают числа, сравнивают ответы и повторяют правило сложения отрицательных чисел.

Записывают в тетрадь.

Презентация

(взаимопроверка)

-Как вы думаете действия с положительными и отрицательными числами нужны только на математике? В каких областях еще они могут быть применены?

Посмотрим, как числа используются и где. Самостоятельно решите задачи (рабочий лист)

1.Птица клест-еловик несет яйца и высиживает птенцов зимой. На улице температуре воздуха – 35°С, а в гнезде температура на 49°С выше. Какова температура в гнезде ?

2. Шмели выдерживают температуру до – 7,8°С, пчелы – выше этой на 1,4°С. Какую температуру выдерживают пчелы?

3. Если на балансе вашего телефона было 48 рублей, а ты с другом проговорил 84 рубля. Каким будет твой баланс? Мама тебе положила 100 рублей. Сколько теперь будет у тебя на счету?




Делают предположения







Выполняют сложение , взаимопроверку и повторяют правило сложения чисел с разными знаками

4.Творческое применение полученных знаний

Игра

(фронтальная работа с классом)

Объясняет правила игры.

Учитель дает ученику, стоящему у доски, карточку, на которой записано какое-либо целое число, например -3. Один из учащихся называет целое число, например -5.Ученик у доски либо прибавляет это число к записанному, либо отнимает это число от записанного. Например, прибавляет, тогда на доске пишет: -5→-8. Второй ученик называет целое число, например 4. Ученик у доски опять либо прибавляет это число к -3, либо вычитает его из -3. Если отнимает , то на доске пишет: 4→-7. Учитель контролирует правильность ответов. Учащиеся должны по этим записям назвать число, записанное на карточке


Один ученик оформляет результат на доске, остальные по этим записям называют чило, записанное на карточке.

Личностные: Устойчивый познавательный интерес

Регулятивные: корректируют, дополняют ответы

Коммуникативные: Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Умеют слушать и слышать друг друга.

Познавательные: Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи


Групповая работа

Работа по карточкам исследовательского характера.

Посмотрите на таблицу. Прочитайте названия столбцов. Подумайте каким образом заполнена первая строка. Заполните остальные, посовещавшись с группой. Сделайте вывод.

Работают в группе, советуются, делают выводы.

5. Динамическая пауза

Гимнастика для глаз, упражнения для профилактики сколиоза.

Учитель демонстрирует упражнения для глаз и позвоночника

Выполняют упражнения


6. Самостоятельное использование сформированных умений и навыков

Самостоятельная работа

Презентация слайд 5

Предлагает выполнить раскраску с последующей самопроверкой и оценивание выполненной работы по критерию


Учащиеся выполняют задание самостоятельно с последующей самооценкой. «5» - нет ошибок, «4» - одна ошибка, «3» - 2 ошибки, «2» - более двух ошибок.

Выражение

результат

цвет

- 3,7 + (3,7 + 0,5)


коричневый

5,8 + 2 + (-5,8) + (-0,5)


синий

х + 2 – х – 3,2


жёлтый

(- у + 10,2) + у


зелёный



Выполняют работу и самопроверку, оценивают результат по критерию и заносят в лист самооценки

Личностные: самоопределение

Регулятивные: Сличают результат своих действий с заданным эталоном,

Коммуникативные: -

Познавательные: овладение навыками устных и письменных вычислений.

7. обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУН и УУД

Работа в группах

Этот веселый человечек, которого вы раскисили, оставил вам зашифрованное послание послание. Ваша задача расшифровать его.

(См приложение)

Найдите по таблице буквы, соответствующие числам. Замените числа буквами и прочитайте полученное выражение.

+

9

5

2

6

-5

О

Б

Р

В

-3,5

Ь

Д

Т

П

-7

У

Ы

Й

!













Обсуждают в группах возможные варианты решения и выполняют задания по очереди на доске


*Дополнительное задание

Задания с квадратами: Вместо квадратиков запишите такие числа, чтобы получились верные равенства

+ = -8


- = -8

(сколько возможных вариантов?)

Обсуждают в группах возможные варианты решения и выполняют задания по очереди на доске

Личностные: Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения

Регулятивные: прогнозирование

Коммуникативные: . Планируют общие способы работы

Познавательные: Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи

8. Домашнее задание

Презентация слайд 7

Дает пояснение к заданиям (напоминает о чемодане)


(см.Приложение)

Записывают задания в дневник


9. Рефлексия деятельности

Продолжить фразу

Презентация слайд 6

Вспомним начало нашего урока, ребята.

А какие цели урока мы поставили перед собой?

Как Вы считаете, нам удалось достигнуть поставленных целей?

Ребята, а теперь сами оцените свою работу на уроке. Перед вами карточка с изображением горы. Если вы считаете, что хорошо потрудились на уроке, всё вам понятно, то нарисуйте себя на вершине горы. Если осталось что-то неясно, нарисуйте себя ниже, а слева или справа решите сами.









Подсчитайте количество баллов, набранных за урок. И поставьте себе оценку.


Заполняют оценочные листы

Личностные: взаимное уважение

Регулятивные: Осознают качество и уровень усвоения

Коммуникативные: Адекватно используют речевые средства

Познавательные:умеют работать с математической терминологией



Список литературы:

  1. Математика: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений/Н.Я.Виленкин – 19-е издание –М.:Мнемозина, 2015.

  2. Дидактические материалы по математике для 6 класса. изд-во Просвещение, Чесноков А.С.

  3. Шуба М.Ю. Занимательные задания в обучении математике: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1994.




  1. Дидактическая игра «Поле чудес».

