СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта "Жизнь в пресных водах"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта "Жизнь в пресных водах"»

Технологическая карта урока окружающего мира в начальной школе

Класс: 4

Тема: Жизнь в пресных водах

Цель: формирование представления учащихся о жизни пресного водоёма

Задачи:

Обучающие:

  • Познакомить с растительным и животным миром пресных водоёмов

  • Познакомить с ролью человека в жизни пресных водоемов

  • Обобщить знания учащихся о природном сообществе.

Развивающие:

  • Развивать познавательный интерес учащихся

  • Развивать память, мышление, внимание

  • Развивать речь детей (учить рассуждать, размышлять над полученной информацией).

Воспитывающие:

  • Воспитывать бережное отношение к природе

  • Формировать экологическую культуру учащихся.

  • Воспитывать культуру общения (работа в парах) в атмосфере сотрудничества и доброжелательности.

Формируемые УУД:

Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолении, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических нор, способность к самооценке своих действий, поступков; стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

Регулятивные: принимать и сохранят учебную задачу; планировать в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Познавательные: осознавать поставленную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебников, рабочих тетрадей; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач; - выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, учувствовать в беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» Плешакова стр. 178-186, Атлас-определитель «От земли до неба», рабочая тетрадь, карточки с заданиями, презентация.


Оформление доски:

Экран

Сегодня я узнал…

Я научился…

Меня удивило…

У меня получилось…

Было трудно…

Я смог ….

Я понял, что…

Я теперь могу….

Меня удивило…

Мне захотелось…. Было интересно…

Тема: «Жизнь в пресных водах»










Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Орг. Момент

(20 сек)

-Здравствуйте ребята, меня зовут Светиславна Сергеевна, и сегодняшний урок окружающего мира проведу у вас я. Вы узнаете, много нового сегодня на уроке. Слушайте внимательно, все запоминайте.

Дети приветствует, настраиваются на работу.

Актуализация знаний

(7 – 8 мин)

- На прошлом уроке мы изучали природное сообщество – луг.

— Так, почему луг называют природным сообществом? Свой ответ подтвердите примерами.












-А сейчас давайте поиграем в игру. Я буду вам читать характерные признаки животных, растений, а вы будете угадывать их.


Игра «Узнай меня»

• Это очень ценный злак — кормовое растение с тонкими листьями и мелкими колосками, образующими метелку.

• Это растение узнают по мелким треугольным плодам, похожим на сумки.

• Он звонко поет.

• Этот житель луга имеет громкий скрипучий голос.

• Этот житель — санитар, питается падалью, для своих личинок за­капывает в землю мертвых животных.

• Ее назвали в честь врача — героя греческих мифов. В настоящее время это редкое животное.

• Без него на лугу будет тишина. Он невелик, с большими усами и ногами.



- На столе у вас лежат карточки с заданием. Переверните их. Прочитайте текст и определите какое сообщество описано. Как вы это поняли?

Карточка 1

Задание. Определите сообщество.

Как красива и живописна наша местность. Издалека заметны клевер, тысячелистник. Привлекает внимание растения с интересным названием мышиный горошек. Над цветочками мелодично напевает песенку пчела, порхают бабочки, возле ваших ног прыгает кузнечик. А недалеко в траве спряталась перепёлка.











- Ребята, возьмите каждый индивидуальное задание на парте. Подпишите ее и приступайте к выполнению заданий. (Учитель дает комментарии к каждому заданию, см. пояснение к заданиям)

Индивидуальное задание на карточке

Задание 1. Среди данных растений выберите растения луга, растения леса. Запишите их номера в табличку.

  1. Липа

  2. Колокольчик

  3. Лютик

  4. Ольха

  5. Зверобой

  6. Рябина

  7. Шиповник

  8. Одуванчик

  9. Акация

  10. Герань


Растения луга

Растения леса

2,3,5,8,10

1,4,6,7,9


Задание 2. Какие природные сообщества представлены следующими растениями и животными?

• Колокольчик, тимофеевка, клевер, пчела, перепел, коростель. (Луг.)

