Предмет
|
География
|
|
Класс
|
5
|
|
УМК
|
География 5-6 класс .под редакцией А.И.Алексеева , Ю.Н.Гладкого . Предметная линия учебников по географии «Полярная звезда» .
|
|
Тип урока
|
комбинированный
|
|
Тема урока
|
Земная поверхность на плане и
|
|
Цель урока
|
1. Содержательная. Выяснить, как на плане и карте изображают неровности земной поверхности;
раскрыть понятия «абсолютная высота»,«относительная высота».
2.Деятельностная. Определять относительную и абсолютную высоту.
|
|
Задачи урока
(планируемые результаты)
|
Определять относительные и абсолютные высоты по плану;
определять по плану с помощью горизонталей направление повышения (понижения) местности .
|
|
Методы обучения
|
|
|
Формы организации познавательной деятельности обучающихся
|
Индивидуальная ,коллективная , работа в парах .
|
|
Средства обучения
|
Учебник ,атлас ,тетрадь ,нивелир ,топографический план , икт.
|
|
|
Ход урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
|
Познавательная
|
Коммуникативная
|
Регулятивная
|
|
1. Организационный момент.
|
Приветствует обучающихся,
проверяет их готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок. Включение в деловой ритм урока. Просьба ответить на следующие вопросы.
С каким настроением пришли на этот урок? Каким бы вы хотели видеть наш урок? А какими вы должны быть, чтобы случилось все так, как вы хотите?
|
Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку. Делают предположения по ходу урока. Предлагают свои ответы.
|
Планируют сотрудничество с учителем и сверстниками.
|
Понимание цели урока. Организация своей учебной деятельности. Соблюдение норм и правил на уроке.
|
|
2. Актуализация знаний
|
Выявить уровень полученных знаний прошлого урока по вопросам.
1. Что такое план местности и для чего нужен человеку.
2. Дайте определение масштабу и перечислите его виды (работа проводится на доске тремя учениками, которые друг у друга проверяют работу).
3. Изобразите условные знаки на листочках, лежащих на столе, те, которые хорошо запомнили.
4. Проводится топографический диктант в форме связанного рассказа, в процессе которого учащиеся вместо слов, обозначающих объекты, рисуют топографические знаки.
|
Выполняют задание, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности мыслительной операции и учебные навыки. Отвечают на вопросы учителя.
|
Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, владеть новыми терминами по теме.
|
Выполнение заданий, тренирующие способности к учебной деятельности.
|
|
3. Постановка цели и задач урока
|
Сегодня мы с вами продолжаем изучение темы «Земная поверхность на плане и карте». Попробуйте нанести на карту (чистый лист) участок занятый холмом.(ответы учеников).
Затрудняетесь, что-то не получается? (ответы учеников). Почему не можем занести эти объекты? Каких знаний не хватает? Постарайтесь сформулировать, что нам нужно ещё знать и чему нужно научиться на этом уроке.
|
Учащиеся выполняют задания. Пытаются ответить на поставленные вопросы. Ставят цели. Анализируют ситуацию. Вступают в спор. Решают проблемный вопрос как изображают на плане и карте неровности земной поверхности – овраги, холмы, горы.
|
Ребята пытаются излагать своё мнение, выражать свои мысли, выделять существенные признаки.
|
Ставят учебную задачу под руководством учителя. Планируют свою дальнейшую деятельность и работу в соответствии с поставленной задачей.
|
|
4. Первичное усвоение новых знаний
|
Учитель знакомит с прибором невелир.
Эту высоту называют относительной. Учитель знакомит ещё с одним понятием – абсолютная высота.
Учитель предлагает поработать с физической картой и найти точки абсолютных высот крупных форм рельефа (гор).
С помощью рисунка 25 вводятся новые понятия – горизонталь, бергштрих.
Учитель отвечает на интересующий вопрос и даёт расшифровку понятию бергшрихи.
|
Знакомятся с прибором – определение высоты склона – невелиром. Записывают определение в тетрадь.
Учащиеся обращаются к рисунку 24 и находят в учебнике определение относительной высоты.
Учащиеся так же работают с рисунком 24 и находят в учебнике определение абсолютной высоты. Делают вывод. Абсолютная высота измеряется от уровня моря. В нашей стране- это Балтийское море. Находят его на карте.
Используя рисунок 25, учащиеся выясняют, как изображают холм на плоскости. Находят определение понятия горизонтали и записывают в тетрадь.
Обращают внимание на короткие черточки у горизонталей. Задают вопросы учителю.
|
Умение работать в паре. Использовать ИКТ как инструмент для достижения своей цели. Умение выражать свои мысли. Анализировать ситуацию. Сравнивать и делать выводы.
|
Умение работать в соответствии с поставленной задачей. Участвовать в совместной деятельности.
|
|
5. Первичная проверка понимания
|
Учитель просит рассмотреть предложенные рисунки холмов и оврагов и ответить на вопросы. С помощью чего измеряют высоту неровностей поверхности? Какую высоту можем измерить мы, находясь на экскурсии?
Какую высоту называют абсолютной?
|
Ребята отвечают на поставленные вопросы. Называют понятия – невелир, относительная высота, абсолютная, бергштрих.
|
Умение работать в парах. Точно и полно выражать свои мысли. Правильно задавать вопросы.
Слушать и понимать речь других.
|
Работать в соответствии с поставленной задачей. Участвовать в совместной деятельности.
|
|
6. Первичное закрепление
|
Учитель просит открыть топографические планы в атласах и найти горизонтали, показывающие изображение холмов и обрывов, а так же определить их относительную высоту, крутизну склонов.
|
Ребята рассматривают топографические планы. Находят горизонтали.
Отмечают, что они изображаются коричневым цветом.
Находят холмы и обрывы, используя понятие бергштрих.
Схематично зарисовывают на доске холм и обрыв. Объясняют их отличие (если черточки бергштриха наружу – это холм; если вовнутрь – это яма).
|
Учатся читать карты по горизонталям, бергштрихам.
Излагать своё мнение, доказывать свою правоту. Работать в соответствии с поставленной задачей.
|
|
|
7. Домашнее задание
|
Изучить параграф 10. Выполнить задание 3,4.
|
|
|
|
|
8. Итог урока
|
Что нового вы узнали? Пригодятся ли вам эти знания? Где бы вы смогли применить в своей жизни?
|
Высказываются ответы с применением новых понятий.
|
Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, излагать своё мнение.
|
Оценивать свою работу на уроке.
|
|
9. Рефлексия
|
|
Отвечают на вопросы:
Это я знаю.
Это я могу.
|
Использование новых знаний для достижения целей.
|
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
|