СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока в 7 классе по теме "Тип Моллюски"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок предназначен для обучающихся 7 класса основной школы.  В данном уроке использованы групповые, парные и индивидуальные формы работы, ндивидуальные задания для более одаренных детей. Урок разработан по учебнику биологии Латюшина В.В., Шапкина В.А..

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока в 7 классе по теме "Тип Моллюски"»


Учитель биологии: Миникаева Р.Ш.

Предмет: биология

Класс:7 класс

Тема: «Тип Моллюски. Особенности строения и жизнедеятельности».

Тип урока: Изучение нового материала

Методы: Словесные (беседа, рассказ), практические (самостоятельная работа по карточкам), наглядные - (просмотр презентации «Моллюски», видеофрагмент)

Приборы и оборудование: учебник, рабочая тетрадь, мультимедийный проектор, ноутбук, раздаточный материал, таблица «Тип Моллюски», презентация, видеофрагмент.

.

Технологическая карта изучения темы «Тип Mоллюски. Особенности строения и жизнедеятельности»


Тема

«Тип Mоллюски. Особенности строения и жизнедеятельности»

Цель



Задачи

Рассмотреть особенности строения и жизнедеятельности животных типа Моллюски.


Образовательные: дать представление об особенностях внешнего и внутреннего строения моллюсков. Совершенствовать умение составлять схему, используя информацию, составлять опорную схему.

Способствовать развитию биологической речи, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления, умения анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы

Способствовать воспитанию природо- и культурноохранного, экологического сознания, совершенствовать навыки общения при групповой, парной работе на уроке.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, способность адекватно и бережно относиться к моллюскам.

- Регулятивные УУД: умение самостоятельно определять и формулировать цель урока на основании предложенного материала; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; умение точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями урока; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка и биологических терминов.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: выбирать основания, критерии для сравнения, оценки и классификации объектов;

Логические УУД: умение составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; подводить под понятия используемые для распознавания объекты; строить логические цепи рассуждений, доказательств; выявлять родо-видовые и ситуативно существенные признаки.

Знаково-символические УУД: обеспечение конкретных способов преобразования учебного материала, представление действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний.

Планируемый результат

Предметные:

Знать особенности внешнего и внутреннего строения моллюсков, а также особенности их жизнедеятельности.

Уметь различать моллюсков на основании внешних признаков. Уметь правильно формулировать определения понятий изучаемой темы (моллюски, двухстворчатые, брюхоногие, головоногие и т. д).

Уметь составлять схему к теоретическому материалу, используя систему условных обозначений.

Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Основные понятия

Тип Моллюски, Класс Брюхоногие, Класс Двустворчатые, Класс Головоногие, мантия, мантийная полость, раковина, щупальца, терка (радула), железы: пищеварительная и слюнная.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Учебник Биология 7 класс Латюшин В.В., Шапкин В.А. – М.Дрофа, 2014

Рабочая тетрадь.

Текст

  • презентация «Тип Моллюски»

  • видеофрагменты

  • фотографии и коллекция моллюсков

  • напечатанные таблица, кластер

  • конверт с зашифрованным письмом


Организация пространства (формы работы)

Фронтальная работа, групповая работа, парная, индивидуальная работа






Основные этапы организации учебной деятельности и ее цели

Цель этапа

Ресурсы

ЦОР (ЭОР)

Задания для каждого этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный этап.

  • формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся.

  • регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды.


Предложение 1: Мама попросила сына купить мясо масло мыло и спички. Сын пошёл в магазин и купил сало мыло мясо и спички. Вопрос: что он забыл купить (Масло).

Предложение 2: Вас попросили пойти в комнату № 325 и в нижнем правом ящике письменного стола взять третий том книги «Жизнь животных».

Вопрос: в какой комнате № 235, 355 или 325? В каком ящике? Как называется книга?

Приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку,

обеспечивают тренировку произвольного внимания

Что нужно делать: в полной тишине учитель чётко и быстро читает предложения. Задавая вопрос показывает на того ученика которого просит ответить.


Личностные УУД: работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; предвидеть конечные результаты работы

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух

Постановка учебных задач. Мотивация учебной деятельности учащихся.

  • актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

  • уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.

Презентация





















Сегодня мы с вами начнем знакомство с очень необыкновенной группой живых организмов, а вот как их зовут, я хочу, чтобы вы догадались сами, послушав интересные факты и читая письмо.

1. Самый большой когда-либо пойманный весил около 340 килограмм. Он был выловлен в Окинаве, Япония в 1956 году.

2. Возраст можно определить по количеству колец на створке раковины. Каждое кольцо отличается от предыдущего за счет особенностей пищи, потребляемой в этот период, состояния экологии, температуры и количества кислорода в воде.

3. Основным видом пищи является планктон, который они отфильтровывают из воды.

