Министерство образования и науки Хабаровского края
Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат №11», Хабаровский край, рп.Ванино, Приморский бульвар 7 а
Васильева Антонина Юрьевна, педагог-психолог
Занятие педагога-психолога по развивающей психолого-педагогической программе «Радуга» (коррекционный курс «Сенсорное развитие), АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2)
Тема: «Синий цвет»
Васильева А.Ю., педагог-психолог
2022 г.
Тема занятия: «Синий цвет».
Цель: формирование сенсорного эталона «Цвет», через расширение опыта сенсомоторных ощущений.
Задачи:
учить узнавать синий цвет в окружающих предметах в повседневной жизни;
закрепить умение дифференцировать предметы по цветам: красному, оранжевому, желтому;
расширять опыт сенсомоторных ощущений обучающейся;
воспитывать положительное эмоциональное отношение к совместной деятельности со взрослым/педагогом.
Тип занятия: развивающее занятие педагога-психолога.
Формы работы обучающихся: индивидуальная.
Технологии: игровые технологии, технология уровневой дифференциации, здоровьесберегающие технологии, технология деятельностного метода обучения.
Методы обучения: наглядные (рассматривание картинок/карточек/алгоритм действий; организация и осуществления чувственного восприятия объектов; показ способов действий); словесные (организации и осуществления мыслительной деятельности детей); практические (организация и управление практической деятельностью детей): упражнение подражательного характера, повторение, показ, воображаемая игровая ситуация.
Необходимое техническое оборудование: персональный компьютер, лист успеха, наклейки, музыкальное сопровождение; картинки/карточки визуальной опоры, деревянная ложка, корзина, шарики из сухого бассейна синего цвета, повязка на глаза, кинетический песок синего цвета, материалы/игровые предметы синего цвета, пластилин синего цвета, шарики (синего, красного, оранжевого, желтого цвета) и стаканчики соответствующего цвета.
Базовые учебные действия:
1. Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации пребывания в образовательной организации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми и сверстниками:
1.3. Принятие контакта, инициированного взрослым.
1.4. Установление контакта с педагогом, участвующим в образовательном процессе.
1.5. Ориентация в учебной среде.
2. Формирование учебного поведения.
2.1. Поддержание правильной позы.
2.2. Направленность взгляда на лицо взрослого, на выполняемое задание.
2.3. Подражание простым действиям и действиям с предметами.
3. Формирование умения выполнять задание в соответствии с определенными характеристиками:
3.1. Выполнение задания полностью (от начала до конца)
3.4. Переход от одного задания (действия) к другому с соответствии с расписанием занятия/алгоритмом действия.
Характеристика обучающейся: обучающаяся 1 класса с ТМНР, находящаяся на индивидуальном домашнем обучении.
Этапы занятия | Длительность этапа/ мин | Содержание педагогического взаимодействия |
Используемый дидактический и наглядный материал | Деятельность педагога-психолога | Деятельность обучающихся | Базовые учебные действия, формируемые на занятии |
Организационный этап |
Упражнение «Приветствие» | 3 | Карточки визуальной опоры «Привет»/ алгоритм заданий/упражнений на занятии | Приветствие обучающейся на уроке. Организация рабочего места. Предоставление карточек визуальной опоры/расписания алгоритма заданий на занятии. | Приветствует педагога словом/жестом, с учетом визуальной карточки-опоры. | 1.3. 1.4. 1.5. 3.4. |
Самомассаж кистей и пальцев рук | 2 | мячики Су джок | Демонстрация упражнений для выполнения самомассажа кистей и пальцев рук. | Выполняет упражнения совместно/по подражанию (по возможности) | 1.5. 3.1. |
Основной этап. |
Коробка «Синий цвет» | 5 | Коробка с разными материалами синего цвета (образцы бумаги, ткани, пластмасса, дерево, пластилин, нитки) | Педагог показывает обучающейся коробку с предметами синего цвета. Мотивирует открыть, рассмотреть/потрогать каждый предмет. При необходимости выполняет упражнение совместно с обучающейся. | Рассматривает и ощупывает материалы синего цвета, находящиеся в коробке, совместно с педагогом или самостоятельно (по возможности) | 2.1. 2.2. 2.3. 3.1. 3.4. |
Дидактическая игра «Разложи по цвету»/ | 5 | Цветные шарики, стаканчики соответствующего цвета. | Педагог предлагает обучающейся разложить цветные шарики (красного, оранжевого, желтого цветов) в стаканчики соответствующего цвета. | Обучающаяся выполняет задание по алгоритму занятия, в соответствие с инструкцией, совместно с педагогом или самостоятельно (по возможности) | 2.1. 2.2. 2.3. 3.1. 3.4. |
Игровое упражнение «Жмурки» (Динамическая пауза») | 3 | Повязка на глаза, погремушка | Педагог-психолог показывает инструкцию-правила игры. Демонстрирует способы взаимодействия в процессе выполнения игрового упражнения: -водящий – взрослый; -водящий – ребенок. | Игрок отходит в разные стороны и начинает «дразнить» водящего, подавая ему разные сигналы о своем местонахождении: -хлопает в ладоши: -шумит погремушками | 1.5. 2.3. |
Игры с кинетическим песком | 5 | Кинетический песок синего цвета | Педагог демонстрирует способы взаимодействия с кинетическим песком: трогает, перекладывает в стаканчик, сминает, отставляет следы пальцев рук. | Обучающаяся ощупывает кинетический песок, выполняет действия по подражанию. | 2.1. 2.2. 2.3. 3.1. 3.4. |
Завершающий этап. |
Рефлексия. Подведение итогов занятия. | 2 | Листы успеха, наклейки | Оценка выполнения заданий педагогом, похвала, выдача наклейки на лист успеха. | Фиксирует свои достижения самостоятельно на листе (приклеивают наклейки) | 1.3. 1.4. |
Упражнение «Поощрение» | 3 | Карточки визуальной опоры «Музыкальные физминутки» | Педагог предлагает обучающейся, в качестве поощрения, за активных работу на занятии выбрать (при желании) музыкальную физминутку. | Выбирает физминутку. Слушает. Выполняет действия по подражанию (при желании/по возможности) | 1.5. |
Упражнение «Прощание» | 2 | Карточки визуальной опоры ««Пока» | Завершение занятия. Прощание с обучающейся с помощь жеста коммуникации и вербального сопровождения. | Прощается с педагогом словом/жестом, с учетом визуальной карточки-опоры. | 1.3. 1.4. 1.5. |