рН- в о д о р о д н ы й п о к а з а т е л ь | Цель: создание условий для формирования понятия водородный показатель Задачи: - образовательная -Дать теоретические понятий «водородный показатель», индикаторы - определять рН для различных растворов - развивающая - Развивать познавательный интерес, умение логически мыслить, прогнозировать, находить и объяснять причинно-следственные связи. - воспитательная: -умение работать самостоятельно. -Вырабатывать познавательную активность и интерес к предмету. Здоровьесберегающие. - Рассмотреть влияние рН среды на здоровье человека и экологию. -Создать благоприятный психологический климат на уроке. УУД: Познавательные - исследовать свойства изучаемых процессов - делать выводы из результата проведенных химических экспериментов Регулятивные: рефлексия собственного продвижения (выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения) Личностные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Метапредметные: - определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике; Работа с различными источниками информации | К О М Б И Н И Р О В А Н Н Ы Й | 1.Орг. момент 2. Фаза вызов 3. Игра «Верю не верю» Постановка проблемы Работа в группах Актуализация знаний учащихся Фаза осмысление Изучение нового материала Рефлексия Лабораторная работа Первичное закрепление изученного Д/З Рефлексия Итог | Приветствует учащихся. Ребята давайте составим кластер “Реакция среды растворов» Фронтальный опрос: - Как определить реакцию раствора? - какие индикаторы вы знаете? Как изменятся их цвета в зависимости от реакции среды? Составим кластеры Я зачитываю утверждения, а вы решаете и сообщаете мне, верите ли вы в них или нет. -
- Раствор уксуса менее кислый, чем сок лимона? -
- Раствор мыла более щелочной, чем раствор питьевой соды? - Сколько же в нашем классе мнений? Побуждение к осознанию противоречия - - Два разных мнения (осознание противоречия) - Какой возникает вопрос? (побуждение к формулированию учебной проблемы) -Как доказать точно, какой раствор более кислый, а какой более щелочной? (учебная проблема как вопрос) - Так, как вы думаете, как же это можно сделать? Давайте проведем мозговой штурм. - Так все согласны? - Так, все согласны? Тогда давайте попробуем. Поработайте в группах, определите реакцию среды при помощи индикаторов некоторых бытовых растворов, налитых в нумерованные пробирки, расположенные у вас на столах: уксуса, раствора аммиака, лимонного сока, газированной воды, средства для прочистки водосточных труб, раствора мыла, раствора питьевой соды, дистиллированной воды. Первый группа исследует растворы лакмусом, второй – метилоранжем, третий – фенолфталеином. Затем все вместе заполняем таблицу - Получилось ли выяснить, какой раствор более кислый - уксус или сок лимона, а какой более щелочной – раствор мыла или питьевой соды? - Так, давайте ещё подумаем, когда удается сравнить величины? - Давайте подумаем, что же можно измерить? Какие частицы определяют кислую реакцию среды? - -Хорошо, как они образовались в исследуемых нами кислых бытовых растворах? Давайте составим уравнения диссоциаций -Наличие каких частиц в растворе определяет нейтральную реакцию среды? - Нет, не только вода нейтральна, наверное, отсутствие катионов водорода или гидроксид – ионов. - Ответить на этот и другие поставленные в ходе урока вопросы мы сможем, изучив учебный текст. Предлагает работу с текстом Задания -
Прочитайте учебный текст. -
Озаглавьте учебный текст. -
Составьте опорную схему (опорный сигнал) по материалам учебного текста. Обсудите опорную схему в группе. -
Запишите лучший вариант опорной схемы в тетрадь. -
Выразите зависимость между концентрацией ионов водорода, гидроксид-ионов, величиной рН и реакцией раствора, заполнив недостающие данные таблицы: [Н+] | 100 | 10-1 | 10-2 | 10-3 | 10-4 | 10-5 | 10-6 | 10-7 | 10-8 | 10-9 | 10-10 | 10-11 | 10-12 | 10-13 | 10-14 | [ОН-] | 10-14 | | | | 10-10 | | | 10-7 | | | 10-4 | | | | 100 | рН | 0 | | | | | | | 7 | | | | | | | 14 | среда | Сильнокислая | | слабокислая | | | щелочная | | -Ребята, давайте сформулируем тему сегодняшнего урока. Какие варианты заголовка текста вы предложите? Хорошо, тема нашего урока – «Водородный показатель». - Какие варианты опорных схем вы можете предложить? После обсуждения вариантов опорных сигналов останавливаемся на опоре такого вида, записываем её на доске: [Н+]=10-рН нейтральная среда рН=7, кислая рН7. Сейчас мы будем измерять рН выданных вам бытовых растворов с помощью универсальных индикаторных бумаг, при этом мы попробуем доказать ложность или истинность моих утверждений в игре «Верю - не верю». Напоминаю, что я утверждала, что раствор уксуса менее кислый, чем сок лимона, а раствор мыла более щелочной, чем раствор питьевой соды. - Получилось узнать, что кислее, уксус или лимон? - Получается определить, какой раствор более щелочной – мыла или питьевой соды? - Почему не получилось выяснить, какой раствор кислее? - Точность определения значения рН при помощи универсального индикатора равна единице, т.