Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Орг. Момент (20 сек) | -Здравствуйте ребята, меня зовут Светиславна Сергеевна, и сегодняшний урок окружающего мира проведу у вас я. Вы узнаете, много нового сегодня на уроке. Слушайте внимательно, все запоминайте. | Дети приветствует, настраиваются на работу. |
Актуализация знаний (7 – 8 мин) | - На прошлом уроке мы изучали природное сообщество – луг. — Так, почему луг называют природным сообществом? Свой ответ подтвердите примерами. -А сейчас давайте поиграем в игру. Я буду вам читать характерные признаки животных, растений, а вы будете угадывать их. Игра «Узнай меня» • Это очень ценный злак — кормовое растение с тонкими листьями и мелкими колосками, образующими метелку. • Это растение узнают по мелким треугольным плодам, похожим на сумки. • Он звонко поет. • Этот житель луга имеет громкий скрипучий голос. • Этот житель — санитар, питается падалью, для своих личинок закапывает в землю мертвых животных. • Ее назвали в честь врача — героя греческих мифов. В настоящее время это редкое животное. • Без него на лугу будет тишина. Он невелик, с большими усами и ногами. - На столе у вас лежат карточки с заданием. Переверните их. Прочитайте текст и определите какое сообщество описано. Как вы это поняли? Карточка 1 Задание. Определите сообщество. Как красива и живописна наша местность. Издалека заметны клевер, тысячелистник. Привлекает внимание растения с интересным названием мышиный горошек. Над цветочками мелодично напевает песенку пчела, порхают бабочки, возле ваших ног прыгает кузнечик. А недалеко в траве спряталась перепёлка. - Ребята, возьмите каждый индивидуальное задание на парте. Подпишите ее и приступайте к выполнению заданий. (Учитель дает комментарии к каждому заданию, см. пояснение к заданиям) Индивидуальное задание на карточке Задание 1. Среди данных растений выберите растения луга, растения леса. Запишите их номера в табличку. Липа Колокольчик Лютик Ольха Зверобой Рябина Шиповник Одуванчик Акация Герань Растения луга | Растения леса | 2,3,5,8,10 | 1,4,6,7,9 | Задание 2. Какие природные сообщества представлены следующими растениями и животными? • Колокольчик, тимофеевка, клевер, пчела, перепел, коростель. (Луг.) • Ель, сосна, береза, малина, земляника, кукушка, дятел, соболь, лось. (Лес.) • Пшеница, кукуруза, рожь, картофель. (Поле.) Задание 3. Заполните таблицу «Животный мир луга». | - Луг — это природное сообщество, потому что растения, животные, грибы и микроорганизмы, живущие на лугу, тесно связаны между собой. Например, растения, погибающие осенью, за зиму при участии бактерий перегнивают. А на их месте вырастают новые. - Мятлик - Пастушья сумка - Перепел - Коростель - Жук-могильщик - Махаон - Кузнечик -Луговое сообщество, п.ч. на лугу растут клевер, тысячелистник, мышиный горошек, на лугу обитают бабочки, пчелы, кузнечики и перепелки. Дети выполняют работу. |
Формулировка темы и цели урока (40 сек) | - Послушайте стихотворение и определите слово, которое будет ключевым на нашем уроке Посмотрите вот сюда. Тихо плещется вода, Ряска, лилии, рогоз, И кубышка и тростник. Есть беззубка, прудовик, Водомерка вот бежит. Всюду бурно жизнь кипит. - Какое слово будет главным на уроке? - Правильно. Как вы думаете, что мы узнаем сегодня о водоёме? | Слушают стих. - Водоем. Предположения детей |
Открытие нового знания | – На какие группы делятся по происхождению водоемы? – А еще, на какие группы можно разделить водоёмы? –Чтобы узнать на какие водоёмы мы относим к пресноводным вам нужно отгадать загадки. Посреди поля Лежит зеркало, Стекло голубое, Рама зелёная. Не конь, а бежит Не лес, а шумит. – Какой водоём с пресной водой ещё не назвали? (Показ презентации) – И так, представьте, что вы находитесь на берегу пресного водоёма. На что вы сразу обратите внимание? – На низких берегах водоёмов почва очень сырая, т.к. во время дождей и таяния снега здесь долгое время стоит вода. Поэтому здесь растут высокие травянистые растения - тростник, осока, рогоз, камыш. – Очень часто путают растения рогоз и камыш. У рогоза к осени образуется коричневый “початок”, в котором созревают семена. У камыша образуется раскидистая метёлка фиолетового цвета. У тростника - крупная, отогнутая в сторону метёлка. – На поверхности воды на огромных зелёных листьях можно увидеть кубышку и кувшинку. Корни этих растений находятся на илистом дне, мощный стебель выносит на поверхность воды прекрасные цветы, которые ещё называют купавами, или водяными лилиями Вот как описывает эти цветы писатель М.