4. У самого большого животного в мире длина составляет более 18 метров. Выловили этого представителя беспозвоночных в 1880 году в Новой Зеландии. Первые упоминания о них датированы 1555 годом. Их в то время называли и спрутами, и морскими змеями, и вообще люди долгое время отказывались верить в их существование. Сфотографировать впервые этих животных смогли ученые Японии в 2007 году.

5. История жемчужин связана с историей человечества. Не все знают, что жемчуг – первое из известных людей драгоценных украшений. За десятки тысячелетий до нашей эры первобытный человек в поисках еды случайно нашел на побережье нечто прекрасное, спрятанное внутри раковины.

2.И, ещё, ребята, на мою электронную почту пришло очень странное письмо. К сожалению, я не смогла прочитать его, так как оно зашифрованное. Помогите, пожалуйста, расшифровать это послание.


  

       

(Тип Моллюски)

Моллюски – от латинского слова «molluskus», что в переводе означает – мягкий. И действительно тело этих животных очень мягкое. Есть даже целая наука, которая занимается изучением этих животных – малакология.

Парная работа

- Составьте план нашей дальнейшей работы

-  Что нам нужно сделать, чтобы ответить на вопросы?

 План на слайде.

 1. Осмыслить задание.

2. Добыть информацию (из текста, схемы и т.д.).

3. Преобразовать информацию в соответствии с заданием (заполнить схему «Внешнее строение моллюска»; заполнить таблицу «Системы органов».

4. Проверить знания

Создание положительного и эмоционального настроя у учащихся к работе на уроке и получению новых знаний и навыков.

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

Предлагает разгадать зашифрованное письмо


Каков главный вопрос нашего урока?

- Какова цель?














































Корректирует и направляет ответы учащихся.





Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

Регулятивные УУД: умение самостоятельно определять и формулировать тему и цель урока на основании предложенного материала; работать по плану (на столах у учащихся конверты с азбукой Морзе)

Коммуникативные УУД: создание атмосферы сотрудничества и готовности работать

Личностные УУД: Выработка навыка целеполагания и формирования причинно-следственных связей, уважения к опыту предков.

Актуализация знаний.

Воспроизведение учащимися знаний умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания.


Какие функции выполняет у червей кожно – мускульный мешок?

Какие еще органы защиты вы знаете у животных?

Как вы думаете, зачем нужна раковина раку-отшельнику? У каких животных, тоже есть раковина?


  • организовать актуализацию знаний, умений и навыков;

  • выполнение учащимися учебного действия;

  • фиксирование учащимися индивидуального затруднения;

  • выявление затруднений;

фиксирование во внешней речи причин затруднения.

?

- Каким образом мы можем изучить признаки моллюсков? (изучить материал учебника)

- Что и кто нам в этом поможет? (текст учебника, схемы, рисунки, коллекция моллюсков)  

Организует обсуждение плана работы.

Познавательные УУД: развитие общеучебных компетенций в

постановке познавательных целей; работать по плану;

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя;

умение проговаривать последовательность действий на уроке;

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя;

Умение оформлять свои мысли в устной форме

Первичное усвоение новых знаний.

  • формирование универсальных учебных действий.

  • развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей.












http://mirbiologii.ru/videoroliki-na-temu-mollyuski-ili-myagkotelye.html

1. Составление кластера

2. Задание для 1 гр.

1.Прочитать текст.

2. Посмотреть видеофрагмент о моллюсках и составить вопросы к нему.

Карточка-консультант

Для составления вопросов используйте шаблон

  1. У каких животных …?

  2. В связи с чем …?

  3. Чем можно объяснить …?

  4. Как вы считаете …?

Задание для 2 гр.

  1. Прочитать текст

  2. Составить схемы к данному тексту.

Задание для 3 гр.

  1. Прочитать текст

  2. Составить мини словарь основных понятий темы

Карточка-консультант

  1. Радула –

  2. Мантия –

  3. Мантийная полость –

  4. Раковина –

  5. Сердце –

  6. Вводной сифон –

  7. Выводной сифон –

  8. Малакология -

Задание для 4 гр.

  1. Прочитать текст

  2. Составить кроссворд, используя основные понятия по теме.

Карточка-консультант

Правила составления кроссворда

  1. В кроссворде употребляются только имена существительные в единственном числе в именительном падеже

  2. Определение (вопрос) должно состоять из одного предложения

  3. Клетки кроссворда, куда вписываются первые буквы слов, последовательно нумеруются.


Совместно с учащимися выделяются основные смысловые единицы

(структуризация и систематизация изучаемого предметного содержания)



Организует групповую работу

Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное;

развивать стратегию смыслового чтения и работе с информацией (самостоятельно до конца составляют кластер)


Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя; самостоятельно находить нужную информацию;

Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать речь других, умение работать с информацией на опережение;



Презентация работ групп:

Класс смотрит видеофрагмент и отвечает на вопросы, составленные 1 группой.