е. мы находим довольно неточное значение рН раствора. - Действительно, более точное значение рН можно измерить цифровым датчиком рН, подключенным к системе сбора данных и персональному компьютеру. Мы это сейчас сделаем Учитель демонстрирует технику работы с рН-метром, работающим в режиме реального времени, значение рН исследуемых растворов выводится на большой экран через мультимедийный проектор. Учитель предлагает учащимся сделать вывод о том, какой из исследуемых бытовых растворов обладает более кислой, а какой более щелочной реакцией среды. Учащимся, которые неверно делают выводу по проведенному эксперименту, учитель предлагает перечитать учебный текст, проверить правильность заполнения таблицы Проведите домашний эксперимент, выполнив следующие действия: добавьте сок краснокочанной капусты к бытовым растворам (уксуса, раствора аммиака, лимонного сока, газированной воды, средства для прочистки водосточных труб, раствора мыла, раствора питьевой соды) и определите, какой цвет принимает этот индикатор во всём диапазоне рН. Вставьте полученные данные в таблицу, начатую нами на уроке. Можно ли применять сок краснокочанной капусты как индикатор для определения силы кислот и щелочей? Поясните. Перечислите преимущества и недостатки сока краснокочанной капусты как индикатора. Отвар краснокочанной капусты можно приготовить, сварив её в воде. Как вариант можно измельчить краснокочанную капусту в блендере, затем процедить сок. Проводит рефлексию: | знаю | умею | надо повторить | Писать уравнения диссоциации | | | | Определять рН растворов теоретически | | | | Определять рН растворов практически | | | | Подводит итог урока, выставляет оценки | Приветствуют учителя: Составляют кластер Отвечают на вопросы учителя Ученики в группе составляют кластеры Высказывают свои мнения Ответы учащихся: - на вкус - нельзя пробовать вещества в химической лаборатории - При помощи индикаторов, по интенсивности окраски Работают в группах, проводят эксперимент, соблюдая правила ТБ, докладывают о результатах, заполняют в таблицу. Нет, интенсивность окраски индикатора была одинаковая. Когда есть количественное значение. Катионы водорода - H+ Ученики на доске записывают уравнения реакций диссоциации уксусной и лимонной кислот, угольной кислоты, образовавшейся при взаимодействии углекислого газа с водой. - Молекулы воды. Ученики высказывают разные мнения, затрудняются с определением правильной версии. Работают по тексту Учащиеся в парах изучают учебный текст, который учитель выдает на каждую парту, выполняют задания к тексту. - Количественная характеристика кислотности или основности. - Диссоциация воды. рН - Водородный показатель. Записывают тему урока, конспектируют. ученики у доски демонстрационно измеряют рН растворов уксуса, сока лимона, раствора мыла, раствора питьевой соды. бытовых - Нет, окраска индикаторной бумаги одинаковая, рН в районе 2-3, точнее определить не удается. -Да, раствор мыла более щелочной, рН 10, а раствор питьевой соды менее щелочной, рН 9. Выполняют лабораторную работу Ученики фиксируют значение рН растворов в тетрадь, добавляя колонку в ранее оформленную таблицу. Домашняя работа в виде Q-кода Участвуют в рефлексии | Приём «обраще- ние» Устный контроль знаний Практический, исследовательский Контроль знаний Письменная работа Наглядно –практические Письменный контроль знаний Наглядно-практич. Ислледовательская | Репрод. Воспроизвод.-выбороч Поиск.-исполн. Интерпретир. Поиск. – исполн. Эвристичес. Копирующ. Креатив. | Фронт. Фронт. Фронт. Групповая парная парная Индив, фронт. индивид. Групповая работа | Кл. Доска Презентация Роwer Point СЛАЙД Карточки задания, СЛАЙД 2,3 ответами СЛАЙД СЛАЙД СЛАЙД СЛАЙД СЛАЙД СЛАЙД СЛАЙД Записано на доске. http://files. school-collection.edu.ru/dlrstore СЛАЙД 12 | У У В У У У У У С У |