М. Пришвин: “Жёлтые лилии раскрыты с самого восхода солнца, белые раскрываются часов в 10. Когда все белые раскроются, на реке начинается бал”. – Среди кувшинок видны плавающие мелкие зелёные листочки ряски. Ряска - это самое маленькое цветковое растение. | - Водоёмы бывают естественные и искусственные - На пресные и солёные - Озеро - Река - Пруд - На растительность Дети слушают учителя |
Валеопауза | - А теперь немного отдохнем. Видео со звуками воды. | Дети слушают, расслабляются |
Продолжение работы над новым | – Как вы думаете, какую роль выполняют растения в водоёме? - Правильно. - Как вы думаете, кто может считать себя хозяевами водоёма? Игра «Не зевай!» - Сейчас я буду называть различных животных. Если среди них вы услышите названия рыб, хлопайте в ладоши. Лиса, окунь, воробей, щука, лягушка, горбуша, ворона, лещ, попугай, омуль, дельфин, бабочка, удав, пелядь, семга, волк, карась. - На Южном Урале есть виды рыб, которые занесены в Красную книгу. - Ребята, что такое Красная книга? - ПРЕДКАВКАЗСКАЯ КУМЖА Очень редкий вид с постоянно сокращающимися местами обитания. Внесен в Красную книгу РФ. В реках Южного Урала встречается только пресноводная форма — форель, являющаяся реликтом ледниковых эпох. - Ребята, как вы понимаете слово «реликт» - На территории Челябинской области отмечена в притоках р. Миасс (р. Киалим, Куштумга, Таловка), в речках Кусинского р-на. - Это некрупная рыба (обычно дли ной до 25—35 см, массой 200—500 г). Очень ярко окрашена: на серо-зеленом фоне красные, черные и светлые пятна с окантовкой, отсюда народное название — пеструшка. - Ребята, давайте сейчас поиграем с вами в игру. У вас на столе лежит табличка, где в одной колонке написано описание рыбы, а в другой колонке приведено изображение. Вам необходимо соединить описание и изображение. ЕВРОПЕЙСКИЙ ХАРИУС Тело покрыто довольно крупной, прочно держащейся чешуей. Верхняя часть и большой спинной плавник усеяны множеством пятнышек. Рот сравнительно небольшой, с едва заметной щеткой слабых зубов. Обычно же встречается хариус, бока которого светло-серые, брюхо серебристое, по темной спине разбросано множество мелких черных пятен. Плавники темные, иногда с красноватым или желтоватым оттенком. | а | ОБЫКНОВЕННЫЙ ПОДКАМЕНЩИК Длина тела 10 – 12 см. Голова у неё большая и широкая, глаза крупные, красного цвета. Тело голое, лишено чешуи, зато покрыто защитой – небольшими шипиками. У него длинные грудниковые плавники, на жаберных крышках колючие щитки. Брюшко рыбы белое, спинка серо-желтая с темными коричневатыми пятнами, которые часто образуют полоски. Также в окрасе присутствуют зеленоватые оттенки. Такой камуфляж отлично маскирует и без того скрытную и осторожную рыбу. | Б | ОБЫКНОВЕННЫЙ ТАЙМЕНЬ Тело узкое, удлиненное, голова несколько сплющена с боков и сверху; рот большой, мощный, с крупными зубами; по строению голова тайменя напоминает голову щуки (на Урале тайменя называют «красной щукой»). Окраска тайменя ярко-серебристая, с многочисленными темными пятнышками, расположенными выше и ниже боковой линии Хвостовой плавник — красный, с небольшой выемкой, такого же цвета и анальный плавник; спинной — темно-серый, грудные и брюшные — несколько светлее. Во время нереста тело тайменя становится медно-красным. | В | Ответ (Проверка в презентации) - А кто еще населяет наш пруд, мы узнаем, открыв учебник на с. 179. Начинаем читать по абзацу со слов: « Понаблюдаем за животными…». - Каких новых животных вы узнали? - Что вы о них узнали? - Назовите моллюсков, о которых вы узнали. - А о каких млекопитающих вы узнали? - Рассмотрите рисунок на с. 180-181. А теперь откройте рабочую тетрадь на с. 84 №5. Прочитайте задание и выполните его. - Поменяйтесь рабочими тетрадями с соседом по парте и проверьте правильно ли выполнено задание. | - Эти растения дают приют и пищу обитателям водоёма и вырабатывают кислород. - Рыбы. Дети хлопают, когда называется рыба - Красная книга – книга, в которую занесены исчезающие виды животных и растений. -Животное или растение, которые сохранились как их древние предки. Дети выполняют задание в парах Дети читают. Предположения детей - Двустворчатые моллюски, прудовики, катушка, беззубка, перловица - Ондатра, бобр, водяная крыса, выдра. Дети выполняют задание Дети проверяют задание |
Первичное закрепление новых знаний | - Откройте с. 82 рабочей тетради. Во 2 задании вам нужно соединить названия растений с их изображением. - У вас на партах лежат Атласы-определители с их помощью в 3 задании вам нужно определить название растений, изображённых на рисунках. Каждый вариант определяет только свои растения - Раскрасьте кружок у тех растений, которые вы встречали в природе. 1 сценка «Уж и Головастик». -Ты чего, Уж. Задумался? Шипишь – меня, что ли , ругаешь? -Не мешай, Головастик, я считаю! -Кого же ты, долговязый, считаешь - ворон, что ли? -Каких там ворон! Считаю я, сколько вас, головастиков, проглотил. Одиннадцать штук насчитал. Вот бы ещё одного - для ровного счёта! 2 сценка « Щука и Окунь». -Отчего это, Щука, глаза у тебя, как у волка, горят? -От голода. -А по реке чего мечешься, на месте не стоишь? -От голода. -Вот и поговори с тобой! Заладила одно: «от голода, да «от голода»! Чего это ты такая неразговорчивая? -От голода! - Послушав эти диалоги, какой вывод вы сделали? -Теперь мы с уверенностью можем сказать, что водоём – это природное сообщество. - Ребята, я вам предлагаю на стр. 84 № 6 рабочей тетради составить цепи питания. Ряска – плотва – щука; Рогоз – плотва – цапля. | Дети выполняют задание Дети определяют названия растений. Дети разыгрывают заранее поставленные сценки -В природе всё взаимосвязано. - Дети составляют схемы |
Практическая деятельность. | - Сегодня на уроке своими примерами вы доказали, что водоём – это природное сообщество. Но человек вмешивается в жизнь этого сообщества, рвёт редкие растения, ловит раков – санитаров, губит головастиков и лягушек. Посмотрите, пожалуйста, ещё одну сценку. Сценка Автор. Сидели на пустынном берегу озера 3 рыбака и ловили рыбу. Задёргался поплавок у одного, дернул он удочку и выловил старый башмак. 1-й рыбак. Вот так-так! Автор. Задергался поплавок у второго –выловил он бутылку из-под сока. 2-й рыбак. Вот это – да-а! Автор. Тут и третьего клевать стало – выловил он маленькую рыбку. 3-й рыбак. Ух, ты! Автор. Жалко стало ему рыбку, решил отпустить её. Но тут рыбка взмолилась человеческим голосом. Рыбка. Не отпускай меня назад в речку! Лучше кинь в аквариум с чистой водой. Моченьки больше нет жить в озере! - Почему рыбка не захотела оставаться в озере? Ведь оно её родной дом! - Мне бы хотелось предложить вам поработать в группах, сформулировать и записать правила поведения у воды, чтобы не нарушать экологического сообщества водоёма. В этом вам поможет задание №7 на стр.85 из рабочей тетради. ( После прослушивания ответов составляется общая памятка) | Дети слушают. Смотрят сценку. - Оно было загрязнено. Дети делятся в группы и составят памятку. |
Итог урока | – Является ли пресный водоём - сообществом? – Значит, мы можем сделать вывод, что водоём- сообщество. – Что может произойти, если человек вмешается в жизнь пресного водоёма, например выловит всех раков? – Что нужно делать, чтобы экологическое равновесии в сообществе не нарушилось? | - Растения выделяют в воду кислород, которым дышат животные. Рыбы питаются растениями и личинками насекомых, а например щука питается другими рыбами -Раки водятся только в водоёмах с чистой водой. Они поедают останки погибших животных, тем самым очищая дно водоёмов. А если человек выловит всех раков, то этот водоём постепенно загрязнится -Надо охранять редкие растения, не ловить в огромных количествах раков и моллюсков-чистильщиков воды, не губить лягушек и головастиков, т.к. будет много мошек и комаров |
Рефлексия | - Закончите предложения: (предложения записаны на доске) Сегодня я узнал… Я научился… Меня удивило… У меня получилось… Было трудно… Я смог …. Я понял, что… Я попробую… Я теперь могу…. Меня удивило… Мне захотелось…. Было интересно… | Дети выражают свои эмоции и чувства о пройденном уроке |
Инструктаж домашнего задания | - Дома я предлагаю вам составить кроссворд “Пресный водоём” на листе формата А4. | Дети записывают д/з |