СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Зрительный анализатор"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока "Зрительный анализатор" составлена по программе Н.Н.Сонина (линейный курс) 9 класс. Материал построен с применением новых педагогических технологий, формирует УУД обучающихся

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Зрительный анализатор"»

Аннотация к технологической карте урока:

Автор

Картавкина Людмила Леонидовна

Предмет

Биология

Класс

9

Программа

Программы для общеобразовательных учреждений. Биология 6-11 классы. 6-е издание, стереотип.-М.:Дрофа,2011

УМК

Сонин Н.И.,М.Р.Сапин. Биология. Человек. 9 класс

Тема урока

«Зрительный анализатор. Строение и функции глаза»

Тип урока

Урок «открытия» новых знаний

Цель урока

сформировать представление об анализаторах на примере зрительного анализатора человека

Задачи урока

  1. раскрыть содержание понятия «анализатор» и показать особенности его строения на примере

зрительного анализатора;

  1. расширить знания учащихся о строении и функциях глаза, его частей, об особенностях

восприятия окружающего мира, о гигиене зрения;

  1. показать взаимосвязь между строением и функциями зрительного анализатора и органа зрения человека;

  2. продолжить развивать умения выделять главное, сравнивать, объяснять результаты наблюдений.

Технология

Проблемное обучение, Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)

Методы и приемы

Самостоятельная работа, практическая работа , приемы; «Толстый и тонкий вопрос», «Лови ошибку»

Формы работы на уроке

Индивидуальная, групповая

Знания, умения навыки, на которые опирается задача

Смысловое чтение, умение находить нужную информацию

Умение формулировать выводы

Умение работать в группах

Планируемый результат

Усвоение обучающимися предметного материала

Способность применять свои знания в жизни

Способ оценивания результатов

Самопроверка, взаимопроверка





Технологическая карта урока

Предмет

Биология


Класс

9

Тема урока

«Зрительный анализатор. Строение и функции глаза»

Тип урока

Урок «открытия» новых знаний

Цель урока

сформировать представление об анализаторах на примере зрительного анализатора человека.

Задачи урока

  1. раскрыть содержание понятия «анализатор» и показать особенности его строения на примере

зрительного анализатора;

  1. расширить знания учащихся о строении и функциях глаза, его частей, об особенностях

восприятия окружающего мира, о гигиене зрения;

3. показать взаимосвязь между строением и функциями зрительного анализатора и органа зрения человека;

4. продолжить развивать умения выделять главное, сравнивать, объяснять результаты наблюдений.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Учащиеся должны знать:

— определение понятия «анализатор»; составные части анализатора на примере зрительного анализатора;

— строение и функции глаза, его частей и зрительного анализатора;

— особенности восприятия и анализа раздражений окружающей среды зрительным анализатором, его взаимосвязь с нервной системой и высшей нервной деятельностью человека.

Учащиеся должны уметь:

— распознавать на таблицах, рисунках, моделях основные части органа зрения и его анализатора и описывать их;

— объяснять свойства рецепторов воспринимать определенные раздражения, способность частей зрительного анализатора различать раздражения и передавать их

в высшие отделы нервной системы;

— характеризовать роль органа зрения и зрительного

анализатора в жизни человека;

— обосновывать правила гигиены органа зрения;

— использовать приобретенные знания для соблюдения мер безопасности и профилактики заболеваний

органов зрения.

Учащиеся должны уметь:

— работать с учебником, рабочей тетрадью, материалами ЦОР;

— анализировать и оценивать полученную информацию;

— использовать некоторые методические приемы развития мышления, организации своей познавательной деятельности;

— владеть навыками самоконтроля и самооценки, способностью организации коммуникативных отношений со сверстниками и учителем при выполнении заданий и их обсуждении, при организации учебно-познавательного процесса

— проводить наблюдения, опыты, объяснять и оформлять их результаты;


— познавательный интерес к изучаемому материалу

с целью его практического применения;

— ответственное отношение к учению, умение самостоятельно изучать материал на основе мотивации к его познанию и навыков организации этой работы;

— доброжелательное и уважительное отношение к своим товарищам в ходе учебного процесса и других

видов деятельности

Условия реализации урока

Информационные ресурсы (ЦОР и Интернет)

Учебная и методическая

литература

Оборудование

компьютер; презентация, СD-диск

учебник; рабочая тетрадь; методическое пособие

таблица строение зрительного

анализатора разборная модель глаза;

Основные понятия урока

Анализатор, палочки, колбочки, склера, хрусталик, дальнозоркость, близорукость



Организационная структура урока

УУД

Деятельность

Время

учителя

ученика

Этап урока: I. Организационный момент

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

Проверка готовности к уроку.

Мультимедийный проектор

Учебники, рабочие тетради

1мин.

Этап урока: II. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности

Регулятивные: целеполагание, планирование.