• Ель, сосна, береза, малина, земляника, кукушка, дятел, соболь, лось. (Лес.)

• Пшеница, кукуруза, рожь, картофель. (Поле.)


Задание 3. Заполните таблицу «Животный мир луга».


Насекомые

Птицы

Звери















- Луг — это природное сообщество, потому что растения, животные, грибы и микроорганизмы, живущие на лугу, тесно связаны между собой. Например, ра­стения, погибающие осенью, за зиму при участии бактерий перегнивают. А на их месте вырастают новые.






- Мятлик


- Пастушья сумка

- Перепел

- Коростель

- Жук-могильщик


- Махаон


- Кузнечик


-Луговое сообщество, п.ч. на лугу растут клевер, тысячелистник, мышиный горошек, на лугу обитают бабочки, пчелы, кузнечики и перепелки.










Дети выполняют работу.

Формулировка темы и цели урока (40 сек)

- Послушайте стихотворение и определите слово, которое будет ключевым на нашем уроке

Посмотрите вот сюда.

Тихо плещется вода,

Ряска, лилии, рогоз,

И кубышка и тростник.

Есть беззубка, прудовик,

Водомерка вот бежит.

Всюду бурно жизнь кипит.


- Какое слово будет главным на уроке?

- Правильно. Как вы думаете, что мы узнаем сегодня о водоёме?

Слушают стих.










- Водоем.

Предположения детей

Открытие нового знания

– На какие группы делятся по происхождению водоемы?



– А еще, на какие группы можно разделить водоёмы?

–Чтобы узнать на какие водоёмы мы относим к пресноводным вам нужно отгадать загадки.

Посреди поля

Лежит зеркало,

Стекло голубое,

Рама зелёная.


Не конь, а бежит

Не лес, а шумит.


– Какой водоём с пресной водой ещё не назвали?

(Показ презентации)

– И так, представьте, что вы находитесь на берегу пресного водоёма. На что вы сразу обратите внимание?


– На низких берегах водоёмов почва очень сырая, т.к. во время дождей и таяния снега здесь долгое время стоит вода. Поэтому здесь растут высокие травянистые растения - тростник, осока, рогоз, камыш.

– Очень часто путают растения рогоз и камыш. У рогоза к осени образуется коричневый “початок”, в котором созревают семена. У камыша образуется раскидистая метёлка фиолетового цвета. У тростника - крупная, отогнутая в сторону метёлка.

– На поверхности воды на огромных зелёных листьях можно увидеть кубышку и кувшинку. Корни этих растений находятся на илистом дне, мощный стебель выносит на поверхность воды прекрасные цветы, которые ещё называют купавами, или водяными лилиями

Вот как описывает эти цветы писатель М.М. Пришвин: “Жёлтые лилии раскрыты с самого восхода солнца, белые раскрываются часов в 10. Когда все белые раскроются, на реке начинается бал”.

– Среди кувшинок видны плавающие мелкие зелёные листочки ряски. Ряска - это самое маленькое цветковое растение.

- Водоёмы бывают естественные и искусственные

- На пресные и солёные






- Озеро



- Река


- Пруд


- На растительность



Дети слушают учителя

Валеопауза

- А теперь немного отдохнем.

Видео со звуками воды.

Дети слушают, расслабляются

Продолжение работы над новым

– Как вы думаете, какую роль выполняют растения в водоёме?




- Правильно.

- Как вы думаете, кто может считать себя хозяевами водоёма?

Игра «Не зевай!»

- Сейчас я буду называть различных животных. Если среди них вы услышите названия рыб, хлопайте в ладоши.

Лиса, окунь, воробей, щука, лягушка, горбуша, ворона, лещ, попугай, омуль, дельфин, бабочка, удав, пелядь, семга, волк, карась.

- На Южном Урале есть виды рыб, которые занесены в Красную книгу.

- Ребята, что такое Красная книга?




- ПРЕДКАВКАЗСКАЯ КУМЖА

Очень редкий вид с постоянно сокращающимися местами обитания. Внесен в Красную книгу РФ.

