Урок 43
Таблица умножения и деления с числом 9
(учебник, с. 65; рабочая тетрадь, с. 44–45; диск)
Цель деятельности учителя | Способствовать развитию умений составлять таблицу умножения и деления с числом 9, объяснять значения выражений в контексте задачи, переводить одни единицы длины в другие, вычислять площадь и периметр квадрата |
Тип урока | Изучение новых знаний и способов действий |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся составлять таблицу умножения и деления с числом 9, объяснить значения выражений в контексте задачи, работать с единицами длины – переводить одни единицы длины в другие, вычислять площадь и периметр квадрата. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; научатся слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, пользоваться учебником. Личностные: проявляют интерес к изучению учебного предмета |
методы и формы обучения | Методы: словесный, наглядный, практический. Формы: фронтальная, индивидуальная, коллективная |
Образовательные ресурсы | Математика. 3–4 классы: поурочные планы по программе «Школа России». Волгоград: Учитель, 2012. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор |
Основные понятия и термины | Таблица умножения и деления с числом 9 |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компо-ненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы органи- зации совзаимодей- ствия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Мотивация (само-опреде-ление) к учебной деятель- ности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная под- готовка к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность. Эстафета доброты – Нужно взяться за руки и передавать рукопожатие. Я передам вам свою доброту, и она идет от меня к… (конкретно указывает имя ученика), от… (конкретно указывает имя ученика) и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что доброты стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей. Пусть же она вас не покидает и греет | Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место | Коллективная | К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверст-никами. Л – понимают значение знаний для чело-века; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету | Наблюдение учителя за организацией рабо- чего места |
II. Актуализация знаний | 1. Проверка домашнего задания. | Проверяет наличие домашней работы в тетрадях. | Показывают выполненную домашнюю работу. | Фронтальная, инди- | П – осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения | Устные ответы, наблюдения |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| 2. Целеполагание. | – Откройте учебник на с. 65, определите тему и цель урока. | Формулируют тему, цель урока. | видуальная | учебных и поисково-творческих заданий; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; подводят под понятие. Р – самостоятельно делают несложные выводы о математических объектах и их свойствах; используют математические термины, символы и знаки; замечают допущенные ошибки. К – обмениваются мнениями; могут работать в коллективе; уважают мнение других участников образовательного процесса. Л – осознают свои возможности в учении; способны адек-ватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха | учителя, выполненные задания |
3. Устный счет | – Какие числа от 40 до 50 делятся на 6? На 7? На 8? – Назовите самое большое число до 30, которое делится на 8. На 7. – Назовите по порядку числа, которые делятся на 4. На 3. | Выполняют задания |
| – Вычислите. Найдите «лишнее» выра-жение. 40 : 5 = 72 : 9 = 64 : 8 = 24 : 4 = 80 : 10 = 32 : 4 = 56 : 7 = 48 : 6 = | |
| Арифметические ребусы. ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/06/10/s_5cfeb3bbeb6d1/1171421_1.png) | |
III. Изучение нового материала | 1. Подготовка к составлению таблицы умножения числа 9. | Повторить известные случаи умножения на 8. – Как можно вычислить результат, если он забыт? Все эти случаи умножения на 9 уже учили, они запоминаются труднее, чем другие. | Записывают ответы. Могут при этом предложить разнообразные способы: например, 2 · 9 = 18, так как 9 + + 9 = 18; 4 · 9 = 36, так как если взять 5 раз по 4, |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| | Вместе с тем они основа для состав- ления таблицы умножения числа 9. 9 · 9 = 81 81 : 9 = 9 | получится 20, да еще 4 раза по 4, получится 16, а 20 + 16 = 36 и т. п.). | | в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием | |
| При решении знакомых примеров можно опираться на использование приема перестановки множителей, при вычислении произведения 9 · 9 могут воспользоваться приемом набора слагаемых группами (например: 9 · 4 = 36 и еще 9 · 5 = 45, 36 + 45 = 81). Можно так же, как это уже неоднократно делалось, найти результат, опираясь на ответ предыдущего примера в таблице (8 · 9 = 72, 72 + 9 = 81). | Составляют таблицу на доске и записывают в тетрадь. |
2. Работа по рисунку. | Задает примеры из таблицы подряд. После того как вся таблица будет составлена и записана на доске, обратить внимание учащихся на то, что во всех случаях число десятков в ответе на 1 меньше, чем второй множитель, а сумма цифр в записи ответов всегда равна 9. Эти наблюдения, как показывает опыт, предупреждают возникновение многих ошибок, а кроме | Рассматривают рисунок, воспроизводят по нему составленную таблицу. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| | того, готовят учащихся к усвоению в дальнейшем признака делимости на 3 и на 9. | | | | |
3. Закреп- ление таблицы. | – Повторите таблицу умножения на 9. | Ученики один за другим называют ответы. |
Физкультминутка | Организует проведение физкультминутки | Выполняют упражнения согласно инструкции учителя |
IV. Практическая деятельность | 1. Решение задач. | № 3. Оказывает помощь, записав условия. Было – 50 м. Отрезали – 8 м и 7 м. Осталось – ? | Решают самостоятельно с последующей про- веркой, записав решение двумя способами и ответ: I способ: 1) 50 – 8 = 42 (м). 2) 42 – 7 = 35 (м). II способ: 1) 8 + 7 = 15 (м) – отрезали. 2) 50 – 15 = 35 (м) – осталось. Ответ: 35 метров провода осталось. | | П – осуществляют логические действия, поиск необходимой информации; исполь-зуют знаково-симво-лические средства; моделируют и преобразовывают модели разных типов (схемы, знаки и т. д.); осознанно и произвольно строят речевые высказывания. Р – осуществляют контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию при воз- | Устные ответы, записи в тет- ради |