Познавательные: осознанное построение речевого высказывания; постановка проблемы; осмысленное чтение

Коммуникативные: умение точно выразить свои мысли

Мы сегодня продолжаем изучение нервной системы человека.

Слайд 1. Тема урока


Проблема. Почему говорят, что глаз смотрит, а мозг видит?

Слайд 2.

Выдвижение предположений

2мин

Этап урока: III. Актуализация знаний

Познавательные: осознанное построение речевого высказывания;

Коммуникативные: владение диалогической формой речи

Слайд 3.

Прием «Лови ошибку»

1) В основе работы нервной системы лежит принцип гуморальной регуляции.

2) Рефлекс – это свойство организма не реагировать на раздражение окружающей среды

3) Рефлексы делятся на условные и безответные

4) Рецепторы- это окончания отростков мышечных клеток

5) По чувствительным нейронам нервный импульс поступает на рабочий орган, по двигательным нейронам возбуждение от рецепторов поступает в ЦНС.

Находят ошибки и исправляют их.

1) В основе работы нервной системы лежит принцип гуморальной регуляции.(рефлекторной деятельности)

2) Рефлекс – это свойство организма не реагировать на раздражение окружающей среды

3) Рефлексы делятся на условные и безответные (безусловные)

4) Рецепторы - это окончания отростков мышечных клеток (нервных)

5) По чувствительным нейронам нервный импульс поступает на рабочий орган, по двигательным нейронам возбуждение от рецепторов поступает в ЦНС.(наоборот)


5мин

Этап урока: IV. Изучение нового материала


Слайд 6-7.

1.Поисковая самостоятельная работа учащихся с материалом учебника на

с. 76—77 и материалами ЦОР.

Выполнение заданий

62, 63 рабочей тетради.



Слайд 8.

2.Орган зрения, его строение и функции; взаимосвязь строения и функций. Самостоятельная работа учащихся с материалом учебника на с. 77—79,

материалами ЦОР, моделью глаза. Заполнение таблицы «Строение и функции органа зрения».

Выполнение заданий 64, 65,66 рабочей тетради. Беседа по итогам работы. Формулирование вывода о защищенности глазного яблока, рецепторов сетчатки.

Слайд 9.

Элементы органа зрения

строение

функции

Вспомогательные

Упр. 66

Брови, веки, ресницы, слезные железы, глазодвигательные мышцы, нервы

Защищают от пыли и микробов, питание, дыхание

Глазное

Яблоко

Упр.64-65

Оболочки:

1.белочная(склера)+роговица

2.сосудистая+радужка+зрачок

3.сетчатка (палочки и колбочки)

4.хрусталик

5.стекловидное тело

1.защитная

2.цвет глаз, регуляция света, обеспечение кислородом и питательными веществами

3.рецепторы, воспринимают световые раздражения

4.дает четкое изображение на сетчатке

5.заполняет полость глаза

Анализируют, делают выводы.



3.Слайд 12. Практическая работа «Изучение изменения размера зрачка».

Формулирование выводов.

4. Механизм восприятия зрительных раздражений. Слайз13 Рассказ учителя с демонстрацией модели глаза, наглядного пособия, рисунков в учебнике на с. 79—80.

Беседа по вопросам:

«Как проходит свет до сетчатки?

Что происходит со светом в глазном яблоке?

Какое строение имеет сетчатка?»

Беседа по итогам выполнения и оформления результатов практической работы. Выполнение задания 71 рабочей тетради Работа учащихся с материалом учебника.


Выполнение заданий 67, 68 рабочей тетради, их проверка.



5.Нарушения зрения, их профилактика. Рассказ учителя

Слайд 14.


Работа учащихся с материалом учебника на с. 80 и дополнительным материалом на

с. 81—82. Беседа по вопросам:

«Каковы причины нарушения зрения?

Как возникают близорукость,

дальнозоркость?

Что нового вы узнали из дополнительного материала?»


Этап урока: V. Обобщение и закрепление знаний


1. Работа с материалами ЦОР по теме «Зрительный анализатор. Орган зрения». Подведение итогов работы.

2. Обсуждение вопросов и заданий рубрики «Проверьте свои знания» на с. 83 учебника.

3. Выполнение тренировочных заданий (см. с. 56—59 рабочей тетради: уровень А — задания 1—3, 5, 12; уровень В —задания 1, 4—7).

4. Тематическое тестирование по вариантам (задания на листах, взаимоконтроль по копиям

работ, оригинал сдается учителю).

Обобщение и закрепление знаний в форме групповой работы. Ниже приведены примеры заданий для групп


1) Изучите дополнительный материал на с. 81—82

учебника (по два абзаца группе) и расскажите об этом в классе.

2) Ответьте на вопросы и выполните задания 1—13 рубрики «Проверьте свои знания» на с. 83 учебника и обсудите их в классе.

3) Выполните тренировочные задания на с. 56—59 рабочей тетради.

4) Тематическое тестирование


Зрительный анализатор


Задание 1

Структура, отмеченная на рисунке, относится к ... аппарату глаза.