2 группа представляет незаполненные схемы на А3 и предлагает заполнить остальным учащимся.

3 группа предлагает соотнести понятие и описание

Работа 4 группы проверяется учителем и предлагается классу на следующем уроке.

Первичная проверка понимания

  • формирование универсальных учебных действий.

  • развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей


Биологический диктант (индивидуальная работа)

Цель: Проверить усвоение знаний об общих признаках типа моллюсков.

Составьте характеристику типа моллюсков, дописав недостающие слова.

1. Моллюски имеют ... симметрию.

2. В отличие от кольчатых червей их тело не ...

3. Тело моллюсков делится на три отдела:

4. Голова может отсутствовать у моллюсков, ведущих ... образ жизни.

5. У сидячих и малоподвижных форм может также отсутствовать …

6. Тело моллюска покрыто кожной складкой - …

7. Защитная раковина, состоящая из ...

8. Активно плавающие моллюски потеряли …

9. Моллюски, обитающие в воде, дышат …, наземные формы дышат с помощью ...

10. Кровеносная система моллюсков ...

11. Сердце моллюсков состоит из ...

12. Между мантией и телом находится ...

13. В мантийной полости лежат ... и открываются …

14. Из органов чувств моллюски имеют ..., у некоторых есть ...

15. Представители типа моллюсков обитают в разных средах: ...


Организует взаимопроверку и расспрос - диалог

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

Коммуникативные УУД: сформировать умение учебного сотрудничества с учителем, сформировать владение диалогичной речью

Личностные УУД: развитие опыта оценочной деятельности себя и другого.

Первичное закрепление.

  • объективная оценка знаний обучающихся в соответствии с реальными возможностями детей.



Парная работа.

1. Сравните внешнее строение дождевого червя и большого прудовика. Назовите общие признаки, свойственные свободноживущим животным.

2. Сравните большого прудовика и беззубку. Укажите их сходство и различие.

3. Существует ли, на ваш взгляд, взаимосвязь функций дыхательной и кровеносной систем? Ответ поясните.

4. Объясните, каким образом у мягкотелых (или моллюсков) появляется раковина?

Индивидуальная работа

Выполнить тест.

1.Моллюсками называют животных, имеющих

1) плотный хитиновый покров

2) покров из слизи, выделяемой кожей и затвердевающей в воде или на воздухе

3) мягкое членистое тело

4) мягкое тело, не разделённое на членики

2.Какое из названных беспозвоночных животных использует для дыхания кислород, растворённый в воде?

1) голый слизень

2) малый прудовик

3) речной рак

4) виноградная улитка

3.Установите соответствие между признаком и организмом, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.


                            признак                       

организм

A) имеется особый карман мантии, выполняющий функции лёгкого

1) беззубка

Б) тело без головы

2) большой прудовик

В) раковина двустворчатая    


Г) органы дыхания — жабры


Д) ряды острых и твёрдых зубчиков на языке образуют тёрку   




4.Рассмотрите схему строения кровеносной системы моллюска. Имеют ли для моллюска смысл понятия «артериальной» и «венозной» крови? Приведите два аргумента своей точки зрения.



Осуществляет критериальное оценивание.


Познавательные УУД: развитие общеучебных компетенций в

постановке познавательных целей.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, соотносить свои действия с планируемым результатом.

владение основами самоконтроля, самооценки, умение анализировать успешность своей деятельности.

Коммуникативные УУД: сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

Личностные УУД: приобретение опыта в практической учебной деятельности

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

  • формирование у обучающихся умения применения в практике устной и письменной речи знания.

  • стимулирование обучающихся к учебной деятельности, погружая в остановку исследования


П.11,

1. Прочитать параграф и устно ответить на вопросы.

2. Выполнить задание 9 в РТ, с.25.

По выбору:

1. Выполнить задачу

В морском заливе на площади 30 га собираются разводить двустворчатых моллюсков – мидий. Какой урожай модно получить, если скопление мидий может достигать 20 кг на 1 м2? В чем заключается экономическое и экологическое значение разведения мидий в заливе.

Доп. информация: с площади 30 га можно получить до 30 000 т мидий.

2.Составить синквейн.



Регулятивные УУД: Проговаривать деятельность дома

Личностные УУД: формирование чувства ответственности и мотивации к выполнению самостоятельной работы для закрепления полученных знаний

Рефлексия (подведение итогов занятия)

  • зафиксировать новое содержание урока;

  • организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности


Большой палец – «Над этой темой я хотел(а) бы еще поработать», указательный – «Здесь мне были даны конкретные указания», средний – «Мне здесь совсем не понравилось», безымянный – «Психологическая атмосфера», мизинец – «Мне здесь не хватало…».



Регулятивные УУД: владение основами самоконтроля, самооценки, умение анализировать успешность своей деятельности.

Коммуникативные УУД: сознательное использование речевых средств при своем ответе на вопросы и одноклассников.

Личностные УУД: формирование способности к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!