В реках Южного Урала встречается только пресноводная форма — форель, являющаяся реликтом ледниковых эпох.

- Ребята, как вы понимаете слово «реликт»



- На территории Челябинской области отмечена в притоках р. Миасс (р. Киалим, Куштумга, Таловка), в речках Кусинского р-на.

- Это некрупная рыба (обычно дли ной до 25—35 см, массой 200—500 г). Очень ярко окрашена: на серо-зеленом фоне красные, черные и светлые пятна с окантовкой, отсюда народное название — пеструшка.


- Ребята, давайте сейчас поиграем с вами в игру. У вас на столе лежит табличка, где в одной колонке написано описание рыбы, а в другой колонке приведено изображение. Вам необходимо соединить описание и изображение.

  1. ЕВРОПЕЙСКИЙ ХАРИУС

Тело покрыто довольно крупной, прочно держащейся чешуей. Верхняя часть и большой спинной плавник усеяны множеством пятнышек. Рот сравнительно небольшой, с едва заметной щеткой слабых зубов.

Обычно же встречается хариус, бока которого светло-серые, брюхо серебристое, по темной спине разбросано множество мелких черных пятен. Плавники темные, иногда с красноватым или желтоватым оттенком.

а

  1. ОБЫКНОВЕННЫЙ ПОДКАМЕНЩИК

Длина тела 10 – 12 см. Голова у неё большая и широкая, глаза крупные, красного цвета. Тело голое, лишено чешуи, зато покрыто защитой – небольшими шипиками. У него длинные грудниковые плавники, на жаберных крышках колючие щитки. Брюшко рыбы белое, спинка серо-желтая с темными коричневатыми пятнами, которые часто образуют полоски. Также в окрасе присутствуют зеленоватые оттенки. Такой камуфляж отлично маскирует и без того скрытную и осторожную рыбу.

Б

  1. ОБЫКНОВЕННЫЙ ТАЙМЕНЬ

Тело узкое, удлиненное, голова несколько сплющена с боков и сверху; рот большой, мощный, с крупными зубами; по строению голова тайменя напоминает голову щуки (на Урале тайменя называют «красной щукой»). Окраска тайменя ярко-серебристая, с многочисленными темными пятнышками, расположенными выше и ниже боковой линии Хвостовой плавник — красный, с небольшой выемкой, такого же цвета и анальный плавник; спинной — темно-серый, грудные и брюшные — несколько светлее. Во время нереста тело тайменя становится медно-красным.

В


Ответ

1

2

3

б

в

а

(Проверка в презентации)


- А кто еще населяет наш пруд, мы узнаем, открыв учебник на с. 179. Начинаем читать по абзацу со слов: « Понаблюдаем за животными…».

- Каких новых животных вы узнали?

- Что вы о них узнали?

- Назовите моллюсков, о которых вы узнали.




- А о каких млекопитающих вы узнали?


- Рассмотрите рисунок на с. 180-181. А теперь откройте рабочую тетрадь на с. 84 №5. Прочитайте задание и выполните его.

- Поменяйтесь рабочими тетрадями с соседом по парте и проверьте правильно ли выполнено задание.

- Эти растения дают приют и пищу обитателям водоёма и вырабатывают кислород.


- Рыбы.


Дети хлопают, когда называется рыба




- Красная книга – книга, в которую занесены исчезающие виды животных и растений.






-Животное или растение, которые сохранились как их древние предки.







Дети выполняют задание в парах























































Дети читают.


Предположения детей


- Двустворчатые моллюски, прудовики, катушка, беззубка, перловица

- Ондатра, бобр, водяная крыса, выдра.

Дети выполняют задание


Дети проверяют задание

Первичное закрепление новых знаний

- Откройте с. 82 рабочей тетради. Во 2 задании вам нужно соединить названия растений с их изображением.

- У вас на партах лежат Атласы-определители с их помощью в 3 задании вам нужно определить название растений, изображённых на рисунках. Каждый вариант определяет только свои растения

- Раскрасьте кружок у тех растений, которые вы встречали в природе.


1 сценка «Уж и Головастик».

