СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта "Водородный показатель"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта "Водородный показатель"»

Урок по теме «Водородный показатель».

Учитель: Троева Парасковья Ильинична, учитель химии МБОУ “Мюрюнская СОШ №2»

Предмет, класс: химия, 11 класс

Тема урока: «Водородный показатель»

УМК: Г.Е. Рудзитис, Ф.Г.Фельдман

Тип урока: урок-практикум

Технология построения урока: Технология развития критического мышления через чтение и письмо, технологии проблемного урока

Цель: создание условий для формирования понятия водородный показатель.

Задачи: 

Образовательные.

  1. Познакомить учащихся с понятием ионного произведения воды; концентрациями ионов Н+ и в кислых, нейтральных и щелочных растворах; с водородным показателем - отрицательным логарифмом концентрации; с методами определения рН.

  2. Актуализировать знаний, учащихся о реакции среды растворов кислот, щелочей, солей; изменении цвета индикаторов (лакмуса, метилового оранжевого, фенолфталеина) в различных средах.

  3. Измерить с учащимися рН некоторых растворов с помощью универсального индикатора: дистиллированной, газированной воды, раствора уксуса, сока лимона, раствора аммиака, раствора мыла, средства для прочистки труб, раствора питьевой соды; подвести учащихся к объяснению причин значений рН данных растворов.

  4. Опытным путем (в ходе домашнего эксперимента) доказать, что соки некоторых растений так же могут служить кислотно - основными индикаторами (на примере сока краснокочанной капусты).

Воспитательные.

Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности; воспитание аккуратности и внимательности при выполнении работ с кислыми и щелочными растворами.

Развивающие.

Развивать навыки самостоятельного умственного труда: совершенствовать умения самостоятельно получать информацию из учебного текста, анализировать текст, формировать критический стиль мышления; развивать практические умения проводить эксперимент.

Оборудование: датчик рН Releon, подключенный к компьютеру, проектор, учебные тексты (по одному на парту), лотки со штативами для пробирок и нумерованными пробирками с бытовыми растворами (по одному на парту).

Реактивы: растворы индикаторов – лакмуса, метилоранжа, фенолфталеина, универсальная индикаторная бумага, бытовые растворы - газированная вода, растворы уксуса, сока лимона, аммиака, мыла, средства для прочистки труб, питьевой соды, дистиллированная вода.

Формы работы: фронтальная, групповая.

№ п/п, дата, тема

Цели и задачи урока Формируемые УУД

Тип урока

Этапы урока




Деятельность учителя




Деятельность учащихся


Методы и приёмы

Познавательная активность

Формы обучения

Средства обучения

Вид контроля


рН- в

о

д

о

р

о

д

н

ы

й


п

о

к

а

з

а

т

е

л

ь

































































Цель: создание условий для формирования понятия водородный показатель Задачи:

- образовательная

-Дать теоретические понятий «водородный показатель», индикаторы

- определять рН для различных растворов 

- развивающая

- Развивать познавательный интерес, умение логически мыслить, прогнозировать, находить и объяснять причинно-следственные связи. 

- воспитательная: -умение работать самостоятельно.

-Вырабатывать познавательную активность и интерес к предмету.

Здоровьесберегающие

- Рассмотреть влияние рН среды на здоровье человека и экологию.

-Создать благоприятный психологический климат на уроке. 


УУД:

Познавательные

- исследовать свойства изучаемых процессов

- делать выводы из результата проведенных химических экспериментов


Регулятивные: рефлексия собственного продвижения (выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения)


Личностные:

осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.


Метапредметные:

- определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

Работа с различными источниками информации


К

О

М

Б

И

Н

И

Р

О

В

А

Н

Н

Ы

Й

1.Орг. момент




2. Фаза вызов











3. Игра «Верю не верю»









Постановка проблемы












Работа в группах











Актуализация знаний учащихся



































Фаза осмысление



Изучение нового материала



























Рефлексия


















Лабораторная работа























Первичное закрепление изученного
























Д/З


















Рефлексия












Итог



Приветствует учащихся.