Изображение:

Запишите ответ:

__________________________________________

Задание 2

Количество оболочек глазного яблока равно:

Запишите число:

___________________________

Задание 3

Люди, у которых отсутствует пигмент в радужке глаза называются ...


Составьте слово из букв:

ЬИЫБАОНСЛ - __________________________________________

Задание 4

Оптическая система глаза обеспечивает:

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) преломление световых лучей и чёткое изображение предметов на сетчатке

2) определение направления движения предметов

3) определение цвета предметов

4) определение формы предметов, их величины и расстояния до них

Задание 5

Соотнесите:

Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:

1) место наибольшего скопления колбочек

2) содержат родопсин

3) отвечают за цветное зрение

4) не содержит светочувствительных клеток


__ слепое пятно

__ колбочки

__ палочки

__ желтое пятно


Задание 6

Наиболее сильное преломление световых лучей происходит в:

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) радужке

2) роговице

3) склере

4) хрусталике

Задание 7

Проследите прохождение световых лучей в глазном яблоке:

Укажите порядок следования всех 6 вариантов ответа:

__ сетчатка

__ стекловидное тело

__ роговица

__ передняя камера глаза

__ хрусталик

__ зрачок

Задание 8

К структурам фиброзной оболочки относятся:

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) склера

2) радужка

3) хрусталик

4) роговица

Задание 9

Колбочки способны воспринимать следующие цвета:

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) зелёный

2) синий

3) белый

4) красный

5) желтый

Задание 10

Способность глаза приспосабливаться к рассматриванию предметов, находящихся от него на различных расстояниях, называется:

Запишите ответ:

__________________________________________








Ответы:

1) (2 б.) Верный ответ: "вспомогательному".

2) (1 б.): Верный ответ: 3.;

3) (2 б.) Верные ответы: "АЛЬБИНОСЫ".

4) (1 б.) Верные ответы: 1;

5) (3 б.) Верные ответы:

4;

3;

2;

1;

6) (1 б.) Верные ответы: 4;

7) (3 б.) Верные ответы:

6;

5;

1;

2;

4;

3;

8) (2 б.) Верные ответы: 1; 4;

9) (2 б.) Верные ответы: 1; 2; 4;

10) (2 б.) Верный ответ: "аккомодация".




5) Формулирование выводов: «Что нового вы сегодня узнали на уроке?»


Этап урока: VI. Рефлексия. Домашнее задание


Изучить материал на с. 76—83 учебника. Ответить на вопросы и выполнить задания на с. 83 учебника. Выполнить задания 66—70 рабочей тетради.

Ответить на вопросы: «Почему нельзя пользоваться чужими очками? Что нужно делать при попадании в глаза кислоты или щелочи?»



Слайд 15.

Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:


  1. сегодня я узнал…

  2. было интересно…

  3. было трудно…

  4. я выполнял задания…

  5. я понял, что…

  6. теперь я могу…

  7. я почувствовал, что…

  8. я приобрел…

  9. я научился…

  10. у меня получилось …

  11. я смог…

  12. я попробую…

  13. меня удивило…

  14. урок дал мне для жизни…



Подведение итогов:










Приложение 1.

Задание 1

Структура, отмеченная на рисунке, относится к ... аппарату глаза.

Изображение:

Запишите ответ:

__________________________________________

Задание 2

Количество оболочек глазного яблока равно:

Запишите число:

___________________________

Задание 3

Люди, у которых отсутствует пигмент в радужке глаза называются ...



Составьте слово из букв:

ЬИЫБАОНСЛ - __________________________________________

Задание 4

Оптическая система глаза обеспечивает:

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) преломление световых лучей и чёткое изображение предметов на сетчатке

2) определение направления движения предметов

3) определение цвета предметов

4) определение формы предметов, их величины и расстояния до них

Задание 5

Соотнесите:

Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:

1) место наибольшего скопления колбочек

2) содержат родопсин

3) отвечают за цветное зрение

4) не содержит светочувствительных клеток



__ слепое пятно

__ колбочки

__ палочки

__ желтое пятно



Задание 6

Наиболее сильное преломление световых лучей происходит в:

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) радужке

2) роговице

3) склере

4) хрусталике

Задание 7

Проследите прохождение световых лучей в глазном яблоке:

Укажите порядок следования всех 6 вариантов ответа:

__ сетчатка

__ стекловидное тело

__ роговица

__ передняя камера глаза

__ хрусталик

__ зрачок

Задание 8

К структурам фиброзной оболочки относятся:

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) склера

2) радужка

3) хрусталик

4) роговица

Задание 9

Колбочки способны воспринимать следующие цвета:

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) зелёный

2) синий

3) белый

4) красный

5) желтый

Задание 10

Способность глаза приспосабливаться к рассматриванию предметов, находящихся от него на различных расстояниях, называется:

Запишите ответ:

__________________________________________






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!