-Ты чего, Уж. Задумался? Шипишь – меня, что ли , ругаешь?

-Не мешай, Головастик, я считаю!

-Кого же ты, долговязый, считаешь - ворон, что ли?

-Каких там ворон! Считаю я, сколько вас, головастиков, проглотил. Одиннадцать штук насчитал. Вот бы ещё одного - для ровного счёта!


2 сценка « Щука и Окунь».

-Отчего это, Щука, глаза у тебя, как у волка, горят?

-От голода.

-А по реке чего мечешься, на месте не стоишь?

-От голода.

-Вот и поговори с тобой! Заладила одно: «от голода, да «от голода»! Чего это ты такая неразговорчивая?

-От голода!



- Послушав эти диалоги, какой вывод вы сделали?


-Теперь мы с уверенностью можем сказать, что водоём – это природное сообщество.

- Ребята, я вам предлагаю на стр. 84 № 6 рабочей тетради составить цепи питания.


Ряска – плотва – щука;

Рогоз – плотва – цапля.

Дети выполняют задание


Дети определяют названия растений.




Дети разыгрывают заранее поставленные сценки















-В природе всё взаимосвязано.

- Дети составляют схемы


Практическая деятельность.

- Сегодня на уроке своими примерами вы доказали, что водоём – это природное сообщество. Но человек вмешивается в жизнь этого сообщества, рвёт редкие растения, ловит раков – санитаров, губит головастиков и лягушек. Посмотрите, пожалуйста, ещё одну сценку.


Сценка

Автор. Сидели на пустынном берегу озера 3 рыбака и ловили рыбу. Задёргался поплавок у одного, дернул он удочку и выловил старый башмак.

1-й рыбак. Вот так-так!

Автор. Задергался поплавок у второго –выловил он бутылку из-под сока.

2-й рыбак. Вот это – да-а!

Автор. Тут и третьего клевать стало – выловил он маленькую рыбку.

3-й рыбак. Ух, ты!

Автор. Жалко стало ему рыбку, решил отпустить её. Но тут рыбка взмолилась человеческим голосом.

Рыбка. Не отпускай меня назад в речку! Лучше кинь в аквариум с чистой водой. Моченьки больше нет жить в озере!


- Почему рыбка не захотела оставаться в озере? Ведь оно её родной дом!

- Мне бы хотелось предложить вам поработать в группах, сформулировать и записать правила поведения у воды, чтобы не нарушать экологического сообщества водоёма.

В этом вам поможет задание №7 на стр.85 из рабочей тетради.

( После прослушивания ответов составляется общая памятка)



Дети слушают. Смотрят сценку.

















- Оно было загрязнено.

Дети делятся в группы и составят памятку.

Итог урока

– Является ли пресный водоём - сообществом?







– Значит, мы можем сделать вывод, что водоём- сообщество.

– Что может произойти, если человек вмешается в жизнь пресного водоёма, например выловит всех раков?








– Что нужно делать, чтобы экологическое равновесии в сообществе не нарушилось?


- Растения выделяют в воду кислород, которым дышат животные. Рыбы питаются растениями и личинками насекомых, а например щука питается другими рыбами


-Раки водятся только в водоёмах с чистой водой. Они поедают останки погибших животных, тем самым очищая дно водоёмов. А если человек выловит всех раков, то этот водоём постепенно загрязнится

-Надо охранять редкие растения, не ловить в огромных количествах раков и моллюсков-чистильщиков воды, не губить лягушек и головастиков, т.к. будет много мошек и комаров

Рефлексия

- Закончите предложения:

(предложения записаны на доске)

Сегодня я узнал…

Я научился…

Меня удивило…

У меня получилось…

Было трудно…

Я смог ….

Я понял, что…

Я попробую…

Я теперь могу….

Меня удивило…

Мне захотелось….

Было интересно…

Дети выражают свои эмоции и чувства о пройденном уроке

Инструктаж домашнего задания

- Дома я предлагаю вам составить кроссворд “Пресный водоём” на листе формата А4.

Дети записывают д/з




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!