Ребята давайте составим кластер “Реакция среды растворов»

Фронтальный опрос:

- Как определить реакцию раствора?

- какие индикаторы вы знаете?

Как изменятся их цвета в зависимости от реакции среды?

Составим кластеры





Я зачитываю утверждения, а вы решаете и сообщаете мне, верите ли вы в них или нет.

  • - Раствор уксуса менее кислый, чем сок лимона?

  • - Раствор мыла более щелочной, чем раствор питьевой соды?

- Сколько же в нашем классе мнений? Побуждение к осознанию противоречия

- - Два разных мнения (осознание противоречия)

- Какой возникает вопрос? (побуждение к формулированию учебной проблемы)

-Как доказать точно, какой раствор более кислый, а какой более щелочной? (учебная проблема как вопрос)

- Так, как вы думаете, как же это можно сделать? Давайте проведем мозговой штурм.

- Так все согласны?




- Так, все согласны?






Тогда давайте попробуем. Поработайте в группах, определите реакцию среды при помощи индикаторов некоторых бытовых растворов, налитых в нумерованные пробирки, расположенные у вас на столах: уксуса, раствора аммиака, лимонного сока, газированной воды, средства для прочистки водосточных труб, раствора мыла, раствора питьевой соды, дистиллированной воды. Первый группа исследует растворы лакмусом, второй – метилоранжем, третий – фенолфталеином. Затем все вместе заполняем таблицу


- Получилось ли выяснить, какой раствор более кислый - уксус или сок лимона, а какой более щелочной – раствор мыла или питьевой соды?




- Так, давайте ещё подумаем, когда удается сравнить величины?



- Давайте подумаем, что же можно измерить? Какие частицы определяют кислую реакцию среды?

-

-Хорошо, как они образовались в исследуемых нами кислых бытовых растворах? Давайте составим уравнения диссоциаций













-Наличие каких частиц в растворе определяет нейтральную реакцию среды?

- Нет, не только вода нейтральна, наверное, отсутствие катионов водорода или гидроксид – ионов.

- Ответить на этот и другие поставленные в ходе урока вопросы мы сможем, изучив учебный текст.





Предлагает работу с текстом



Задания

  1. Прочитайте учебный текст.

  2. Озаглавьте учебный текст.

  3. Составьте опорную схему (опорный сигнал) по материалам учебного текста. Обсудите опорную схему в группе.

  4. Запишите лучший вариант опорной схемы в тетрадь.

  5. Выразите зависимость между концентрацией ионов водорода, гидроксид-ионов, величиной рН и реакцией раствора, заполнив недостающие данные таблицы:


+]

100

10-1

10-2

10-3

10-4

10-5

10-6

10-7

10-8

10-9

10-10

10-11

10-12

10-13

10-14

[ОН-]

10-14




10-10



10-7



10-4




100

рН

0







7







14

среда

Сильнокислая


слабокислая



щелочная



-Ребята, давайте сформулируем тему сегодняшнего урока. Какие варианты заголовка текста вы предложите?






Хорошо, тема нашего урока – «Водородный показатель».

- Какие варианты опорных схем вы можете предложить?

После обсуждения вариантов опорных сигналов останавливаемся на опоре такого вида, записываем её на доске:

+]=10-рН

нейтральная среда рН=7, кислая рН7.


Сейчас мы будем измерять рН выданных вам бытовых растворов с помощью универсальных индикаторных бумаг, при этом мы попробуем доказать ложность или истинность моих утверждений в игре «Верю - не верю». Напоминаю, что я утверждала, что раствор уксуса менее кислый, чем сок лимона, а раствор мыла более щелочной, чем раствор питьевой соды.



- Получилось узнать, что кислее, уксус или лимон?








- Получается определить, какой раствор более щелочной – мыла или питьевой соды?






- Почему не получилось выяснить, какой раствор кислее?

- Точность определения значения рН при помощи универсального индикатора равна единице, т.е. мы находим довольно неточное значение рН раствора.

- Действительно, более точное значение рН можно измерить цифровым датчиком рН, подключенным к системе сбора данных и персональному компьютеру.