Следующая игра, в которую мы поиграем – это «Поле чудес». Для того, чтобы отгадать фразу, вы снова должны вспомнить правила сложения отрицательных чисел, чисел с разными знаками и применив их решить примеры.

(учитель раздает каждому ученику карточку с 6-тью примерами. Всего вариантов карточек 5: примеры 1-6, 7-12, 13-18, 19-24, 25-30.)

Решив примеры, напротив каждого ответа поставьте букву, ему соответствующую. Для этого воспользуйтесь таблицей 3 на рабочем листе:





А

Б

Д

е

ж

и

к

м

о

п

р

с

т

у

ь

ч

-7,6

9,3

-3,5

-6,1

-9,2

-5,4

-2,9

8

-8

-5,2

-42

5,7

0

-8,3

5,3

-9,6



(Учащиеся решают примеры на черновике, ответы записывают на карточки, напротив каждого ответа – соответствующую букву.)

Что же получилось? (Учащиеся по порядку называют ответ и соответствующую букву.)

Получили: ПОДРУЖИСЬ С МАТЕМАТИКОЙ УДАЧИ ТЕБЕ! Ну что же, победа за вами!



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

п

о

д

р

у

ж

и

с

ь

с

м

а

т

е

м

а

т

и

к

о



21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

й

у

д

а

ч

и

т

е

б

е








ПРИЛОЖЕНИЕ 3





Задания: 5 вариантов. Ответы:



  1. 1

    2

    3

    4

    5

    6



    7

    8

    9

    10

    11

    12



    13

    14

    15

    16

    17

    18



    19

    20

    21

    22

    23

    24



    25

    26

    27

    28

    29

    30

    - 3,4 + (- 1,8)

    – 3,2 + (- 4,8)

    -11,3 + 7,8

    -37 + (- 5)

    - 4,8 + (- 3,5)

    -4,5 + (- 4,7)



    -0,5 + (- 4,9)

    – 21,4 + 27,1

    – 11,3 + 16,6

    15 + (- 9,3)

    - 4,1 + 12,1

    - 3,5 + (- 4,1)



    1,6 + (- 1,6)

    – 9,6 + 3,5

    16,3 + (- 8,3)

    – 4,9 + (- 2,9)

    – 9,2 + 9,2

    4,6 + (- 10)



    – 13,8 + 10,9

    3,2 + (- 11,2)

    – 18 + 12,6

    – 19,1 + 10,8

    - 7,1 + 3,6

    – 18,5 + 10,9



    – 14,5 + 4,9

    -13,7 + 8,3

    37,1 + (-37,1)

    – 2,7 + (- 3,4)

    15,1 + (- 5,8)

    11,4 + (-17,5)

    -5,2

    -8

    -3,5

    -42

    -8,3

    -9,2



    -5,4

    5,7

    5,3

    5,7

    8

    -7,6



    0

    -6,1

    8

    -7,6

    0

    -5,4



    -2,9

    -8

    -5,4

    -8,3

    -3,5

    -7,6



    -9,6

    -5,4

    0

    -6,1

    9,3

    -6,1

    П

    О

    Д

    Р

    У

    Ж



    И

    С

    Ь

    С

    М

    А



    Т

    Е

    М

    А

    Т

    И



    К

    О

    Й

    У

    Д

    А



    Ч

    И

    Т

    Е

    Б

    Е

    - 3,4 + (- 1,8)

  2. – 3,2 + (- 4,8)

  3. -11,3 + 7,8

  4. -37 + (- 5)

  5. - 4,8 + (- 3,5)

  6. -4,5 + (- 4,7)



  1. -0,5 + (- 4,9)

  2. – 21,4 + 27,1

  3. – 11,3 + 16,6

  4. 15 + (- 9,3)

  5. - 4,1 + 12,1

  6. - 3,5 + (- 4,1)



  1. 1,6 + (- 1,6)

  2. – 9,6 + 3,5

  3. 16,3 + (- 8,3)

  4. – 4,9 + (- 2,9)

  5. – 9,2 + 9,2

  6. 4,6 + (- 10)



  1. – 13,8 + 10,9

  2. 3,2 + (- 11,2)

  3. – 18 + 12,6

  4. – 19,1 + 10,8

  5. - 7,1 + 3,6

  6. – 18,5 + 10,9



  1. – 14,5 + 4,9

  2. -13,7 + 8,3

  3. 37,1 + (-37,1)

  4. – 2,7 + (- 3,4)

  5. 15,1 + (- 5,8)

  6. 11,4 + (-17,5)



Домашнее задание.

«Арифметика, сиречь наука числительная, с разных диалектов на славянский язык переведенная и во едино собрана, и на две книги разделена...» Так была названа громадная книга, написанная в 1709 г. одним из самых образованных людей России XVIII в. Она содержала не только сведения из арифметики, но и основы знаний по алгебре, геометрии, астрономии, метеорологии. Эту книгу можно назвать энциклопедией математических знаний того времени. Автор этой книги родился в 1669 г., а умер в 1739 г. Кто был автором первого русского учебника арифметики?

1)Ломоносов;

2)Радищев;

3)Магницкий.

Вы узнаете его имя, если выполните следующее задание:

а) Решите приведённые ниже примеры;

б) Выберете максимальный и минимальный результаты;

в) От модуля минимального результата отнимите максимальный результат;

г) Возьмите только целую часть и отнимите от неё число 3- полученное число и будет являться ответом.



а)-0,47 - 0,75 ;

б) + (-1);

в) –0,36-0,83;

г)

д)-5,2+ 4,7;

е) 0,55 + (-0,84);

ж)

з)

и) ;

к) 2,56+(- 3,13);

л)-4+2


Ответ: 3 (Магницкий)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!