| № 2. Разбирает с учащимися устно. | Учащиеся объясняют, что обозначают выра- |
| | | жения, записанные в задаче. | | никновении затруд- нений. К – строят речевое высказывание в уст-ной форме; используют математическую терминологию; при-меняют изученные правила общения | |
2. Работа с единицами длины. | № 4 (с комментированием). В 1 м – 10 дм, в 3 м – 30 дм, 30 дм и 9 дм – всего получится 39 дм. | Обосновывают свои ответы. |
3. Самостоятельная работа. | – Самостоятельно выполните задания № 1, 6. | Решают примеры. Находят площадь и периметр квадрата. |
4. Работа в тетради на печатной основе. | – Самостоятельно выполните задания № 115–116 на с. 44 | Выполняют задания |
5*. Задания из электронного при- ложения к учебнику | | |
V. Итоги урока. Рефлексия деятель- ности | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – Чем занимались на уроке? – Что повторяли на уроке? – Какие задания понравились? – Какие – вызвали затруднения? – Как оцениваете свою работу на уроке? | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | П – ориентируются в своей системе знаний. Р – оценивают собственную деятельность на уроке. Л – проявляют интерес к предмету | Устные ответы |
VI. Домашнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | Рабочая тетрадь, с. 45, № 117–118 | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Р – применяют и сохраняют учебные задачи | |
Урок 44
Единица площади – квадратный дециметр
(учебник, с. 66–67; рабочая тетрадь, с. 46–47; диск)
Цель деятельности учителя | Способствовать развитию умений соотносить единицы измерения площади, сравнивать их, определять количество квадратных сантиметров в квадратном дециметре, решать текстовые задачи на нахождение четвертого пропорционального и геометрические задачи на нахождение площади фигуры |
Тип урока | Изучение новых знаний и способов действий |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): познакомятся с единицей площади – квадратным дециметром, его условным обозначением; научатся записывать условное обозначение единиц площади, соотносить единицы измерения площади, сравнивать их, определять количество квадратных сантиметров в квадратном дециметре, решать текстовые и геометрические задачи. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; научатся слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, пользоваться учебником. Личностные: применяют правила общения, осваивают навыки сотрудничества в учебной деятельности |
методы и формы обучения | Методы: словесный, наглядный, практический. Формы: фронтальная, индивидуальная |
Образовательные ресурсы | Математика. 3–4 классы: поурочные планы по программе «Школа России». Волгоград: Учитель, 2012. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор |
Основные понятия и термины | Единица площади – квадратный дециметр; условное обозначение (дм2) |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компо-ненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы органи- зации совзаимодей- ствия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Мотивация (само-опреде-ление) к учебной деятель- ности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная под- готовка к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность. Вдаль идет дорога – Будет знаний много. Так дерзай, дружок, учись, Не болтай и не ленись, Не отлеживай бока – Пусть дорога нелегка. Пусть тебе сопутствует… | Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место. | Фронтальная, индивидуальная, коллективная | К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверст-никами; оформляют свои мысли в устной форме; вступают в диалог; обмени- ваются мнениями. Л – понимают значение знаний для чело-века; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету | Наблюдение учителя за организацией рабо- чего места |
– Разгадайте ребус и узнайте, что я вам желаю на уроке. ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/06/10/s_5cfeb3bbeb6d1/1171421_2.png) | – Удача |
II. Актуализация знаний | 1. Проверка домашнего задания. | Проверяет наличие домашней работы в тетрадях. | Показывают выполненную домашнюю работу. | Фронтальная, индивидуальная | П – понимают базовые межпредметные и предметные понятия (величина); делают выводы по аналогии и проверяют эти выводы; используют знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевое высказывание. Р – понимают, принимают и сохраняют различные учебные задачи; находят способ решения учебной задачи и выполняют учебные действия в устной и письменной форме; используют математические термины, знаки. К – обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные | Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания |
2. Целеполагание. | Озвучивает тему, цель урока. | Внимательно слушают. |
3. Устный счет | 1) «Занимательные рамки». ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/06/10/s_5cfeb3bbeb6d1/1171421_3.png) ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/06/10/s_5cfeb3bbeb6d1/1171421_4.png) | Выполняют задания. |
| 2) Задачи на смекалку. а) Даше 14 лет, а Оле 8 лет. Сколько лет было Оле, когда Даше было 9 лет? б) Коля, Дима и Саша собирали грибы. Дима нашел в 2 раза больше грибов, чем Коля, а Коля – в 3 раза меньше, чем Саша. Сколько грибов нашел | Отвечают на вопросы |
| | каждый из них, если всего они собрали 30 грибов? | | | для партнера по ком-муникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения про-блемы информации; могут работать в коллективе; уважают мнение других участников образовательного процесса. Л – осознают свои возможности в учении; способны адек-ватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием | |
III. Изучение нового материала | Знакомство с дм2 | – Какую единицу измерения площади вы уже знаете? | – Квадратный сантиметр. |
| – Что такое квадратный сантиметр? | – Площадь квадрата со стороной 1 см. |
| – Удобно ли площадь стола, доски вычислять в квадратных сантиметрах? | – Нет. |
| – Как быть в этой ситуации? | – Нужна более крупная единица измерения площади. |
| – Мы вспомнили, что такое квадратный сантиметр. А не сообразите ли вы, что такое квадратный дециметр? | – Это площадь квадрата со стороной 1 дм. |
| Учитель, подтверждая правильность такого ответа и еще раз повторяя его, показывает учащимся модель квадратного дециметра. | Дежурные раздают учащимся подготовленные для них модели квадратного дециметра, одна из сторон которых раз-графлена на квадратные сантиметры. |
| – Рассмотрите модель и подумайте, как можно найти площадь этого квадрата в квадратных сантиметрах. | – Нужно 10 · 10, получится 100 см2 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| | Записывает на доске, а учащиеся в тетрадях соотношение: 1 дм2 = 100 см2 | | | | |
IV. Закрепление изученного мате- риала | Работа по учебнику: чтение вводной статьи. | – Откройте учебник на с. 66, прочитайте вводную статью. – Выполните задания № 1–3. | Читают статью. Выполняют задания (с комментированием). |
Физкультминутка | Организует проведение физкультминутки | Выполняют упражнения согласно инструкции учителя |
V. Практическая деятельность | 1. Решение задач. | № 4. Расход ткани на один костюм | Кол-во костюмов | Расход ткани на все костюмы | Одинаковый | 6 | 12 м | 10 | ? | 7 | ? | | Учащиеся записывают в виде таблицы и решают самостоятельно с последующей про- веркой. 1) 12 : 6 = 2 (м) – на 1 костюм. 2) 2 · 10 = 20 (м) – на 10 костюмов. 3) 2 · 7 = 14 (м) – на 7 костюмов. Ответ: 20 метров ткани потребуется на 10 костюмов; 14 метров ткани потребуется на 7 костюмов. | Фронтальная, индивидуальная | П – осуществляют анализ, синтез, срав-нение, обобщение, моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т. д.); устанавливают причинно-следственные связи. Р – осуществляют контроль, волевую саморегуляцию при возникновении затруднений. К – понимают различные подходы к реше- | Устные ответы, записи в тет- ради |
| 2. Решение примеров. | – Выполните задание № 6. | Самостоятельно решают примеры | | нию учебной задачи; задают вопросы для их уточнения, четко и аргументированно высказывают свои оценки и предло- жения. Л – осуществляют смыслообразование | |
3. Работа в тетради на печатной основе. | – В рабочей тетради выполните задания № 121, 122, 124, 126 на с. 46 | |
4*. Задания из электронного при- ложения к учебнику | | |
VI. Итоги урока. Рефлексия деятель- ности | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – Что сегодня изучили, вспомнили, повторили? – Где можно применить полученные знания? – Какое значение они имеют для вас? – Что по этой теме вам кажется непонятным? | Отвечают на вопросы. Делают выводы | Фронтальная, индивидуальная | П – ориентируются в своей системе знаний. Р – оценивают собственную деятельность на уроке. Л – проявляют интерес к предмету | Устные ответы |
VII. Домашнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | Учебник, с. 67, № 7–8 | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают и сохраняют учебные задачи | |
Урок 45
Сводная таблица умножения
(учебник, с. 68; рабочая тетрадь, с. 48–49)
Цель деятельности учителя | Способствовать развитию умений составлять сводную таблицу умножения, различать четные и нечетные числа, решать текстовые задачи на кратное сравнение, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок, сравнивать предметы (во сколько раз меньше или больше) |
Тип урока | Комплексное применение знаний и способов действий |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся составлять сводную таблицу умножения, решать текстовые задачи на нахождение четвертого пропорционального и кратное сравнение чисел, выполнять действия в выражениях со скобками и без скобок, сравнивать предметы (во сколько раз меньше или больше). Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; научатся слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, пользоваться учебником. Личностные: понимают значение математики в жизни и деятельности человека |
методы и формы обучения | Методы: словесный, наглядный, практический. Формы: фронтальная, индивидуальная |
Образовательные ресурсы | Математика. 3–4 классы: поурочные планы по программе «Школа России». Волгоград: Учитель, 2012. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор |
Основные понятия и термины | Сводная таблица умножения |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компо-ненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы органи- зации совзаимодей- ствия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Мотивация (само-опреде-ление) к учебной деятель- ности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная под- готовка к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность. Рано солнышко встает И спешит скорей в обход. – Как, ребятушки, живете? Как здоровье, как животик? Одолела вас дремота? Шевельнуться неохота? Всем командую: «Подъем!», Мы уроки проведем | Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место | Фронтальная, индивидуальная | К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверст- никами. Л – понимают значение знаний для чело-века; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету | Наблюдение учителя за организацией рабо- чего места |
II. Актуализация знаний | 1. Проверка домашнего задания. | Проверяет наличие домашней работы в тетрадях. | Показывают выполненную домашнюю работу. | Фронтальная, индивидуальная | П – фиксируют мате-матические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символи-ческой форме (на мо-делях); осознанно и произвольно строят | Устные ответы, наблюдения учителя, выпол- |
2. Целеполагание. | – Откройте учебник на с. 68, определите тему и цель урока. | Формулируют тему, цель урока. |
3. Устный счет | «Цепочка». | Выполняют задания. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| | ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/06/10/s_5cfeb3bbeb6d1/1171421_5.png) | – 6. | | речевое высказы- вание. Р – ориентируются в учебнике; контро- лируют учебные действия. К – обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получе- ния необходимой для решения проблемы информации. Л – способны адекватно рассуждать о при-чинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудо- любием | ненные задания |
| – Даны числа: 4, 5, 7, 8, 9, 12. Каждое четное число уменьшите в 2 раза, а нечетное увеличьте в 9 раз. | Перед выполнением задания должны вспомнить, какие числа называются четными, а какие – нечетными. |
| – Выполните задание № 6 | Рассматривают рисунок, составляют задачу и отвечают на вопрос: «Во сколько раз бабочек меньше, чем стрекоз?» |
III. Изучение нового материала | 1. Составление сводной таблицы умно- жения. | – Рассмотрите таблицу, данную в начале книги на обороте ее обложки. | |
– Составим таблицу, по которой легко найти произведение любых двух однозначных чисел от 1 до 9 (запись выполняется на доске). – Умножим теперь каждое из этих чисел на 2 и запишем полученные произведения во второй строке. – Полученное произведение надо записывать под тем числом, которое умножали. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 2 4 6 8 10 12 14 16 18 | Записывают в тетрадях. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| | – Теперь будем умножать числа верхнего ряда (подчеркнем его) на 3 и записывать полученные произведения в третьей строке и т. д. | Записывают на уроке еще 2 строки из таблицы, а заканчивают эту работу дома. | | | |
2. Работа по таблице Пифагора | Вывесить плакат с таблицей Пифагора, показать, где дана эта таблица в учебнике. – В какой по счету строке будут запи- саны произведения при умножении на 7 и т. д. | Сначала у доски, а потом и самостоятельно по своим таблицам по заданию учителя находят произведения, которые получаются при умно- жении на 7, 8, 9 |
IV. Закрепление изученного мате- риала | Решение примеров. | – Выполните задание № 1. | Записывают ответы с последующей проверкой на обороте обложки учебника. |
Физкультминутка | Организует проведение физкультминутки | Выполняют упражнения согласно инструкции учителя |
V. Практическая деятельность | 1. Решение задач. | № 2 (с комментированием). Сначала следует разобрать задачу с первым вопросом. С помощью учащихся учитель запи- сывает ее кратко (в виде таблицы) на доске. | Решают задачу самостоятельно, а вызванный ученик записывает решение на доске. | Фронтальная, индивидуальная | П – осуществляют анализ, синтез, срав-нение, обобщение, сериацию, классифи-кацию; моделируют и преобразовывают модели разных типов | Устные ответы, записи в тет- ради |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| | Кол-во чашек в одном наборе | Кол-во наборов | Общее кол-во чашек | Одинаковое | 9 | 54 ч. | 5 | ? | ? | 60 ч. | 1) 54 : 9 = 6 (ч.) – в 1 наборе. 2) 6 · 5 = 30 (ч.) – в 5 наборах. 3) 60 : 6 = 10 (н.) – из 60 чашек. Ответ: 30 чашек в 5 наборах. 10 наборов получится из 60 чашек. | | | (схемы, знаки и т. д.); строят логические цепи рассуждений, доказательства; используют математические термины, символы и знаки. Р – находят способ решения учебной задачи и выполняют учебные действия в устной и письменной форме. К – выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; используют критерии для обоснования своего суждения. Л – осуществляют смыслообразование; осознают ответственность за общее дело | |
| № 3. 1) 60 : 6 = 10 (кг) – в ящике. 2) 10 : 5 = 2 (раза). Ответ: в 2 раза больше было свеклы в одном ящике, чем в корзине. | Составляют план решения задачи и решают ее у доски. |
2. Старинная задача «Зайцы и куры». | – Крестьянин менял зайцев на кур: брал за всяких двух зайцев по три курицы. Каждая курица несла яйца – третью часть от числа всех куриц. Крестьянин, продавая яйца, брал за каждые 9 яиц по столько копеек, сколько каждая курица снесла яиц, и выручил 72 копейки. | |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| | – Сколько было кур и сколько зайцев? | – Крестьянин выменял 18 кур, а зайцев у него было 12. | | | |
3. Работа в тетради на печатной основе. | – В рабочей тетради выполните задания № 127, 129 на с. 48 | Выполняют задания |
4*. Задания из электронного при- ложения к учебнику | | |
VI. Итоги урока. Рефлексия деятель- ности | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – Ребята, что мы делали сегодня на уроке? – Что еще повторяли на уроке? – Где могут пригодиться эти знания в жизни? | Отвечают на вопросы. Делают выводы и обобщения | Фронтальная, индивидуальная | П – ориентируются в своей системе знаний. Р – оценивают собственную деятельность на уроке. Л – проявляют интерес к предмету | Устные ответы |
VII. Домашнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | Учебник, с. 68, № 5. Рабочая тетрадь, с. 49, № 131, 133, 134 | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности | |
Урок 46
Решение задач
(учебник, с. 69; рабочая тетрадь, с. 50–51)
Цель деятельности учителя | Способствовать развитию умений решать разные виды задач с помощью схематического чертежа, выполнять устные и письменные вычисления, проверять ход выполнения работы по таблице на обороте обложки учебника, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях |
Тип урока | Комплексное применение новых знаний и способов действий |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся решать разные виды задач с помощью схематического чертежа, выполнять устные и письменные вычисления, проверять ход выполнения работы по таблице на обороте обложки учебника, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; научатся слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, пользоваться учебником. Личностные: понимают значение математических знаний в собственной жизни |
методы и формы обучения | Методы: словесный, наглядный, практический. Формы: фронтальная, индивидуальная |
Образовательные ресурсы | Математика. 3–4 классы: поурочные планы по программе «Школа России». Волгоград: Учитель, 2012. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); http://детинн.рф/zanimatelnye-zadachi-s-otvetami |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор |
Основные понятия и термины | Задача, схематичный чертеж |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компо-ненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы органи- зации совзаимодей- ствия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Мотивация (само-опреде-ление) к учебной деятель- ности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная под- готовка к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво, Тихо сели, спинки прямо. Мы легонечко вздохнем, Математику начнем | Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место | Фронтальная, индивидуальная | К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверст-никами. Л – понимают значение знаний для чело-века; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету | Наблюдение учителя за организацией рабо- чего места |
II. Актуализация знаний | 1. Проверка домашнего задания. | Проверяет наличие домашней работы в тетрадях. | Показывают выполненную домашнюю работу. | Фронтальная, индивидуальная | П – осуществляют анализ, синтез, извлечение необходимой информации из текстов; используют зна-ково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевые высказыва- | Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания |
2. Целеполагание. | Озвучивает тему, цель урока. | Внимательно слушают. |
3. Устный счет. | «Занимательные рамки». | Выполняют задания. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| | ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/06/10/s_5cfeb3bbeb6d1/1171421_6.png) ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/06/10/s_5cfeb3bbeb6d1/1171421_7.png) | | | ния; подводят под понятие. Р – находят способ решения учебной задачи и выполняют учебные действия в устной и письменной форме; используют математические термины, символы и знаки; замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. К – обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать | |
| – Вычислите цепочки примеров. ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/06/10/s_5cfeb3bbeb6d1/1171421_8.png) | |
| – Решите задачу. В магазин привезли фрукты в ящиках: яблоки по 9 кг в ящике, а груши – по 8 кг в ящике. Объясните, что озна- чают выражения: 9 + 8 9 · 3 8 · 4 8 · 4 + 9 9 · 3 + 8 | |
| Физкультминутка. | Организует проведение физкультминутки. | Выполняют упражнения согласно инструкции учителя. | | в коллективе; уважают мнение других участников образовательного процесса. Л – осознают свои возможности в учении; способны адек-ватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием | |
4. Закрепление знания таблицы умножения: работа с таблицей Пифагора. | Работа проводится на обороте обложки учебника. – Составьте и решите примеры на умножение. – Используя ту же таблицу, можно решать примеры на деление. Так, если нужно найти частное 56 : 7, то надо найти 7-ю строку и в ней искать число 56, от которого двигаться вверх, до 1-й строки, в которой и будет ответ – 8. | Выполняют задания. |
| № 2. – Числа, записанные в каждой строке (или столбце) таблицы, и есть все те числа, которые делятся на данное число. Так, в 8-й строке (или в 8-м столбце) таблицы записаны по порядку все числа, которые делятся на 8, и т. п. | |
5. Закрепление знания правил порядка выполнения действий. | № 3. – Назовите правила порядка выполнения действий. | Озвучивают правила порядка выполнения действий. Решают примеры. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| 6. Решение задач. | № 1. Условие задачи записывает с помощью учащихся на доске: ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/06/10/s_5cfeb3bbeb6d1/1171421_9.png) Оказывает индивидуальную помощь. 1) 8 + 10 = 18 (тр.) – в 1-й и 2-й день. 2) 24 – 18 = 6 (тр.) – в 3-й день. Ответ: 6 троллейбусов отремонтировали в третий день. | Помогают составить краткую запись задачи. Рассматривают схематический чертеж в учебнике и работают само-стоятельно. | | | |
| Игра «Чья пара быстрее?» (на листках для каждой пары). | |
7. Занимательные задачи (работа в парах). | 1) У шестилетней девочки была кошка с коротким хвостом. Она съела мышку с длинным хвостом, а мышка проглотила 2 зернышка и съела тонкий кусочек сыра. Скажи, сколько лет было девочке, у которой была кошка? | Записывают кратко ответы на листочках. Определяют, кто больше выполнит за 2 мин. |
| 2) На одном берегу реки стоит петух, а на другом – индюк. Посреди реки – островок. Кто из этих птиц быстрее долетит до островка? | |
| 3) Скажи, сколько грибов можно вы-растить из 5 семечек? | |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| | 4) Скажи, кто обитает в море на большей глубине: щука, рак или форель? | | | | |
| 5) Гусь на двух ногах весит 2 кг. Сколько он будет весить, стоя на одной ноге? | |
| 6) На клене 5 веток. На каждой ветке по 2 яблока. Сколько яблок на клене? | |
8. Работа в тетради на печатной основе | – В рабочей тетради выполните задания № 135–136, с. 50 | Выполняют задания |
III. Итоги урока. Рефлексия деятель- ности | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – Что повторяли на уроке? – Какие задания понравились? – Какие вызвали затруднения? – Как оцениваете свою работу на уроке? | Отвечают на вопросы. Делают выводы и обобщения | Фронтальная, индивидуальная | П – ориентируются в своей системе знаний. Р – оценивают собственную деятельность на уроке. Л – проявляют интерес к предмету | Устные ответы |
IV. Домашнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | Рабочая тетрадь, с. 51, № 138–139 | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности | |
Урок 47
Единица площади – квадратный метр
(учебник, с. 70–71; рабочая тетрадь, с. 52; диск)
Цель деятельности учителя | Способствовать развитию умений записывать единицы площади, находить площадь классной комнаты, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок, решать задачи на кратное сравнение |
Тип урока | Изучение новых знаний и способов действий |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): познакомятся с новой единицей площади – квадратным метром, его условным обозначением; научатся записывать единицы площади, решать геометрические задачи, задачи на кратное сравнение, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; научатся слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, пользоваться учебником. Личностные: проявляют положительное отношение к урокам математики, к учебе, к школе |
методы и формы обучения | Методы: словесный, наглядный, практический. Формы: фронтальная, индивидуальная |
Образовательные ресурсы | Математика. 3–4 классы: поурочные планы по программе «Школа России». Волгоград: Учитель, 2012. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор |
Основные понятия и термины | Единица площади – квадратный метр; условное обозначение (м2) |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компо-ненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы органи- зации совзаимодей- ствия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Мотивация (само-опреде-ление) к учебной деятель- ности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная под- готовка к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность. Смеемся мы с утра. Но вот пришло мгновение, Серьезней быть пора. Глазки прикрыли, ручки сложили, Головку опустили, ротик закрыли И затихли на минутку, Чтоб не слышать даже шутку, Чтоб не видеть никого, А себя лишь одного! | Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место | Фронтальная, индивидуальная | К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверст-никами. Л – понимают значение знаний для чело-века; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету | Наблюдение учите- ля за организацией учащимися рабо- чего места |
II. Актуализация знаний | 1. Проверка домашнего задания. | Проверяет наличие домашней работы в тетрадях. | Показывают выполненную домашнюю работу. | Фронтальная, индивидуальная | П – осуществляют обобщение, классификацию, извлечение необходимой инфор-мации из текстов; используют знаково- | Устные ответы, наблюдения учителя, вы- |
2. Целеполагание. | – Откройте учебник на с. 70, определите тему и цель урока. | Формулируют тему, цель урока. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| 3. Устный счет. | – Найдите правило, по которому составлен ряд чисел, и запишите еще 2 числа. 24, 23, 21, 18, 17, 15, 12, …, … . | Выполняют задания. | | символические средства; осознанно и произвольно строят речевые высказывания; подводят под понятие. Р – планируют свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей. К – применяют изу-ченные правила общения; осваивают навыки сотрудничества в учебной деятель- ности. Л – осознают свои возможности в учении; способны адек-ватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием | полненные задания |
| – Переведите: 6 м 7 см = … см 8 дм 1 см = … см 150 мм = … см 9 м 50 см = … см 35 м 1 дм = … см 3 м 10 см = … дм 30 м 200 мм = … дм 80 м 60 см = … дм 4 м 5 дм = … дм 85 м 40 см = … дм | |
| – Заполните таблицы (№ 3). | |
4. Работа по таблице Пифагора | – Выполните задание № 6 | Читают задание и вы-полняют его по таблице на обороте обложки учебника |
III. Изучение нового материала | Знакомство с новой единицей площади | – Сегодня на уроке продолжаем знакомиться с новыми единицами площади. С какими единицами площади вы уже знакомы? – Квадрат со стороной 1 см – это еди-ница площади – квадратный санти- | – С квадратным санти-метром и квадратным дециметром |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| | метр, а квадрат со стороной 1 дм – это бо́льшая единица площади – квадратный дециметр. Показывает еще раз модели этих единиц площади. – Но существует еще бо́льшая единица площади – квадратный метр. Это квадрат со стороной 1 м. Показывает модель этой единицы площади. – Слова «квадратный метр» при числах записывают сокращенно так: 4 м2, 35 м2 (запись на доске) | | | | |
IV. Закрепление изученного мате- риала | Работа по учебнику: чтение вводной статьи. | – Откройте учебник на с. 70, прочитайте вводную статью. | Читают вводную статью в учебнике. |
№ 1 (под руководством учителя). | Измеряют длину и ширину класса, после чего вычисляют площадь класса в квадратных метрах. |
| № 2 (под руководством учителя). S = 5 · 9 = 45 (м2) S = 3 · 8 = 24 (м2) | По плану находят площадь сада, площадь огорода. |
Физкультминутка | Организует проведение физкультминутки | Выполняют упражнения согласно инструкции учителя |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
V. Практическая деятельность | 1. Решение задач. | № 5 (1). ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/06/10/s_5cfeb3bbeb6d1/1171421_10.png) Решение: 32 : 8 = 4 (раза). Ответ: в 4 раза старше. | Решают самостоятельно с последующей проверкой у доски. | Фронтальная, индивидуальная | П – осуществляют логические действия; используют знаково-символические средства; моделируют и преобразуют модели разных типов (схемы, знаки и т. д.). Р – осуществляют контроль, коррекцию, волевую саморегуляцию при возникновении затруднений. К – выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; используют кри-терии для обоснования своего суждения | Устные ответы, записи в тет- ради |
| № 5 (2). – Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? А чего мы не знаем? – А это мы можем узнать? – После этого можно будет ответить на главный вопрос задачи? | – Мы не знаем, сколько было лет сыну и маме 5 лет назад. |
2. Самостоятельная работа. | – Самостоятельно выполните задание № 7. | Решают задачу само-стоятельно. Выполняют на отдельном листе бумаги. |
3. Работа в тетради на печатной основе. | – В рабочей тетради выполните задания № 140–142, с. 52 | Выполняют задания |
4*. Задания из электронного при- ложения к учебнику | | |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
VI. Итоги урока. Рефлексия деятель- ности | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – Был ли понятен материал урока? – Остались ли вы довольны своей работой? Почему? – Какие задания показались легкими? Сложными? | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | П – ориентируются в своей системе знаний. Р – оценивают собственную деятельность на уроке. Л – проявляют интерес к предмету | Устные ответы |
VII. Домашнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | Учебник, с. 71, № 4 | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности | |
Урок 48
Закрепление по теме «Таблица умножения»
(учебник, с. 72; рабочая тетрадь, с. 53–54)
Цель деятельности учителя | Способствовать развитию умений решать текстовые задачи изученных видов (расчет стоимости товара, нахождение площади и периметра прямоугольника), составлять обратные задачи, переводить одни единицы длины в другие, составлять числовые выражения со скобками, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок |
Тип урока | Закрепление знаний и способов действий |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся использовать изученную инфор-мацию в вычислениях, выполнять действия с величинами, переводить одни единицы длины в другие, решать текстовые и геометрические задачи изученных видов (на нахождение неизвестной величины (цены, количества, стоимости), площади и периметра прямоугольника), составлять обратные задачи, числовые выражения со скобками. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; научатся слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, пользоваться учебником. Личностные: осуществляют самоконтроль и оценку результатов своей учебной деятельности |
методы и формы обучения | Методы: словесный, наглядный, практический. Формы: фронтальная, индивидуальная |
Образовательные ресурсы | Математика. 3–4 классы: поурочные планы по программе «Школа России». Волгоград: Учитель, 2012. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор |
Основные понятия и термины | Таблица умножения; решение задач (расчет стоимости товара, нахождение площади и периметра прямо-угольника); составление обратных задач; перевод величин |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компо-ненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы органи- зации совзаимодей- ствия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Мотивация (само-опреде-ление) к учебной деятель- ности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная под- готовка к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность. Солнце на небе проснулось, Нам, ребята, улыбнулось. Глазки тихо закрываем, Руки к небу поднимаем. Лучи солнышка возьмем И к сердечку поднесем | Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место | Фронтальная, индивидуальная | К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверст-никами. Л – понимают значение знаний для чело-века; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету | Наблюдение учителя за организацией рабо- чего места |
II. Актуализация знаний | 1. Проверка домашнего задания. | Проверяет наличие домашней работы в тетрадях. | Показывают выполненную домашнюю работу. | Фронтальная, индивидуальная | П – осуществляют логические действия; извлекают необходимую информацию из текстов; используют знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевые высказывания. | Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания |
2. Целеполагание. | – Откройте учебник на с. 72, определите тему и цель урока. | Формулируют тему, цель урока. |
3. Устный счет. | «Магические квадраты». | Выполняют задания. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| |
| | | Р – ориентируются в учебнике; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. К – умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для ре-шения проблемы информации. Л – способны адекватно рассуждать о при-чинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудо- любием | |
| – Расставьте скобки так, чтобы равенства были верными. 16 + 20 : 4 = 9 9 · 10 – 7 = 27 15 + 36 : 9 – 3 = 21 | |
| «Лесенка». – Вставьте пропущенные числа. ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/06/10/s_5cfeb3bbeb6d1/1171421_11.png) | |
4. Решение задач. | № 1 (устно). Цена | Количество | Стоимость | 4 р. | 6 шт. | ? | 4 р. | ? | 24 р. | ? | 6 шт. | 24 р. |
| Дети рассматривают таблицу и составляют по ней три простые задачи. |
| № 2. 3 · 8 = 24 (п.) – на 8 пальто. Ответ: 24 пуговицы нужно пришить на 8 таких пальто. | Дети выполняют само-стоятельно с последующей проверкой у доски. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| | 3 · 9 = 27 (п.) – на 9 пальто. Ответ: 27 пуговиц нужно пришить на 9 таких пальто. 3 · 10 = 30 (п.) – на 10 пальто. Ответ: 30 пуговиц нужно пришить на 10 таких пальто. | | | | |
Физкультминутка. | Организует проведение физкультминутки. | Выполняют упражнения согласно инструкции учителя. |
5. Работа по учебнику | № 3. Разбирает вместе с учащимися. Записывает решение на доске. 25 – 3 · 6 = 7 (м). Ответ: ткани хватит. 25 – 4 · 6 = 1 (м). Ответ: 1 метр ткани останется. 5 · 6 = 30 (м). Ответ: для того чтобы расходовать по 5 метров ткани на платье, нужно 30 метров ткани. | После чтения задачи и вопросов к ней устно отвечают на них, составляя выражения. |
| Задача внизу страницы. Привезли – ?, 8 ящиков по 10 кг огурцов. Продали – 54 кг. Осталось – ? | Составляют план решения, а потом решают самостоятельно. 1) 10 · 8 = 80 (кг) – при-везли. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| | | 2) 80 – 54 = 26 (кг) – осталось. Ответ: 26 килограммов огурцов осталось | | | |
III. Практическая деятель- ность | 1. Работа с единицами длины. | – Выполните задание № 5 (с комментированием). | Выполняют задание. | Фронтальная, индивидуальная | П – используют знаково-символические средства; моделируют и преобразуют модели разных типов (схемы, знаки и т. д.); осознанно и произвольно строят речевое высказывание, логическую цепь рассуждений, доказательство. Р – осуществляют контроль, волевую саморегуляцию при возникновении затруднений. К – выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; учитывают разные мнения; координируют в сотрудничестве разные позиции | Устные ответы, записи в тет- ради |
2. Работа с геометрическим мате-риалом. | № 6. – Вспомните, как найти площадь и периметр прямоугольника и квадрата. аквадр. = 3 м апрям. = 4 м bпрям. = 2 м ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/06/10/s_5cfeb3bbeb6d1/1171421_12.png) 1) 3 · 3 = 9 (м2) – Sпрям.. 2) 4 · 2 = 8 (м2) – Sквадр.. 3) 9 – 8 = 1 (м2) – на столько больше. 4) 3 · 4 = 12 (м) – Рпрям.. 5) (4 + 2) · 2 = 12 (м) – Рквадр.. Ответ: периметры фигур одинаковые, Sпрям. Sквадр. на 1 м2. | – Периметр прямоугольника – это сумма длин всех его сторон. – Чтобы найти площадь прямоугольника, надо длину умножить на ши-рину. Записывают самостоятельно решение, а затем производится проверка. |
3. Самостоятельная работа. | – Самостоятельно выполните задание № 7. | Расставляют скобки в равенствах. |
| 4. Работа в тетради на печатной основе | – В рабочей тетради выполните задания № 143–144, с. 53 | Выполняют задания | | | |
IV. Итоги урока. Рефлексия деятель- ности | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – Что сегодня вспомнили, повторили? – Где можно применить полученные знания? – Какое значение они имеют для вас? – Что по этой теме вам кажется непонятным? | Отвечают на вопросы. Делают выводы и обобщения | | П – ориентируются в своей системе знаний. Р – оценивают собственную деятельность на уроке. Л – проявляют интерес к предмету | Устные ответы |
V. До-машнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | Учебник, с. 72, № 4. Рабочая тетрадь, с. 54, № 145 | Задают уточняющие вопросы | | Р – принимают и сохраняют учебные задачи | |
Ресурсный материал
«Лесенка»
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/06/10/s_5cfeb3bbeb6d1/1171421_13.png)
Урок 49
Повторение пройденного:
«Что узнали? Чему научились?»*
(учебник, с. 76–78; рабочая тетрадь, с. 55)
Цель деятельности учителя: способствовать развитию умений решать задачи геометрического содержания (построение и преобразование фигур), осуществлять подбор делимого и делителя для составления выражения, находить длину стороны треугольника по известным двум и периметру.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся решать задачи геометрического содержания (на построение и преобразование фигур), осуществлять подбор делимого и делителя для составления выражения, находить длину стороны треугольника по известным двум и периметру.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения
на уроке, вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: проявляют интерес к расширению знаний, к выполнению заданий, предложенных в учебнике или учителем.
Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер
* Урок строится по усмотрению учителя. Задания, представленные в учебнике на с. 76–78, могут быть использованы для устной работы, а также для организации самостоятельной работы учащихся с последующей проверкой в классе. Некоторые задания можно разобрать совместно с учащимися. Материал надо использовать с учетом подготовленности класса.
Задания из рубрики «Странички для любознательных» по усмотрению учителя могут быть использованы как на отдельном уроке, так и распределены по урокам всей темы.
Урок 50
Проверочная работа
«Проверим себя и оценим свои достижения»
(учебник, с. 80–81)
Цель деятельности учителя: способствовать развитию умений выполнять устные вычисления и выбирать выражения с одинаковым результатом, решать задачи геометрического содержания на построение и преобразование фигур, осуществлять проверку выполненной тестовой работы, анализировать ошибки.
Тип урока: проверка знаний и способов действий.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся выполнять устные вычисления и выбирать выражения с одинаковым результатом, решать задачи геометрического содержания на построение и преобразование фигур, осуществлять проверку выполненной тестовой работы, анализировать ошибки.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, использовать математические знания в расширенной области применения, выполнять самоконтроль и оценку результатов своей учебной деятельности на уроке и по итогам изучения темы.
Личностные: проявляют мотивацию к учебной деятельности.
Образовательные ресурсы: http://www.mamapapa-arh.ru/publ/
test_zadachi_na_umnozhenie_i_delenie_3_klass/106-1-0-1463
Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер, проектор.
Сценарий урока
I. Проверочная работа (тест).
На выполнение заданий рубрики «Проверим себя и оценим свои достижения» на уроке отводится 10–12 мин.
Проверочная работа
Вариант I
1. В книге 56 страниц. Коля читал каждый день по 8 страниц. За сколько дней Коля прочитал книгу?
а) За 7 дней; в) за 8 дней;
б) за 9 дней; г) за 3 дня.
2. В одной книге 40 страниц, а в другой – в 5 раз меньше. Сколько страниц в двух книгах?
а) 45 страниц; в) 53 страницы;
б) 48 страниц; г) 75 страниц.
3. В одной книге 30 страниц, а в другой – 10 страниц. Во сколько раз в первой книге больше страниц, чем во второй книге?
а) В 10 раз; в) в 5 раз;
б) в 3 раза; г) в 2 раза.
4. Ширина обложки книги прямоугольной формы 8 см, а длина 12 см. Чему равен периметр этого прямоугольника?
а) 20 см; в) 60 см;
б) 40 см; г) 80 см.
5. В трех одинаковых коробках 18 карандашей. Сколько карандашей в пяти коробках?
а) 18 карандашей; в) 30 карандашей;
б) 25 карандашей; г) 35 карандашей.
Вариант II
1. В книге 48 страниц. Маша читала каждый день по 8 страниц. За сколько дней Маша прочитает книгу?
а) За 6 дней; в) за 8 дней;
б) за 7 дней; г) за 9 дней.
2. В одной книге 42 страницы, а в другой – в 6 раз меньше. Сколько страниц в двух книгах?
а) 48 страниц; в) 49 страниц;
б) 50 страниц; г) 51 страница.
3. В одной книге 50 страниц, а в другой – 10 страниц. Во сколько раз в первой книге больше страниц, чем во второй?
а) В 4 раза; в) в 5 раз;
б) в 2 раза; г) в 7 раз.
4. Ширина обложки журнала прямоугольной формы 10 см, а длина 20 см. Чему равен периметр прямоугольника?
а) 40 см; в) 70 см;
б) 60 см; г) 50 см.
5. Корова за 4 дня съедает 12 кг сена. Сколько нужно заготовить сена на 7 дней?
а) 18 кг; в) 21 кг;
б) 24 кг; г) 27 кг.
II. Самопроверка.
III. Итоги урока. Рефлексия деятельности.
– Над чем работали на уроке?
– Что выполняли?
– Какие задания вызвали у вас затруднения? Почему?
– Как оцениваете свою работу на уроке?