Мы это сейчас сделаем


Учитель демонстрирует технику работы с рН-метром, работающим в режиме реального времени, значение рН исследуемых растворов выводится на большой экран через мультимедийный проектор.







Учитель предлагает учащимся сделать вывод о том, какой из исследуемых бытовых растворов обладает более кислой, а какой более щелочной реакцией среды.


Учащимся, которые неверно делают выводу по проведенному эксперименту, учитель предлагает перечитать учебный текст, проверить правильность заполнения таблицы

Проведите домашний эксперимент, выполнив следующие действия: добавьте сок краснокочанной капусты к бытовым растворам (уксуса, раствора аммиака, лимонного сока, газированной воды, средства для прочистки водосточных труб, раствора мыла, раствора питьевой соды) и определите, какой цвет принимает этот индикатор во всём диапазоне рН. Вставьте полученные данные в таблицу, начатую нами на уроке.

Можно ли применять сок краснокочанной капусты как индикатор для определения силы кислот и щелочей? Поясните.

Перечислите преимущества и недостатки сока краснокочанной капусты как индикатора. Отвар краснокочанной капусты можно приготовить, сварив её в воде. Как вариант можно измельчить краснокочанную капусту в блендере, затем процедить сок.

Проводит рефлексию:


знаю

умею

надо повторить

Писать уравнения диссоциации




Определять рН растворов теоретически




Определять рН растворов практически





Подводит итог урока, выставляет оценки

Приветствуют учителя:




Составляют кластер


Отвечают на вопросы учителя



Ученики в группе составляют кластеры


Высказывают свои мнения












Ответы учащихся:

- на вкус

- нельзя пробовать вещества в химической лаборатории

- При помощи индикаторов, по интенсивности окраски


Работают в группах, проводят эксперимент, соблюдая правила ТБ, докладывают о результатах, заполняют в таблицу.


Нет, интенсивность окраски индикатора была одинаковая.


Когда есть количественное значение.


Катионы водорода - H+


Ученики на доске записывают уравнения реакций диссоциации уксусной и лимонной кислот, угольной кислоты, образовавшейся при взаимодействии углекислого газа с водой.


- Молекулы воды.

Ученики высказывают разные мнения, затрудняются с определением правильной версии.


Работают по тексту


Учащиеся в парах изучают учебный текст, который учитель выдает на каждую парту, выполняют задания к тексту.






















- Количественная характеристика кислотности или основности.

- Диссоциация воды. рН

- Водородный показатель.


Записывают тему урока, конспектируют.








ученики у доски демонстрационно измеряют рН растворов уксуса, сока лимона, раствора мыла, раствора питьевой соды. бытовых

- Нет, окраска индикаторной бумаги одинаковая, рН в районе 2-3, точнее определить не удается.

-Да, раствор мыла более щелочной, рН 10, а раствор питьевой соды менее щелочной, рН 9.


Выполняют лабораторную работу







Ученики фиксируют значение рН растворов в тетрадь, добавляя колонку в ранее оформленную таблицу.









Домашняя работа в виде Q-кода
















Участвуют в рефлексии













Приём «обраще- ние»



Устный контроль знаний




































Практический,

исследовательский





















Контроль знаний


























Письменная работа


















Наглядно –практические
















Письменный контроль знаний











Наглядно-практич.




























Ислледовательская



Репрод.





Воспроизвод.-выбороч



































Поиск.-исполн.






























































Интерпретир.









Поиск. – исполн.















Эвристичес.



Копирующ.










Креатив.


Фронт.





Фронт.

























Фронт.













Групповая
































































парная










парная















Индив,

















фронт.

















индивид.










Групповая работа


Кл.

Доска

Презентация

Роwer Point


СЛАЙД







Карточки задания, СЛАЙД 2,3 ответами




























СЛАЙД





СЛАЙД














СЛАЙД
























СЛАЙД









СЛАЙД












СЛАЙД







СЛАЙД




















Записано на доске.
























http://files. school-collection.edu.ru/dlrstore




СЛАЙД 12













У





У







В


















У















































































У










У






















У






У




С













У





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя